общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная лепка» Возраст воспитанников: 5-7 лет
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Киндеева Ксения Александровна

Освоение данной программы дает воспитанникам возможность самореализации, развить свой творческий потенциал в волшебном мире декоративно-прикладного искусства. Создание условий для самореализации личности ребёнка, выявление и развитие творческих способностей; формирование культуры труда; расширение кругозора; развитие мелкой моторики рук.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_programma.doc250.5 КБ

Предварительный просмотр:

Наименование разделов

I.

Целевой раздел о Программы  

1.1.

Пояснительная записка

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.4.

Планируемые результаты освоения Программы

II.

Содержательный раздел Программы

2.1.

Учебно-тематический план

2.2.

Содержание изучаемого курса

2.3

Формы промежуточной аттестации

III.

Организационно-педагогические условия реализации образовательной программы

3.1.

Психолого-педагогические условия реализации Программы

3.2.

Форма организации обучения

3.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

3.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

3.5.

Обеспеченность методическими материалами и средствами  

обучения и воспитания

3.6.

Организация режима работы

3.7

Кадровое обеспечение образовательного процесса

Календарный учебный график

Целевой раздел программы

                 1.1 Пояснительная записка

Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка — самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластических образах. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок учится передавать в лепке различные предметы более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности — рисовании, аппликации, конструировании из природного материала. Постепенно он открывает для себя пластику движения во всей его взаимосвязи. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности. Занятие лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка. Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику.

Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Актуальность: Освоение данной программы дает воспитанникам возможность самореализации, развить свой творческий потенциал в волшебном мире декоративно-прикладного искусства. Создание условий для самореализации личности ребёнка, выявление и развитие творческих способностей; формирование культуры труда; расширение кругозора; развитие мелкой моторики рук.

  1. Цель и задачи программы

Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление изделий из пластилина и других пластичных масс.

Задачи:

Познавательные

  • познакомить детей с различными техниками лепки из разных пластичных масс;
  • учить активно и творчески применять усвоенные способы в творческой деятельности;
  • творчески планировать свои действия, доводить начатое дело до конца;
  • способствовать развитию личности ребенка, его мотивации к познанию, творчеству посредством занятия лепкой;
  • формировать коммуникативную компетентность.

Развивающие

  •  развивать художественно- творческий потенциал личности;
  •  развивать у детей наблюдательность, умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов;
  •  развивать положительные эмоции и волевые качества;
  •  развивать моторику рук, глазомер;

-        развивать познавательный интерес, стремление к самообучению.

Воспитательные

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

- поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники изображений;

- воспитывать самостоятельность и аккуратность.

Программа разработана для детей дошкольного возраста (от 5 до 7 лет).

Срок реализации программы – 2 учебных года,78 учебных недель.

Общее количество занятий – 78.

1.3. Принципы  и подходы к формированию программы

Программа разработана с учетом художественно- образовательных технологий, которые отражают:

  1. Принцип доступности- обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
  2. Принцип гуманистичности- индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
  3. Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через вид детской деятельности- лепку.
  4. Принцип интеграции- сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с игровой деятельностью, с развитием познавательных процессов.
  5. Принцип системности- решение поставленных задач в реализации дополнительной программы.

 

1.4 Планируемые результаты  освоения программы

Освоение детьми общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная лепка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов;

-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека;

-понимать образную сущность искусства;

-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям;

-эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка;

-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства;

-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

-создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.

В конечном итоге реализация программы в соответствии со стандартами ФГОС ДО программа способствует:

а) приобретению детьми специальных знаний за счет занятий по программе «Волшебная лепка»:

- пробуждению активности детей;

- умению находить оптимальные способы осуществления деятельности;

- умению подвести деятельность к процессу творчества.

б) развитию личностных качеств:

- ответственность, способность к свободному выбору, уважение и понимание других людей, восприятие и понимание таких ценностей как «Родина», «природа», « дружба», «традиции» и т.д; - правильная оценка своих действий и поведения окружающих, соблюдение порядка, правил техники безопасности и дисциплины;

- овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умение говорить, слушать;

- способность сопереживать, сочувствовать;

- проявление внимания к людям, животным, природе;

- сформированность первичных навыков саморегуляции.

