Нравственно-патриотическое воспитание «Государственные и негосударственные символы России»
план-конспект занятия (старшая группа)

Павлова Евгения Сергеевна

Конспект НОД для сташего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennye_i_negosudarstvennye_simvoly_rf.docx21.16 КБ

Предварительный просмотр:

«Нравственно-патриотическое воспитание «Государственные и негосударственные символы России»

для детей старшего дошкольного возраста

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель:
Познакомить детей с государственными и негосударственными символами России, развивать познавательный интерес и уважение к символам России.

Задачи:

1. Образовательные:

-Познакомить с негосударственными символами России: матрешкой, масленицей, кокошником и другими.

-Закрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн).

-Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.

2. Развивающие:

-Развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей

3. Воспитательные:

-Воспитывать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны

-Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Предварительная работа: сообщение первоначальных знаний о государственной символике России; чтение художественных текстов; закрепление материала с использованием иллюстраций; рисование; дидактические игры.


Организационная часть:

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки. Теперь возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем ритуал приветствия:

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Замечательно! Какие вы у меня молодцы!

Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией! Усаживайтесь поудобнее: спины держим прямо. Можно отправляться в страну «Знаний».

Воспитатель: Сегодня мы продолжим беседу о государственных символах России: что-то повторим, а с чем-то познакомимся впервые. А чтобы путешествие наше было не скучным, к нам в гости заглянул Бегемотик. Он родился в Африке и теперь живет в нашей стране, о которой очень хочет узнать побольше.

Основная часть:

Воспитатель: Итак, ребята! Как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной.

Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем?

Дети: «Мы живем в стране, которая называется Россия».

Воспитатель: У всех стран, в том числе и у России, есть свои символы. Давайте вспомним, какие это символы? Назовите государственные символы страны.

Дети: Государственные символы нашей страны – это флаг, герб, гимн.

Воспитатель: Верно, один из символов – это флаг. Из каких цветов состоит флаг России?

Дети: Флаг России состоит из трех цветов: белого, синего, красного.

Воспитатель: А как расположены полосы на флаге? (если затрудняются отвечать, задаю наводящий вопрос: полосы расположены горизонтально или вертикально?)

Дети: Полоски расположены горизонтально: белый, синий, красный.

Воспитатель: Что означает белый цвет на Российском флаге?

Дети: Белый цвет на флаге России означает мир.

Воспитатель: Да, наша страна миролюбивая, она всегда стоит на защите мира и порядка. А что означает синий цвет?

Дети: Синий цвет означает веру и надежду, воду и небо.

Воспитатель: Что означает красный цвет?

Дети: Красный цвет означает Победу добра над злом.

Воспитатель: К государственным символам России относится и герб России. Что изображено на гербе России?

Дети: На гербе России изображен двуглавый орел.

Воспитатель: А как вы думаете, что это значит?

Дети: Это означает, что мы независимое государство.

Воспитатель: Обратите внимание на значок в центре герба – этого всадника называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белом коне, с копьем в руках. Этим копьем всадник убивает змея. Дети, а как вы думаете, что символизирует вся эта картина?

Дети: Эта картина символизирует победу добра над злом.

Воспитатель: Правильно ребята! А еще наш герб – это эмблема, символ России. Государственный герб устанавливается на специальных пограничных столбах. Герб страны печатают на российских монетах. А как вы думаете почему?

Дети: Чтобы можно было отличить их от монет, других стран.

Воспитатель: Флаг России, герб России – что это такое?

Дети: Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.

Воспитатель: Какой еще символ я забыла отметить?

Дети: Вы забыли сказать о Гимне России.

Воспитатель: Что такое гимн?

Дети: Гимн – это самая главная музыка в нашей стране. Гимн – это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим.

Воспитатель: Молодцы, верно! Хочу еще добавить, что, когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.

Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях.

Давайте послушаем один куплет Гимна России.

(звучит гимн, все слушают стоя)

Воспитатель: А теперь предлагаю сделать физкультминутку. Давайте выйдем из-за столов и встанем врассыпную на ковер.

Физкультминутка:

Герб страны – орёл двуглавый, гордо крылья распустил (руки в стороны)

Держит скипетр и державу (поочерёдно сжать руки в кулак)

Он Россию сохранил (сделать круг руками)

На груди орла – щит красный (прижать руки к груди)

Дорог всем – тебе и мне (наклоны в стороны)

Скачет юноша прекрасный на серебряном коне (дети маршируют на месте)

(Дети выполняют движения, повторяя за воспитателем)

Воспитатель: Возвращаемся на свои места. Усаживаемся поудобнее, спины держим прямо. Не забываем следить за осанкой.

Воспитатель: Про официальные символы Российского государства мы уже знаем. А теперь давайте поговорим о других символах, о символах, по которым люди безошибочно узнают ту или иную страну, даже если они никогда в ней небыли.

