Самообразование На тему: Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии» 2019-2020 учебный год
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя группа)

Баязитова Регина Рашитовна

Актуальность темы:

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Творческое мышление дошкольников проявляется на основе оригинальности, гибкости, продуктивности и разработанности продуктов творческой деятельности.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №20

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Самообразование

На тему: Развитие творческих способностей детей

посредством пластилинографии»

2019-2020 учебный год

Выполнил:

воспитатель

Баязитова Р.Р

Имеющая категория: первая

Стаж работы 4год.

2020год

Актуальность темы:

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к творчеству.

Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Творческое мышление дошкольников проявляется на основе оригинальности, гибкости, продуктивности и разработанности продуктов творческой деятельности.

Пластилинография – это один из сравнительно недавнего появления нового жанра в изобразительной деятельности.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.

Цель: Создание условий для формирования практических умений работы в технике пластилинографии и развитие у дошкольников индивидуальных творческих способностей.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией, учить детей создавать выразительные образы посредством объёма и цвета;

Развивающие: Развивать у детей интерес к художественной деятельности; Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия в творческой деятельности детей; Развивать мелкую моторику, координацию движений рук, глазомер;

Воспитательные: воспитывать в детях умение анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе; Воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца.

Принципы работы:

Выбор тем занятий зависит от принципов построения и реализации дополнительного образования направление: «Художественно-эстетическое развитие», кружок «Чудо лепка».

Ожидаемый результат: проводимая мною работа показывает, что системность и поэтапность деятельности с использованием нетрадиционной техники «Пластилинографии», способствуют формированию прочных изобразительных навыков и развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, что отслеживается по педагогической диагностике, результаты которой показывают:

-У детей появился повышенный интерес, творческая активность. Дети с желанием и интересом работают в кружке «Чудо-лепка».

-В работах детей преобладают новизна и оригинальность.

-Дети свободно экспериментируют с художественными материалами и инструментами.

-У детей хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

-Дети выполняют задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выполняют задание, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца)

Дата

Литература

Краткая аннотация

Сентябрь

Ознакомилась:

Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду

Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.

Составление: Перспективного плана работы дополнительного образования. Кружок «Чудо-лепка»

Организация выставки

В данной книге известного российского психолога Л. С. Выготского рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей.

Выготский говорит о том, что всю деятельность человека можно разделить на два вида, имеющие свои особенности: воспроизводящий, или репродуктивный, и комбинирующий, или творческий.

Воспроизводящая деятельность – это сохранение прежнего опыта человека, обеспечивающее его приспособление к привычным, устойчивым условиям окружающей среды. В основе этой деятельности лежит пластичность человеческого мозга, под которой понимается способность вещества изменяться и сохранять следы этого изменения.

Результатом же творческого или комбинирующего поведения является не воспроизведение бывших в опыте человека впечатлений или действий, а создание новых образов или действий.

Творческая деятельность делает человека «существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее».

Именно эта творческая деятельность, основанная на комбинирующей способности мозга, называется в психологии воображением или фантазией. Воображение является основой всякой творческой деятельности и проявляется во всех сторонах культурной жизни и делает возможным художественное, научное и техническое творчество.

Л.С.Выготский отмечает, что творческая деятельность возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм в более сложные, и в каждом периоде детства имеет свою форму и далее оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности.

Автор выделяет основную форму, всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека.

Научный анализ самых фантастических построений (сказок, мифов, легенд, снов и т.п.) убеждает, что самые фантастические создания представляют собой новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты из действительности и подверглись искажающей или перерабатывающей деятельности воображения.

В пособии раскрываются вопросы развитии личности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Особый акцент сделан на овладении ребенком разными видами этой деятельности и развитии его творческих способностей. Даны классификация и характеристика педагогически обоснованных методов занятий с детьми Работа педагога рассматривается как непременное условие решения возникающих проблем.