в) овладение практическими умениями и навыками художественно - творческой деятельности;

Программное содержание первого года обучения

Цель: развивать важнейшее для творчества умение видеть, понимать и изображать предметы окружающего мира как художественные образы.

Основные задачи:

- помочь овладеть приемами лепки из разных пластичных масс;

- сформировать понимание детей, о чем может «говорить» искусство;

- научить воспринимать художественные образы и пластикой передавать настроение, состояние.

Предполагаемый результат первого учебного года:

- научатся работать разными пластичными массами;

- научатся изображать предметы, животных, человека, украшать, применяя различные способы лепки;

- научатся лепить предметы по мотивам народных игрушек и керамических изделий;

- получат первичные навыки работы инструментами художника-скульптора;

- начнут понимать язык искусства.

Программное содержание второго года обучения

Цель: научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг себя и создавать оригинальные образы.

Основные задачи:

- развивать воображение и образное мышление, наблюдательность и внимание;

- совершенствовать владение инструментами и материалами;

- продолжать работу над восприятием художественных образов и пластикой передавать, настроение, состояние.

Предполагаемый результат второго учебного года, учащиеся:

- откроют для себя богатство и разнообразие приемов лепки из разных пластичных масс для изображения предметов, животных, человека;

- научатся расписывать готовые работы гуашью;

- научатся лепить небольшие скульптурные группы по мотивам народных сказок и игрушек;

- научатся выполнять лепку на пластинах разными способами (налепом, рельефом);

- научатся понимать язык искусства.

Критерии оценки:

  • оценивается идея, название работы, степень самостоятельности, качество исполнения, эстетический уровень;
  • оценивается умение описывать работу в целом и в деталях;
  • оценивается наблюдательность и фантазия;
  • оценивается свободное владение техническими средствами;
  • оценивается устойчивость теоретических знаний и практические навыки;
  • оценивается умение проводить самоанализ и самокритику;
  • оценивается степень участия в коллективных формах работы;

2. Содержательный раздел программы

  1. Учебно – тематический план

Перечень разделов, тем

1-й год обучения 5-6 года

Всего

Примечания

1

Лепка из соленого теста

14

2

Лепка из холодного фарфора

7

3

Лепка из пластилина

12

4

Лепка из полимерной глины

6

ИТОГО:

39

Перечень разделов, тем

2-й год обучения 6-7 лет

Всего

Примечания

1

Лепка из пластилина

12

2

Лепка из соленого теста

15

3

Лепка из холодного фарфора

10

4

Лепка из полимерной глины

2

ИТОГО:

39

2.2.Содержание изучаемого курса

Учебно-тематический план  1 год обучения

Месяц, неделя

Тема занятия

Всего занятий

1

Сентябрь

1-ая неделя

Вводное занятие. Лепка детей на свободную тему из пластилина

1

2-ая неделя

Любимый мульт- герой (пластилин)

1

З-я неделя

Изготовление бусин и декор для украшения (соленое тесто)

1

4-я неделя

Техника изготовления изделий из окрашенного теста

1

2

Октябрь

1-ая неделя

Лепка морских животных (пластилин)

1

2-ая неделя

Лепка цветов (холодный фарфор)

1

З-я неделя

Изготовление поделок с использованием природных материалов (соленое тесто)

1

4-я неделя

Лепим птиц (пластилин)

1

5-я неделя

Фоторамка из соленого теста

1

3

Ноябрь

1-ая неделя

«Дикие животные» лепка объемных фигур (полимерная глина)

1

2-ая неделя

Натюрморт (соленое тесто)

2

З-я неделя

4-я неделя

Венок с яблоками ( соленое тесто)

1

4

Декабрь

1-ая неделя

Деревенский дворик зимой (пластилин)

1

2-ая неделя

Путешествие в лес (пластилин)

1

З-я неделя

Поздравительная открытка ( пластилин)

1

4-я неделя

Подсвечник (соленое тесто)

1

5

Январь

2-ая  неделя

Беседа «Волшебные материалы для лепки»

Знакомство с материалами и инструментами для лепки, самостоятельная лепка детей на свободную тему. (холодный фарфор)

1

3-ая  неделя

Изготовление рельефных фигурок (пластилин)

1

4-я  неделя

Объемные фигурки животных (полимерная глина)

1

5-я  неделя

Подставка под горячее (Холодный фарфор)

