Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Максимова Татьяна Викторовна

    Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kakoy_adres_u_gribov.docx20.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

    Тема:  «Какой адрес у грибов?»

    Составитель:   Т.В. Максимова

    Путятино, 2016г.

    Какой адрес у грибов?

    Цель: Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания. 

    Задачи:

    • познакомить детей с происхождением названий грибов;
    • продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;
    • объяснить детям что такой хвойный, смешанный и лиственный лес;
    • развивать внимание память, познавательные интересы. 
    • совершенствовать изобразительные умения.

    Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается осень, и скоро к нам придет зима. Давайте вспомним и назовем осенние месяцы.

    Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

    Воспитатель: Молодцы1

    А сейчас послушайте загадку.

    Кто стоит на крепкой ножке

    В бурых листьях у дорожки?

    С виду он похож на зонтик,

    Только меньше во сто крат.

    Коль гроза на горизонте,

    Он бывает очень рад.

    Если дождик и тепло,

    Он считает – провезло!

    Дети: Гриб.

    Воспитатель: Правильно – это гриб. А кто из вас ходил в лес за грибами? (ответы детей)

    Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о грибах. Ребята,  у вас есть имя. Также и у грибов тоже есть имя. У каждого вида грибов свое названия — свое имя и фамилия. И это имя нужно знать и запомнить и уметь отличать грибы друг от друга. Ведь ты никогда не перепутаешь Аню и Пашу? Правда? Потому что ты хорошо их знаешь, знаешь, как они выглядят. И всегда узнаешь их и правильно назовешь по имени.  Так и грибы нужно знать и не путать, знать по именам.

    Но у грибов есть не только имя как у нас, у них есть еще что-то очень интересное!

    Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. 

    Оказывается, и у грибов есть… свой адрес! По этому адресу гриб всегда можно найти. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые — самые внимательные  к природе люди.

    Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!

    Каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу. 

    - Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы — боровики.

    Боровик — это царь среди всех грибов. Ножка у них толстая — как картофелина, шляпка коричневая. Адрес этих грибов: «сосновый бор». Там их можно найти.

    - А под березой, на лужайках и на скошенных полянах — подберезовики.  Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет.

    - На пнях живут и растут опята.

    - В хвойных лесах, где много растет сосен и елок, много маслят с блестящими шляпками, и рыжиков.

    - А лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах, где растут лиственные и хвойные деревья.

    К осени грибы немного меняют свой «адрес»,  то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко — на более теплое место. Если раньше летом в июле — начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.

    Почему грибы так называются? Откуда произошли их названия?

    Например, всем известен гриб подберезовик. Достаточно вслушаться в это слово, чтобы понять, где искать гриб — под березой, в березовых рощах, в лесах, в которых растут березы. Подберезовик даже похож на березку — у него высокая белая ножка с темным узором — чешуйками. Поэтому он так и называется. Это друг березы.

    А где надо искать подосиновик? Под каким деревом? Конечно, под осиной. Ведь не зря же он «подосиновик». Называю еще это гриб так: «Красноголовик» — догадались, почему? Потому что шляпка у него красная. Как будто «красная голова» — вот и назвали — «красноголовик». И похож он на осину тем, что листья у осины красные, оранжевые, как шапочка подосиновика. Не сразу его заметишь в опавшей листве похожего цвета!

    Почему так назвали гриб - рыжик? Рыжий цвет! Гриб действительно ярко-рыжий — и шляпка, и ножка. Рыжик растет в хвойном лесу, где почти нет трав и где он сразу же заметен своим рыжим цветом. Вот и назвали его люди очень ласково — «рыжик». А кого еще называют «рыжиком»? (лисенка, рыжую собачку, котенка рыжего цвета)

    А это что за странное имя — «опята«. От чего оно произошло? От слова «пень», «около пня». Любят расти опята на пнях и на засохших поваленных деревьях.  

    Дидактическая игра «С какого леса гриб?»

    Ход игры: На доске прикреплены картинки с изображением разных деревьев. Дети «срывают» съедобный гриб, называют его и определяют, под каким деревом этот гриб растет.

    Воспитатель: А сейчас мы с вами нарисуем грибы, но вначале  подготовим наши пальчики.

    Пальчиковая игра «Корзинка».

    Раз, два, три, четыре, пять

    (Загибают пальцы по - очереди, начиная с большого)

    Грибы будем собирать

    (Сжимают и разжимают пальцы)

    На пенечке,

    (Загибают пальцы по - очереди, начиная с большого)

    Возле кочки,

    Под осинкой,

    Под сосенкой,

    Под березкой

    Гриб найдем,

    (сжимают и разжимают кулачки)

    И в корзиночку кладем.

    Воспитатель: Молодцы. Садитесь на места.

    Сейчас мы будем рисовать грибы – опята. Они растут целыми семейками, их много. Поэтому, рисовать мы будем сразу пять опят. (Демонстрация воспитателя) Обрисуем коричневым фломастером свою ладошку. Это будут ножки у опят.

    Затем, над каждой ножкой смятой бумагой нарисуем эскиз шляпки, делая примакивание.  (Демонстрация воспитателя) Затем, возьмите фломастер зеленого цвета и нарисуйте траву. (Демонстрация воспитателя)

    Воспитатель: Но, посмотрите, шляпки опят у нас получились расплывчатые, поэтому мы промокнем палец в коричневую краску и подрисуем контур у шляпок.

    (Демонстрация воспитателя)

    Воспитатель: После выполнения работ, вытираем пальцы влажной салфеткой.

    Дети приступают к работе. Готовые работы воспитатель выкладывает на стол.

    Воспитатель: Посмотрите, сколько красивых опят у нас получилось.

    Сбились в стайку, как цыплята,

    Возле пня грибы – опята.

    Вот какая возле пня

    Собралась в лесу родня.

    Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравились ваши работы, У всех получились красивые грибы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Дендропарк» (отрытый просмотр)

    Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведения о лесе как о со...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

    дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

    Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

    Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема «Детский сад – второй наш дом».

    Цель-показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;-закреплять знания детей о профессиях сотрудников детского сада (няня, повара, медицинской ...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»...