Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей с ОНР в подготовительной группе
методическая разработка по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Кербо Татьяна Владимировна

Материал будет полезен как для логопедов, так и для воспитателей коррекционных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ptitsy_konspekt.docx22.96 КБ
Файл ptitsy_konspekt.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 73 Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

                                           Разработали         Кербо Татьяна Владимировна

                                                                Моисеева Наталья Михайловна

                                                           Шаброва Наталья Ивановна

                     

Участники:

Учитель – логопед : Моисеева Наталья Михайловна

Воспитатели:     Кербо Татьяна Владимировна

:   Шаброва Наталья Ивановна

Дети, родители

Санкт – Петербург 2020год

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

   С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

  (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА)

ТЕМА:  «Перелетные  птицы»

ЦЕЛЬ:  Совершенствовать  лексико-грамматический  строй  речи.

ЗАДАЧИ:  1. Закрепить  понятие  «перелетные  птицы»  и  названия  перелетных  птиц.

2. Учить  образовывать  приставочные  глаголы  от  глагола  «летать»  с  опорой  на  схемы.

3. Упражнять  в  составлении  предложений  с  приставочными  глаголами  и  названиями  перелетных  птиц.

4. Развивать  слуховое  внимание.

5. Закреплять представления о поведении перелетных птиц на основе сказки Мамина – Сибиряка «Лягушка – путешественница»

6. Развивать умение вырезать фигурку «уточка» с помощью приема «симметричного» вырезания

7. Развитие коммуникативных навыков

ОБОРУДОВАНИЕ:  картинки  перелетных  птиц  (аист,  цапля,  журавль,  гусь,  утка,  лебедь,  ласточка,  скворец,  грач,  соловей,  жаворонок,  трясогузка,  стриж,  кукушка,  иволга),  схемы  приставочных  глаголов (по Т.А. Ткаченко).

МАТЕРИАЛЫ: цветная бумага, картон, клей, ножницы, схемы сборки фигурки лягушки  (оригами), шаблон для вырезания утки, цветные фломастеры

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

ЧАСТЬ I

1. Начало  занятия.

«Входной  билет» - назвать  одну  перелетную  птицу.

2. Основная  часть.

2.1. Закрепление  понятия  «перелетные  птицы».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас  вы  назвали  перелетных  птиц.  А  почему  этих  птиц  называют  перелетными?

ДЕТИ:  Потому  что  эти  птицы  осенью  улетают  в  теплые  края,  а  весной  возвращаются  обратно  к  нам.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Почему  же  они  улетают  осенью?

ДЕТИ:  Потому  что  им  не  хватает  корма.  Они  питаются  насекомыми,  рыбой,  лягушками,  червяками.  А  зимой  этой  пищи  нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Вы  совершенно  правы.

2.2. Закрепление  названий  перелетных  птиц.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Назовите,  пожалуйста,  перелетных  птиц,  которые  питаются  лягушками.

ДЕТИ:  Аист,  цапля,  журавль.

        Когда  дети  называют  птиц,  логопед  выставляет  на  наборное  полотно  соответствующие  картинки.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Назовите  перелетных  птиц,  для  которых  основной  корм  -  рыба.

ДЕТИ:  Гуси,  утки,  лебеди.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Назовите  перелетных  птиц,  которые  питаются  насекомыми  и  червями.

ДЕТИ:  Грачи,  скворцы,  ласточки,  стрижи,  соловьи,  жаворонки,  трясогузки,  иволги,  кукушки.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята,  а  дятел  тоже  питается  насекомыми  и  личинками.  Почему  он  не  улетает?

ДЕТИ:  У  дятла  крепкий  клюв,  которым  он  выдалбливает  корм  из-под  коры  деревьев.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Верно.

