Конспект занятия по тестопластике (подготовительная группа)"Уроки Мукасольки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

ООД по лепке из солёного теста в подготовительной группе "Уроки Мукасольки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx250.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект проведения ООД

 «Уроки Мукасольки»

(Знакомство с техникой тестопластики).

Цель: познакомить детей с техникой тестопластики - изготовление поделки- сувенира из солёного теста.

Задачи: 1) дать детям представление об истории возникновения техники тестопластики, познакомить с Мукасолькой;

2) вызвать интерес к замешиванию солёного теста, к лепке из него, выполнять разные действия с тестом: мять, отщипывать, катать шарики, колбаски, сплющивать, использовать формочку для вырезывания силуэта овечки;

3) укреплять кисти рук, координировать и синхронизировать движения обеих рук;

4) способствовать развитию мышления, фантазии;

5) вызвать чувство радости и удовольствия от созданного изображения.

Оборудование: выставка в группе глиняных игрушек народных мастеров;           игрушка из солёного теста – Мукасолька; фартуки, тарелочки с мукой, ложки, клеёнки, формочки (по количеству детей); мука, соль, вода, миска для замешивания теста; скалка, клей, карандаши, стеки, ножницы, колпачки от фломастеров, бисер, бусины, пуговки; краски, кисти.

Ход ООД.

Эмоциональный настрой:

- Ребята, проходите и садитесь на стульчики. (Стулья стоят полукругом).

Улыбнись – и доброту

Делать не устанешь,

И полюбишь красоту,

И умняшкой станешь!

Организационный момент:

- Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Давайте вспомним, что совсем недавно мы с вами посетили музей народной игрушки. Вам там понравилось?  После этой поездки в нашей группе появился мини-музей глиняной народной игрушки. И вы, и ваши родители, и мы – воспитатели приносили сюда изделия народных мастеров. Давайте ещё раз посмотрим на эти игрушки и вспомним их названия.

(Воспитатель показывает детям игрушки, перечисляет и напоминает их названия: Дымковская, Жбанниковская, Каргопольская, Филимоновская, Абашевская, Тверская).

- Можно очень долго смотреть на эти игрушки, любоваться ими – ведь они очень яркие, нарядные, но ещё приятней – играть с ними, держать их в руках. Потому что сделаны они из глины, из природного материала, и в них вложено тепло тех рук, которые эту игрушку делали.

Сообщение темы:

- А вот сегодня, ребята, мы с вами прикоснёмся ещё к одному волшебному миру декоративной народной пластики – искусству лепки из солёного теста. И познакомит вас с ним, вот такая смешная, озорная и затейливая девочка, которую зовут Мукасолька.

(Воспитатель показывает игрушку из солёного теста).

- Поздоровайтесь с ней, ребята! Мукасолька принесла для вас муку, соль и научит вас замешивать солёное тесто, познакомит с необходимыми материалами для работы с ним и покажет, какие замечательные игрушки можно сделать из этого пластичного материала.

Знакомство с историей возникновения солёного теста:

- Ну а сначала я вам немножко расскажу об истории возникновения лепки из солёного теста, и мы узнаем почему же нашу гостью зовут таким интересным именем – Мукасолька.

- Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепёшки из муки и воды и обжигать их на раскалённых камнях. Уже позднее, появились печи для хлеба, и на смену хлебным лепёшкам пришли первые караваи. А ещё, на Руси пекли пряники, которые назывались медовым хлебом. Их изготавливали для праздников самой разной величины и формы в виде забавных фигурок. На Рождество пекли из теста «коровок», «бычков», «петушков», «козочек». Эти печенья дарили родным и соседям. Чтобы сохранить их от насекомых и поедания их мышами, в тесто добавляли большое количество соли – так возникло солёное тесто. Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе.

- «Дарю вам мукасол, чтобы были хлеб да соль, чтобы было в доме изобилие» - так говорили в праздники в русских деревнях, даря произведения из солёного теста. Вообще, такие подарки дарили на счастье!

