тема: «Тарелочка из глины»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

Цель: Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство с глиной.

Задачи:

Расширять представления детей о свойствах глины (мягкая – при лепке можно мять, раскатывать, придавать любую форму; твердая – может расколоться).

Стимулировать использование исследовательских действий, включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в процессе которых выделяются свойства материала – глина.

Способствовать овладению способами обследования глины и пластилина, включая простейшие опыты.

Развивать умение аккуратно пользоваться глиной.

Материально-техническое оснащение:

Глина, пластилин, салфетки, колпачки от фломастеров для нанесения рисунка, дощечки для лепки по количеству детей, стаканчики прозрачного цвета с водой (по две на каждого ребёнка), деревянные палочки для размешивания воды, посуда, игрушки, музыкальные свистульки, сделанные из глины, медвежонок.

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию. Чтение стихотворения:

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

- Сегодня я приглашаю вас в сказочную страну

2) Рассматривание изделий из глины: воспитатель и дети под музыку подходят к столу, на котором выставлены изделия из глины: -А вот и наша сказочная страна. Как бы вы назвали нашу сказочную страну (варианты детей)

-Ребята, что вы видите? (игрушки, посуду).

Из чего они сделаны? (из глины)

 

-Какие вы видите игрушки? Назовите предметы посуды, которые вы видите. А что вы можете сказать об игрушках и посуде этой страны, какие они? (яркие, расписные, красивые).

-А сейчас я предлагаю каждому из вас взять по одной поделке в руки. Рассмотрите их, погладьте ладонями, приложите к щеке. А теперь поднимите вверх игрушки, которые вам показались гладкими? А теперь - шершавыми? У кого твердые поделки? А мягкие есть? У кого холодные, а у кого теплые?

-Как вы думаете, чем похожи все эти игрушки?

-Все это сделано из глины. А сейчас, чтобы познакомиться с глиной поближе, я приглашаю вас в мастерскую.

3) Беседа. Экспериментирование. Воспитатель с детьми садятся около стола с приготовленной глиной: -Возьмите в руки глину. Какая она? (твердая, сухая). Верно, дети, и у меня в руках твердая, сухая глина.

- Можно из нее что-нибудь слепить? Давайте попробуем. Нет, не получается, рассыпается глина. Что же делать? Возможно, поможет сказка?

- Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро. И потому с ней никто не дружил, все просто проходили мимо. Загрустила глина, загоревала, не знала, что делать, как найти себе друзей.

- Но однажды пошел дождь и дождевые капельки встретились с водой. — Надо, — сказали капельки дождя глине — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро и у тебя появятся друзья.

Застучали, зажурчали, заскакали капельки дождя по глине — и та сразу стала мягче. Это было в сказке, а на самом деле сделает вода глину мягкой или нет? Давайте устроим встречу дождика и глины. А как же нам сделать дождик? Посмотрите, что у нас на столе?

 

-Что происходит с глиной(варианты детей).

-Она становится мягче, липкой. Однако, чтобы как следует подружиться глине с водой, нужно время.

-А мы пока поиграем.

4) Игра «Давайте сделаем».

Привезли мы глину с дальнего бугра (взявшись за руки, идут по кругу,

Ну-ка за работу, чудо-мастера. (вытягивают руки вперед, в стороны).

Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками,

А потом распишем (пальцы в щепотку, рисуют волнистые линии);

Будем мы игрушки печь (лепят ладошками,

Печка жаром пышет (кулачки сжимают и разжимают).

А в печи- не калачи (машут указательным пальцем,

А в печи- игрушки! (вытягивают руки вперед).

 

5) Продолжение опыта:

- Давайте посмотрим, подружилась ли наша глина с водой? Возьмите глину, помните ее в руках. Какая она? (Мягкая, пластичная, влажная). Так что, подружилась глина с водой?

Какой вода делает глину (влажной, мягкой, пластичной).

-А теперь слепите, кто что хочет. Может слепить одну игрушку на двоих.

Самостоятельная работа детей.

-Теперь, когда вода высохнет, ваши поделки станут твердыми, их можно будет раскрасить яркими красками.

6)Просмотр видеоролика о глиняных игрушках: - Мы с вами начинающие мастера, еще только учимся. Посмотрите, какие красивые, яркие, разные, расписные игрушки получаются у опытных мастеров, которые давно работают с глиной.

5) Рефлексия: -Вам нравятся глиняные игрушки? Что вы узнали о глине? Давайте ваши поделки мы тоже высушим и раскрасим в разные яркие цвета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....

Конспект по «Рисованию» в первой младшей группе на тему: «Тарелочки с полосками»

Цель: Учить детей рисовать круги, ориентируясь на внешнюю опору в виде круглого листа бумаги ;Задачи:Образовательные:-Учить детей рисовать круги, ориентируясь на внешнюю опору в виде круга;-Продолжать...

Тарелочка из глины

Презентация о истории возникновения глиняной посуды для дошкольников...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением тема: «Тарелочка из глины»

Материалы содержат конспект образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением для младшей группы, а также, презентацию с приложением....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в ходе режимных моментов для детей второй младшей группе Тема: «Тарелочка из глины»

Представлен конспект познавательно-исследовательской деятельности на тему "Тарелочка из глины"....

Конспект НОД интегрированное занятие по ознакомлению с предметным социальным окружением на тему «Тарелочка из глины» в младше группе

Интегрированное занятие в младшей группе  на тему «Тарелочка из глины»Цель: продолжить работу по ознакомлению детей с неживой природой, познакомить с глиной, её свойствами и особеннос...

Самоанализ интегрированной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет «Тарелочка из глины »

Самоанализ интегрированной образовательной деятельности с детьми 3-4  лет  «Тарелочка из глины »...