Методическая разработка «Использование пластических материалов для формирования замысла у младших дошкольников «Лепим сами!»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Карасева Александра Владимировна

Методическая разработка поможет воспитателям использовать различные пластичные материалы на занятиях лепкой, в индивидуальной работе с целью развития замысла у младших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_lepim_sami.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад п. Ермаково

Методическая разработка

«Использование пластических материалов

для формирования замысла у младших дошкольников

 «Лепим сами!»

                                        Автор: Карасева Александра Владимировна

Пояснительная записка

Развитие детского творчества является актуальной проблемой педагогики, так как наша действительность, требуют воспитания у детей творческого подхода к окружающему, активности и самостоятельности мышления. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творческих способностей относится к целевым ориентирам дошкольного образования. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию — те качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Конечно, детское творчество имеет свои особенности и не может полностью соответствовать критериям творчества взрослых. Однако дошкольник, как и художник в процессе рисования или лепки идет от замысла, который основан на его опыте, и включает в себя возникновение темы, поиски средств ее выражения.

Пластическая деятельность - доступный и привлекательный для маленьких детей вид творческого труда. Умелое и тактичное руководство такой деятельностью помогут развить творческие способности ребенка. Сенсорные основы продуктивной деятельности не могут формироваться в отрыве от становления художественно-образного видения при рисовании или лепке. В практике работы дошкольных учреждений содержание и методика образовательной деятельности с детьми в области «Художественно – эстетическое развитие» и вне ее ориентированы  часто на формирование  пластических умений и навыков по предложенной воспитателем теме.  В настоящее время первоочередной задачей стоит  развитие творческой личности дошкольника в всех сферах деятельности. Еще Е.А. Флерина в период становления дошкольного образования  обращала  внимание педагогов  на необходимость развития способности к замысливанию образа, а значит,  к развитию воображения, к  возникновению соответствующих эстетических и нравственных чувств. Мы понимаем, что эта проблема не потеряла своей актуальности и в настоящее время, в период таких грандиозных изменений в науке и культуре.

Цель: формирование замысла у младших дошкольников посредством  использования пластичных материалов.

Задачи:

  1. Познакомить детей с различными пластичными материалами и способами работы с ними.
  2. Развивать воображение, творческие способности.
  3. Воспитывать интерес к работе с пластичными  материалами, любознательность.

Работа воспитателя по формированию замысла у младших дошкольников должна быть продумана, спланирована. В связи с этим, мы разработали перспективный план, который поможет сделать деятельность воспитателя по использованию пластичных материалов с целью формирования замысла у младших дошкольников более целенаправленной и эффективной. План рассчитан на три недели, каждая из которых посвящена работе с определенным материалом: 1 неделя – с глиной, 2 неделя – с пластилином и 3 неделя с тестом.

Перспективный план работы по использованию пластичных материалов с целью формирования замысла у младших дошкольников

Неделя

День

недели

I

глина

II

тесто

III

пластилин

Понедель-

ник

Беседа « Мы умеем лепить». Цель – вспомнить вместе с детьми пластичные материалы, из которых они лепили раньше, используемые при этом приемы лепки.

Индивидуальная работа. Практическое упражнение «Угощение для куклы». Цель – учить детей самостоятельно ставит перед собой цель лепки, подбирать способы ее достижения.

Индивидуальная работа. Игра «Чудо-пластилин» (аналогично игре с тестом).

Вторник

Индивидуальная работа. Практическое упражнение «Большие и маленькие мячики». Цель - закреплять знакомые приемы лепки, учить соотносить количество материала с размером поделки.

Лепка «Бежит ежик». Цель – учить детей самостоятельно подбирать приемы лепки, добиваться поставленной цели

Лепка «Пластилиновая мозаика». Цель – учить детей задумывать простой узор из кусочков пластилина.

Среда

Индивидуальная работа. Игра « Что я умею?» Цель – учить детей лепить по собственному замыслу

Индивидуальная работа. Игра «Чудо-тесто». Цель – учить ребенка самостоятельно задумывать тему, подбирать приемы лепки из теста.

Индивидуальная работа. Игра

« Игрушки для куклы». Цель – продолжать учить задумывать предмет, который необходимо слепить, проявлять инициативу, самостоятельность.

Четверг

Лепка «День рождения». Цель - Развивать умение выбирать из названного круга предметов содержание своей лепки. Воспитывать самостоятельность.

Индивидуальная работа. Игра «Украшение для куклы». Цель - учить задумывать предмет, который необходимо слепить, проявлять инициативу, самостоятельность.

Лепка «Красивая тарелка». Цель – закреплять умение детей задумывать простой узор из кусочков пластилина.

Пятница

Лепка с элементами театрализации «В гости к красной шапочке». Цель – учить детей самостоятельно выбирать материал для лепки.

Лепка с элементами театрализации «Сказка в гости к нам пришла».

Цель – учить детей лепить персонажа для настольного театра.

Лепка с элементами театрализации «Настольный театр». Цель – продолжать учить детей самостоятельно задумывать и создавать персонажей для настольного театра.

План – конспект беседы «Мы умеем лепить»

Цель - вспомнить вместе с детьми пластичные материалы, из которых они лепили раньше, используемые при этом приемы лепки.

Материал: кусочки глины, пластилина, теста, мягкая игрушка.

Ход беседы: в гости к детям приходит игрушка и приносит чудесный мешочек с материалами. Сообщает, что нашла это мешочек по пути в детский сад и не знает, что в нем храниться. Дети вместе с воспитателем и игрушкой рассматривают материалы. Воспитатель спрашивает детей, как называются эти материалы, какие они, что с ними нужно делать, что из них можно слепить и как. Что необходимо для лепки, что необходимо сделать, перед тем как начать лепить (подумать, что будешь лепить и как). Игрушка благодарит детей за помощь.

Конспект занятия с элементами театрализации

 «В гости к красной шапочке»

Программное содержание:

Продолжать упражнять детей с различными и называния качеств «твердый», «мягкий», «мягонький». Закреплять умения изменять комок глины, создавая знакомую форму. Воспитывать у детей заботливое отношение к окружающим.

Материал: 8 наборов предметов: камешки, вата, пластилин. Дидактическая игра «Лоскутное одеяло», кукла Красная Шапочка. Костюм для бабушки (сарафан, платок, очки), дерево.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребятки! Я хочу увидеть ваши глазки. Посмотрите на меня. Скажите, вы любите ходить в гости? Сегодня мы пойдем в гости к Красной Шапочке, хотите?

Дети: Да.

Воспитатель: Она живет в сказочной стране. Ну, пойдем.

Понятия «короткий – длинный».

- Посмотрите, перед нами 2 дорожки. По какой же нам идти? Одна дорожка, какая?

Дети: Длинная.

Воспитатель: А другая?

Дети: Короткая.

Воспитатель: Вспомнила, мне Красная Шапочка сказала, что нужно к ней идти по длинной дорожке. По какой мы пойдем?

Дети: По длинной.

Воспитатель: А как проверим, что она длиннее? Нужно короткую дорожку наложить на длинную. Да, в сказочной стране все возможно. Проверим. Пошли дальше.

- Вот мы и пришли к Красной Шапочке. Красная Шапочка приготовилась печь пирожки бабушке. Поможем ей? Садитесь на стульчики, на столе на подносах набор предметов (камешек, вата, глина).

- Сейчас мы выберем то, из чего можно печь пирожки? Найдите камешек. Что у вас в руке? Попробуйте мять камешек, его можно мять?

Дети: Нет.

Воспитатель: Какой он?

Дети: Твёрдый.

Воспитатель: Постучите камешками по столу. Сильный стук? (камушек твёрдый) А теперь выберете вату. Какая она по цвету?

Дети: Белая.

Воспитатель: Она мнётся?

Дети: Да.

Воспитатель: Постучите, слышно? Вата какая?

Дети: Мягкая, лёгкая, белая.

Воспитатель: Возьмите в руки глину. Какая он?

Дети: Мягкий, мнётся, стучит тихо.

Воспитатель: А камушек какой?

Дети: Твердый, сильно стучит.

Воспитатель: А теперь скажите, из чего будем лепить (печь) пирожки?

Дети: Из глины.

Дети «пекут» пирожки, воспитатель напоминает как нужно лепить, складывают в корзину и идут с красной шапочкой к бабушке.

Дидактическая игра «Лоскутное одеяло».

Дети: Здравствуй, бабушка!

Бабушка: Здравствуйте, ребятки, здравствуй моя внученька, Красная Шапочка! Спасибо вам за пирожки!

Красная шапочка: Бабушка, а почему ты такая сегодня невесёлая?

Бабушка: Что-то день у меня не везучий. Хотела сшить лоскутное одеяло до мешочек с лоскутками потеряла, да ещё очки куда то подевались! Никак найти не могу!

- Не этот ли мешочек ты ищешь, бабушка? Мы его около твоего дома нашли.

- Да, конечно! Спасибо вам, ребята!