1

6

Февраль

1-ая  неделя

Закладка для блокнота (полимерная глина)

      1

2-ая  неделя

Украшение «Сердце» (соленое тесто)

1

3-я  неделя

Готовим подарок папе, дедушке, брату (Холодный фарфор)

1

4-я  неделя

Украшение- подвеска для дома( соленое тесто)

1

7

Март

1-ая  неделя

Готовим подарок маме (соленое тесто)

1

2-ая  неделя

Кулон (холодный фарфор)

1

3-я  неделя

Пальчиковые куклы ( полимерная глина)

2

4-я  неделя

8

Апрель

1-ая  неделя

Клоун (пластилин)

1

2-ая  неделя

«Удивительная Дымка» (пластилин)

1

3-я  неделя

Пасхальная композиция (холодный форфор)

1

4-я  неделя

Декоративный горшок для цветов (с тесто)оленое

1

5-я неделя

Объемные цветы (холодный фарфор)

1

9

Май

1-ая  неделя

Открытка к 9 мая (пластилин)

1

2-я  неделя

Теремок (пластилин)

1

3-я  неделя

Гроздь винограда (соленое тесто)

1

4-я  неделя

«Мороженное рожок» (полимерная глина)

1

5-я неделя

Итоговое занятие: создание объемных композиций и оформление их в раму (соленое тесто)

1

Учебно-тематический план 2 год обучения

Месяц, неделя

Тема занятия

Всего занятий

1

Сентябрь

1-ая  неделя

Вводное занятие. Техника безопасности.

1

2-ая  неделя

Технология работы с холодным фарфором

Лепка детей на свободную тему (холодный фарфор)

1

3-я  неделя

Лепка ягод в тарелке (холодный фарфор)

1

4-я  неделя

Натюрморт с подсолнухами (соленое тесто)

1

2

Октябрь

1-ая  неделя

Корзина с овощами (соленое тесто)

1

2-ая  неделя

3-я  неделя

Пластилинография «осенний денек»

1

4-я  неделя

Корзина с фруктами (соленое тесто)

2

5-я неделя

3

Ноябрь

1-ая неделя

Маленькие хлебобулочные изделия (соленое тесто)

1

2-ая неделя

Пластилиновый театр. Изготовление персонажей для него.

1

3-я неделя

«Домашние животные» лепка объемных фигур (полимерная глина)

1

4-я неделя

Ветка рябины (соленое тесто)

1

4

Декабрь

1-ая неделя

Плоские украшения, выполненные с помощью шаблонов (соленое тесто)

1

2-ая неделя

«Ледяной терем Дедушки Мороза» (пластилин)

1

3-я  неделя

Изготовление елочных игрушек из холодного фарфора

2

4-я  неделя

5

Январь

2-ая  неделя

Иллюстрации к русско- народным сказкам (пластилин)

1

3-ая неделя

«Чудо хохлома» (пластилин)

1

4-я неделя

«Городец- удалец» (пластилин)

1

5-я неделя

Коллективная работа «Чаепитие» (холодный фарфор)

6

Февраль

1-ая неделя

Мои любимые игрушка (холодный фарфор)

1

2-ая неделя

Мой папа (пластилин)

1

3-я неделя

Подарок папе (холодный фарфор)

1

4-я неделя

Брелок для ключей (полимерная глина)

1

7

Март

1-ая  неделя

Подарок маме (холодный фарфор)

1

2-ая  неделя

Моя мама (пластилин)

1

3-я  неделя

Праздничный торт (соленое тесто)

1

4-я  неделя

Матрешка (пластилин)

1

8

Апрель

1-ая  неделя

«В далеком космосе» (соленое тесто)

2

2-ая  неделя

3-я  неделя

Рельефная лепка «Пасха» (пластилин)

1

4-я  неделя

Весенние цветы (холодный фарфор)

1

5-я неделя

Бабочка на цветке (соленое тесто)

1

9

Май

1-ая  неделя

Поздравительная открытка (пластилин)

1

2-ая  неделя

Пчела (пластилин)

1

3-я  неделя

«Ромашка» композиция из отдельных деталей (соленое тесто)

1

4-я  неделя

Итоговое занятие: Творческая мастерская для родителей и их детей (холодный фарфор)

1

2.3. Форма промежуточной аттестации

Форма  промежуточной аттестации – творческая мастерская совместно с родителями.

