Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Климчук Ирина Александровна

    Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mir.docx20.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром

    Тема: «Инструменты»

    Цели:1.Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий;

    2. Пополнять словарный запас, развивать логическое мышление детей;

    3. Воспитывать интерес к тому, зачем нужны инструменты.

    Оборудование: набор инструментов, Золушка.

    Предварительная работа: рассматривание инструментов.

                                                 Ход занятия:

    Вводная часть:

    (На столе лежат инструменты: скалка, линейка, щётка, молоток, клещи, отвёртка)

    Золушка: У меня мало места, куда можно положить. Линейка деревянная, молоток и металлический, и деревянный, щётка для обуви – щетинная…(Они сделаны из материалов, ими нужно работать).

    Воспитатель: Золушка, у этих предметов другое общее слово. Скажите, ему!

    Дети: Инструменты!

    Воспитатель: Инструменты. А как же взрослые узнают инструменты среди других предметов?

    Золушка: Я догадалась: всё, что с ручками, то и инструменты! Молоток с ручкой – инструмент, а линейку уберите… Вот мамину сумку сюда можно положить, она ведь с ручками… Ещё ручка есть на двери (смотрите на неё). Только сюда никак не положить…

    Дети: Смеются!

    Воспитатель: (Смеётся вместе с детьми). Да…Всё перепутал! Надо уточнить, можно ли дверь и сумку назвать инструментами?!

    Основная часть:

    Воспитатель: Золушка, ты какой решаешь вопрос?

    Золушка: Почему это вы говорите «инструменты», когда они такие разные?

    Воспитатель: Надо доказать Золушке, чем похожи лопата, лейка и грабли?

    - Катя, скажи!

    Дети: Я считаю, что лопата, лейка и грабли похожи тем, что ими работают.

    Воспитатель: Правильно! Инструментом называют тот предмет, которым производят какую – то работу. Давайте скажем вместе, когда предмет называют «инструментом»?

    Дети: Инструменты – это предметы, которыми производят какую – либо работу.

    Золушка: Я не смогу их запомнить, их же много…

    Воспитатель: Золушка, не надо запоминать, надо научиться задавать себе вопрос.

    - Какой вопрос надо задать самому себе, чтобы решить, можно ли предмет назвать инструментом?

    Дети: Можно ли им работать?

    - Что им можно делать?

    Воспитатель: Правильно!

    Золушка: У меня есть такой предмет, но я не знаю, что это такое?

    Воспитатель: (Показывает инструмент, который дети не видели или знают, - штангенциркуль. В словаре определяется так: «измерительный инструмент (раздвижной калибр), состоящий из металлической линейки с нанесённой на ней шкалой и двух щек – одной неподвижно соединённой с этой линейкой и другой, скользящей вдоль неё; употребляется для измерения толщины предметов или ширины отверстия»).

    Воспитатель: Задавайте вопросы, чтобы решить, инструмент это или нет?

    Дети: Как называется? (Штангенциркуль).

    - Зачем он нужен? (Он нужен для того, чтобы измерять)

    Воспитатель: Молодцы! Штангенциркулем можно измерить толщину предмета, внутри можно измерить.

    - Так что же это такое, раз им выполняют работу – измеряют толщину предмета или ширину отверстия?

    Дети: Инструмент.

    Воспитатель: Называют его?

    Дети: Штангенциркуль.

    Воспитатель: А сейчас немного отдохнём.

    Пальчиковая гимнастика

    Мы пилили, (Делают пилящие движения).

    Мы рубили, (Делают рубящие движения).

    Громко молотком стучали,

    Свежей краской покрывали. (Выполняют движения руками вверх и вниз).

    Мама очень нас хвалила (Хлопают в ладоши).

    И печеньем угостила. (Поглаживают живот ладошкой).

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, а вот это? (показывает бинокль)

    Золушка: Это я поняла. А вот это уж, конечно, не инструмент, он не похож на штангенциркуль.

    Воспитатель: Задавайте себе вопросы.

    - Какой первый вопрос?

    Дети: Как его зовут?

    Воспитатель: Раз не похож, значит и имя другое.

    - Отвечайте!

    Дети: Бинокль.

    Воспитатель: Какой второй вопрос надо задать?

    Дети: Зачем он нужен? или

    - Можно ли им выполнять работу?

    Воспитатель: А вы когда – нибудь в него смотрели?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Что же увидели?

    Дети: С одной стороны всё маленькое, а с другой – большое.

    Воспитатель: С одной стороны, в эти стёклышки посмотришь, то, что было далеко, станет близко, и всё рассмотришь. А если перевернёшь и посмотришь, то, что близко, станет далеко и станет маленьким.

    - Кому нужен бинокль, как вы думаете?

    Дети: Когда в театр ходишь.

    Воспитатель: А в работе?

    Дети: Капитану!

    Воспитатель: А что же капитан корабля им делает?

    Дети: Уточняет дорогу, смотрит далеко вперёд, наблюдает, нет ли встречных кораблей, чтобы не столкнуться, или предметов, которые могут помешать кораблю.

    Воспитатель: Так, можно ли бинокль назвать инструментом?

    Дети: Да.

    Воспитатель: А ещё есть в группе инструменты?

    Дети: Называют.

    Воспитатель: Давайте поможем Золушке отобрать инструменты среди разных предметов!

    - Как вы будете определять?

    Дети: Задавать себе вопрос: Что им делают?

    Воспитатель: Вот песочные часы!

    - Это инструмент?

    Дети: Да! Ими можно измерить время.

    Воспитатель: Подставка под книги?

    Дети: Инструмент, служит для того, чтобы удобно было смотреть и читать книгу.

    Воспитатель: Ведро?

    Дети: Инструмент. Для того, чтобы мыть пол, чтобы в группе было чисто.

    Итог занятия:

    Воспитатель: Незнайка, ты понял, что такое инструменты?

    Золушка: Да! Инструменты – это предметы, которыми делают какую – либо работу.

    Воспитатель: Какие вопросы нужно себе задать, чтобы узнать, что это инструмент?

    Дети: Как его зовут?

    - Что им можно делать?

    - Для чего он нужен?

    Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята!

    - Дома, попросите родителей показать инструменты, которые в группе мы не видели!

    - Занятие окончено!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в Дендропарк» (отрытый просмотр)

    Цель: Расширять представления детей о характерных признаках осени; учить находить их в природе; уточнив представления об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; дать сведения о лесе как о со...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"

    дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»

    Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»

    Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема «Детский сад – второй наш дом».

    Цель-показать, что детский сад похож на семью; здесь есть взрослые, которые заботятся о детях;-закреплять знания детей о профессиях сотрудников детского сада (няня, повара, медицинской ...

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»

    Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»...