- А мы тебе можем помочь собрать одеяло из лоскутков.

Воспитатель: Поможем, ребята?

Дети вместе с воспитателем: Посмотри, бабушка, проверь правильно ли ребятки расположили лоскутки?

- Ой, спасибо, какие вы молодцы. Вот вам от меня угощение. Сама спекла печение. Только скажите, какой формы печение?

Дети: Круглой.

Бабушка: Молодцы!

Воспитатель и дети: Спасибо, бабушка! До свиданья!

Конспект занятия «Бежит ежик» 

Программное содержание: продолжить знакомство со свойствами теста; развивать мелкую моторику рук, оттягивать пальцами отдельные детали; воспитывать чувство отзывчивости, удовлетворенности результатами труда; формировать положительные эмоции в процессе работы.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением ежика, чтение стихов, отгадывание загадок.

Материалы: тесто коричневого цвета, семечки подсолнечника, черный перец, игрушка (ежик, большое яблоко, салфетки для рук, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

 В группу входит помощник, одетый в ежика; на спине у него лежит большое яблоко. Воспитатель предупреждает:

 У ежа иголки колки,

 В руки лучше не бери!

 Не мешай ему трудиться,

 Только издали смотри!

 Воспитатель предлагает детям спросить у ежика, где он был и куда несет такое большое яблоко?

 - Ежик, куда ты бегал?

 - В сад зеленый.

 - Что искал?

 - Яблоко брал.

 - Для кого?

 - Для сына моего!

 Воспитатель рассказывает о ежах. Ежики – очень заботливые родители, они носят на своих иголках еду для своих деток, траву и листья для постельки. А если увидят опасность, они сворачиваются клубочком, выставляют острые иголки, и никакой зверь им не страшен.

 Воспитатель говорит ежику, чтобы он не боялся деток, не колол их своими иголками, дети добрые и его не обидят.

 Ежик рассказывает детям, что пока она ходил за едой, непослушные ежата вышли из норки, убежали далеко от дома и потерялись. И теперь он не знает, где искать маленьких глупых ежат.

 Воспитатель убеждает ежика не грустить, потому что ребята смогут помочь, предлагает ему отдохнуть, а детям присесть за столы. Воспитатель рассказывает, что дети могут слепить ежат из теста.

 - Туловище нужно сделать круглым, - дети показывают, как они будут катать шарик. Вместо глазок нужно поставить горошинки черного перца, а колючки сделать из семечек.

 Дети приступают к работе, воспитатель контролирует процесс выполнения работы, при необходимости оказывает индивидуальную помощь. Когда ежата готовы, дети тихонько, чтобы не разбудить ежика, ставят их на травку рядом с мамой. Ежик просыпается, радуется, что все ежата нашлись, благодарит детей за помощь.

План – конспект занятия с элементами театрализации

«Сказка в гости к нам пришла»

Программное содержание:

Вызвать у детей интерес к созданию сказочного образа по мотивам знакомой сказки, воспитывать чувство взаимопомощи, способность сострадать, сочувствовать героям сказке, воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Развивать чувство формы и мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук.

Формировать умение раскатывать пластилин круговыми и прямыми движениями.

Материалы, оборудование: настольный театр «Репка», кусочки теста серого, голубого, розового, белого цвета для лепки мышки ( на выбор детям), семена арбуза и дыни для ушей, гречневая крупа для глаз, шерстяные нитки для хвостиков, палочки, дощечки, салфетки.

Предшествующая работа воспитателя: изготовление образца, подготовка оборудования и материала к занятию.

Предварительная работа с детьми: показ настольного театра по русской народной сказке «Репка», беседа по содержанию. Рассматривание мышки. Разучивание физ.паузы «Вышла мышка» и танца «Вот так вот».

Ход занятия:

  1. Сюрпризный момент. На столе воспитателя настольный театр «Репка» накрытый салфеткой (Все герои кроме мышки).

(Открываю) – Ребята, к нам в гости пришла сказка. Вы узнали из какой сказки эти персонажи?  (Репка)

Читаю отрывок стихотворения В.Шипуновой «Репка»

В огороде дедка раз посеял репку

Бабка с дедкой репку

Вытянуть не могут -

Кличут на подмогу!

Дедка за репку, бабка за дедку,

Внучка за бабку, Жучка за внучку,

Кошка за Жучку...

Вытянуть не могут -

Кличут на подмогу!

- Посмотрите внимательно, а кого из героев нет?  (Мышки)

- А как вы думаете, смогут они вытянуть репку без мышки?  (Нет)

- Куда же пропала мышка? Давайте поиграем в игру «Вышла мышка» и узнаем, где она.

II. Физкультурная пауза.

Вышла мышка как-то раз (дети маршируют на месте)

Поглядеть, который час. (руки подносят ко лбу, смотрят в даль)

Раз-два-три-четыре (сжимают пальцы в кулак, разжимают)

Мышка дёрнула за гири. (дергают двумя руками)

Вдруг раздался страшный звон (хлопают)

Убежала мышка вон. (бег на месте)

- Вот куда пропала мышка, она испугалась и убежала.

- Как же нам помочь дедушке, бабушке, внучке, Жучке и кошке? Давайте мы с вами слепим мышку-норушку (показываю образец).

- Посмотрите, как мы будем ее лепить (показываю способ лепки и поясняю свои действия).

- Беру комочек пластилина и раскатываю в ладонях круговыми движениями, посмотрите, получился шарик. Покажите, как вы будете раскатывать (дети показывают в воздухе). Но шарик совсем не похож на мышку.

- Его надо немного раскатать ладонями «туда-сюда», шарик превратился в огурец (дети показывают в воздухе).

- Вытягиваю пальцами острую мордочку. Теперь немного похоже на мышку.

- Прикрепляю ушки - семена арбуза, глазки – гречневая крупа или можно отпечатать их палочкой, а хвостик - шерстяная ниточка.

- Вот какая красивая и веселая мышка получилась!

Предлагаю детям выбрать любой цвет теста для мышки.

Самостоятельная деятельность детей (дети лепят под спокойную музыку), индивидуальная работа с затрудняющимися детьми.

III.- Молодцы ребята у всех получились красивые забавные мышки. Давайте возьмем одну и поможем героям вытянуть репку.

(инсценировка эпизода сказки «Репка» с использованием вылепленной мышки).

План - конспект занятия «Пластилиновая мозаика»

Цель занятия: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности;  формировать способность самостоятельно задумывать узор из кусочков пластилина; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин разных цветов, дощечка или лист плотного картона формата (можно покрыть тонким слоем пластилина одного цвета), игра-мозаика.

Ход занятия:

Начинается занятие с игры. Показываем малышам игру-мозаику, обращаем внимание на то, какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных деталей. Затем даем пластилин и объясняем, как можно сделать мозаику из этого материала.

Кладем на середину стола основу для мозаики — лист картона формата (его можно покрыть тонким слоем пластилина).

 - Давай с тобой сделаем красивую картинку из пластилина.

 Предлагаем детям выбрать кусок пластилина любого цвета. Затем показываем, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе. Предлагаем малышам сделать из пластилина разноцветную мозаику. По окончании работы получится картина. Придумываем вместе с ребенком название для нее.

План – конспект занятия «Красивая тарелка»

Программное содержание: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5—7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; продолжать учить самостоятельно создавать узор из кусочков пластилина; развивать мелкую моторику.

Материалы: Заготовки из картона (белые круги диаметром 15—20см); пластилин разных цветов.

Ход занятия: Перед началом занятия следует  подготовить основу для создания пластилиновой картинки. На этом занятии рекомендуется использовать схематичное изображение узора на тарелке в виде линий (для размазывания) и кружочков (для надавливания).

Детям нужно объяснить, что там, где нарисованы линии, следует размазывать пластилин, а там, где нарисованы кружочки, придавливать его.

 - Посмотри, это тарелки. Тарелки просто белые, совсем неинтересные. Давай украсим их — сделаем на них узор из пластилина.

Предложить детям подготовить пластилиновые шарики (цвета он пусть выберет сам), не забудьте часть шариков заготовить заранее. Затем предложите положить пластилиновые шарики на изображения кружочков, придавить пальчиком и размазать в соответствии с линиями на узоре.

- Вот какие у вас получились красивые, праздничные тарелки! Молодцы!

 Узоры могут быть разные по цвету и форме. Украшением тарелок можно заниматься в течение нескольких занятий. На первом занятии предложите детям заготовки с нанесенным рисунком, на следующих — заготовки без рисунка, чтобы дать возможность детям придумать свой собственный.

Конспект занятия с элементами театрализации

«Настольный театр»

Программное содержание: закреплять навыки детей отщипывать пластилин от целого куска, делать комочки, катать колбаски. Учить создавать целостный образ из деталей. Учить создавать своими руками персонажи для настольного театра, для игр. Развивать творческое воображение, расширять знания о театре. Воспитывать чувство прекрасного, аккуратность, доброжелательность, умение доводить начатое до конца, ценить результат.