2.3. Физминутка.  Развитие  слухового  внимания.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Я  предлагаю  вам  ненадолго  превратиться  в  птиц  и  полетать.  А  я  буду  читать  стихотворение,  в  котором  перечисляются  названия  разных  птиц.  Но  будут  попадаться  и  другие  слова  -  не  названия  птиц.  Если  вы  услышите  такое  слово,  присядете  на  корточки.  Внимание!  Полетели!

Прилетели  птицы:

Голуби,  синицы,

Мухи  и  стрижи,

Аисты,  вороны,

Галки,  макароны.

Прилетели  птицы:

Голуби,  куницы,

Соловьи,  ножи,

Лебеди,  чижи,

Болтики,  кукушки,

Зяблики,  ватрушки.

Прилетели  птицы:

Голуби,  синицы,

Чибисы,  чижи,

Гаечки,  стрижи,

Аисты,  кукушки,

Даже  совы – сплюшки,

Лебеди  и  утки  -

Вот  спасибо  шутке!

2.4. Образование  приставочных  глаголов.

ЛОГОПЕД:  Сейчас  вы  изображали  движения  птиц.  Покажите  кистями  рук,  как  двигается  птица,  назовите  это  действие.

        Дети  выполняют  упражнение  «птица»  и  называют  действие  -  летает.

ЛОГОПЕД:  Птицы  летают.  Сейчас  мы  с  вами  будем  работать  со  словом  «летать».  Это  действие  и  слово  мы  обозначим  стрелкой.  Посмотрите  на  эту  схему.  Как  вы  думаете,  как  изменится  слово  «летать»?  В  какое  оно  превратиться  слово?

        Логопед  показывает  начальную  точку,  движение  по  стрелке  и  конечную  точку.

ЛОГОПЕД:  Что  сделала  птичка?

ДЕТИ:  Перелетела.

ЛОГОПЕД:  Правильно.  Слово  «летать»  превратилось  в  слово  «перелетать».

        Аналогично  со  схемами  прорабатываются  глаголы:  прилетать,  улетать,  влетать,  вылетать,  подлетать,  отлетать,  слетать.

ЛОГОПЕД:  Давайте  повторим.  Я  буду  показывать  схему,  а  вы  называете  действие.

        Дети  по  предъявлению  схемы  хором  называют  глагол.

2.5. Составление  предложений.

ЛОГОПЕД:  Теперь  мы  будем  составлять  предложения.  В  каждом  предложении  надо  использовать  название  перелетной  птицы  и  действие.  Но  действия  у  всех  будут  разные.  А  название  перелетной  птицы  может  быть  любое.

        Схемы  приставочных  глаголов  разыгрываются  лотереей  или  по  типу  фантов.

ЛОГОПЕД:  И  еще  одно  условие  -  в  предложении  должно  быть  больше  двух  слов.  В  конце  занятия  вы  выберете  самые  красивые  и  интересные  предложения.  Кто  хочет  быть  первым?

        Дети  по  одному  выходят  к  наборному  полотну,  показывают  свою  схему,  изображение  выбранной  птицы  и  составляют  предложение.  Логопед  при  необходимости  помогает  наводящими  вопросами  или  привлекает  к  помощи  других  детей.

ЛОГОПЕД:  Молодцы!  Вы  все  проявили  фантазию.  А  чьи  предложения  вам  понравились  больше  всего?

        Дети  по  очереди  высказывают  свое  мнение.  Логопед  обобщает  мнения  и  делает  вывод  о  том,  какое  предложение  можно  назвать  интересным,  обращая  внимание  на  правильность  построения  фразы.

ЛОГОПЕД:  .  На  прогулке  я  прошу  вас  понаблюдать  за  птицами.  А  когда  вернетесь  в  группу,  вы  мне  расскажете,  каких  птиц  вы  видели,  и  какие  действия  совершали  эти  птицы


ЧАСТЬ II

Познавательная и художественно – прикладная деятельность

Воспитатель вспоминает вместе с детьми сказку о лягушке-путешественнице,. Спрашивает детей, куда улетали утки осенью и почему; когда, в какое время года птицы должны были вернуться обратно, почему именно весной птицы возвращаются в свои родные места

Спрашивает детей, как выглядели бы озеро или пруд, море с высоты птичьего полета.