- Вот и наша Мукасолька тоже сделана из муки и соли! Теперь она останется с нами и будет приносить нам только удачу. Если у вас случится что-то нехорошее, вы поссоритесь друг с другом или у вас что-то не получается – смело идите к Мукасольке – подержите её в руках, погладьте, пошепчите о своей печали и будьте уверены она вам обязательно поможет и всё у вас будет хорошо.

- А теперь, Мукасолька приглашает вас пройти в нашу творческую мастерскую. Но прежде, давайте немножечко разомнёмся.

Физкультминутка:

Вверх и вниз рывки руками,

Будто машем мы флажками.

Разминаем наши плечи.

Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки  

                                                 меняются)

Руки в боки. Улыбнись.

Вправо - влево наклонись. (Наклоны в стороны)

Приседанья начинай.

Не спеши, не отставай! (Приседания)

А в конце – ходьба на месте,

Это всем давно известно. (Ходьба на месте)

Основная часть:

Дети проходят к столам и встают около стульчиков.

(Три стола сдвинуты вместе).

- Ребята, прежде чем начать работать с мукой, надо всем надеть фартуки. Посмотрите, на спинке каждого стульчика висит фартук. Давайте их оденем. Вспомните, когда ваши мамы и бабушки дома замешивают тесто, они тоже одевают фартуки. (Дети помогают друг другу одевать фартуки).

-Ну вот, теперь мы готовы приступить к работе. Посмотрите, в центре стола лежат необходимые материалы и инструменты для замешивания солёного теста и изготовления из него поделок. Мукасолька позаботилась и собрала всё самое необходимое. Это конечно же мука, соль и вода, а также: клеёночки, скалка (для раскатывания теста), формочки, ножницы, стеки, разнообразные пуговки, бусины, паетки, колпачки от фломастеров, клей, ножницы и краски. Видите, как много здесь интересного.

- Итак, для замешивания солёного теста нам потребуется мука, соль и вода. С солью вы все знакомы. Какая она? (Ответы детей). А вот муку, давайте-ка, мы с вами рассмотрим. Перед каждым из вас стоит тарелочка с мукой, подвиньте её к себе поближе и скажите, какая она по цвету? (Белая).

- Потрогайте её руками, какая она на ощупь? (Мягкая, пушистая).

- Да, мука сухая, рассыпчатая. Разравняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку. (Дети исследуют муку).

- А хотите попробовать муку на вкус? (Да). Возьмите в ложечку немного муки и попробуйте её. Какая она на вкус? (Ответы детей).

- Да, ребята, мука на вкус не горькая, не сладкая и не кислая. У неё нет вкуса.

- Ну вот, с мукой вы теперь тоже знакомы. И сейчас, мы с Мукасолькой покажем вам и научим вас замешивать солёное тесто. Отодвиньте свои тарелочки с мукой и посмотрите.

Показ замешивания солёного теста:

- Берём большую миску, 1 стакан муки, 1 стакан соли и полстакана воды. Сначала выливаем в миску воду, высыпаем соль – она растворяется в воде, теперь добавляем муку, всё это сначала перемешиваем ложкой, а затем замешиваем тесто. Тесто должно быть крутое, оно не должно липнуть к рукам и не должно крошиться. Вот какое у нас получилось тесто! (Показывает).

- Тесто может быть и цветным: жёлтым, красным, синим. Для этого, перед тем, как замешивать тесто, в воду надо добавить любую краску.

- Ещё, ребята, запомните, если тесто вот так оставить в миске, то оно сверху начнёт подсыхать. Поэтому, готовое тесто должно находиться в полиэтиленовом пакете. Сейчас, каждому из вас я дам по кусочку теста и вы узнаете, какое оно мягкое, пушистое и тёплое. Но прежде, мы немножко разомнём наши пальчики, а тесто я пока положу в пакет.

Пальчиковая гимнастика:

Разотру ладошки сильно,

Каждый пальчик покручу,

Поздороваюсь со всеми,

Никого не пропущу.

С ноготками поиграю,

Друг о друга их потру.

Потом руки помочалю,

Плечи мягко разомну.

Затем руки я помою,

Пальчик в пальчик я вложу,

На замочек их закрою

И тепло поберегу.

Вытяну я пальчики

Пусть бегут, как зайчики.

Игры с тестом:

- Теперь наши пальчики готовы к работе. Положите пере собой клеёночки. (Воспитатель раздаёт детям тесто).

- Возьмите тесто в ладошки, разомните его. Чувствуете, какое оно мягкое. Если вам очень хочется, то можете его попробовать. Какое оно на вкус? (Солёное). Захочется ли его съесть? (Нет). Правильно, из этого теста можно только лепить. Попробуйте скатать из него шарик или колбаску. Шарик легко расплющивается. На тесте можно оставлять отпечатки, надавите на тесто пальчиками или колпачками от фломастеров и увидите следы. (Дети пробуют).

- Ну что, нравится вам играть с тестом? (Да). Тогда, мы с Мукасолькой предлагаем вам вылепить из этого теста ваши первые поделки. Хотите? (Да). Отгадайте загадку:

Круглый год зимой и летом

В шубы дамочки одеты,

Шерсть закручена в колечки

Кто в каракуле? (Овечки).

- Правильно, будем лепить вот такую овечку – символ года. (Воспитатель показывает готовую поделку).

Лепка поделки «Овечка»:

- Итак, приступаем к работе. (Дети лепят по показу воспитателя). Для начала, нам нужно скатать из теста шарик. У всех получается? Из этого шарика будем делать туловище нашей овечке. Шарик положите на клеёнку и расплющите его, получится вот такая лепёшечка. Теперь, посмотрите, туловище овечки мы будем вырезать при помощи формочки. Берём вот такую формочку для выпечки кексов и аккуратно вырезаем ею туловище, затем убираем лишнее тесто. Оно нам сейчас понадобится. (Дети выполняют работу).

- Теперь, от оставшегося кусочка теста отрываем маленькие кусочки для головы и ушей. Скатываем из них шарики, расплющиваем их, придаём голове и ушам форму и прикладываем их к нашей овечке. (Дети выполняют).

- А сейчас, будем делать нашей овечке маленькие кудряшки на голове. Для этого отрываем маленькие-маленькие кусочки теста, скатываем из них шарики и приклеиваем на голову овечки.

- Вот как хорошо у вас получается! А из оставшегося теста сделаем нашей овечке красивые кудряшки-завитки. Делим тесто опять на маленькие кусочки, скатываем из них шарики и украшаем ими тельце нашей овечки. А чтобы завитки казались кудрявыми, подточенным карандашом в середине каждого шарика будем делать небольшое углубление. (Воспитатель показывает, дети выполняют).

- Вот и всё, наши овечки готовы! Теперь остаётся дождаться, когда они подсохнут и мы, вместе с нашей Мукасолькой, будем их раскрашивать. Это тоже очень интересно!

Анализ:

- Ребята, вам понравилось лепить из теста? В следующий раз Мукасолька вам предложит ещё слепить что-то очень увлекательное и интересное. Давайте дружно скажем ей спасибо. Так что мы сегодня научились делать? (Замешивать тесто, лепить из него). А что ещё узнали? (Ответы детей). Что больше всего вам понравилось?  Я думаю, что и Мукасольке было очень приятно познакомиться с вами.

- А сейчас, берите свои поделки и аккуратно несите их сюда на полочку, будем ждать и наблюдать, как они сохнут. Вы сегодня молодцы, очень постарались! Теперь все вместе идём мыть руки.

C:\Users\Админ\Desktop\мама2\DSC01348.JPG

C:\Users\Админ\Desktop\мама2\DSC01445.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия с детьми подготовительной группы "На уроке в школе"

Занятие имеет цель: коррекция кратковременной памяти детей 6-7 лет....

Конспект занятия для детей старшей группы "Урок Добра"

Конспект занятия для детей старшей группы  по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий....

Конспект занятия во второй младшей группе «Урок доброты»

Конспект занятия во второй младшей группе «Урок доброты»Цель: закрепить у детей знания о нравственных понятиях – дружба, доброта.Задачи.Развивающие: развивать способность детей к соп...

Конспект занятий во второй младшей группе «Урок ПДД»

Цель занятия: Закрепить знания детей ПДД, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие, игровую деятельность.Задачи: Развивающая: закрепить знания детей о светофоре...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....