Материал и оборудование: доски для лепки, пластилин, картонные рулоны от туалетной бумаги (то, что обычно выбрасывают, когда заканчивается туалетная бумага, обклеенные цветной бумагой - это заготовки будущих куколок.

 Предварительная работа: посещение кукольного спектакля, показ настольного театра в группе (воспитатель, рассказы детей о посещении театра, рассматривание иллюстраций с изображением кукол.

Ход занятия:

Ребята, помните, мы с вами смотрели кукольное представление? Какие артисты там участвовали? Правильно, куклы. Этих кукол изготавливают специальные мастера. Но мы с вами тоже можем стать такими мастерами, хотите? Тогда приготовились, закрыли глазки и говорим волшебные слова:

 Малышом быть хорошо, а Мастером - лучше!

 В Мастера бы я пошел, пусть меня научат!

 Открывайте глазки. Вот и стали мы с вами мастерами и сейчас будем делать настоящих кукол для театра.

 Посмотрите, у нас есть заготовка, это будущая кукла. Какая она будет должны придумать вы сами. Посмотрите, какую я придумала. Я приклеила два комочка, получились глазки, скатала колбаску прикрепила, получился хобот. На кого похож? Да, на слона. Добавлю ушки, слон готов. А теперь вы приступайте.

Нетрадиционные пластические материалы и техники работы с пластилином

На прилавках магазинов появился, не так давно, новый материал для работы с детьми - пластика. Он предназначен для занятий в ДОУ лепкой, и является аналогом глины, имеющим ряд положительных сторон, не присущих глине:  Имеет светло-серый цвет, а при высыхании становится почти белым и не требует в дальнейшем грунтовки. При росписи краска ложится ровно, сохраняя яркость цветов.  Данный материал не требует подготовки, так как продается уже в готовом виде в вакуумной упаковке.  Пластика - материал очень пластичный, податливый, при этом не требует специального оборудования для сушки и обжига.  с различными материалами, а особенно будет удобно использовать пластику для изготовления атрибутов для сюжетно-ролевых игр.

Работа с мятой бумагой является промежуточным звеном между лепкой и ручным трудом, и организовывается с детьми от 3 лет. Тематика и сложность поделки определяются наличием ручных умений. Формы   организации   работа с   мятой   бумагой   могут быть различными:  специальные занятия по ручному труду;  часть занятия по ознакомлению с окружающим, природой, развитию речи, например, после рассматривания картины «Курица с цыплятами», изготовление соответствующих игрушек;  сотворчество педагога и детей вне занятий;  индивидуальные задания с целью развития и совершенствования мелкой моторики, определенных навыков и умений;  творческие проекты. Материалом для выполнения поделок может быть бумага белая и цветная, для ксерокса, оригами, офисная, упаковочная, кофра. Она не должна быть слишком толстой и жесткой, чтобы с ней могли справиться пальцы ребенка. Слишком мягкая бумага при неоднократном сминании и разглаживании порвется, однако. в некоторых работах («Цыплята» и др.) могут быть использованы даже бумажные салфетки, которые придадут поделке мягкость, пушистость.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование интерактивных форм и методов в методической работе для формирование у педагогов потребности в профессиональном саморазвитии"

Методическая разработка включает в себя теоретическое обоснование и практическое использования интерактивных форм и методов в работе с педагогами ДОУ. В методической разработке представлен подробный ...

Методическая разработка Использование проектного метода при формировании культуры безопасности у детей старшего дошкольного возраста

Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по правилам дорожного движения, физическое, интеллектуальное, нравственно – эстетическое, ...

Методические разработки «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми дошкольного возраста как средство формирования креативности " сти»

“Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в ...

Методическая разработка: " Использование ИКТ в формировании элементарных математических представлений"

Описание важности и актуальности темы: "ИКТ в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...

Методическая разработка «Использование художественного слова при ознакомлении детей младшего дошкольного возраста с окружающим миром».

Для развития мышления и речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов мира, природы, общественной жизни, для этого создана картотека о природных явлениях....

Методическая разработка с пластическими этюдами, импровизациями и музыкальными играми для подготовительной группы.

Методическая разработка с пластическими этюдами, импровизациями и музыкальными играми для подготовительной группы.Интеграция образовательных областейПознавательное развитие:актуализировать з...

Методическая разработка «Использование «Сенсорной коробки» в развитии детей младшего дошкольного возраста»

Малыш познает мир и развивает речь через пальчики: ему необходимо всё пощупать, потрогать, попробовать, поплескаться. Универсальной вещью для тактильных игр является сенсорная коробка....