Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Максимова Татьяна Викторовна

Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakoy_adres_u_gribov.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Тема:  «Какой адрес у грибов?»

Составитель:   Т.В. Максимова

Путятино, 2016г.

Какой адрес у грибов?

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания. 

Задачи:

  • познакомить детей с происхождением названий грибов;
  • продолжать знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произрастания;
  • объяснить детям что такой хвойный, смешанный и лиственный лес;
  • развивать внимание память, познавательные интересы. 
  • совершенствовать изобразительные умения.

Воспитатель: Ребята, вот и заканчивается осень, и скоро к нам придет зима. Давайте вспомним и назовем осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы1

А сейчас послушайте загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – провезло!

Дети: Гриб.

Воспитатель: Правильно – это гриб. А кто из вас ходил в лес за грибами? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о грибах. Ребята,  у вас есть имя. Также и у грибов тоже есть имя. У каждого вида грибов свое названия — свое имя и фамилия. И это имя нужно знать и запомнить и уметь отличать грибы друг от друга. Ведь ты никогда не перепутаешь Аню и Пашу? Правда? Потому что ты хорошо их знаешь, знаешь, как они выглядят. И всегда узнаешь их и правильно назовешь по имени.  Так и грибы нужно знать и не путать, знать по именам.

Но у грибов есть не только имя как у нас, у них есть еще что-то очень интересное!

Мы живем в городах и домах, и у нас есть адрес. 

Оказывается, и у грибов есть… свой адрес! По этому адресу гриб всегда можно найти. Но этот «грибной адрес» знают не все, а только самые — самые внимательные  к природе люди.

Сейчас мы с вами постараемся этот адрес отгадать!

Каждый гриб «любит» своё дерево и свой лес и живет только по своему адресу. 

- Например, что мы можем найти под сосной? Конечно же, маслят или белые грибы — боровики.

Боровик — это царь среди всех грибов. Ножка у них толстая — как картофелина, шляпка коричневая. Адрес этих грибов: «сосновый бор». Там их можно найти.

- А под березой, на лужайках и на скошенных полянах — подберезовики.  Подберезовики по одному обычно не растут. Рядом с одним всегда другой растет.

- На пнях живут и растут опята.

- В хвойных лесах, где много растет сосен и елок, много маслят с блестящими шляпками, и рыжиков.

- А лисички — дружные сестрички, которые всегда растут рядом друг с другом семейками? В смешанных лесах, где растут лиственные и хвойные деревья.

К осени грибы немного меняют свой «адрес»,  то есть переезжают. Правда, переезжают совсем недалеко — на более теплое место. Если раньше летом в июле — начале августа они жались к деревьям и часто росли с северной более прохладной стороны, то сейчас их можно найти на открытой полянке, дорожке, у просек. Там, где тепло и солнечно.

Почему грибы так называются? Откуда произошли их названия?

Например, всем известен гриб подберезовик. Достаточно вслушаться в это слово, чтобы понять, где искать гриб — под березой, в березовых рощах, в лесах, в которых растут березы. Подберезовик даже похож на березку — у него высокая белая ножка с темным узором — чешуйками. Поэтому он так и называется. Это друг березы.

А где надо искать подосиновик? Под каким деревом? Конечно, под осиной. Ведь не зря же он «подосиновик». Называю еще это гриб так: «Красноголовик» — догадались, почему? Потому что шляпка у него красная. Как будто «красная голова» — вот и назвали — «красноголовик». И похож он на осину тем, что листья у осины красные, оранжевые, как шапочка подосиновика. Не сразу его заметишь в опавшей листве похожего цвета!

Почему так назвали гриб - рыжик? Рыжий цвет! Гриб действительно ярко-рыжий — и шляпка, и ножка. Рыжик растет в хвойном лесу, где почти нет трав и где он сразу же заметен своим рыжим цветом. Вот и назвали его люди очень ласково — «рыжик». А кого еще называют «рыжиком»? (лисенка, рыжую собачку, котенка рыжего цвета)

А это что за странное имя — «опята«. От чего оно произошло? От слова «пень», «около пня». Любят расти опята на пнях и на засохших поваленных деревьях.  

Дидактическая игра «С какого леса гриб?»

Ход игры: На доске прикреплены картинки с изображением разных деревьев. Дети «срывают» съедобный гриб, называют его и определяют, под каким деревом этот гриб растет.

Воспитатель: А сейчас мы с вами нарисуем грибы, но вначале  подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Корзинка».

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальцы по - очереди, начиная с большого)

Грибы будем собирать

(Сжимают и разжимают пальцы)

На пенечке,

(Загибают пальцы по - очереди, начиная с большого)

Возле кочки,

Под осинкой,

Под сосенкой,

Под березкой

Гриб найдем,

(сжимают и разжимают кулачки)

И в корзиночку кладем.

Воспитатель: Молодцы. Садитесь на места.

Сейчас мы будем рисовать грибы – опята. Они растут целыми семейками, их много. Поэтому, рисовать мы будем сразу пять опят. (Демонстрация воспитателя) Обрисуем коричневым фломастером свою ладошку. Это будут ножки у опят.

Затем, над каждой ножкой смятой бумагой нарисуем эскиз шляпки, делая примакивание.  (Демонстрация воспитателя) Затем, возьмите фломастер зеленого цвета и нарисуйте траву. (Демонстрация воспитателя)

Воспитатель: Но, посмотрите, шляпки опят у нас получились расплывчатые, поэтому мы промокнем палец в коричневую краску и подрисуем контур у шляпок.

(Демонстрация воспитателя)

Воспитатель: После выполнения работ, вытираем пальцы влажной салфеткой.

Дети приступают к работе. Готовые работы воспитатель выкладывает на стол.

Воспитатель: Посмотрите, сколько красивых опят у нас получилось.

Сбились в стайку, как цыплята,

Возле пня грибы – опята.

Вот какая возле пня

Собралась в лесу родня.

Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравились ваши работы, У всех получились красивые грибы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Дендропарк» (отрытый просмотр)

Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведения о лесе как о со...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема «Детский сад – второй наш дом».

Цель-показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;-закреплять знания детей о профессиях сотрудников детского сада (няня, повара, медицинской ...

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»...