Книга содержит систему развивающих занятий лепкой, аппликацией и рисованием в средней группе детского сада (64 конспекта с методическими рекомендациями). Все занятия взаимосвязаны, содержательны и направлены на реализацию задач художественно-творческого развития детей, сформулированных в предисловии. Вместе с тем, они оригинальны, увлекательны как для детей, так и для педагога.

Учебно-методическое пособие входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки» (полная структура программы представлена на цветной вкладке в «Приложении»).

В программе даны рекомендации по организации занятий и приемы изображения различными способами и материалами.

Цель: развитие творческих и художественных способностей ребенка посредством самовыражения через изготовление поделок из пластилина.

Виды деятельности:

1. Организованная образовательная деятельность (художественно-эстетическое развитие).

2.Наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала.

3. Доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному).

4. Игры, игровые приемы.

5. Организация и оформление выставок детских работ.

«Овощи и фрукты для зайчика», «Жуки на цветочной клумбе», «Ушастые пирамидки»

Октябрь

Мониторинг развития детей

Использовали педагогическую диагностику «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе. ФГОС ДО.

Создание: Индивидуального маршрута.

Организация выставки

Методика: при проведении педагогической диагностики были использованы низко формализованные методы: наблюдение (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на непосредственно организованной деятельности).

Критерии определенные нами следующие:

-уметь лепить из соленого теста, глины, пластилина;

-раскатывать, скатывать, сплющивать, отрывать, прищипывать материал, соединять готовые части, размазывать пальцем пластилин по всему рисунку, использовать несколько цветов пластилина.

-умение пользоваться специальной стекой-печаткой,

-доводить дело до конца, работать аккуратно, выполнять коллективные композиции,

-восстанавливать последовательность выполняемых действий, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя,

-лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

-эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства.

«Вот какой у нас арбуз». «Мухомор». «Во саду ли, в огороде (грядка с капустной и морковкой)».

Ноябрь

Приобретение основных средств, которые используются в работе

Организация выставки

Художественные средства:

-Пластичный материал (разноцветный пластилин), глина, тесто.

-Бросовый и природный материал.

-Дополнительные предметы для декорирования изображений (бисер, бусины, фантики, палочки, трубочки, колпачки, стержни и др.).

Наглядные средства:

-Коллекция иллюстраций, раскрасок, репродукции картин.

-Таблицы с технологическими карточками способов лепки.

-Образцы работ, фотографии.

-Интернет ресурсы – ИКТ, для получения детьми ярких впечатлений от произведений искусств и расширения знаний и впечатлений (слайд-шоу, презентации).

Технические средства:

-Музыка.

-Видеофильмы.

-Слайд – шоу, презентации.

Применение этих средств в работе позволяет повысить активность и внимание детей, развить их воображение и фантазию. У дошкольников появляется устойчивый интерес к данному виду деятельности.

Особое внимание уделяю и предметно – развивающей среде: цвет стен, мебель, украшения интерьера, разнообразие игрушек, детские поделки.

 «Снежинка».

Декабрь

Ознакомилась:

Давыдова Г. Н. «Пластилинография: анималистическая живопись»

Организация выставки

В данном пособии предлагаются конспекты занятий по изобразительной и художественной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. В основу каждого занятия положено использование нетрадиционной техники работы с пластилином - пластилинографии: создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности. Представлен тематический цикл по ознакомлению детей с анималистической живописью. Занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит воспитателям достичь успехов в работе по формированию у детей изобразительных умений и навыков, развитию их творческих способностей. Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, начальной школы, гувернерам, руководителям кружков дополнительного образования.

«Снегурочка танцует», «Дед Мороз принёс подарки».

Январь

Ознакомилась:

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.

Организация выставки

Данное пособие содержит методические рекомендации по обучению детей различным видам изобразительной деятельности: рисованию, лепке, аппликации и развитию художественно-творческих способностей.

В пособии рассматриваются принципиальные положения, на которых базируется развитие детского художественного творчества.

Представленный в пособии материал рассчитан на вдумчивое, творческое осмысление. Каждый ребенок индивидуален, и то, что подходит одному, может быть не принято другим. Поэтому главное, на что автор обращает внимание читателей, – это необходимость творческого размышления и поиска.