 Такие символы есть у каждой страны и у россиян, за много лет они стали неразрывной частью нашей любимой Родины, ее сердцем и душой. Их когда-то давно придумал русский народ, и они являются негосударственными символами. Многие иностранцы если спросить их о России вспомнят именно эти символы.

Воспитатель: Чтобы узнать о каком символе идёт речь, я предлагаю вам отгадать первую загадку.

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки?

Дети: Матрёшка

(демонстрируем детям Матрешку)

Воспитатель: Правильно, это матрёшка.

Воспитатель: Родилась матрёшка более чем сто лет назад. Её придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел у японских детей куклу – смешного старичка ФУКУРАМИ, внутрь которой вкладывалась такая же кукла, только поменьше.

Первых матрёшек Сергей Васильевич Малютин нарядил каждую красавицу в расписной сарафанчик, яркий платочек и пёстрый передничек. Ни у одной не было похожего наряда: у одной сарафан красный у другой синий с цветочками, у третьей малиновый платочек с белыми горошинами.

А назвали красавицу Матрёшей, старинным русским именем. Матрёшки стали такими популярными, что их начали изготавливать во многих городах, и в каждом городе она имела свои, характерные особенности.

Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память о нашей стране сувенир русскую матрёшку.

Воспитатель: следующая загадка и следующий символ.

Он украшает голову,
На цветок похож.
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош.

Дети: Кокошник

(демонстрируем детям Кокошник)

Кокошник, известный на Руси еще в XVII веке, в XVIII—XIX веках был одним из самых распространенных русских головных уборов. И в наше время он является символом русского женского национального костюма.

Зажиточные люди заказывали самые дорогие кокошники, украшенные лучшими материалами, а те, у кого не было денег на дорогостоящие материалы, могли позволить себе украсить головной убор только не дорогим бисером. Из-за дороговизны изделия, его бережно хранили и передавали по наследству, а поэтому носили только по праздникам. Головной убор составлял важную часть женского русского костюма, он издавна считался оберегом от злых чар.

Воспитатель: И третья загадка.

Зиму с ней мы провожаем,

И Весну-Красну встречаем,

Ей блины вкусны пекут,

Даму эту как зовут?

Дети: Масленица

(демонстрируем детям Масленицу и блины)

Воспитатель: Празднуется он в то время, когда зима сдает свои позиции и уступает место весне.

Чтобы весна пришла быстрее, славяне, пекли блины — олицетворение солнца, устраивали гулянья с песнями, плясками, веселыми играми, а в конце праздника чучело Масленицы сжигали.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием!

Дидактическая игра «Собери символы России»

Воспитатель: Я хочу вам предложить поиграть и собрать картинки-мозайки с другими негосударственными символами России. Давайте распределимся по парам и начнем собирать.

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! У всех все замечательно получилось – все собрали свои картинки и отгадали символы.

Воспитатель: Но это еще не все. Я хочу, чтобы у каждого был символ нашей Родины и предлагаю вам сделать себе флаг России

(на столах разложены трубочки/палочки и заготовленная широкая тесьма с цветными полосами флага РФ)

Воспитатель: Какие вы все молодцы, замечательные у всех флажки получились.

Заключительная часть:

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили?
Дети: Мы говорили о государственных и негосударственных символах России.

 Воспитатель: Назовите мне государственную символику России?
Дети: Флаг, герб, и гимн.

Воспитатель: Назовите цвета Российского флага?

Дети: белый, синий, красный

Воспитатель: Что изображено на гербе России?

Дети: Двуглавый орел. Всадник, побеждающий змея.

Воспитатель: Назовите мне некоторые негосударственные, народные символы России?

Дети: Матрешка, кокошник, масленица.

Воспитатель: Конечно же, у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие негосударственные символы, но эти, пожалуй, самые узнаваемые.
Молодцы ребята, спасибо огромное за то, что вы помогли мне рассказать нашему Бегемотику о символах нашей Родины.

И он очень попросил приготовить для вас небольшие подарки на память.

(раздаем бантики/брошки с расцветкой триколора флага России)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Рукотворные негосударственные символы России»

Презентация «Рукотворные  негосударственные  символы России»  познакомит детей  с традиционными предметами, народными блюдами и другими изделиями, выполненными руками...

Конспект НОД "Негосударственные символы России" Старшая группа

Тема: "Негосударственные символы России"Программное  содержание:Познавательное  развитиеЗакрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн). За...

«Негосударственные символы России. Русская берёзка»

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи). Содержит краткий перечень заданий для предв...

Познавательный досуг "Негосударственные символы России"

Познавательный досуг о негосударственных (неофициальных) символах России в старшей группе...

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе " Символы России"

Конспект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группеТема "Символы России"Воспитатель:Новожилова Анастасия Сергеевна...

Методическая разработка по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе на тему: «Государственные и народные символы России»

Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи:- Формировать патриотические чувства: любви к семье,  к де...

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников «Матрёшка – символ России»

Методическая разработка детско-родительского,  исследовательско-творческого  долгосрочного проекта в старшей группе содержит паспорт проекта  и конспект занятия-презентации по защите...