Система занятий по сюжетной лепке с детьми старшего дошкольного возраста.
опыты и эксперименты по аппликации, лепке (старшая группа)

Дедушка Мазай и зайцы.

Система занятий по сюжетной лепке с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: создание многофигурной пластической композиции на основе литературного сюжета.

Задачи: -Упражнять в применении знакомых приемов лепки фигуры человека для создания выразительного образа доброго дедушки;

-Продолжать формировать умение лепить животных, передавая характерные особенности, форму тела, позу в соответствии с замыслом;

-Направлять усилия детей для достижения законченного по форме и содержанию результата;

-Способствовать развитию образных представлений, воображения, композиционного мышления детей;

-Воспитывать доброту, человечность;

-Вызывать активный интерес, радость детей в процессе и по окончании работы.

Оборудование: пластилин, индивидуальные подставки-площадки для компоновки многофигурной группы (картонные, пластиковые, деревянные дощечки, cd – диски, стейки, бисер, природный материал (веточки, камушки, кусочки коры). Репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».  Книжные иллюстрации, графические, фотографические, пластические изображения зайцев в разных позах. Дидактические таблицы последовательности лепки Дедушки Мазая и зайцев.

Предварительная работа: Чтение произведения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Беседа о любви к природе, доброте. Возможны наблюдения, прогулка на берег реки с целью наблюдения за весенним разливом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sidor.docx27.24 КБ
Файл sidor.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Дедушка Мазай и зайцы.

Система занятий по сюжетной лепке с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: создание многофигурной пластической композиции на основе литературного сюжета.

Задачи:

-Упражнять в применении знакомых приемов лепки фигуры человека для создания выразительного образа доброго дедушки;

-Продолжать формировать умение лепить животных, передавая характерные особенности, форму тела, позу в соответствии с замыслом;

-Направлять усилия детей для достижения законченного по форме и содержанию результата;

-Способствовать развитию образных представлений, воображения, композиционного мышления детей;

-Воспитывать доброту, человечность;

-Вызывать активный интерес, радость детей в процессе и по окончании работы.

Оборудование: пластилин, индивидуальные подставки-площадки для компоновки многофигурной группы (картонные, пластиковые, деревянные дощечки, cd – диски, стейки, бисер, природный материал (веточки, камушки, кусочки коры). Репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».  Книжные иллюстрации, графические, фотографические, пластические изображения зайцев в разных позах. Дидактические таблицы последовательности лепки Дедушки Мазая и зайцев.

Предварительная работа: Чтение произведения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Беседа о любви к природе, доброте. Возможны наблюдения, прогулка на берег реки с целью наблюдения за весенним разливом.

Ход работы первого занятия.

Воспитатель: Весна – прекрасное и беспокойное время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет в ожидании тепла, солнца. Вы заметили, ребята, как солнечные лучики согревают наши носики еще и щеки на прогулке?

Дети: соглашаются и делятся своими впечатлениями о весенних изменениях в природе.

Воспитатель: Да, солнце растопило снежные сугробы и лед на реке.

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…» (Ф. Тютчев)

Сейчас, я прочитаю стихи о весне, а вы представьте эту картину.

«Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречая утро года.»     А. С. Пушкин

Посмотрите, как художник Исаак Ильич Левитан передал в своей картине «Весна. Большая вода» разлив реки, затопившей пологие берега. Это явление называется «половодье». Полая вода – значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходит из своих берегов. Широко, привольно и бескрайне разлилась вода, так что кажется, будто она слилась с голубым небом. Она повсюду, прозрачная, светло голубая, как и сам воздух. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивают яркая зелень ели и темный ствол дерева. Удлиненные тени отражаются в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз. А есть ли в картине солнце?

Дети: соглашаются.

Воспитатель: солнце не нарисовано, но по теням от деревьев мы догадались, что оно, хоть еще неярко излучает свет и тепло? Что изображено на переднем плане?

Дети: лодка!

Воспитатель: лодка стоит у согретого, позолоченного солнцем берега. Наверное кто - то приплыл на ней?      

Дети: излагают свои предположения.

Воспитатель: недавно мы читали с вами произведение Н. А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Край, где живет дед Мазай, каждую весну страдает от половодья. Люди приспособились строить свои дома на высоких столбах, а кто поможет зайчикам, попавшим в беду? Старый охотник Мазай плывет на лодке за дровами и по пути собирает необычных пассажиров, спасая тем самым их от гибели.

Показ книжных иллюстраций. Чтение отрывка:

«Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места, я взял одного

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои,- ничего!

Только уселась команда косая

Весь островочек пропал под водой,

То – то! - сказал  я. Не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая»

Ребята, как вы относитесь к поступку дедушки Мазая? Каким вы его считаете?

Дети: Дедушка добрый, ему жалко зайчиков.

Воспитатель: да, его поступок достоин уважения. Я предлагаю каждому из вас передать свое впечатление, сюжет этой истории с помощью пластилина и природного материала. Давайте разыграем эту сценку на нашей подставке, заполнив ее пластилиновыми фигурами деда в лодке и зайчиков. Природную среду нам помогут создать веточки –«деревья» и камушки - островки суши.

Нам предстоит большая работа на 3 занятия, поэтому давайте вместе составим план действий. Что следует слепить в начале? Что далее и как завершить композицию?

Дети: предлагают свои варианты.

Воспитатель: итак, сегодня мы поместим центр композиции лодку. Для этого берем брусок коричневого пластилина из пачки и стеком делим его вдоль на 2 части. Приплющиваем каждую, чтобы стороны лодки стали тоньше и увеличилась в размере. Соединяем две полоски с торцов, получая форму листика. Поправляем пальчиками и прикрепляем нашу лодку легким нажимом на подставку.

С самого начала мы должны представить с какой стороны зрителям удобнее будет рассматривать нашу композицию. Это лицевая сторона. Веточки – «деревья» втыкаем в комочки пластилина и размешаем двумя группами на противоположных углах или на дальнем плане нашей «сцены»; учитывая, что они не должны загораживать лодку и фигурки персонажей.

Дети: выполняют задание

Воспитатель: проводит индивидуальную работу, наблюдая за действиями детей. В конце занятия дает общую одобрительную оценку и нацеливает на обдумывание следующего этапа работы - создание образа Дедушки Мазая.

Ход работы второго занятия:

Дети: ставят композиции на свои рабочие места, поправляют, определяют лицевую сторону.

Воспитатель: сегодня, ребята, мы продолжим работу на тему «Дедушка Мазай и зайцы» и слепим главного героя - старого доброго Мазая, которой который плывет в лодке подбирает зайцев во время половодья, спасая их от неминуемой гибели.

Давайте рассмотрим как он выглядит на книжных иллюстрациях в изображении разных художников.

Дети: ведут диалог с воспитателем, уточняя образ, выделяя характерные черты внешности, детали одежды.

Воспитатель: да, у Мазая есть борода, усы, одет он в простое длинное пальто, подпоясан кушаком, на голове шапка, в руках длинная палка  с помощью которой он передвигается, отталкиваясь от дна.

Вспомните, какие приемы мы использовали, когда лепили людей. Подумайте, как лучше, рациональней изобразить туловище с ногами в длинной одежде, руки и голову.

Дети: предлагают свои варианты.

Воспитатель: показывает схемы - последовательность построение фигуры, объясняет и затем лепит вместе с детьми, сверяясь с их успеваемостью.

Дети: ориентируются на собственный опыт, показ воспитателя и наглядные пособия.

Воспитатель: для того, чтобы изобразить фигуру в длинной одежде, закрывающей ноги, возьмем примерно 1/2 бруска пластилина (цвета предусматриваются заранее в соответствии со схемой наглядного пособия) разомнем, скатаем вначале шарик, а затем столбик, а лучше - усеченный конус. С одной стороны зауженный, где будут крепиться руки. Широкую часть конуса легко придавливаем на рабочей поверхности, чтобы получить плоскость, к которой прилепим ступни ног. Руки формируем сразу обе, раскатывая удлиненный столбик, прикладывая к верхней части конуса и отсекая лишнюю длину.
Не забывайте, ребята, о пропорциях человека. Проверяйте его время исправляйте ошибку, чтобы руки не оказались слишком длинными. Крепко прижимаем и приглаживаем место соединения. Получается форма, напоминающая букву «Т».

Сверху голова в шапке крепится на обломок зубочистки, чтобы сохранить мелкие лепные детали: нос, усы, борода. Глаза отметим мелкими бисеринками. Рукам придадим нужную позу. Не забудьте к рукавам добавить ладошки. В конце, внимательно, рассмотрите образ дедушки, проверьте соразмерность частей. Добавьте необходимые по величине ноги в сапогах, выглядывающие из под одежды (столбики с под согнутыми концами).

Готовую фигуру мы помещаем в лодку, придаем устойчивость и позу, характеризующую его действия: сгибаем руки, вставляем в них палочку.

Какие выразительные образы дедушки у вас получились, молодцы! На следующем занятии мы дополним нашу многофигурную композицию и лепить мы будем… кого? Дети: зайчиков.

Воспитатель: да, поэтому я приготовила вам картинки с изображением зайчиков в разных позах и движениях. Рассмотрите заранее, выберите для себя и запомните наиболее подходящие, на ваш взгляд, изображения.

Ход работы третьего занятия:

Дети: ставят свои работы перед собой, оценивают, поправляют.

Воспитатель: напоминает этапы, последовательность действий на двух предыдущих занятиях с вовлечением детей в разговор. Читает отрывки стихотворения

«Вижу один островок небольшой-

Зайцы на нем собрались гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам…

…плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишка на пне,

Лапки скрестивши, стоит горемыка,

Взял и его - тягота не велика!»

«Мимо бревно суковатое плыло,

 Сидя, и стоя, спасалось и лежа пластон,

Зайцев с десяток спасалось на нем».

«Взял бы я вас – да потопите лодку!

Жаль их, однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучок

И за собой бревно поволок…»

- Вы, ребята, внимательно слушали меня и, конечно, догадались, что сегодня мы лепим зайчиков. Зайчик на пне стоял как столбик, на островке сгрудились несколько зайчат. Можно за лодкой прикрепить «бревно», на котором поместятся 2-3 зайчика.

Давайте рассмотрим изображения зайчиков в разных позах, в движении (используя иллюстративный ряд).

Воспитатель: я предлагаю выбрать: будете ли вы изображать островок с зайцами или плывущие бревно, или зайчика на пеньке. Но не забывайте, что в лодке тоже нужно посадить 1 - 2 зайцев. Позу «столбик» можно использовать несколько раз. Зайчика, прижавшегося к земле, на четырех лапах мы уже лепили, когда вы были помладше. В этой позе можно изобразить испуганного зайчонка на бревне, который боится пошевелиться. А может вы захотите слепить смелого зайчишку, которой сам запрыгивать в лодку. Разнообразие форм и движений придадут вашим работам выразительность и правдивость.

Дети: обогащать свои композиции с целью показать вовлеченность всех персонажей в действие.

На заключительном этапе корректируется размещение объектов на подставке. Возможны смещения, перестановки. В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь, напоминает о лицевой стороне, куда будет направлен взгляд зрителя. Также поощряется использование различных технических приемов (раскатывание, оттягивание, прищипывание). Чтобы придать большую динамичность воспитатель советуют изменить положение частей тела человека или животных.

Воспитатель: какие интересные, многофигурные композиции у вас, ребята, получились!  Молодцы!

