Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Планета Земля»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Людмила Валерьевна Бугаева

Цели: - Дать детям представление о том, что планета Земля – громадный шар, что она очень большая, что большая часть её покрыта водой, есть материки – суша; на планете обитает много живых существ, им для жизни нужна чистая вода, чистый воздух, чистая земля; о загрязнении окружающей среды.

- Развивать ответственное отношение к окружающей природе.

- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Подготовительная работа:

Занятия и беседы о солнечной системе, о планете Земля, об окружающей природе; о месте человека в природе; о взаимодействии человека с природой; о необходимости беречь и защищать природу. Чтение стихов, пословиц, поговорок, загадок о природе. Рисование, аппликация, лепка.

Материалы и оборудование: Карта, глобус, указка, цветная бумага для аппликации, клеевые карандаши.

Ход занятия:

В: Доброе утро, милые дети,

Вы всех прекрасней на этой планете!

Д: (здороваются).

Воспитатель: Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

 

- Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Оказывается, что солнце – это звезда, такая же, какие мы наблюдаем на ночном небе.
В ночном небе звёзды кажутся маленькими точками, потому что они очень далеко от нас. А на самом деле они так же горячи, как и Солнце. Но Солнце находится ближе других звезд к нашей планете.
Какое оно? (Солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?
- Да.
- У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запоминайте. (картинки с изображением солнечной системы). Семью Солнца называют Солнечной системой.
В семье Солнца царит идеальный  порядок. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (9).

А теперь давайте познакомимся с планетами поближе.

Планеты Солнечной системы

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(А. Хайт)

 

 Ребята послушайте стихотворения поэта Я. Аким и скажите о какой планете идет речь
 

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо...
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету!

Ответы детей
 

В: Мы с вами живём на замечательной планете, она называется Земля!

В: Какая же она, наша Земля?

Д: Красивая, голубая, большая, необычная и др.

Показываю глобус.

В: Что же есть на нашей планете?

Ответы детей.

В: Прежде всего на нашей планете есть два полюса. Как они называются?

Ответы детей.

В: Один – северный, другой – южный. Северный - сверху земного шара, южный внизу. Оба полюса – самые холодные места на земле. На северном полюсе суши нет, там океан, он всегда покрыт льдами. Он так и называется – Северный Ледовитый океан. На южном полюсе ещё холоднее, чем на северном. Там есть суша – материк Антарктида.

Что ещё есть на нашей планете?

Ответы детей.

В: Большая часть земли покрыта водой – это моря и океаны. Голубым цветом на глобусе обозначена вода. Что ещё есть на нашей планете?

Дети отвечают.

В: Среди океанов есть большие участки твёрдой земли – материки, суша. Вот это самый большой материк – Евразия. Этот материк расположен в северной части земного шара, ближе к северному полюсу. Вот ещё один материк – Африка. Африка расположена в середине земного шара, немного ближе к южному полюсу. Теперь я вам покажу очень интересную, длинную сушу, состоящую из двух частей. Обе они соединяются узкой полоской, похожей на тонкую шею. Кто-нибудь знает, как называется этот материк? Это, ребята, Америка. Она состоит из двух частей: верхняя – Северная Америка, нижняя – Южная Америка. Эти материки протянулись по всему земному шару, от северного полюса к южному.

Остался последний материк. Он самый маленький – это Австралия. Этот материк, как большой остров со всех сторон окружен океаном. Посмотрите внимательно, ребята, на нашу карту, или на глобус. Как выглядит земной шар? Чего больше на нашей планете Земля, воды или суши?

Ответы детей

В: Да воды, океанов и морей, намного больше.

Если моря и океаны изображены голубым цветом. Везде, где не слишком холодно, и не слишком жарко, растёт много зелёных растений, поэтому большая часть суши изображена зелёным цветом.

Воспитатель:

- Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: А на чем люди могут путешествовать?

Дети: На самолете, машине, поезде, пароходе.

Воспитатель: Сегодня я вам предлагаю совершить космическое путешествие. Согласны?

Дети: Да

Воспитатель: А на чем можно полететь в космос?

Дети: На ракете.

Воспитатель: Верно, но чтобы наша ракета взлетела, нам надо ее завести.

 

Физминутка:

Не зевай по сторонам, (Руки на пояс)
Ты сегодня – космонавт. (Повороты в стороны)
Начинаем тренировку, (Наклоны вперед)
Чтобы сильным стать и ловким. (Наклоны назад)
Ждет нас быстрая ракета (Приседают)
Для полета на планеты. (Приседают)
Лишь распустит птица хвост – (Руки назад, в стороны)
Мы поднимемся до звезд. (Тянемся вверх)

 

Воспитатель: Предлагаю всем космонавтам занять места в космическом корабле.

Внимание объявляем готовность №1.

Все системы работают нормально?

Дети: (Да)

Начинаем отсчет от 10 до 1

(дети считают)

Пуск! Наша ракета поднимается высоко вверх 

Воспитатель: ребята, правда наша планета очень красивая?

Ответы детей

Воспитатель: дети, а давайте мы с вами запечатлим нашу планету на память, но не на фотоаппарат, а при помощи обрывной аппликации, когда все детали рисунка не вырезаются, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики.

Этапы последовательности выполнения работы:

- подобрать бумагу синего и зеленого цветов;

- нарезать её на полоски одинаковой ширины (всё это было подготовлено детьми заранее);

- нарвать полоски цветной бумаги на мелкие кусочки;

- аккуратно смазать клеем поверхность листа с изображением планеты;

- приклеить кусочки бумаги на изображение

Выполнение работы.

В конце занятия рассматриваются все работы.

 

Воспитатель: Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием! Ребята, нам пора возвращаться на Землю.

- Космонавты, займите свои места.

- К взлету космического корабля приготовиться!

- Обратный отсчет от 10 до 1 начинай

- Пуск! Ура! Мы вернулись на землю!

 

Рефлексия.

Вопросы детям:

- о чем мы сегодня говорили?

- что вы узнали нового?

- в какой технике выполняли работу по аппликации?

Выставка детских работ.

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ РЕБЁНКА»

Тема недели: Дружба народов. Права детей. «ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ РЕБЁНКА» Программное содержание: Познакомить детей с правами ребёнка. Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителе...

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с календарем»

Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с календарем»....

КОНСПЕКТ ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром«В гости к леснику»

Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о явлениях природы весной.Задачи: Развивать у детей логическое мышление; упражнять в умении устанавливать причинно-следственные связи, взаимосвязь и п...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий...