Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) старшего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
методическая разработка по математике (старшая группа)

Иванова Елена Александровна

Продолжать учить составлять и решать математические задачи и приемы. Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_2.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию  детей старшего
дошкольного возраста
«Путешествие в космос»

Программные Задачи:

Образовательные задачи:

  1. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
  2. Закреплять умение соотносить количество точек с цифрами (от 1 до 10).
  3. Упражнять в счёте в пределах 10 и обратно.
  4. Способствовать освоению математических знаков: «больше», «меньше», «равно».

Развивающие задачи:

  1. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание.
  2. Развивать смекалку, воображение.
  3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2. Воспитывать чувство единства, сплоченности.

Образовательные области:

Познавательное развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

Форма работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, наглядно-действенный, игровой.

К концу непосредственно образовательной деятельности уметь:

Ориентировке на плоскости. Называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и их характерные признаки (углы, стороны). Прямой и обратный счет. Освоение математических знаков: «больше», «меньше», «равно».

Предварительная работа:

Беседа о космосе; заучивание стихотворения про планеты; заучивание стихотворения про ракету; решение логических задач.

Оборудование:

Для воспитателя:

-Презентация, магнитная доска, арифметический набор, картина; аудиозаписи «Космическая музыка», «Старт космического корабля».

Для детей:

лист А-4, геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг, квадрат, овал), цифры от 1 до 10, карандаши (по количеству детей)

Ход образовательной деятельности

1 часть: Вводная

Дети сидят за столами. На экране появляется изображение инопланетянина.

Ребята, сегодня у нас в гостях инопланетянин Федя с далекой «Цветочной планеты». Нам пришло послание от него. (Включается запись голоса инопланетянина). Он просит нас помочь ему и его друзьям превратить злого дракона, в доброго.

Ребята, мы поможем жителям «Цветочной планеты»?

А вот на чем мы отправимся в космическое путешествие, узнаем после того как, соединим точки в том порядке, как идут цифры. Давайте вслух назовем цифры от1-10. Расскажите, в каком порядке вы будете соединять точки? Да, совершенно верно. (Дети работают на листах А-4, каждый индивидуально). Что у нас получилось? Правильно - ракета.  

Ребята, давайте разомнемся перед полетом. Дети встают в произвольном порядке и один из детей читает стихотворение про ракету.

Текст:

Движения:

Раз - два, стоит ракета,

Три - четыре - скоро взлёт.

Чтобы долететь до солнца, Космонавтам нужен год.

Но дорогой нам не страшно,

Каждый ведь из нас - атлет.

Пролетая над Землёю,

Ей передадим привет.

Дети поднимают руки вверх.

Разводят руки в стороны.

Описывают руками большой круг.

Берутся руками за щёки и качают головой

Руки в стороны, корпус качают вправо-влево

Сгибают руки в локтях, сжав кулаки.

Снова разводят руки в стороны.

Поднимают руки вверх и машут.

Какие молодцы ребята! Справились и с этим заданием. Прекрасные ракеты у вас получились!

2 часть: Основная

А теперь, вам нужно занять свои космические кресла. Я сейчас раздам вам посадочные талоны. Каждый из вас сядет на то место, где стоит цифра, соответствующая количеству точек на вашем талоне. (Дети разбирают посадочные талоны).

Будьте внимательны, считайте и занимайте свои места. (Дети садятся на стульчики).

-        Для полета нам нужно сделать пульт управления, которым мы будем управлять ракетой. На пульте у нас будет 5 кнопок, которые мы сделаем из геометрических фигур.

У вас на столах лежит лист бумаги, положите его перед собой. Для того чтобы наш пульт заработал, нам надо правильно его собрать. Для этого мы вспомним где левая и правая сторона, где верх и низ на листе. Молодцы. Возьмите геометрические фигуры. Какие фигуры вы взяли? Чем отличаются? Чем похожи? Сколько углов? Сколько сторон?  Правильно. Слушайте внимательно:

-        в правом верхнем углу положите треугольник;

-        в левом нижнем углу положите прямоугольник;

-        в правом нижнем углу положите круг;

-        в левом верхнем углу положите квадрат;

-        Посчитайте, сколько всего получилось кнопок?

Верно, получилось четыре кнопки.

-А как нам получить пять?

Правильно, нужно добавить еще одну кнопку.

-Добавьте в середину овал.

Теперь давайте повторим, как мы получили число 5.

-Сколько кнопок у нас было? Правильно, четыре

-        Сколько мы добавили? Совершенно верно, еще одну кнопку.

-        Сколько стало кнопок? Верно, стало пять кнопок.

-Посмотрите каждый на свой листик, у всех получилось пять кнопок?

Молодцы ребята! Все справились с заданием на листе бумаги и сделали пульт управления. Мы с вами вспомнили название разных фигур, которые в математике называют геометрическими. Каким одним словом можно назвать эти фигуры? Похожи они друг на друга? Правильно, все они разные и у каждого своего имени и характерные особенности. Давайте повторим. Вспомнили как образуется цифра 5. Тогда нам можно отправляться в полет.

3 часть:

А теперь пристегните ремни. Отсчитываем время в прямом порядке от 1 до 10. Пуск. (Звучит аудиозапись взлет ракеты) А пока мы набираем высоту, я задам вам несколько вопросов, а вы быстро отвечайте:

-        Сейчас утро или вечер?

-        Какой сегодня день недели?

-        Назовите соседей четверга?

-        Сколько дней в неделе?

-        Сколько пальцев на правой руке?

-        Сколько ушей у двух мышей?

-        Сколько лап у двух медвежат?