Если что - то не успели или вам захочется добавить фигурки в свою работу, то вы сможете это сделать в свободное время.

И в заключительном этапе мне хочется спросить: ребята, чему учит эта история?

Дети: отвечают.

Воспитатель: да этот трогательный сюжет, который представил Н. А. Некрасов в своем произведении «Дедушка Мазай и зайцы» учит состраданию и любви к природе и человечности.

Дети размещают свои многофигурные композиции на выставке, при необходимости, имея свободный доступ к их доработке.



Предварительный просмотр:

Дедушка Мазай и зайцы.

Система занятий по сюжетной лепке с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: создание многофигурной пластической композиции на основе литературного сюжета.

Задачи:

-Упражнять в применении знакомых приемов лепки фигуры человека для создания выразительного образа доброго дедушки;

-Продолжать формировать умение лепить животных, передавая характерные особенности, форму тела, позу в соответствии с замыслом;

-Направлять усилия детей для достижения законченного по форме и содержанию результата;

-Способствовать развитию образных представлений, воображения, композиционного мышления детей;

-Воспитывать доброту, человечность;

-Вызывать активный интерес, радость детей в процессе и по окончании работы.

Оборудование: пластилин, индивидуальные подставки-площадки для компоновки многофигурной группы (картонные, пластиковые, деревянные дощечки, cd – диски, стейки, бисер, природный материал (веточки, камушки, кусочки коры). Репродукция картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода».  Книжные иллюстрации, графические, фотографические, пластические изображения зайцев в разных позах. Дидактические таблицы последовательности лепки Дедушки Мазая и зайцев.

Предварительная работа: Чтение произведения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Беседа о любви к природе, доброте. Возможны наблюдения, прогулка на берег реки с целью наблюдения за весенним разливом.

Ход работы первого занятия.

Воспитатель: Весна – прекрасное и беспокойное время года, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живет в ожидании тепла, солнца. Вы заметили, ребята, как солнечные лучики согревают наши носики еще и щеки на прогулке?

Дети: соглашаются и делятся своими впечатлениями о весенних изменениях в природе.

Воспитатель: Да, солнце растопило снежные сугробы и лед на реке.

«Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…» (Ф. Тютчев)

Сейчас, я прочитаю стихи о весне, а вы представьте эту картину.

«Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречая утро года.»     А. С. Пушкин

Посмотрите, как художник Исаак Ильич Левитан передал в своей картине «Весна. Большая вода» разлив реки, затопившей пологие берега. Это явление называется «половодье». Полая вода – значит большая вода, когда реки вскрываются, освобождаются ото льда и выходит из своих берегов. Широко, привольно и бескрайне разлилась вода, так что кажется, будто она слилась с голубым небом. Она повсюду, прозрачная, светло голубая, как и сам воздух. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивают яркая зелень ели и темный ствол дерева. Удлиненные тени отражаются в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз. А есть ли в картине солнце?

Дети: соглашаются.

Воспитатель: солнце не нарисовано, но по теням от деревьев мы догадались, что оно, хоть еще неярко излучает свет и тепло? Что изображено на переднем плане?

Дети: лодка!

Воспитатель: лодка стоит у согретого, позолоченного солнцем берега. Наверное кто - то приплыл на ней?      

Дети: излагают свои предположения.

Воспитатель: недавно мы читали с вами произведение Н. А Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Край, где живет дед Мазай, каждую весну страдает от половодья. Люди приспособились строить свои дома на высоких столбах, а кто поможет зайчикам, попавшим в беду? Старый охотник Мазай плывет на лодке за дровами и по пути собирает необычных пассажиров, спасая тем самым их от гибели.

Показ книжных иллюстраций. Чтение отрывка:

«Тут я подъехал: лопочут ушами,

Сами ни с места, я взял одного

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои,- ничего!