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения «Мы летим»:

Мы летим высоко,
Мы летим далеко,
Словно птицы, летим.
Словно пчелы, жужжим.
Видим землю внизу –
Как лоскутный узор,
Из кабины у нас
Превосходный обзор.
Видим горы, леса,
Нити речек, дома.
Как игрушечный, мир!

 Воспитатель спрашивает детей, кто из них летал на самолете, что видел из окошка, какого цвета были деревни, реки, озера и.т.п. Помнят ли они, в какое время года это было, что может показать нам, когда это было. Какого цвета были леса, поля, Если лес внизу желто-красный, какое это время года, А что мы увидим из окошка самолета зимой?

Воспитатель предлагает выполнить коллективную аппликацию по сказке «Лягушка – путешественница»

Организуем две команды: команда взрослых делает фигурки лягушек из цветной бумаге в технике «оригами» по предлагаемым схемам сборки

Команда детей вырезает по шаблону  фигурки уток приёмом симметричного вырезания и раскрашивает их карандашами и фломастерами.

Те, кто справился с заданием, помогают вырезать декорацию болота: озеро, осоку, камыши. Потом две команды представляют результат своей работы, и дети с помощью взрослых выполняют сюжетную аппликацию по сказке.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 73 Красносельского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

                                           Разработали         Кербо Татьяна Владимировна

                                                                Моисеева Наталья Михайловна

                                                           Шаброва Наталья Ивановна

                     

Участники:

Учитель – логопед : Моисеева Наталья Михайловна

Воспитатели:     Кербо Татьяна Владимировна

:   Шаброва Наталья Ивановна

Дети, родители

Санкт – Петербург 2020год

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

   С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ

  (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА)

ТЕМА:  «Перелетные  птицы»

ЦЕЛЬ:  Совершенствовать  лексико-грамматический  строй  речи.

ЗАДАЧИ:  1. Закрепить  понятие  «перелетные  птицы»  и  названия  перелетных  птиц.

2. Учить  образовывать  приставочные  глаголы  от  глагола  «летать»  с  опорой  на  схемы.

3. Упражнять  в  составлении  предложений  с  приставочными  глаголами  и  названиями  перелетных  птиц.

4. Развивать  слуховое  внимание.

5. Закреплять представления о поведении перелетных птиц на основе сказки Мамина – Сибиряка «Лягушка – путешественница»

6. Развивать умение вырезать фигурку «уточка» с помощью приема «симметричного» вырезания

7. Развитие коммуникативных навыков

ОБОРУДОВАНИЕ:  картинки  перелетных  птиц  (аист,  цапля,  журавль,  гусь,  утка,  лебедь,  ласточка,  скворец,  грач,  соловей,  жаворонок,  трясогузка,  стриж,  кукушка,  иволга),  схемы  приставочных  глаголов (по Т.А. Ткаченко).

МАТЕРИАЛЫ: цветная бумага, картон, клей, ножницы, схемы сборки фигурки лягушки  (оригами), шаблон для вырезания утки, цветные фломастеры

ХОД  ЗАНЯТИЯ:

ЧАСТЬ I

1. Начало  занятия.

«Входной  билет» - назвать  одну  перелетную  птицу.

2. Основная  часть.

2.1. Закрепление  понятия  «перелетные  птицы».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сейчас  вы  назвали  перелетных  птиц.  А  почему  этих  птиц  называют  перелетными?

ДЕТИ:  Потому  что  эти  птицы  осенью  улетают  в  теплые  края,  а  весной  возвращаются  обратно  к  нам.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Почему  же  они  улетают  осенью?

ДЕТИ:  Потому  что  им  не  хватает  корма.  Они  питаются  насекомыми,  рыбой,  лягушками,  червяками.  А  зимой  этой  пищи  нет.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Вы  совершенно  правы.

2.2. Закрепление  названий  перелетных  птиц.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Назовите,  пожалуйста,  перелетных  птиц,  которые  питаются  лягушками.

ДЕТИ:  Аист,  цапля,  журавль.

        Когда  дети  называют  птиц,  логопед  выставляет  на  наборное  полотно  соответствующие  картинки.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Назовите  перелетных  птиц,  для  которых  основной  корм  -  рыба.

ДЕТИ:  Гуси,  утки,  лебеди.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Назовите  перелетных  птиц,  которые  питаются  насекомыми  и  червями.

ДЕТИ:  Грачи,  скворцы,  ласточки,  стрижи,  соловьи,  жаворонки,  трясогузки,  иволги,  кукушки.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Ребята,  а  дятел  тоже  питается  насекомыми  и  личинками.  Почему  он  не  улетает?

ДЕТИ:  У  дятла  крепкий  клюв,  которым  он  выдалбливает  корм  из-под  коры  деревьев.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Верно.

2.3. Физминутка.  Развитие  слухового  внимания.

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Я  предлагаю  вам  ненадолго  превратиться  в  птиц  и  полетать.  А  я  буду  читать  стихотворение,  в  котором  перечисляются  названия  разных  птиц.  Но  будут  попадаться  и  другие  слова  -  не  названия  птиц.  Если  вы  услышите  такое  слово,  присядете  на  корточки.  Внимание!  Полетели!

Прилетели  птицы:

Голуби,  синицы,

Мухи  и  стрижи,

Аисты,  вороны,

Галки,  макароны.

Прилетели  птицы:

Голуби,  куницы,

Соловьи,  ножи,

Лебеди,  чижи,

Болтики,  кукушки,

Зяблики,  ватрушки.

Прилетели  птицы:

Голуби,  синицы,

Чибисы,  чижи,

Гаечки,  стрижи,

Аисты,  кукушки,

Даже  совы – сплюшки,

Лебеди  и  утки  -

Вот  спасибо  шутке!

2.4. Образование  приставочных  глаголов.

ЛОГОПЕД:  Сейчас  вы  изображали  движения  птиц.  Покажите  кистями  рук,  как  двигается  птица,  назовите  это  действие.

        Дети  выполняют  упражнение  «птица»  и  называют  действие  -  летает.

ЛОГОПЕД:  Птицы  летают.  Сейчас  мы  с  вами  будем  работать  со  словом  «летать».  Это  действие  и  слово  мы  обозначим  стрелкой.  Посмотрите  на  эту  схему.  Как  вы  думаете,  как  изменится  слово  «летать»?  В  какое  оно  превратиться  слово?

        Логопед  показывает  начальную  точку,  движение  по  стрелке  и  конечную  точку.

ЛОГОПЕД:  Что  сделала  птичка?

ДЕТИ:  Перелетела.

ЛОГОПЕД:  Правильно.  Слово  «летать»  превратилось  в  слово  «перелетать».

        Аналогично  со  схемами  прорабатываются  глаголы:  прилетать,  улетать,  влетать,  вылетать,  подлетать,  отлетать,  слетать.

ЛОГОПЕД:  Давайте  повторим.  Я  буду  показывать  схему,  а  вы  называете  действие.

        Дети  по  предъявлению  схемы  хором  называют  глагол.

2.5. Составление  предложений.

ЛОГОПЕД:  Теперь  мы  будем  составлять  предложения.  В  каждом  предложении  надо  использовать  название  перелетной  птицы  и  действие.  Но  действия  у  всех  будут  разные.  А  название  перелетной  птицы  может  быть  любое.

        Схемы  приставочных  глаголов  разыгрываются  лотереей  или  по  типу  фантов.

