Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет «Пластилиновое чудо» (пластилинография)
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Шумихина Юлия Валерьевна

Пластилинография - это сравнительно недавно появившийся вид изобразительной деятельности. Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_1_god_obucheniya.docx24.17 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

Детский сад № 159

Программа по дополнительному образованию

по художественно-эстетическому развитию детей 2-3 лет

«Пластилиновое чудо»

(пластилинография)

Составила: Юлия Валерьевна Шумихина

воспитатель МБДОУ «Детский сад №159»

2016-2017 учебный год.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, я решила организовать кружок по художественно-эстетическому развитию «Пластилиновое чудо» – основной идей которого является рисование картин – пластилином, пластилинография.

Пластилинография – это сравнительно недавно появившийся новый жанр (вид) изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» – создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом.

Основной материал – пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией способствуют:

  1. развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей;
  2. развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе;
  3. дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца;
  4. развитию мелкой моторики рук.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).

Такое построение занятий кружка «Пластилиновое чудо» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшем дошкольном возрасте происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитываются тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

  • Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
  • Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
  • Учить работать на заданном пространстве.
  • Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
  • Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
  • Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
  • Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
  • Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.
  • Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
  • Развивать изобразительную деятельность детей.
  • Развивать сюжетно – игровой замысел.
  • Развивать интерес к процессу и результатам работы.

1 младшая группа – занятия проводятся 4 раза в месяц, в вечернее время, продолжительность 10 минут.

2 младшая группа – занятия проводятся 4 раза в месяц, в вечернее время, продолжительность 15 минут.

Средняя группа – занятия проводятся 4 раза в месяц, в вечернее время, продолжительность 20 минут.

Количество детей: 8 человек.

Методы работы:

  1. индивидуально-дифференцированный;
  2. групповой;
  3. практический;
  4. наглядный;
  5. интеграция образовательных областей.

Формы работы с детьми:

  1. игра сюжетная и театрализованная;
  2. разговор;
  3. рассматривание готовых образцов;
  4. лепка под руководством воспитателя;
  5. самостоятельная деятельность.

Рабочие материалы:

  1. пластилин восковой мягкий различных цветов;
  2. пластиковые дощечки;
  3. картон;
  4. стеки пластмассовые;
  5. салфетки влажные;
  6. бросовый материал.

Предполагаемый результат обучения:

  1. дети освоят основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание), создавая при помощи взрослого выразительные образы хорошо знакомых предметов окружающего мира;
  2. будет создан положительный эмоциональный настрой у детей в процессе изготовления поделок из пластилина, появится желание создавать поделки своими руками, дети научатся радоваться полученному результату;
  3. повысится уровень развития мелкой моторики рук младших дошкольников; сформируются навыки ручной умелости: дифференцированные движения кистей и пальцев рук;
  4. увеличится активный словарь детей, повысится качество произношения звуков;
  5. дети смогут самостоятельно применять приёмы лепки при изготовлении поделок из пластилина.

Формы подведения итогов реализации программы по дополнительному образованию:

– выставки творческих работ для родителей;
– открытые занятия;
– результаты диагностики.

Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

этап

задачи

1. Подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

- Научиться работать на ограниченном пространстве

2. Основной

- Научиться не выходить за контур рисунка

- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т.д.)

- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.

- Научиться доводить дело до конца

- Научиться аккуратно, выполнять свои работы

- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

- Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий

- Научиться действовать по образцу воспитателя

- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя

3. Итоговый

- Самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

План работы на год (первый год обучения).

Месяц

Тема

Задачи

Дата

Сентябрь

Мониторинг

Выявить уровень ручной умелости в продуктивной деятельности на начало учебного года

«Комочек»

Знакомство с пластилином.

Октябрь

«Ягодки рябинки»

Учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики

«Мухомор», «Арбузик»

Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики.

«Кукле нашей платье сшили, а про пуговки забыли»

Учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.

«Дождик»

Учить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.

Ноябрь

«Светофор»

Учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина. Вызвать желание у детей создавать изображения светофора, используя три основных цвета (красный, желтый, зеленый)

«Осеннее дерево»

(разноцветные листочки»

Продолжать учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина.

«Осень»

Учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. Познакомить  детей с приемом изображения двух ярких явлений природы (листопад и дождь) на общем сюжете.

«Колючий ёжик»

Учить приему – размазывания сверху вниз. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца.

Декабрь

«Аленький цветочек»

Учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.

«Пятнышки для жирафа»

Учить размазывать пластилин на ограниченном пространстве. Воспитывать усидчивость, желание доводить дело до конца.

«Ёлочка»

Учить приему – размазывания сверху вниз из столбика.

«Снегопад»

Учить детей размещать «снежок» с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу).

Январь

«Ёлочка нарядная

Учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.

«Снеговик»

Учить приему размазывания в разные стороны на заданном пространстве.

«Котик»

Учить детей размазывать пластилиновые шарики с права на лево и слева на права, создавая изображения «усов» у кот

Февраль

«Колёса для машины»

Учить приему – вдавливания.

«Воздушные шары»»

Учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания.

«Самолёт для папочки»

Продолжать учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания.

Март

«Бусы для мамочки»

Учить располагать пластилиновые шарики по схеме .Познакомить детей с тем, как прикреплять бусинки на «веревочку» конкретного цвета.

«Салют»

Учить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета.

«Цветы в вазе»

Учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов), вдавливая их в силуэт.

«Гусеничка на листочке»

Учить детей прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом).Закреплять умение детей расплющивать диск на основу.

«Солнышко»

Показать детям как использовать в своей работе два приема: сплющивание шарика и палочек на горизонтальной поверхности.

Апрель

«Бабочка»

Продолжать учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении.

«Божья коровка»

Учить детей самостоятельно приемом размазывания, завершать рисунок.

«Подружки для золотой рыбки»

Учить детей выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная). Показать детям как приемом размазывания закрашивать  рыбку.

«Калачи для мамочки»

Учить детей создавать коллективную работу, используя знакомые приёмы.

Май

«Петушок – золотой гребешок»

Учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки в другую.

«Радуга»

Продолжать учить детей выкладывать «колбаски» из пластилина дугообразно из одной точки в другую.

«Улитка»

Учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5-6 лет «Волшебная игрушка»

Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению для детей 5-6 лет   разработана в соответствии с требованиями  ФГОС ДО.      Проблема развития...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста «ДОМИСОЛЬКА»

Программа  направлена на развитие у воспитанников ДОУ вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа имеет интегрированный характер и основана на модульной техн...

Рабочая программа по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников в творческой мастерской «Пластилиновая сказка»

Основная задача данной программы - это создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей посредством пластилинографии...

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...

Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет «Пластилиновое чудо», 2 год обучения

Пластилинография - это рисование картин пластилином. Работы получаются объёмными и красивыми....

Программа по дополнительному образованию по художественно-эстетическому развитию детей 4-5 лет «Пластилиновое чудо» - 3 год обучения

quot;Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга". И. П. Павлов.Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процесс...