Только уселась команда косая

Весь островочек пропал под водой,

То – то! - сказал  я. Не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая»

Ребята, как вы относитесь к поступку дедушки Мазая? Каким вы его считаете?

Дети: Дедушка добрый, ему жалко зайчиков.

Воспитатель: да, его поступок достоин уважения. Я предлагаю каждому из вас передать свое впечатление, сюжет этой истории с помощью пластилина и природного материала. Давайте разыграем эту сценку на нашей подставке, заполнив ее пластилиновыми фигурами деда в лодке и зайчиков. Природную среду нам помогут создать веточки –«деревья» и камушки - островки суши.

Нам предстоит большая работа на 3 занятия, поэтому давайте вместе составим план действий. Что следует слепить в начале? Что далее и как завершить композицию?

Дети: предлагают свои варианты.

Воспитатель: итак, сегодня мы поместим центр композиции лодку. Для этого берем брусок коричневого пластилина из пачки и стеком делим его вдоль на 2 части. Приплющиваем каждую, чтобы стороны лодки стали тоньше и увеличилась в размере. Соединяем две полоски с торцов, получая форму листика. Поправляем пальчиками и прикрепляем нашу лодку легким нажимом на подставку.

С самого начала мы должны представить с какой стороны зрителям удобнее будет рассматривать нашу композицию. Это лицевая сторона. Веточки – «деревья» втыкаем в комочки пластилина и размешаем двумя группами на противоположных углах или на дальнем плане нашей «сцены»; учитывая, что они не должны загораживать лодку и фигурки персонажей.

Дети: выполняют задание

Воспитатель: проводит индивидуальную работу, наблюдая за действиями детей. В конце занятия дает общую одобрительную оценку и нацеливает на обдумывание следующего этапа работы - создание образа Дедушки Мазая.

Ход работы второго занятия:

Дети: ставят композиции на свои рабочие места, поправляют, определяют лицевую сторону.

Воспитатель: сегодня, ребята, мы продолжим работу на тему «Дедушка Мазай и зайцы» и слепим главного героя - старого доброго Мазая, которой который плывет в лодке подбирает зайцев во время половодья, спасая их от неминуемой гибели.

Давайте рассмотрим как он выглядит на книжных иллюстрациях в изображении разных художников.

Дети: ведут диалог с воспитателем, уточняя образ, выделяя характерные черты внешности, детали одежды.

Воспитатель: да, у Мазая есть борода, усы, одет он в простое длинное пальто, подпоясан кушаком, на голове шапка, в руках длинная палка  с помощью которой он передвигается, отталкиваясь от дна.

Вспомните, какие приемы мы использовали, когда лепили людей. Подумайте, как лучше, рациональней изобразить туловище с ногами в длинной одежде, руки и голову.

Дети: предлагают свои варианты.

Воспитатель: показывает схемы - последовательность построение фигуры, объясняет и затем лепит вместе с детьми, сверяясь с их успеваемостью.

Дети: ориентируются на собственный опыт, показ воспитателя и наглядные пособия.

Воспитатель: для того, чтобы изобразить фигуру в длинной одежде, закрывающей ноги, возьмем примерно 1/2 бруска пластилина (цвета предусматриваются заранее в соответствии со схемой наглядного пособия) разомнем, скатаем вначале шарик, а затем столбик, а лучше - усеченный конус. С одной стороны зауженный, где будут крепиться руки. Широкую часть конуса легко придавливаем на рабочей поверхности, чтобы получить плоскость, к которой прилепим ступни ног. Руки формируем сразу обе, раскатывая удлиненный столбик, прикладывая к верхней части конуса и отсекая лишнюю длину.
Не забывайте, ребята, о пропорциях человека. Проверяйте его время исправляйте ошибку, чтобы руки не оказались слишком длинными. Крепко прижимаем и приглаживаем место соединения. Получается форма, напоминающая букву «Т».