«Елочка, елка, колкая иголка»

Февраль

Составление:

Консультаций для родителей

Организация выставки

- Рекомендации по организации работы в технике пластилинография.

- «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики»

- «Все дети любят пластилин», «Пластилиновая живопись» 

- «Увлекательная и занимательная пластилинография»

«Железная дорога», «Сова и синица».

Март

Ознакомилась:

Казакова Т. С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под редакцией Р. Г. Казаковой.

Работа с детьми в свободной деятельности с применением пластилинографии

Организация выставки

В пособии описано более 30 нетрадиционных художественных техник, способствующих развитию детской художественной одаренности. Автором проанализировано влияние различных художественных техник на особенности развития детского изобразительного творчества.

Для творческой деятельности детей характерна активная позиция в выборе изобразительной техники и материала. Все более осознанными становится эстетическое отношение ребенка к миру, он в состоянии не только воспринимать красоту, но и целенаправленно создавать ее; он может самостоятельно творчески реализовывать свои замыслы при условии знания и владения техникой.

«Цветы сердечки»

Апрель

Ознакомилась:

Яковлева Т. Н. Пластилиновая живопись.

Селивон В. А. «Пластилиновая страна Лепилка»

В пособии представлены оригинальные планы, конспекты занятий по выполнению работ из цветного пластилина, сценарии развлечений, а также система работы по использованию оздоровительных приемов на занятиях по пластилиновой живописи. Занятия помогут сформировать и развить внутренний мир ребенка, раскрыть творческий потенциал, активизировать мелкую моторику пальцев рук и биологически активные точки (БАТ). Предлагаются варианты занятий для старшей и подготовительной к школе групп, но курс занятий для подготовительной к школе группы самостоятельный и рассчитан на то, что дети по нему могут заниматься с "нуля".

Представлены разделы, посвященные работе с родителями, рекомендациям по выбору и подготовке материалов и инструментов по пластилиновой живописи, а также приложения с литературными произведениями, загадками, пальчиковыми гимнастиками, играми, физкультминутками и т.п.

Книга идеально подходит для родителей, желающих развивать своих детей. Написано очень доступно и педагогически грамотно.

Май

Ознакомилась:

Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.

Повторный мониторинг использовали педагогическую диагностику «Художественно-эстетическое развитие» в средней группе. ФГОС ДО.

В книге раскрывается значение техники рисования в создании образов предметов и явлений действительности, ее выразительные возможности. Определяется содержание технических навыков и умений, последовательность их фор­мирования у детей дошкольного возраста, разнообразие вы­разительных средств различных изобразительных материа­лов, которые могут использовать в своих рисунках дети. Показано значение овладения детьми техникой рисования для их свободного творчества.

Выявленные результаты:

Дети умеют лепить из соленого теста, глины, пластилина; раскатывают, скатывают, сплющивают, отрывают, прищипывают материал, соединяют готовые части, размазывают пальцем пластилин по всему рисунку, используют несколько цветов пластилина.

Умеют пользоваться специальной стекой-печаткой, доводят дело до конца, работают аккуратно, с удовольствием, выполняют коллективные композиции,

Восстанавливают последовательность выполняемых действий, действуют по образцу и по словесному указанию воспитателя,

Лепят различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки

Эмоционально реагирует на произведения декоративно-прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА» Воспитатель Хавшабо Е.И. стаж работы 24 года высшая кв. категория Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики». на 2015–2018 учебный год старшая возрастная группа

Актуальность Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать п...

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных видов рисования»

Перспективный план по самообразованию по теме «Развитие творческих  способностей детей дошкольного возраста, посредством нетрадиционных  видов рисования» на 2017-2018 учебный год...

План по самообразованию. «Развитие творческих способностей детей посредством пластилинографии».

Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам, ноучитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения,для развития творческих способностей недостаточно стандар...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования»

Цель: Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенци...