Волшебная соль
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)
Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_sol.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Опытно-экспериментальная деятельность
«Волшебная соль»
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
-Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
-Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
-Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Предварительная работа: рассматривание картинок и презентаций. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок. Рассматривание соли
Оборудование: тарелочки с солью, увеличительные стекла (на каждого ребёнка, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.
Ход ООД:
Здравствуйте, ребята.
Мы сегодня с вами отправимся в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).
Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты.
Сейчас я произнесу волшебные слова, и вы превратитесь в маленьких ученых. Закрыли глаза.
Раз, два, три - покружись и в учёных превратись.
А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать.
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Правильно это соль. Соль, один из главных минералов на земле. Минерал – это природный камень, образующееся в недрах (глубоко в земле) или на поверхности Земли.
А какую соль вы знаете? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
- не трогать руками глаза;
- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Приступим к оытам:
- Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха).
- Какая она на вкус? (соленая).
- Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).
- Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки).
- Надавим на соль сухой ложкой.
Что мы услышали?
Мы слышим хруст.
: При надавливании кристаллы трутся друг о друга.
- Вывод: Соль твердая, хрустящая
- Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).
- Возьмите баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная). Молодцы.
- А теперь давайте вспомним что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
- Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
- Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед.
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он, мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Второй опыт
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело.
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
Третий опыт
Для следующего опыта нам понадобятся два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно)
Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности). Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагоны и на специальных поездах вывозят наверх.
Воспитатель: Где люди ещё используют соль?
Где, чаще всего применяют соль?
Дети: Соль добавляют в еду. (Слайд - 9)
Воспитатель: С помощью соли консервируют овощи для длительного хранения. (Слайд - 10)
Ещё соль применяют в медицине. С ее помощью люди лечат различные заболевания.
Существуют огромные соляные пещеры, куда ходят люди дышать соленым воздухом, чтобы вылечить органы дыхания. Посмотрите, как красиво в этой пещере, она вся сверкает и переливается. (Слайд - 11)
На улице для безопасности человека, посыпают солью лёд. (Слайд - 12)
Соль используется для подкормки животных. Оказывается, животным тоже нужна соль, и они ее очень любят облизывать.
По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей «Хлебом-солью». «Хлеб да соль!» - говорит русский человек, приветствуя гостей. Соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. (Слайд-13)
Соль не только приносит пользу, она может и нанести вред человеку. (Слайд-14)
Воспитатель: игра «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, мандарин, рыба, яйцо)
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. В лабораториях работают ученые.
Ученые – это люди, которые занимается наукой, проводят опыты, исследуют разные вещи и явления. Чтобы узнать, как эти вещи устроены. (Слайд-15)
Воспитатель: Ребята, кто работает в лабораториях?
Дети: Ученые
Воспитатель: А где работают учёные?
Дети: В лаборатории
Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты.
Воспитатель: На столе грязные чашки после чая. Нужно взять чашку, губку намочить водой, на губку насыпать немного соли и почистить, ополоснуть водой.
Чашку чистим от микробов
Мы за ними смотрим в оба
Спасем тебя мы чашка
Чумазая бедняжка.
Воспитатель: Посмотрите, чашки стали чистыми.
Вывод: Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.
Пальчиковая гимнастика «Солим капусту»
Мы капусту рубим- рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём- мнём, (мнут капусту)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём, (сгибание и разгибание кистей рук)
Опыт №8:
Воспитатель:
1. Возьмите листочки, где нарисованы рыбки, губку опустите в клей и промокните клеем картинку.
2. Посыпьте тонким слоем солью рисунок с нанесенным на него клеем (протрите руки салфеткой). Лишнюю соль стряхните на поднос.
3. Раскрасьте соль, прикасаясь к ней кисточкой с разными цветами жидкой краской.
4. Получились у нас яркие рыбки.
Воспитатель: Что делает краска с солью?
Дети: Разукрашивает
Воспитатель: Дождитесь полного высыхания
Вывод: С помощью соли можно делать красивые рисунки.
Воспитатель: После того как наши рыбки высохнут, мы отпустим их в соленое море. (Приклеить картинки с разукрашенными рыбками на общий плакат, где нарисован подводный мир – рыб).
Воспитатель: Ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.
Давайте произнесем волшебные слова, закрыли глаза.
Раз, два, три - покружись и в ребяток превратись!
Заключительная часть:
Воспитатель: С чем мы сегодня проводили опыты?
Дети: С солью.
Воспитатель: Что узнали о соли?
Дети: Соль белого цвета, состоит из кристалликов, она твердая, сыпучая и растворяется в воде, не имеет запаха.
Солью можно мыть посуду.
С помощью соли можно делать красивые рисунки.
Соль растворяет лёд быстрее.
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли
-Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
(дети пальчиками рисуют снеговика на соли).
«Ежик на неё похож,
листьев вовсе не найдёшь,
как красавица стройна,
и на новый год важна (елка)
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)
Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (солнышко)
Воспитатель: молодцы ребята, понравилось вам на соли рисовать? Еще соль может поднимать настроение. Давайте мы с вами сейчас сделаем баночку «хорошего настроения».
Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
Теперь давайте аккуратно по очереди высыпаем нашу соль в стеклянную банку. Посмотрите, что у нас получилось. Теперь, когда у кого-то будет плохое настроение, он посмотрит на нашу баночку и его настроение сразу станет лучше.
Опыт: 6 «Красим гуашью»
Берем 1/2 стакана соли, 1 чайную ложку краски. Все это в пакет и перетираем. Соль становится цветной. Что произошло с солью?
Ребята я предлагаю вам нарисовать зимнее дерево.
Какие материалы вы используете для рисования?
А сегодня вы будете рисовать с помощью клея и соли. (Для облегчения работы контур дерева уже готов).
Звучит спокойная музыка. Изображаем рисунок с помощью клея ПВА на альбомном листе. Аккуратно нанесите клей на поверхность веток деревьев, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону используя салфетку. Переворачиваем лист бумаги на белый поднос, чтобы убрать лишнюю соль.
Посмотрите, какие прекрасные зимние деревья у нас получились!
Баба – яга: ох как я услала, сядем в круг и отдохнем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в непосредственно образовательной деятельности «ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли(«Познание»)Уточнить и закрепить знания детей о соли, ее значении в природе, в жизни человека(«Познание...
Краткосрочный исследовательский проект "Волшебная соль". Воспитатель МБДОУ №50 Марина Елена Петровна ст. Анастасиевская, Славянский район, Краснодарский край.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Краткосрочный проект «Волшебная соль»
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педаго...
Презентация проекта "Волшебная соль" подготовительная группа
Мы с детьми решили всё узнать о соли- ведь мы о ней ничего не знаем.Цель: Формирование представлений детей о соли, как необходимом для человека продукте. Изучение свойства поваренной соли, выращи...
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль"
Индивидуальный исследовательский проект "Волшебная соль" реализован в подготовительной группе....
Волшебная соль
В занятии экспериментальная деятельность сочетается с оздоровительной и творческой. Много двигательной активности. Сказка немного сокращена от оригинала, но возможно её можно ещё сократить или у...