Сверху голова в шапке крепится на обломок зубочистки, чтобы сохранить мелкие лепные детали: нос, усы, борода. Глаза отметим мелкими бисеринками. Рукам придадим нужную позу. Не забудьте к рукавам добавить ладошки. В конце, внимательно, рассмотрите образ дедушки, проверьте соразмерность частей. Добавьте необходимые по величине ноги в сапогах, выглядывающие из под одежды (столбики с под согнутыми концами).

Готовую фигуру мы помещаем в лодку, придаем устойчивость и позу, характеризующую его действия: сгибаем руки, вставляем в них палочку.

Какие выразительные образы дедушки у вас получились, молодцы! На следующем занятии мы дополним нашу многофигурную композицию и лепить мы будем… кого? Дети: зайчиков.

Воспитатель: да, поэтому я приготовила вам картинки с изображением зайчиков в разных позах и движениях. Рассмотрите заранее, выберите для себя и запомните наиболее подходящие, на ваш взгляд, изображения.

Ход работы третьего занятия:

Дети: ставят свои работы перед собой, оценивают, поправляют.

Воспитатель: напоминает этапы, последовательность действий на двух предыдущих занятиях с вовлечением детей в разговор. Читает отрывки стихотворения

«Вижу один островок небольшой-

Зайцы на нем собрались гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам…

…плывем в тишине.

Столбик не столбик, зайчишка на пне,

Лапки скрестивши, стоит горемыка,

Взял и его - тягота не велика!»

«Мимо бревно суковатое плыло,

 Сидя, и стоя, спасалось и лежа пластон,

Зайцев с десяток спасалось на нем».

«Взял бы я вас – да потопите лодку!

Жаль их, однако, да жаль и находку –

Я зацепился багром за сучок

И за собой бревно поволок…»

- Вы, ребята, внимательно слушали меня и, конечно, догадались, что сегодня мы лепим зайчиков. Зайчик на пне стоял как столбик, на островке сгрудились несколько зайчат. Можно за лодкой прикрепить «бревно», на котором поместятся 2-3 зайчика.

Давайте рассмотрим изображения зайчиков в разных позах, в движении (используя иллюстративный ряд).

Воспитатель: я предлагаю выбрать: будете ли вы изображать островок с зайцами или плывущие бревно, или зайчика на пеньке. Но не забывайте, что в лодке тоже нужно посадить 1 - 2 зайцев. Позу «столбик» можно использовать несколько раз. Зайчика, прижавшегося к земле, на четырех лапах мы уже лепили, когда вы были помладше. В этой позе можно изобразить испуганного зайчонка на бревне, который боится пошевелиться. А может вы захотите слепить смелого зайчишку, которой сам запрыгивать в лодку. Разнообразие форм и движений придадут вашим работам выразительность и правдивость.

Дети: обогащать свои композиции с целью показать вовлеченность всех персонажей в действие.

На заключительном этапе корректируется размещение объектов на подставке. Возможны смещения, перестановки. В ходе самостоятельной работы воспитатель оказывает индивидуальную помощь, напоминает о лицевой стороне, куда будет направлен взгляд зрителя. Также поощряется использование различных технических приемов (раскатывание, оттягивание, прищипывание). Чтобы придать большую динамичность воспитатель советуют изменить положение частей тела человека или животных.

Воспитатель: какие интересные, многофигурные композиции у вас, ребята, получились!  Молодцы!

Если что - то не успели или вам захочется добавить фигурки в свою работу, то вы сможете это сделать в свободное время.

И в заключительном этапе мне хочется спросить: ребята, чему учит эта история?

Дети: отвечают.

Воспитатель: да этот трогательный сюжет, который представил Н. А. Некрасов в своем произведении «Дедушка Мазай и зайцы» учит состраданию и любви к природе и человечности.

Дети размещают свои многофигурные композиции на выставке, при необходимости, имея свободный доступ к их доработке.