«Негосударственные символы России. Русская берёзка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Ширай Татьяна Дмитриевна

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). Содержит краткий перечень заданий для предварительной работы, перечень новых слов и понятий,  описание используемых нетрадиционных способов изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по изобразительной деятельности

для старшего возраста

«Негосударственные символы России. Русская берёзка»

Цель: 

  • познакомить детей с природными и нетрадиционными символами России;
  • продолжать развивать эстетические чувства средствами изобразительной деятельности..

Задачи:

Обучающие:

  • расширение представления о самом  почитаемом дереве в России - берёзе, о её хозяйственном и оздоровительном значении в жизни человека;
  • закрепление представлений о цветах, оттенках и форме окружающих объектов природы;
  • закрепление приёмов рисования гуашью, акварелью, а также в технике рисования – пуантилизм.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности;
  • активизация и обогащение словарного запаса;
  • развитие творческих способностей,  воображения;
  • развитие мелкой моторики кистей рук;
  • продолжение знакомства с пейзажной живописью;
  • расширение представлений об эстетическом образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства.

Воспитательные:

  • воспитание эмоциональной отзывчивости и чувства любви к Родине, к русской природе;
  • воспитание чувства гордости за свою страну.
  • Воспитание бережного отношения к природе.

Интеграция образовательных областей:

  • Социализация
  • Коммуникация
  • Познание
  • Художественное творчество
  • Здоровье.
  • Чтение художественной литературы
  • Музыка.

Словарная работа:

Обогащение словарного запаса: «чечевички, символ, природный символ, серёжки, вёселка,  белокурая, белоствольная»,  и т. д.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы и во время продуктивной деятельности.

Работа с родителями:

По окончании занятия предложить вместе с родителями разгадать ребус.

Оснащение

  • Иллюстрации и репродукции русских пейзажей.
  • Аудиозаписи с песнями о русской природе.
  • Видео-презентации «Моя Россия», «Русская березка».
  • Экспозиция предметов на тему занятия
  • Мультимедиа, магнитная доска.
  • Бумага А4, фактурная бумага, гуашь, кисти, ножницы, клеевые карандаши, ватные палочки, масляная пастель.
  • Оформление помещения изостудии декоративным полотном, рисунками детей.

Предварительная работа

  1. Наблюдения за сезонными изменениями в природе
  2. Просмотр видео-презентации «Деревья русского леса».
  3. Знакомство с художниками: Шишкин, Грабарь, Левитан.
  4. Прослушивание и заучивание пословиц, загадок, стихов о березе.
  5. Прослушивание музыкальных произведений о березе.
  6. Чтение рассказов: Б.Александров « Берёза – символ Родины», И.Соколов-Микитов « Берёза», В.Зотов « Лесная мозаика».

После занятия: выставка детских рисунков «Люблю свою природу в любое время года»

Содержание занятия

Организационный момент.

-Ребята, давайте поздороваемся с гостями.

-Здравствуйте!

Дети садятся.

Педагог:

-Ребята, к нам группу залетели необычные осенние листья. И на них что-то написано. Это загадки. Давайте прочитаем и отгадаем.

«На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены»

«В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы»

«Русская красавица стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане»

Педагог

- Молодцы, дети. Берёзка! Это она прислала нам эти загадки. Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Берёза - единственное дерево с белой корой.)

(Предлагает рассмотреть репродукции с изображением берёзы в разное время года и рассказать, как она выглядит.) Беседа сопровождается показом слайдов.

- Какая она? (Красивая, стройная, с белым стволом, который называют белым сарафанчиком, кудрявая, с зелеными сережками и т.п.)

- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.) Русское слово «берёза» очень древнее. В индоевропейских языках оно означало «светлый и белый». Позже люди нарекли березу «веселкой».

- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, золотые.)

Поэты и писатели сочинили много стихов, загадок и песен об этом красивом деревце.

