Конспект занятия для детей старшей группы "Урок Добра"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Шапкина Ирина Владимировна

Конспект занятия для детей старшей группы  по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_urok_dobra.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Добра

Конспект занятия для детей старшей группы

 по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий.

Цели:

  • подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;
  • воспитывать у детей активную нравственную позицию – совершать добрые поступки;
  • учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;
  • учить детей активно защищать свою нравственную позицию;
  • учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;
  • закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;

Материал к занятию:

    портрет нищенки-матери; портрет мальчика-звезды; картонные сердечки, ярко оформленные; две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.

Предварительная работа:

    чтение сказки Оскара Уайта “Мальчик-звезда”; работа с пословицами (добро - зло).

Ход занятия

Игра «Приветствие».

«Собрались все дети в круг. Я – твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся».

Тренинг «Передача улыбки по кругу»

(на доске прикреплено солнышко с лучиками)

Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)

1. Доброта- это стремление человека дарить людям радость. Народная мудрость гласит, доброта- это солнце. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это-доброта.

2. Добрый человек любит людей, помогает им, любит природу, бережет ее, заботится о ней.

Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)

Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся.

Мы с вами читали сказку “Мальчик-звезда”. Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.

- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка – его мать.

Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.

Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды – яркие настоящие конфеты.

Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.

Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?

Нужно видеть смятение детей.

Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда – сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

Воспитатель читает сказку дальше.

- Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)

«Не стой в стороне равнодушно

 Когда у кого-то беда

Рвануться на выручку нужно

 В любую минуту всегда

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Будь счастлив, что день не напрасно ты прожил

Что годы живешь ты не зря».

 - Доброта тесно связана с вежливостью. Вежливый человек умеет не только культурно себя вести, но и вежливо общаться. И делает это он с помощью чего?

Игра 1. “Вежливые слова”

Я начинаю фразу, а вы продолжаете.

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (Спасибо.)

- Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день.)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо.)

- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (Здравствуйте.)

- Когда бранят за шалости, говорим … (Прости, пожалуйста.)

- И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят … (До свидания.)

А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

Поговорим о настроении.

 Настроение – это душевное состояние.

Каким  обычно бывает настроение  у доброго человека – настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное;  у злого – настроение мрачное, сердитое, угрюмое.

Ребята, а у вас каждый день одинаковое настроение? – нет. Чтобы помочь людям, надо видеть в каком они настроении.

 Упражнение “Расскажи о своём настроении”

Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чём-нибудь, хочется плакать.)).

- При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?

- Какое у тебя сейчас настроение?

- Какого цвета твоё настроение?

- С каким запахом можно сравнить твоё настроение?

- На что похоже твоё настроение?

Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции : злость, обиду, гнев поместить в волшебный мешочек.

Упражнение «Волшебный мешочек»

Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек волшебнику воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. И после, в конце занятия, эти бумажки превращаются в подарок детям, диск со сборником добрых мультфильмов.

- Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

- Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

- Советую вам, ребята, как можно чаще говорить добрые  слова, чтобы от них теплее и светлее было окружающим вас людям, как от солнышка. И сейчас мы заглянем в наш мешочек и увидим, что же стало с не добрыми  словами от добрых слов. А вот что!!! Педагог достает диск с мультфильмами и сказками о добре  и дарит его детям.

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе № 2 «Капельки»

«Урок Добра»

по сказке Оскара Уайльда «Мальчик – звезда».

                                                 Воспитатели: Стерликова М.Н.,

                                                                          Шапкина И.В.

г. Борисоглебск 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей средней группы «Команда добрых дел

Конспект занятия для детей средней группы «Команда добрых дел». У дошкольников формируются знания о доброжелательном поведении, развивается гордость за хорошие поступки....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "Добрые дела живут на белом свете"

К сожалению,нравственное воспитание детей всё чаще в нашей жизни отодвигается на второй план, считается многими родителями неважным, даже в какой-то степени "несовременным". Поэтому наиважнейшей ...

Конспект занятия для детей старшей группы «Добрые дела»

Ребята помогают Мишке избавиться от Лени, совершая хорошие, добрые поступки. Конспект занятия для детей старшей группы....

Конспект занятия во второй младшей группе «Уроки добра»

Занятие для детей 3-4 лет по сказке И.Ревю "Сказка про доброту и Петушка"...

Конспект занятия для детей средней группы "Уроки этикета"

Обобщить и расширить знание детей об этикете, формировать навыки культурного поведения у детей....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Добро и зло».

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Добро и зло». ...