Технологическая карта по лексической теме "Перелетные птицы"
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Корчагина Надежда Анатольевна

Карта составлена для облегчения работы воспитателя при планировании работы с детьми по лексической теме "Перелетные птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

для работы по лексической теме «Перелетные птицы»

в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Составила воспитатель коррекционной группы

ГБДОУ № 81 детский сад Приморского района,

 Санкт – Петербург.

Корчагина Надежда Анатольевна

2021


Технологическая карта

Лексическая тема «Перелетные птицы»

Задачи

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

1.Развивать интерес к миру природы, расширять и уточнять представления.

2. Учить наблюдать, развивать любознательность.

3. Формировать элементарные экологические представления.

1. Обогащать словарь воспитанников путём введения новых слов (перелетные, клин, косяк, вереница, стая), и выражений (поговорки, пословицы);
2.  Учить воспитанников отвечать на заданные вопросы, делать выводы;
3.  Развивать связную речь, умение высказываться по теме.

1. Обогащать опыт общения сверстников друг с другом;
2. Воспитывать уважение к труду взрослых.

• ознакомить воспитанников с произведениями художественной литературы по теме

• выучить пословицы и поговорки о птицах, помочь понять их смысл;

• закрепить навыки запоминания стихотворения путем повторения и с использованием опорных схем и картинок

• развивать стремление отражать свои знания и впечатления о перелетных птицах в повседневной игровой деятельности.

Планируемый результат освоения программы детьми

Направления

Социально-личностное развитие

Образовательные области

Социализация

Словарь

Расширение словарного запаса детей

Предметный словарь: утки, гуси, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать.

Словарь признаков:  перелетные, улетающие, мигрирующие.

Глагольный словарь: летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать.

Словарь наречий: высоко, низко, далеко.

Лексическо-грамматические игры и упражнения

Образование притяжательных прилагательных. Употребление притяжательных прилагательных с суффиксом –ин:  ласточкин, журавлиный и т.д.

Образование простых причастий и прилагательных

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: скворец- скворушка; журавль- журавушка;  соловей- соловушка и т.д.

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

Склонение существительного. Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»

Преобразование предложений (глаголы единственного и множественного числа)

Образование простых причастий и прилагательных (от действий).

  Закрепление знаний детей по теме.

 Составление предложений со значением противопоставления. Образование сравнительной степени прилагательных.

Содержание упражнений в приложении.

Развитие связной речи

Описательный рассказ, рассказ по схеме (схема в приложении).

 Учить составлять предложение из слов.

Беседа по картине «Грачи прилетели». Учить детей рассматривать картину, определять тему, главные предметы, настроение. Закреплять словарь и понятия по теме. Учить отвечать на вопросы по картине. Учить придумывать вопросы по содержанию картины.  Закреплять пространственные представления.

Сенсорное развитие

Форма (овал, круг, треугольник), величина (высокие, низкие, длинные, короткие…)

Эталоны осязания (гладкие, мягкие, пушистые…)

Развитие логического мышления

Задачи и головоломки в приложении

Экскурсии, наблюдения

Экскурсия в парк, в лес за город (рекомендовать родителям).

Наблюдение: на участке  ДОУ

Художественная литература

Чтение рассказа «Строители гнезд», В.В. Бианки «Книга за книгой. Кто чем поет?», Е. Чарушин «Рассказы про зверей и птиц».

Пословицы, поговорки по теме

Смотри приложение.

ОБЖ

Беседа о правилах безопасного поведения и обращения с дикими птицами.

Работа с родителями

Просмотр с детьми дома передач и презентаций о перелетных птицах. Рассматривание книг, альбомов о птицах. Делать поделки из бросового материала, строительство скворечников.

Приложение.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Употребление притяжательных прилагательных с суффиксом -ин:

У ласточки гнездо. - Это ласточкино гнездо.

У ласточки хвост. - Это ласточкин хвост.

Образование простых причастий и прилагательных «Назови, какой?»

Лететь – летящий.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково»:

Птенец - птенцы - птенчики; стая - стайка; хвост- хвостик; крыло- крылышко; клюв- клювик;

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах «Один — много»

Аист - аисты - много аистов

Поиск соответствующих понятий «Опиши, какая (какой), что делает?»

Скворец черный с желтым клювом, он поет.

Преобразование предложений (глаголы единственного и множественного числа)

 Аист летит, - Аисты летят. Ласточка улетает. Ласточки улетают.

«Четвертый лишний». Закрепление знаний детей по теме.

«Составь предложение» 

Скворец, теплые края, прилететь.

 Гнездо, высиживать, грач, птенцы.

Червяк, ласточка, птенцы, принесли, голодные.

Небо, летать, кричать, журавль.

Зрительное внимание.