«Берёзка белая, берёзка чистая.

Всегда веселая, всегда лучистая.

К теплу и свету ветвями тянется

Весне и лету всё улыбается».

-А как красива берёза во все времена года! Давайте подберём для неё красивые слова. (Вместе с детьми просматриваем слайды и подбираем слова, отражающие внешний облик и настроение)

«Если б дали берёзе расческу,

Изменила б берёза прическу.

В речку как в зеркало глядя,

Расчесала б кудрявые пряди.

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку».

 Берёза живет 150-300 лет. Рассмотрим внимательнее ствол берёзы. Чёрные полоски на стволе помогают дереву дышать. Они называются «чечевички». На зиму они закрываются и берёза почти не дышит. Ветки плавно склоняются вниз, на кончиках ветвей - это «сережки».

«На поляне, на пригорке,

Под окном среди полей

Белокурая берёза –

Символ Родины моей».

- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (О березке, о Родине)

Подумайте и постарайтесь ответить на вопрос: 
– Что такое Родина?

Дети размышляют и предлагают свои ответы. Обобщая детские ответы, педагог продолжает разговор.

Ответов на этот вопрос может быть много:

-Родина – это страна, в которой мы родились и живем.

-Родина – это наш край, город, район, улица, место, где стоит наш детский сад, наш дом,

-Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.

-Наша Родина – это русские леса, поля, моря и реки.

-Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на чужой стороне.

Педагог:

-А как называется наша Родина?

- Правильно! Россия. Россия - одно из самых больших государств во всём мире. Вы уже знакомы с символами нашего государства, к которым относятся гимн, герб, флаг, а также столица государства.

Но есть ещё природные символы нашей Родины. Один из них –это наша красавица русская березка.

Березка является символом России! На Руси всегда любили белоствольную красавицу березу. Ее называли «деревом счастья».

Педагог:

Белые березы, белые ромашки,

Вы краса и гордость всех лесов, полей,

Белые березы, белые ромашки,

Вы частичка милой Родины моей.

Видели березы радуги сияние,

Слышали ромашки крики журавлей.

Шепчутся листочки, наклонясь к ромашкам:

«Лучше нет на свете Родины моей».

        -О чем говорится в этом стихотворении? (О белой берёзе и ромашке – природных символах России)

.–Берёза была  главным героем некоторых народных праздников. В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

Береза, как и все деревья, имеет огромное значение в жизни человека. (Педагог выслушивает высказывания детей о том,  как в быту используют берёзу, сопровождает  беседу показом слайдов и рассматривает вместе с детьми экспонаты мини-выставки).

А ещё наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:

«Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету».

«Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя».

Кроме берёзы и ромашки у нашей Родины есть и другие нетрадиционные символы. (Педагог предлагает выбрать их среди экспонатов мини-музея). Правильно, это бурый медведь, русская матрешка и балалайка.

- Давайте немного поиграем, а потом начнем рисовать.

Физкультминутка

Дети встают

Мы берёзку посадили, (стоя, качаемся на носочках)

Мы водой её полили.  (вытянув руки вперёд, машем кистями к полу)

И берёзка подросла, (поднимаясь на носочки, вытягиваем руки вверх)

К солнцу ветки подняла (раскачиваем поднятыми руками)

А потом их наклонила (наклон корпусом вниз)

И ребят благодарила (сжимаем и разжимаем кисти – прощаемся)

Практическая часть

Педагог:

-Ребята, на прошлом занятии мы создавали красочный фон способом монотипии.. А сегодня будем «сажать» на нашей поляне березы. Но сначала вспомним, из чего состоит дерево?

Дети рассматривают картинку дерева, называют его части: корень, ствол, ветки, листья.

Дети садятся

Педагог: Подумайте, с чего вы начнете вашу работу. Предложить наметить вначале стволы деревьев, найти места, где их расположить «в лесу». Давайте сначала изобразим ствол. Какие материалы можно использовать? И какого он должен быть цвета?

