Открытое ООД "Матрешка"
методическая разработка по аппликации, лепке

Ольга Вячеславовна Лебедева

Открытое занятие для воспитателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №3 «Зоренька»

Конспект занятия по пластилинографии для подготовительной группы «Матрешка».

Подготовила воспитатель

подготовительной группы 2

Лебедева О.В.

г. Лобня

март

2018 -2019 уч.год

Цель: выполнить модель матрешки в технике пластилинография.

Задачи:

  1. Образовательные:

- дать детям представление о происхождении матрешки;

- познакомить детей с различными видами русской матрешки;

2) Развивающие:

- закреплять умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки ;

- развивать мелкую моторику рук;

3) Воспитательные:

-  воспитывать интерес и любовь к народной игрушке.

Материалы и оборудование: 1) Трафареты матрешек из картона по количеству детей; 2) Наборы пластилина; 3)Дощечки;

4) Стеки; 5) Влажные салфетки.

Методы и приемы работы:

  1. Наглядный: использование презентации о матрешке; показ образца работы.
  2. Словесный: вопросы к детям, объяснение, поощрение, анализ проделанной работы.
  3. Практический: выполнение детьми собственной матрешки.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, сегодня у нас на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся.

Сегодня мы с вами поговорим о символе нашей страны. Но сначала отгадайте загадку:

Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы -..
.(Матрешки)

Воспитатель: Правильно. Скажите, у кого дома есть Матрешка?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем отличается Матрешка от других кукол?
Дети: Внутри у матрешки много кукол.

Воспитатель: Сегодня Я Вам расскажу увлекательную историю о создании Матрешки.
Первая русская матрёшка появилась очень давно и сразу стала гордостью русского народного искусства. 
Посмотрите, какая она яркая и нарядная! Любят Матрешку русские люди, а народные мастера с удовольствием их изготавливают. Кажется, что матрёшка пришла к нам из сказок, а на самом деле ей всего немногим больше ста лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но одна из них это то, что её прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрёшка ,присмотритесь, даже её форма в чем-то напоминает яйцо.

Вторая версия ,что на создание матрешки подвигло русских мастеров фигурка добродушного лысого старика, который был сделан мастерами из страны Японии.
Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Раньше имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее известных русских имён и означает это имя:  «Мать» у которой очень много детей. 
Давайте откроем матрешку и заглянем, сколько же у нее деток.

-Ребята, из чего сделана матрешка?(ответы детей).

-Значит она какая ? (деревянная).

Матрёшки изготавливают из древесины, чаще всего из липы. Обычно первой вытачивают самую маленькую, не открывающуюся фигурку, потом уже все остальные фигурки. Для того,  чтобы игрушки-матрёшки получились красивыми, сначала их вытачивают на станке, затем делают фон, расписывают и после этого покрывают несколько раз лаком. Каждая игрушка хороша по-своему: одна – весёлая, другая задумчивая, третья – озорная. Всё зависит от художника, который старается выполнить неповторимый образ для своей любимицы. Матрёшка отражает образ русской женщины. Русские женщины в старину ходили с покрытыми головами: это были платки, кокошники или вышитые повязки, носили очень длинные кофты, их называли рубахами. Поверх рубах носили очень длинные сарафаны, поэтому и у матрёшки ног не видно. Рубаха и сарафан украшены различными узорами, иногда еще надеты бусы и другие украшения. Часто у матрёшки на сарафан надет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами.

Мастерят матрешки в разных уголках нашей большой страны. Посмотрите.
Сергиевскую матрешку, которую создают в городе Сергеев Посад, можно распознать по цветастому платку, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами. Это самая простая матрешка.
Семеновская роспись матрешки из  города  Семенов, отличается подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего. При этом основные детали очерчены черным контуром, что придает четкости всем линиям. Наряды, это простые сарафаны с цветочными узорами. А вот платок, обязательно покрывающий ее голову, всегда расписан горохом.
Вятская роспись, матрешка родом из Вятки, легко отличается по общему образу: у такой матрешки застенчивая улыбка, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые. В узорах сарафана всегда присутствуют детали красного цвета.

Полховская матрешка родом из Поволжья.
Своей формой полховская матрешка заметно отличается от своих сергиевских и семеновских сестер. Роспись полховских матрешек строится на сочетании малиново - красного, зеленого и черного цветов по предварительно нанесенному тушью контуру.
"Цветы с наводкой" - наиболее типичная и любимая в Полховском Майдане роспись, более близкая и "пестрение" - украшение при помощи отдельных мазков, "тычков" и точек.
Вот как много видов росписи Матрешек в нашей стране.

Ребята, а ведь обычно у матрешек большая семейка, много сестричек. Давайте поможем нашим  матрешкам собраться в большую семью – смастерим для них младших сестричек?

Дети: да.

Воспитатель: но для начала немного разомнемся.

Физкультминутка:
Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Сейчас мы будем раскрашивать наших красавиц-матрешек пластилином. Как называется эта техника?

Дети: Пластилинография.

Воспитатель: Дети, какие правила при работе с пластилином вы знаете?

Дети (если они затрудняются с ответом, говорит воспитатель):Аккуратно пользоваться пластилином, не пачкать стол, одежду, лепить на дощечке, не брать пластилин в рот; засучивать рукава перед работой.

Показ образца. Дети, посмотрите, с чего мы будем начинать нашу работу.

- Делаем волосы. Пластилин какого цвета можно использовать, чтобы сделать волосы? (желтый, коричневый).

- Правильно! Я взяла желтый пластилин. Отщипываем маленькие кусочки пластилина, скатываем их в кружочки( колбаски) и слегка сжимаем пальцами, потом прилепляем на матрешку. Хорошо прижимаем, чтобы волосы матрешки не отпали.

- Затем голову матрешки украшаем ярким платком. Отщипываем от пластилина небольшие кусочки и размазываем их по платку матрешки подушечками пальцев (показать).

- Делаем для матрешки фартучек  так же, как делали платочек. Выбираем контрастные цвета,  чтобы платок и фартук не сливались.

- Делаем матрешке платье.

- Украшаем матрешку цветочками, используем белый и желтый пластилин. Скатываем маленькие желтые шарики, размещаем их на платке или фартучке матрешки.  Вокруг выкладываем белые шарики-лепестки.

-Каждый может включить фантазию и использовать другие цвета и украшения.

Дети, вы всё запомнили? Садитесь за свои рабочие места.

Дети выполняют работу, на фоне звучит музыка.

Гимнастика для уставших пальчиков.
Долго, долго мы лепили,
(руки сцеплены в замок и круговые вращения кистями)
Наши пальцы утомили,
(встряхивание кистями рук)
Пусть немножко отдохнут,
(поглаживание каждого пальчика по - очереди)
И опять лепить начнут.
Дружно пальцы  разведём
(развели руки в стороны)
И опять лепить начнём.
(хлопают в ладоши)

Методические рекомендации во время выполнения работы:

- стараемся не вылезать за контуры матрешки;

- используем подходящие цвета;

- хорошо размазываем пластилин;

- придавливаем цветы, чтобы они хорошо держались и т.д.

Воспитатель: Вот и матрешки наши готовы. Давайте разместим их рядом со старшей подружкой, посмотрим, какие они замечательные получились, все разные и красивые.

Какие игрушки были популярны в народе? Какие матрёшки в России самые известные?  Какие костюмы носили матрёшки? Какое настроение возникает при взгляде на матрёшку? Чем вам нравится эта игрушка?
А вам нравятся ваши матрёшки? А какая матрёшка вам больше всего понравилась? Расскажите, чем понравилась работа. (Ответы 2-3 детей.)

Дети читают стих.

Матрёшка на окошке
Под ярким сарафаном.
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
Открой – увидишь чудо:
Матрёшенька – детёныш.
А там ещё! Откуда?
А там опять…Найдёныш!
Умыты ручки, ножки
У каждой у матрёшки.
Поглажены одёжки,
Почищены сапожки…
Поют матрёшки в хоре.
Живут не зная горя,
И дружно, и счастливо,
И весело на диво!
В. Приходько.

- Молодцы, ребята. Сегодня вы были необычными художниками. Матрёшки просто замечательные. И вы очень хорошо справились с этой работой.

Большое Вам спасибо за работу.

Музыкальная пауза.( если проходит по времени)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".

Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...

Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД

Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)

Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...

«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».

Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...