ЛОГОПЕД:  И  еще  одно  условие  -  в  предложении  должно  быть  больше  двух  слов.  В  конце  занятия  вы  выберете  самые  красивые  и  интересные  предложения.  Кто  хочет  быть  первым?

        Дети  по  одному  выходят  к  наборному  полотну,  показывают  свою  схему,  изображение  выбранной  птицы  и  составляют  предложение.  Логопед  при  необходимости  помогает  наводящими  вопросами  или  привлекает  к  помощи  других  детей.

ЛОГОПЕД:  Молодцы!  Вы  все  проявили  фантазию.  А  чьи  предложения  вам  понравились  больше  всего?

        Дети  по  очереди  высказывают  свое  мнение.  Логопед  обобщает  мнения  и  делает  вывод  о  том,  какое  предложение  можно  назвать  интересным,  обращая  внимание  на  правильность  построения  фразы.

ЛОГОПЕД:  .  На  прогулке  я  прошу  вас  понаблюдать  за  птицами.  А  когда  вернетесь  в  группу,  вы  мне  расскажете,  каких  птиц  вы  видели,  и  какие  действия  совершали  эти  птицы


ЧАСТЬ II

Познавательная и художественно – прикладная деятельность

Воспитатель вспоминает вместе с детьми сказку о лягушке-путешественнице,. Спрашивает детей, куда улетали утки осенью и почему; когда, в какое время года птицы должны были вернуться обратно, почему именно весной птицы возвращаются в свои родные места

Спрашивает детей, как выглядели бы озеро или пруд, море с высоты птичьего полета.

Воспитатель читает детям отрывок из стихотворения «Мы летим»:

Мы летим высоко,
Мы летим далеко,
Словно птицы, летим.
Словно пчелы, жужжим.
Видим землю внизу –
Как лоскутный узор,
Из кабины у нас
Превосходный обзор.
Видим горы, леса,
Нити речек, дома.
Как игрушечный, мир!

 Воспитатель спрашивает детей, кто из них летал на самолете, что видел из окошка, какого цвета были деревни, реки, озера и.т.п. Помнят ли они, в какое время года это было, что может показать нам, когда это было. Какого цвета были леса, поля, Если лес внизу желто-красный, какое это время года, А что мы увидим из окошка самолета зимой?

Воспитатель предлагает выполнить коллективную аппликацию по сказке «Лягушка – путешественница»

Организуем две команды: команда взрослых делает фигурки лягушек из цветной бумаге в технике «оригами» по предлагаемым схемам сборки

Команда детей вырезает по шаблону  фигурки уток приёмом симметричного вырезания и раскрашивает их карандашами и фломастерами.

Те, кто справился с заданием, помогают вырезать декорацию болота: озеро, осоку, камыши. Потом две команды представляют результат своей работы, и дети с помощью взрослых выполняют сюжетную аппликацию по сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по развитию речи и лепке во II второй младшей группе "Гнёздышко для птички"

Данное занятие способствует развитию речевой активности детей, мелкой и крупной моторики. Дети закрепляют знакомые приемы лепки.    Проводилось занятие во второй половине учебног...

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ИЗО деятельности в первой младшей группе «Выпал первый снег».

Программное содержание: закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.Словарная работа: ...

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной группы "Путешествие в сказку"

Итоговое занятие по проекту "Любимые русские народные сказки"Цель проекта:Использование русских народных сказок как средства развития образной речи детей старшего дошкольного возраста....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе "Осенняя прогулка в лес".

Цель: Систематизировать представления детей о признаках осени.Формировать обобщающее понятие "лес",закрепить знания о различных деревьях.Учить етей составлять описательный рассказ с опорой н...

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в космос»

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Путешествие в космос"....

Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим в средней группе «Путешествие в весенний лес»

Цель:Систематизировать представления детей о признаках весны.Задачи:-Формировать обобщающее понятие «лес», закрепить знания о различных  деревьях. Закрепить правила поведения в лесу.-...