Дети перечисляют (картон, бумагу, соленое тесто, пластилин...) Выбирают материал, нарезают на полоски, располагают стволы на цветной подмалевок и приклеивают их.

Педагог:

- Ветки и листья очень дружны. Их вместе можно назвать словом – крона. (Дети повторяют слово)

Сегодня мы будем рисовать крону необычным способом. У нас нет кисточки, но есть ватные палочки. Некоторые из них подружились (две-три вместе). Ребята, посмотрите, как по-разному можно нарисовать крону березы. Педагог демонстрирует некоторые приемы рисования ватными палочками

- Посмотрите внимательно, как я буду рисовать: я беру ватную палочку, набираю краску, и прикладываю палочку к верхней части кроны, волнистыми линиями стараюсь изобразить висящие ветви. Когда следы становятся неяркими, я снова набираю краску. Грязную палочку кладу на тарелочку. Потом чистой палочкой набираю другую краску и снова оставляю следы на кроне дерева. Можно рисовать крону и по-другому: нарисовать мелком висящие ветви и прикладывать палочку по направлению ветвей, оставляя на бумаге следы-точки. Можете придумать и свой способ изображения ветвей березы.

Дети выбирают способ рисования кроны.

Педагог:

- Какие вы выберете цвета? ( Желтый, зеленый). Дополните ваш пейзаж деталями.

Кто старался рисовать - погладьте себя по голове.

Кто нарисовал дерево аккуратно - погладьте себе руки

Кому понравилось рисовать березу новым способом - похлопайте в ладоши.

- У вас получились очень красивые рисунки.

По окончании работы педагог предлагает рассмотреть рисунки и устроить вернисаж.

- Ребята, у России есть и другие природные символы. Это  бурый медведь, матрешка, балалайка. (Демонстрация  слайдов и экспонатов мини-выставки).

Педагог.

- Мы увидели, какой красивой, разной может быть берёза. Узнали, сколько пользы она приносит человеку. Человек и берёза – друзья!

- Как мы с вами можем защитить нашего друга – берёзу, все деревья, природу? (Не шуметь в лесу, не оставлять мусор, не ломать кусты и деревья, не обижать бездомных животных). Ведь всё, что нас окружает – это наша Родина.

Я предлагаю вам послушать красивую песню о нашей Родине и ещё раз посмотреть, какая она замечательная.. (просмотр презентации «Русская березка»)

А сейчас я посмотрю, не появились ли на подоконнике ещё какие-нибудь необычные листочки (Раздает детям березовые листья с ребусом Р 1 а и предлагает разгадать его дома вместе с родителями).

Разгадка ребуса: «Родина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Рукотворные негосударственные символы России»

Презентация «Рукотворные  негосударственные  символы России»  познакомит детей  с традиционными предметами, народными блюдами и другими изделиями, выполненными руками...

Конспект НОД "Негосударственные символы России" Старшая группа

Тема: "Негосударственные символы России"Программное  содержание:Познавательное  развитиеЗакрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн). За...

Русские матрешки - символ России, русской души и материнства

Данный материал преставляет собой сценарий праздника, посвященного замечательному празднику - Дню матери. Здесь можно найти интересные стихи, песни и танцы, которые не оставят равнодушным ни одн...

Познавательный досуг "Негосударственные символы России"

Познавательный досуг о негосударственных (неофициальных) символах России в старшей группе...

Проектная деятельность в старшей группе № 4 «Звездочки» на тему: «Символ России- Русская берёза»

С чего начинается Родина? С речки, с песчаного берега, с неприметного бугорка на полянке, с семьи, с маленького дворика, где мы живем, а может она начинается с той березки, которая растет на территори...

КОНСПЕКТ ООД по формированию целостной картины мира : «Негосударственные символы России»

КОНСПЕКТ ООД по формированию целостной картины мира : «Негосударственные символы России»...