3.Организационный раздел программы

3.1. Психолого - педагогические условия реализации программы

В ходе реализации программы применяются технологии игрового, проектного, проблемного обучения; личностно- ориентированные и здоровьесберегающие технологии. Используются следующие методы и приемы:

  • эксперементирование с изобразительными материалами, использование сочетаний уже освоенных  детьми техник и материалов;
  • разнообразные игровые приемы, которые позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определенные замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру;
  • рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов ( предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, одноразовые тарелочки для росписи), элементов росписи;
  • игры и упражнения, направленные на развитие творческих и эстетических способностей;
  • использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности;
  • формирование эстетических интересов.

3.2. Форма организации обучения

Форма обучения: очная, дневная

Форма организации занятий: групповая

Особенности набора учащихся: свободный.

Продолжительность образовательного процесса: сентябрь-май

  1. . Способы и направления поддержки детской инициативы

Успешная реализации Программы обеспечивается  следующими психолого-педагогическими  условиями, направленными на поддержку детской инициативы:

  • создание  ситуаций «успешности», позволяющих ребёнку реализовать  свою компетентность, приобретать  уверенность  в собственных возможностях;
  • поощрение инициативы и самостоятельности детей;
  • поддержки  уверенности в собственных способностях;
  • использование адекватной оценки результата  деятельности ребёнка с признанием его усилий;
  •  спокойно реагировать на  неуспех ребёнка. Выражение  уверенности в возможностях  преодоления  трудностей, оказание помощи;
  • поддержка  чувства  удовлетворения результатами своей деятельности,  индивидуальными достижениями.

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Использование разнообразных форм работы:

Консультации,  беседы,  просмотр презентаций, наглядных пособий, оформление материала в папках-передвижках, выставки детских работ.

  1. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Помещение

Специально оборудованная творческая мастерская;

Оборудование

Мебель, предназначенная для детей дошкольного возраста; шкафы для хранения методического и дидактического материала, а также необходимых для рабочих материалов. Компьютер.

Дидактические и методические материалы

- Разработки педагога для обеспечения образовательного процесса (учебно-методический план, сценарии творческих мероприятий, методические разработки);

- Разработки педагога для проведения занятий (планы и конспекты занятий, схемы, таблицы, образцы изделий);

 - Информационный материал (книги, тематические журналы, видеоматериалы);

- Творческие отчеты по программе  (фотоальбомы, оригиналы работ, грамоты, дипломы);

Расходные материалы

Пластилин, самоотвердевающая полимерная глина, холодный форфор, соленное тесто,полимерная глина, стаканы, гуашь, акриловые краски, кисти, баночки  для воды, салфетки, цветной и белый картон, стеки, доски для лепки, декоративные предметы.

  1. Организация режима работы

Год обучения: 2019-2021 уч.год.

Периодичность проведения: 1 раз в неделю с сентября по май.

Занятия проводятся с группой детей в составе – 10 человек.  

Продолжительность занятий:

-  5-6 лет  25 мин

- 6-7 лет  30 мин

Перерыв между занятиями – 10 минут

Список литературы для педагога

Список литературы используемой педагогом

  1. Васильева М.А.Методические рекомендации к «Программе воспитание и обучения в детском саду» М. Мозаика-Синтоз.2007г. стр.226
  2. Васильева М. А .«Программа воспитания и обучения в детском саду» 2006г., М., Мозаика-Синтез стр.226.
  3. Грибовская А.А, Халезова-Зацепина М. Б. «Лепка в детском саду»:М. Творческий Центр 2010г. 76 стр.
  4. Диченскова А.М. «Страна пальчиковых игр» Ростов-на-Дону. Феникс2008«Детское художественное творчество» Москва.«Мозаик-Синтез» 2005г.стр.221
  5. «Знакомство детей с русско-народным творчеством», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2001г. Стр. 185
  6. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» программа и методические рекомендации. Москва. «Мозаика-Синтез» 2006г.стр228
  7. Лыкова И .А. «Из чего же, из чего же все из пластилина» «Карапуз –Дидактика» 2006г. стр.20
  8. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» подготовительная к школе группа.М.2009г.творческий центр СФЕРА. Стр. 207
  9. Лыкова И.А.«Морская лепка», «Карапуз –Дидактика» 2006г.стр . 20 .
  10.          Аппликации из пластилина/ Шкицкая И.О.- Изд. 7-е, испр.- Ростов на Дону:

Феникс, 2014.- стр. 87, Ил.- ( Город мастеров)

  1.  Мезенцева В.Н. Власенко О.П. «Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией Васильевой М .А.,Гербовой В. В.,Комаровой Т.С.старшая группа. Волгоград 2012г.стр.94
  2. Халезова Н.Б «Лепка в детском саду»:М.Мозаика-Синтез.2007г.стр.142
  3. Халезова Н.Б. «Народная пластика и декоративная лепка в детском саду», М.Мозаика-Синтез, 2007г. стр.111
  4. Журналы «Цветной мир» № 1,2,3 – 2010г.
  5. Журналы «Искусство детям» 2005-2006г.
  6. Журналы «Дошкольное воспитание» 2007-2012г.

17.     Интернет источники  

3.7. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Проводить образовательную деятельность могут  лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартом.

№ п/п

вид

образовательной программы

(основная / дополнительная),

В соответствии с учебным

планом

Характеристика педагогических работников

Фамилия,

имя,

отчество,

должность

по штатному расписанию

Какое образовательное учреждение окончил, специальность (направление подготовки) по документу об образовании

Ученая степень, ученое (почетное) звание, квалификационная категория

Стаж работы

Основное

 место работы, должность

Условия привлечения к педагогической деятельности (штатный работник, внутренний совместитель, внешний совместитель, иное)

общий

в т.ч. педагогической работы

всего

в т.ч. по указанному

предмету, дисциплине,

(модулю)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«Волшебная лепка»

(Лепка из пластилина и других пластичных масс)

Дополнительная общеобразовательная программа для детей 5-7 лет. 2019 г.

Сост. Киндеева К.А.

Киндеева Ксения Александровна,

воспитатель

Средне- профессиональное

«Омский педагогический колледж №1»,

2013 г.

Педагогическое «Учитель  начальных классов с дополнительной подготовкой- воспитатель»

6

3

3

МАДОУ

«Детский сад № 2 «Пчёлка», воспитатель

Штатный

Календарный учебный график

Продолжительность учебного года

Срок реализации программы – 2 учебный год

С сентября 2019 г.  по 31 мая 2020 г.  – 39 рабочих недели

I полугодие - с 01.09.2019 г. по 31.12.2020 г.  

II  полугодие - с 09.01. 2020 г. по 31.05.2020 г.

С сентября 2020 г.  по 31 мая 2021 г.  – 39 рабочих недели

I полугодие - с 01.09.2020 г. по 31.12.2020 г.  

II  полугодие - с 09.01. 2021 г. по 31.05.2021 г.

Образовательный  процесс

Форма обучения – очная, дневная

Объем занятий в неделю - 1

Общее количество занятий – 78

Продолжительность занятий

                                                      старшая группа – 25 минут

                                                      подготовительная группа – 30 минут

Расписание занятий

Дисциплина

Возраст детей

Пятница

«Волшебная лепка»

 5-7 лет

1 занятие

      16.00-16.30

Форма промежуточной аттестации  – самостоятельная детская работа по заданной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа *Волшебные краски*

Программа имеет художественную направленность с нравственно-патриотическим уклоном. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей страны, учатся видеть красоту родной природы...

Вариант примерной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Маленький умелец» возраст воспитанников 4-5 лет

Программа « Маленький умелец » составлена с учетом меж предметных и внутри предметных связей, продолжения формирования у дошкольников эстетического отношения к миру на основе визуальных ху...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» (Возраст детей:4-6 лет) Срок реализации: 2года.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные пальчики» по художественной лепке позволяет расширить представление детей в области изобразительного искусства. Это ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рисуем пальчиками» для воспитанников от 3 до 4 лет

Эмоции — это, и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, волнует ребёнка, ч...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по лепке из соленого теста "Мукосолька"

Художественно-прикладное творчество стимулирует у детей развитие внимания, восприятия, воображения, мелкой моторики, воспитывает аккуратность, усидчивость при выполнении работ, эстетический вкус, обес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"(старший возраст)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага"(Старший возраст)...

Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага" (Подготовительный возраст)

Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа "Волшебная бумага" (Подготовительный возраст)...