Научно – методическая статья на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях изобразительной деятельности с использованием монтессори-материалов»
статья по рисованию

Федорова Елена Ивановна

Дошкольная пора - это то время в жизни маленького человека, когда ему все интересно. Именно в этом возрасте дети с большим интересом занимаются творчеством и через творчество  эмоционально  откликаются на все события, происходящие  в их жизни. Использование педагогом  на занятиях изобразительной деятельности мантессори - материалов позволяет актевизировать творческий потенциал маленького художника, который заложен  в нем природой.  Мантессори - материалы так интересно сделаны, что они позволяют каждому ребенку взависимости от  способностей стать помошниками  в занятии творчеством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дети  любят рисовать в любом возрасте.  Особенно им интересно творчество в дошкольном возрасте. На первый взгляд  детские рисунки кажутся очень простыми. Но в каждом  рисунке нас, взрослых, поражает оригинальность юного художника.  Беря в руки карандаш и чистый лист бумаги,  ребенок начинает каждый раз  все по-новому: ищет и находит для своего замысла именно тот прием, тот метод,  который в данном случае кажется ему самым приемлемым.

Маленький художник воспринимает окружающую жизнь такой, какая она есть – без прикрас. То, что для взрослого простые, ни чего не значащие линии на листе бумаги, то для ребенка  его реальность. Ребенок чувствует не только то, что изображено на работе, но и то, чего на рисунке нет, - он представляет,  где же находится он сам, и какую роль  играет в сюжете рисунка.

 Особенно в дошкольном  возрасте дети большие фантазеры, мечтатели и импровезеры. Не обладая опытом взрослых,  они воспринимают доступную им сущность жизни и выражают свое отношение к ней в самой непосредственной форме -  в форме рисунка. Дети не раскладывают жизненные ситуации по полочкам, не обосновывают взгляды, а лишь посредством изобразительной деятельности откликаются на все, что их окружает: радостно и раскованно, оставаясь большими выдумщиками, даже если рисуют что-то самое обыденное и простое.  Они не изображают реальный мир, а воссоздают в рисунке  свой собственный мир, свое видение событий, происходящих с ними,   подобно тому, как создают дети какую-то свою реальность в играх, - именно поэтому сила детских рисунков в их лаконичности, сосредоточенности и концентрации мысли.

Основу детского творчества составляет воображение. Чем активнее ребенок фантазирует, тем больше раскован он и тем больше возможностей у юного художника выразить в работе через цвет, линию, форму  свои мысли и чувства, свой внутренний мир.

 В.А. Сухомлинский обращает наше внимание на то, что “ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка”.

 Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются заложенные природой   возможности и первые проявления творчества. Вот почему  одним из наиболее важных  видов работы с детьми  дошкольного возраста  является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность, создающая условия для вовлечения юных  художников  в собственное творчество, в процессе которого создается  что-то  красивое и  необычное.

Ведь мы, взрослые, не всегда представляем себе, как занятия изобразительной деятельностью развивают не только внутренний мир ребенка, но и его интеллект.  Мало кто  знает: насколько активнее развивается тот ребенок, который занимается творчеством. Мало кто из нас, взрослых, догадывается о том, что художественное творчество приносит ребенку душевное равновесие, радость, раскрывает его способность  к освоению  нового материала, к умению думать, искать и находить оптимальные решения во всех жизненных ситуациях. Требуя большой затраты душевных сил, занятия рисованием ускоряют процессы развития пространственного мышления и образного видения, развивают мыслительные способности маленького художника.

Развивая интерес ребенка к творчеству, необходимо идти от самого ребенка, от его возможностей и способностей и в этом большую помощь педагогу оказывает методика М.Монтессори.

Особенность организации педагогического процесса в системе Монтессори состоит в том, что акцент активности на занятии переносится с взрослого на ребенка. Ребенок уже не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения педагога,  а наоборот, он активно впитывает в себя знания, умения и навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности. Это достигается, засечет того, что монтессори-методика раскрывая духовный потенциал ребенка, активизирует не только творческие, но и познавательные способности. Главное в методике является переживание, а не запоминание, отсюда и формула М.Монтессори - это «воспитывающий ум», когда ребенок стремится почувствовать, пропустить через себя поставленную перед ним задачу. Важную роль в развитии творчества ребенка играют монтессори-материалы, которые являются составной частью монтессори-методике.

По  словам М.Монтессори, в ребенке природой заложены огромные созидательные силы и  именно  материалы-монтессори  активизирую  эти силы, запуская механизм самореализации детского творчества.

Дидактические материалы, которые используются на занятиях изобразительной деятельностью, помогают систематизировать ту информацию,  которую получает ребенок из окружающего мира.  Монтессори-материалы способствуют развитию творчества личности с учетом всех индивидуальных особенностей ребенка и его эмоциональных потребностей.

Так, например, познакомиться детям с сенсорными эталонами цвета помогают цветовые пластинки. Конечно, в природе существует огромное разнообразие красок и форм. Усвоение представлений об этих разновидностях, используя цветовые пластинки, дает ребятам возможность воспринимать жизнь ярче и многообразнее. Работая с ними, дети получают представление о теплых и холодных, об основных и составных цветах, подбирают цвета по настроению и по временам года.

Монтессори-материалы  интересны детям. Они  обладают огромной притягательной силой потому, что  просты в использовании, соответствуют возрастным особенностям детей. Самоконтроль, заложенный в материалах, позволяет ребенку увидеть и самостоятельно исправить свои ошибки, не прибегая к помощи педагога. Именно поэтому, дети с большим интересом занимаются с набором запахов, создавая, например, образ сказочного осеннего леса. Процесс исследования баночек с запахами, позволяет ребенку уловить аромат грибов,  опавших листьев, влажных от осеннего дождя   и, используя цвет, передать свои впечатления в рисунке.

Дети,  занимаясь с монтессори-материалами, сами определяют место и длительность работы с ними.  Материалы созданы таким образом, что позволяют ребенку работать как одному, так и вдвоем или же вместе с несколькими детьми. Материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребенку в процессе самообучения и самореализации. А какова же роль педагога на занятии? Он становится коллегой, партнером, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент прийти на  помощь.

Неспособных детей нет. Природа щедро одарила каждого ребенка талантом. Поэтому задача наставника состоит в том, чтобы раскрыть эти таланты. Вот тут-то и приходят ему на помощь  монтессори-материалы. Их использование на занятиях изобразительной деятельностью является успешным средством формирования творческой личности, которая  целостно воспринимает мир и ценностных ориентиров в нем.

«…Мы называем наш век рациональным, мы терзаемся его трезвостью, мы плачем, что потеряли главный символ поэзии – луну! Ведь на нее высадились космонавты, и она в нашем сознании сделалась досягаемым островом в воздушном океане, почти совершенно понятным. Но как объяснить такое чудо, - появление новой, никогда прежде не существовавшей нежности к случайному листку бумаги с нанесенными на него детскими каракулями, толпы посетителей на выставках детского рисунка и альбомы репродукций детских работ!»

Используемая литература

1. Аллахвердова Н. «Дети рисуют», - М.: Знание, 1980;

2. Выгодский Л.С.  «Психология искусства», М.,2009;

3. Выгодский Л.С. « Умственное развитие в процессе обучения», М., 2010;

4. Валентинов П. Мария Монтессори и ее метод // Педагогический вестник. - 1991. - № 34. - C.3;

5. Дичковская И.Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни./ образовательная система М. Монтессори./Под ред. Сумнительного К.Е.. М., МЦМ. – 2009;

6.   Мэлоу. Т. Монтессори и ваш ребенок. М. МЦМ, 2002;

7.  Монтессори М. Помоги мне это сделать самому // Составители М. В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. - М: ИД "Карапуз". 2014. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно -методическая разработка на тему "Обучение старших дошкольников пересказыванию литературных произведений"

В материале представлен анализ проблем по обучению старших дошкольников пересказыванию литературных произведений и дан практический материал для работы воспитателям по данному направлению...

Перспективный план по самообразованию Тема: Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных приёмов и материалов. (младшая группа, средняя группа)

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в о...

Научно-методическая статья по теме "Инклюзия в физической культуре и спорте"

Сегодня во многих учреждениях, осуществляющих обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, разработаны программы, нацеленные на обеспечение условий их успешной социальной реабилитации. Однако ...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельностью у детей"

Развитие художественно-изобразительных способностей у детей. Воображение и творчество в детском возрасте.Современные методы художественно - эстетического воспитания....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием ИКТ. Тема «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности (выполнение композиции зимний лес)»

quot;Развитие твореских способностей детей в изобразительной деятельности". Выполнение композиции зимний лес (работа с губкой)....

Научно-методическая статья на тему: Использование информационно – коммуникационных технологий на творческих занятиях с дошкольниками"

Современное время предъявляет определенные требования к педагогу дополнительного образования. Чтобы общаться с ребенком на одном языке и быть ему интересным, необходимо владеть новыми образовательными...

Статья в научно-методический сборник на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей ОВЗ»

Эту статью опубликовали в научно-методическом сборнике в г. Ейск, я долго работала в группе комбинированной направленности, которую посещали дети с ТНР и ОВЗ и именно игровая деятельность очень помога...