Методическая разработка: " Использование ИКТ в формировании элементарных математических представлений"
методическая разработка на тему

Гавришко Наталья Михайловна

Описание важности и актуальности темы: "ИКТ в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_v_femp.docx28.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРОГИМНАЗИЯ»

 

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

___________ А.Ф. Берестовая  

«            »   августа  2015 г.

 УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ НШ «Прогимназия»

______________  В.В. Горячева

«          » августа  2015 г.

                     

Методическая разработка:

" Использование ИКТ в формировании элементарных математических представлений"

Воспитатель: Гавришко Н.М.

Рассмотрено на заседании МО

протокол   от                 №  _____

руководитель МО ______/______________

Сургут

Во всех семьях, предприятиях, учебных учреждениях, используют информационно-компьютерные  технологии.  ИКТ стало частью культуры и необходимой нормой. В повседневной жизни людей.

Принятие поправок к Закону «Об образовании» диктуют необходимость изменения содержания, методов и организационных форм всей системы образования. Использование информационно-компьютерные  технологии в детском саду позволило модернизировать учебно-воспитательный процесс. Я считаю, что ИКТ облегчило работу воспитателям. Используя презентации в работе с детьми в непосредственно образовательной деятельности теперь не так часто нужно использовать традиционный наглядный материал. Который иногда не соответствует размерам или вовсе не найти (по теме). По сравнению с традиционными формами обучения презентация позволяет расширить возможность, подготовится к деятельности интересней. А также она является средством развития познавательных способностей детей.

Хотя и использование ИКТ требует длительной подготовки. Но в конечном итоге потраченное время и усилия приведут к желаемому результату.

Презентацию можно использовать на протяжении всей непосредственно.

Образовательной деятельности так и как часть её подача нового материала, проверка знаний, демонстрация иллюстративного материала.

При такой подаче материала включаются 3 вида памяти – зрительная, моторная, слуховая. Используя презентацию можно рассмотреть материал поэтапно. Что улучшает восприятие информации. Если материал  соответствует возрастным особенностям и подбор материала также соответствует по своему содержанию принципу научности, то это позволит заинтересовать ребёнка и хорошо усвоить ему весь материал, который вы ему дадите.

Для использования новых инновационных технологии в работе, потребуются технические ресурсы:

Компьютер, ноутбук, проектор, интерактивная доска, DVD-плеер,

запоминающие устройства.

  Образовательная деятельность составлена с учётом принципа интеграции образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников в соответствии с образовательной программой   "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, — М.: Мозаика-Синтез, 2010. 

спецификой и возможностями образовательных областей

Игровая форма  непосредственной образовательной деятельности способствует развитию  познавательного интереса детей, помогает уберечь от излишнего  утомления, активизирует разнообразные движения, стимулирует частую смену позиций. Эффективность образовательной деятельности состоит в том, что интеграция выступает в нем, как средство обучения и способствует приобретению новых знания и представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Использование игровых приемов и четких инструкций позволяет сделать образовательную деятельность увлекательной, достаточно сложной и интересной, из-за чего поддерживается интерес детей от начала и до конца. Смена  деятельности не позволяет  детям отвлекаться, и дети не устают. В ходе НОД  применяется  технология личностно-ориентированного подхода, а продуктивная совместная деятельность организованна на основе технологии целостного развития ребенка, как субъекта детской деятельности.

Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Появление систем мультимедиа, безусловно, производит революционные изменения в таких областях, как образование, компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

  Во всем мире использование информационно-компьютерных технологий в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей

Не исключением является и наш детский сад. В нашем дошкольном учреждении информационно-компьютерные технологии используются в работе административно-управленческого аппарата, с педагогами, родителями и детьми.

 В работе с детьми информационно-компьютерные технологии мной используются довольно активно в процессе НОД  и других видов деятельности. Применение компьютерной техники позволяет сделать деятельность  привлекательным и по-настоящему современным, расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.   Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и усиливают усвоение материала. Я считаю, что применение компьютера в дошкольном образовательном учреждении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности,  а так же развивает ребенка всесторонне.

   Мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных занятиях. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

    Такие мультимедиа, как слайд, презентация или видео презентация уже доступны в течение длительного времени. Компьютер в настоящее время способен манипулировать звуком и видео для достижения спецэффектов, синтезировать и воспроизводить звук и видео, включая анимацию и интеграцию всего этого в единую мультимедиа-презентацию.

Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. На НОД с детьми педагоги используют мультимедийные презентации, которые дают возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность педагогической деятельности.

Использование на НОД мультимедийных презентаций в моей группе позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыследеятельности,  гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, реконструкции процесса обучения и развития с позиций целостности.

