Конспект по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Тема: «Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi._bukva_n._zvuk_n.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Тема: «Знакомство с буквой Н и звуками [н], [н’]»

Дата проведения: 30.10.20

Подготовила: Шамакова Т.И.

Цель: формирование у дошкольников фонетико-фонематических средств языка.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с новой буквой,
- продолжать учить детей правильно произносить согласный звук Н,
- учить давать характеристику звуку по акустико - артикуляционным признакам,
- познакомить со зрительным образом буквы Н.
развивающие:
- развивать умение выделять звук Н, Н’ в ряде слов;
- развивать умение определять позицию звука в слове (начало-конец)
- развивать слуховое внимание, память, артикуляционную моторику.
воспитательные:
- воспитывать любознательность, познавательный интерес.
Предварительная работа: знакомство со звукомаскировки, разучивание артикуляционной гимнастики, обучение навыкам звукового анализа.
Оборудование: предметные картинки со звуком Н, символы гласных, согласных звуков.

Ход НОД

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Вы любите разглядывать загадки?
Дети: да!
Воспитатель: Я в этом и не сомневалась! Слушайте внимательно и постарайтесь разгадать все загаданные слова!

Воспитатель:
Дом уснул, игрушки спят
Только фонари горят.
Отгадаешь ты точь-в-точь
Это наступила…?!
Дети: ночь!
Воспитатель: правильно! Слушайте дальше.

Два конца, два кольца,
А по середине гвоздик?!
Дети: ножницы!
Воспитатель: молодцы!
Кто что вкусное принёс,
Всё учует детский …?!
Дети: нос!
Воспитатель:
Возле речек и болот
Этот тучный зверь живет.
На ногу имеет рог
Африканский ….?!
Дети: носорог!

Воспитатель: дети, давайте вспомним все отгаданные слова, и медленно произнесём их вместе…

Дети повторяют слова вместе с воспитателем: ночь, ножницы, нос, носорог.

Воспитатель: ребята, с какого звука начинаются все отгаданные слова?
Дети: со звука  «н»
Воспитатель: правильно, для того чтобы правильно произнести его, кончик вашего языка должен упираться в основание верхних зубов, как бы «нажимая» на кнопочку.
А теперь давайте с вами вместе произнесём 
чистоговорки:
Он-он – зазвонил вдруг телефон
Ан-ан- мне купили барабан
Ун-ун- лошадей табун
Ан-ан- Мама сшила сарафан
Он-он- в зоопарке слон
Ун-ун- в сказках есть колдун
На-на- во дворе растёт трава
Но-но- завтра мы пойдём в кино
Ин-ин- вы ходили в магазин?
Соня Зине принесла малину в корзине.
(воспитатель использует наглядное пособие, где девочки собирают малину)

Воспитатель: Ребята, а какими бывают звуки?
Дети: гласные и согласные
Воспитатель: а чем отличаются гласные звуки от согласных?
Ответы детей: главные звуки произносятся при помощи голоса и не встречают преграды, их можно петь, а согласные звуки произносятся при помощь губ, языка, зубов, при их произношении есть преграда.
Воспитатель: а как вы думаете звук «н» согласный или гласный?
Дети: согласный! (Объясняя свои ответы)
Воспитатель: звук «н» - твёрдый, но он может быть и мягким и будет произноситься, как «н’»
Теперь давайте рассмотрим картинки, поочерёдно будем называть предметы, которые изображены и определять, каким нам встретился звук «н» - твёрдым или мягким?
Воспитатель показывает поочерёдно картинки. Картинка «Диван», «Носки», «Нитки», «Ночь», «Снеговик».

Воспитатель: ребята, а в каких частях слова может находиться звук?
Дети: в начале, в середине, в конце
Воспитатель: давайте ещё раз озвучим то, что нарисовано у нас на картинках, только уже будем определять в какой месте находится звук (в начале слова/в середине/в конце)
Физ. минутка:
Поработали мы дружно, отдохнуть немного нужно..
Раз-подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться.
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- ноги шире,
Пять- руками помахать,
Шесть- на месте постоять.
Тихо сядем, дружно встанем,
И закроем все глаза…
Наступает, наступательно, наступает тишина…
Дети садятся на свои места.
Воспитатель: ребята, звуки мы всегда слышим?
Ответы детей: да
Воспитатель: а увидеть звуки мы не можем … каждый звук обозначается буквой! Воспитатель использует картинку, на которой изображена буква «Н».

Воспитатель: это буква «эН», как вы думаете, на что она похожа?
Ответы детей: мост…. И тд
Воспитатель: действительно, ребята, можно сказать, что буква Н похожа на мост, про неё даже можно так сказать:
Ножка, ножка,
Поперёк наложили поясок!
Читая, воспитатель показывает картинку с буквой Н.

Носорог нашёл носок,
Но надеть его не смог.
Он к носку попался в плен,
На картинке с буквой…!? (Н)

Воспитатель: предлагаю вам, поиграть игру! Называется она «назови детенышей животных так, чтобы в их названиях была буква «н», например: кот/ котенок (лис/лисёнок, слон/слонёнок, медведь/медвежонок) и т.д.
Воспитатель: теперь посмотрим, кто из вас самый внимательный! Правила следующей игры такие, что если ты услышите в слове звук «н», нужно будет хлопнуть в ладоши, если этого звука нет в слове – нудно промолчать.
Воспитатель называет слова (окно, стол, цветок, небо, облако, дети И так далее )

Воспитатель читает стихотворение:
Буква эН, тебя я знаю!
Буква крепкая стальная.
У тебя огромный рост,
И не буква ты, а мост.
По тебе бегут машины,
Под тобой бежит река,
С пороховыми большими
Над тобой облака.
***
Кто такая буква Н?
Знает ночь и знает день.
Знают солнце и Луна,
Знают очень и весна.
По секрету вам скажу,
Что я тоже с ней дружу !

Воспитатель: хотите ещё поиграть? Давайте рассмотрим корзину с фруктами и назовём те фрукты и ягоды, в названиях которых есть звук «н» (лимон, банан, апельсин, виноград, манго, мандарин, ананас)
Подведение итога:
Воспитатель:
 ребята, с какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
Дети: с буквой «эН»
Воспитатель: буква Н имеет звук «н», как вы можете охарактеризовать его?
Дети: он бывает мягким «н’» и твёрдым «н», он может находиться в начале слова, в середине слова и в конце. А ещё буква Н похожа на мост!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия Развитие речи (старшая группа) Тема: «Описание птиц»

МАДОУ «Детский сад» № 355Московского района города Казани     Конспект занятия Развитие речи (старшая группа)Тема: «Описание птиц»   Про...

конспект по развитию речи старшая группа тема "Мой город".

Это занятие поможет сформировать представление о своем городе, больше узнать о достопримечательных местах. Поможет воспитать любовь к родному городу....

Конспект по развитию речи старшей группы.

Конспект по развитию речи старшей группы на тему "Описание транспорта"...

Конспект по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в страну букв и звуков"...

Конспект по развитию речи (старшая группа.) «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»».

Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворений, развивать внимание и творческое воображение.Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивание ст...

Конспект по развитию речи старшая группа "Подарки Осени"

Конспект занятия по развитию речи по теме "Подарки осени" в старшей группе...