На экран выводятся планеты солнечной системы. Какие планеты мы с вами пролетаем? (Дети называют)

По порядку все планеты

Назовет любой из нас

Раз - Меркурий

Два - Венера

Три - Земля

Четыре - Марс

Пять - Юпитер

Шесть - Сатурн

Семь - Уран

За ним Нептун

Он восьмым идет по счету

А за ним уже потом

И девятая планета

Под названием Плутон

Ребята, вот мы с вами на «Цветочной» планете. Вы помните, что нам нужно сделать на этой планете? Совершенно верно, спасти планету от гибели и превратить злого дракона в доброго.

На экране появляется дракон со словами, что ему не хочется становиться добрым и так просто с ним не справиться. Надо выполнить задания, которые спрятаны на планете «Цветов». Дети идут на ковер, где осматриваются и находят задания.

Нам необходимо пройти через специальные ворота (стойка, имитирующая ворота, на перекладине которой написано число 10). Для того, чтобы пройти через ворота, нужно составить пару из чисел в сумме дающих число 10. (У каждого ребенка цифры от 1 до 10). Давайте договоримся, что сигналом будет 2 хлопка в ладоши. Дети разбегаются по группе. По сигналу воспитателя образуют пару Зи7; 5и5; 7и 3; 6и4; 8и2; 1и 9 и проходят в ворота. А теперь давайте проверим, правильно ли составлены пары? Если находятся ошибки, обсуждаем их с детьми.

Смотрите, а здесь еще какие-то знаки (больше, меньше, равно). Вы их знаете? Для чего они нужны? Правильно, для того, чтобы сравнивать числа. Следующее задание: нам надо правильно сравнить цифры и расставить знаки.

4...5; 1...2; 6...7; 8...9 ;6...7

6...6; 8...8; 3...2; 5...4; 7...8

(дети расставляют знаки на магнитной доске, рассуждая при этом, почему они ставят именно этот знак).

Воспитатель: Молодцы ребята! Мне не удалось вас запутать сложными вопросами. Вы знаете, что в неделе 7дней, умеете их называть и знаете их последовательность. Вы хорошо знаете состав числа 10 и без труда смогли найти себе пару для прохода в ворота.

4 часть:

Мы всё ближе и ближе к победе над злым драконом! Приступаем к следующему заданию.

Составьте задачу по картине. (На доске висит картина). Давайте рассмотрим ее. (рассуждаем, что изображено на картине; что в задаче есть условие и есть вопрос). Назовите условие, вопрос задачи. (Дети решают задачу).

Ребята, а можно ли решить такую задачу: «На клумбе росло 6 цветов. Один цветок сорвали. Как назывался этот цветок?». Совершенно верно, такую задачу нельзя решить. А почему? Да, в ней неправильно поставлен вопрос. А как надо изменить вопрос? Правильно, нужно спросить, сколько цветов осталось? Давайте теперь решим эту задачу.

Ребята, вы отлично потрудились. Злой дракон превратился в доброго дракошу. Инопланетяне остались довольны. И дарят вам этот конверт, а что в нем, мы сможем узнать, когда вернемся домой.

5 часть:

А теперь нам пора лететь обратно на землю, занимайте свои кресла в ракете. Чтобы попасть в детский сад, мы воспользуемся схемой пути:

«Найди обратный путь».

Игра называется «Найди, как пройти к ракете в лабиринте». (Крупные пазлы). Посмотрите, перед вами перепутанные пазлы с изображением частей

нашей ракеты и запутанной дорожкой к ней. Вам надо соединить правильно все пазлы. (На экран выводится изображение ракеты и дорожки к ней). Всем понятно задание? Тогда начинайте выполнять задание.

Молодцы, вы отлично справились с заданием. Теперь дружно делаем обратный отсчет, начиная с 10. Пуск! (звучит космическая музыка)

Чтобы мягко приземлиться, давайте скажем волшебные слова:

Лети, лети ракета

На запад, на восток

Считая километры,

И прибывая в срок.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы ракета взлетела, нужно, как настоящие космонавты отсчитать от 10 до 0.

Воспитатель: Обратный отсчёт

Рефлексия:

Ну вот мы и дома. Вы сегодня показали, что вы умные, внимательные, находчивые, дружные, можете прийти на помощь. Скажите, куда мы с                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         вами сегодня путешествовали? Что интересного вы сегодня увидели, оказавшись в космосе и на планете «Цветов». Какое задание вам понравилось больше? А какое задание было для вас сложным? Кому было интересно, весело и легко, кому было трудно? А это вам подарок от инопланетян - космические раскраски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого занятия по формированию элементарных математических представлений

Развивать пространственные представления, уточнить отношения: справа, слева, на, над, под, между, посередине....

Методическая разработка подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений

Настоящее занятие базируется на принципах развивающего обучения, а также деятельностного подхода, то есть предполагает поуровневую организацию работы с детьми: здесь кружочком отмечены вопросы, адресо...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте Образовательные задачи:- показ образования числа десять;- учить детей считать в пределах д...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) образовательной области «Познание» по теме: «Обобщение и повторение количественного счета от 1 до 10 в старшей группе ».

Цель: Закрепить количественный счет  в  пределах  десяти, знание цифр.Задачи:·         Учить сравнивать два предмета по длине с помощ...

Методическая разработка конспекта занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «В стране веселой математики. Счёт до 10»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «В стране веселой математики.  Счёт до 10»Цель: закрепление порядкового счёта до 10Задачи: закрепление умения считать в прямом и...

Методическая разработка по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) в старшей группе «Деление круга на равные части. Треугольники и четырехугольники»

Знакомство с удивительным миром математики начинается в дошкольном возрасте. Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометри...

Методическая разработка. Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе. Тема: «Морское путешествие за кладом»

Целью данного занятия является создание условий для закрепления математических знаний, умений и навыков  у детей 6-7 лет посредством игры путешествия. В ходе занятия- игры  решаются различны...