«Кто прилетел?» «Вправо, влево» Разрезные картинки

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

«Исправь предложение»

 Скворец свил гнездо на березе.

Ласточка поселилась в скворечнике.

 упражнение «Будь внимателен»:

Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?

Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?

Над лесом летели три рыбки. Две приземлилось. Сколько улетело?

Летели два крокодила, один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?

У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей?

Что едят крокодилы на северном полюсе?

На столе лежало два яблока. Одно разрезали. Сколько стало яблок?

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Мы построили скворечник                                         Попеременно постукивать кулачками друг о друга  и по столу.

Для веселого скворца,                                                 Свести руки над головой.

Мы повесили скворечник                                           Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь.

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером                                            Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки-                                             одновременно, два раза.

Черненькие перышки.

C:\Users\Надежда\Pictures\2021-04-13 скворец\скворец 2.png

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ

Рисование: «Жаворонок »

Задачи:

Обучающие:

учить детей рисовать птиц, выстраивая изображение из составных частей;

учить рисовать птицу в движении;

показать, что небольшое смещение составных частей друг относительно друга дает нам другую позу птицы;

развивать навыки рисования наброска рисунка карандашом;

развивать навыки рисования цветными карандашами, сангиной, пастелью;

развивать навыки создания фона с помощью известковых мелков;

Развивающие:

развивать эстетическое восприятие мира природы, творческие способности детей, воображение.

Воспитательные:

воспитывать культуру индивидуальной и коллективной работы, навыки адекватной самооценки своей деятельности.

 Лепка: «Малиновка в гнезде»

Задачи: Обучающие

развивать навыки лепки из целого куска пластилина, используя приемы оттягивания, сплющивания, прищипывания;

учить детей использовать прием наложения пластилина одного цвета на другой, чтобы показать особенности оперения малиновки;

развивать навыки лепки фигурки из составных частей, плавного и прочного соединения этих частей с помощью примазывания;

учить новому приему плетения из пластилина;

развивать навыки смешивания пластилина разных цветов для получения нужного оттенка;

развивать навыки нанесения полос, вмятин стекой для создания выразительного изображения.

Развивающие

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Воспитательные

Воспитывать культуру совместной и индивидуальной работы.

Аппликация:  «Поющий соловей»

Задачи:

развивать и совершенствовать приемы выполнения аппликации методом обрывания;

продолжать учить сочетать различные приемы выполнения аппликации путем для создания красивой, гармоничной композиции, применяя полученные ранее знания;

развивать чувство композиции;

развивать умение подбирать бумагу нужного оттенка для выполнения аппликации;

воспитывать культуру совместной работы;

 Конструирование из бумаги в технике оригами: « Грачи прилетели»

Задачи:

Обучающие

развивать навыки конструирования из бумаги по схеме.

учить читать схему, понимать условные обозначения.

учить придерживаться предложенной в схеме последовательности выполнения поделки.

развивать навыки выполнения и видоизменения базовой модели «простой треугольник», учить делать аккуратные, четкие сгибы;

учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования или аппликации.

Развивающие:

развивать интерес к искусству оригами;

развивать вариативность мышления, обучая детей различным вариантам преобразования известной им базовой формы.

Воспитательные:

воспитывать аккуратность, целеустремленность в достижении цели.

Пословицы и поговорки:

  • Птица не сеет, не жнет, а сыта живет.
  • Птице крылья не в тягость.
  • Всякая птица своим голосом поет.
  • У всякой пташки, свои замашки.
  • Нет такого дерева, на котором бы птица не сидела.
  • Птицы сильны крыльями, а человек дружбой.
  • Красна птица перьями, а человек знаниями.
  • Не велика птица, да коготок востер.
  • Каждая птица хозяйка своего гнезда.
  • Всякая птица своим носом сыта.
  • Лебедь летит к снегу, а гусь к дождю.
  • Всякая птица к своей стае летит.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта логопедического занятия «Зимующие птицы».

Технологическая карта логопедического занятия "Зимующие птицы"...

Технологическая карта. Изготовление кормушки для птиц.

Технологическая карта. Изготовление кормушки для птиц....

Технологическая карта квест-игры "Поможем птицам"

Технологическая карта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе....

Технологическая карта по изготовлению поделки "Птицы в гнездышке" из природного материала

В технологической карте даны  материалы, инструменты и полное описание изготовления поделки из природного материала....

Технологическая карта НОД "В мире птиц"

Технологическая карта НОД "Как хорошо уметь читать"...

Технологическая карта НОД. Рисование. "Волшебная птица"

Технологическая карта НОД  по художественно-эстетическому развитию...

Технологическая карта по лексической теме: «Наши пернатые друзья»

Закреплять знания детей о птицахФормирование умения наблюдать,сравнивать, систематизировать...