Основа любой современной презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия  и цели, которую ставит педагог.

  Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

– осуществление сенсорного восприятия материала;

 – возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

 – объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

 – возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

 – активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

 – компьютерные презентационные слайд-фильмы я  использую для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

Использование мультимедийных презентаций позволяют мне сделать НОД эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на  НОД  по ФЭМП, ознакомлении с окружающим миром  обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

  С помощью мультимедийных презентаций  я  разучиваем  с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес"  и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

 Активно применяю мультимедийные презентации на своих НОД, которые дают возможность оптимизировать психолого-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития, и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

   Мультимедийные презентации, применяемые мной, создаются в программе для создания презентаций POWER POINT. Мультимедийная деятельность  проводятся в группе мультимедийным проектором, экраном, с соблюдением санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

   Мной  создана копилка мультимедийных презентаций компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе детского сада. Целью данной копилки является развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста с использованием современных информационных технологий – мультимедийных презентаций.

      Мной подобрано много компьютерных программ предназначенных для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Программы для обучения счету и обозначению множества цифрой, закрепления знаний о величине предметов, их форме, знакомства с геометрическими фигурами (плоскими: кругом, квадратом, прямоугольником, треугольником и др.). Ориентировка в пространстве (близко, далеко, справа, слева) и во времени (сутки, день, месяц, год). Компьютерные математические программы помогают детям закрепить представление о том, что число не зависит ни от предметного содержания множества, ни от пространственного расположения его элементов.

  В компьютерных программах этой серии дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете, учатся решать задачи на сложение и вычитание, определять состав числа (в пределах 10). Они внимательно всматриваются в картинки на экране, изображающие разные фигуры, и с интересом отыскивают их в окружающих предметах. При успешном счете, решении задач, правильном выборе на экране дорисовываются картинки, предметы перемещаются, изменяется игровая ситуация, ребенку предлагаются новые более трудные задания. Благодаря этим программам занятия приобретают непринужденный характер, вызывают желание добиться успеха.

   Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.      Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению.

 Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные педагогами для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру. Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике, музыке,  ИЗО, знакомство с художественной литературой  помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления, развивает чувство цвета, развивать память , воображение.  

  Применяя мультимедийное оборудование в детском саду  я пришла к следующему выводу, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

 -дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

 -глубже постигаются понятия числа и множества;

 -быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

-тренируется эффективность внимания и память;

 -раньше овладевают чтением и письмом;

 -активно пополняется словарный запас;

 -развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз. уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

 -воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность; развивается воображение и творческие способности;

-развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.

  В работе с родителями ИКТ я использую при оформлении наглядного материала, при проведении родительских собраний, круглых столов, мини-педсоветов, практикумов, ток-шоу. Проводя анкетирование родителей наших воспитанников, я пришла к выводу, что использование ИКТ позволяет разнообразить общение, повысить интерес взрослых к получению полезной информации о воспитании детей.

    При проведении педсоветов доклады педагогов дополняются мультимедийным сопровождением. Презентации к докладам включают в себя как текстовое сопровождение, так и видеосюжеты, схемы и диаграммы. На итоговом педсовете 2014-2015 учебного года педагоги представляли мониторинг освоения знаний в виде диаграмм и сравнивали результаты каждой возрастной группы.

   Одно из главных условий внедрения информационных технологий в детском  – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ними, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из нас мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Любого педагога и родителя волнует вполне закономерный вопрос о возможном негативном воздействии компьютерной техники на организм ребенка. Обычно детям дошкольного возраста рекомендуют находиться от 15 до 20 минут, а то и не более 10 минут

Признавая, что компьютер — ново-мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей старшего дошкольного возраста требует тщательной организации, как самой деятельности , так и всего режима в целом.

     Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в  детском  и повысить его эффективность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по формированию элементарных математических представлений

Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева, на, над, под, между, посередине....

Методическая разработка подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений

Настоящее занятие базируется на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода, то есть предполагает поуровневую организацию работы с детьми: здесь кружочком отмечены вопросы, адресо...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В стране веселой математики. Счёт до 10»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «В стране веселой математики.  Счёт до 10»Цель: закрепление порядкового счёта до 10Задачи: закрепление умения считать в прямом и...

Методическая разработка: Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Подарок для мамы»

Данная  методическая разработка поможет в работе педагога по формированию знаний детей о геометрических фигурах, закреплению знаний в счете до 5 и воспитанию чувства любви к маме, желанию по...

Методическая разработка по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе «Деление круга на равные части. Треугольники и четырехугольники»

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометри...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»

Продолжать учить составлять и решать математические задачи и приемы. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно....

Методическая разработка "Коспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе по теме "Продукты питания"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе...