Значение обучения аппликации для развития детей старшего дошкольного возраста
статья по аппликации, лепке (старшая группа)

Дарсавелидзе Жельмира Джумберовна

   Обучение аппликации, как и обучение, другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей.   Обучение строится с учетом представлений детей о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире.   

   Для детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Наиболее интересной и доступной для детей является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала и простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             Значение обучения аппликации для развития

                детей старшего дошкольного возраста

     Обучение аппликации, как и обучение, другим видам изобразительной деятельности, основано на развитии восприятий детей.   Обучение строится с учетом представлений детей о формах, размерах, цвете, различных соотношениях предметов в окружающем мире.  

    Для детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения. Наиболее интересной и доступной для детей является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала и простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.

     Главная задача обучения аппликации старших дошкольников состоит в овладении различными приемами вырезывания. На занятиях аппликации дошкольники изображают предметы, имеющие разные очертания, симметричные и несимметричные формы, в статичном положении или с передачей несложного движения.

     Воспитатель осуществляет анализ строения предмета, вычленяя при этом отдельные его части, а также обрисовывая их формы с учетом представлений детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку). Здесь можно рекомендовать использовать натуру с более простыми формами, небольшим количеством деталей, поскольку дети шестого года жизни еще не могут изготовить мелкие детали.

   Образец используют в старшей группе в тех случаях, когда дошкольники впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в решении вопросов цвета, размеров, расположения форм на листе и др. В том случае, если детям дано задание, изобразить уже знакомый им предмет, образец можно заменить картинкой либо натурой (например, изобразить не просто птицу, а сказочную птицу, украшенную различными цветами).

    В старшей и подготовительной группе  можно рекомендовать использовать несколько образцов, что даст возможность показать разные варианты композиции. Кроме того, это будет способствовать развитию творческой инициативы дошкольников в выполнении задания.

   Например, когда дети знакомятся с приемом вырезывания из двух сложенных вместе листков бумаги. Воспитатель показывает только приемы вырезывания, а рассматривая образцы, дети отмечают какие, цвета можно использовать и какую форму нужно вырезать. При составлении узоров из одних и тех же элементов в декоративных работах можно использовать бумагу в форме круга, квадрата и т. д. Как правило, новые приемы работы с аппликацией старшие дошкольники осваивают по демонстрации воспитателя.

     Наиболее сложно для детей шести лет вырезывание симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое. Освоение этого приема требует от ребенка развитого восприятия и аналитического мышления, а именно, умения расчленить предмет на две половины и вырезывать. При первом ознакомлении дошкольников с данным приемом, И.Л. Гусарова рекомендует вырезывать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге. Часто ребенку трудно представить, что в результате может получиться кувшин или ваза красивой формы.

      После того, как дети осознают, что нарисованный контур отображает лишь половину предмета, они научаться вырезывать на глаз, пользуясь конечно при этом показом и объяснениями воспитателя.

     Некоторые аппликационные работы в старшей группе детям можно выполнить коллективно. При этом каждый ребенок должен выполнять какую-нибудь определенную часть композиции. Затем все изготовленные части можно объединить в общий фон. Для выполнения некоторых заданий («Цветы на поляне», «Птички на дереве») дошкольников можно объединять в подгруппы по 4-5 человек. Фризовые композиции («Дома и машины на улице», «Лодки на реке») выполняют всей группой.

      В подготовительных группах применяется также силуэтное вырезывание, что меняет характер применения различных приемов обучения. При анализе натуры воспитатель концентрирует внимание детей на особенностях контура предмета, проводя по нему пальцем. Можно предложить то же самое сделать детям. Обведение контура лучше начинать с той части предмета, с которой затем начнется вырезывание, чтобы техника вырезывания была детям более понятной.

     Несложные предметы (например, овощи, ягоды, фрукты) ребята вырезывали уже в старшей группе. В подготовительной группе выполнение аппликаций производится с применением предметов, контур которых включает какие-либо детали (плавники у рыбок, иглы у ежа и т. п.).

    Так как  дошкольникам трудно сосредоточить внимание на создании общего контура одновременно с вырезыванием мелких деталей, необходимо показать им способ, состоящий из двух этапов: сначала из заранее подготовленного куска бумаги соответствующих размеров вырезывают обобщенную форму, а затем по краю этой формы вырезывают детали (ножки и иглы ежа, хвост у рыбы).

    В отдельных случаях силуэтное вырезывание можно проводить по заранее нарисованному контуру. Это можно делать в случаях, когда форму необходимо изобразить с полной точностью без изменений.

     Иногда вырезывание по готовому контуру можно применять при создании сложных растительных элементов для декоративного узора.

    В подготовительных группах дети уже знакомятся с более сложными приемами вырезывания из сложенной бумаги. Первоначально закрепляются умения, полученные ими на занятиях аппликации в старшей группе при вырезывании форм из бумаги, сложенной вдвое.

      Детям предлагаются задания  с более сложными симметричными формами - животные, люди, деревья. В процессе подготовки формы, например елки, для аппликации следует показать, как сохранить ее конусообразную структуру: согнутый пополам прямоугольник разрезается по диагонали, а затем у полученного треугольника, также согнутого пополам, по краю вырезываются ветки. Данный прием лучше применять в подготовительной группе, поскольку шестилетние дети могут идти в построении изображения от общего к частному и от частного снова к общему.

    Вырезывание из бумаги, сложенной в несколько раз, является более сложным приемом, поэтому его можно применять при выполнении цветов, снежинок и т.п.

     Воспитатель показывает детям, как нужно сложить бумажный листок в форме квадрата несколько раз (3-4), как вырезывать в зависимости от контура создаваемого предмета одну или несколько частей, расположенных вокруг центра (угол сложенного квадрата). При развертывании вырезанная деталь повторится 6-8 раз.

      В дальнейшем дошкольники смогут использовать этот прием самостоятельно при декоративных работах. Такой образец используется в подготовительной группе не для копирования, а для уяснения поставленной задачи. Поэтому он может не давать законченное изображение, а иметь вид схемы. Например, при выполнении декоративной аппликации на образце отмечают условными знаками места расположения элементов узора. По отмеченным знакам дети составляют узор, по своему желанию подбирая элементы.

     В подготовительной группе продолжаются занятия по сюжетной аппликации. Новым для детей является соблюдение последовательности в расположении и наклеивании форм. В отличие от рисунка, где последовательность пространственного расположения предметов может быть различной.

      В аппликации последовательность расположения и наклеивания форм всегда является строго определенной: сначала общий фон (небо, земля), затем предметы дальнего плана, среднего и переднего планов.

     Старшим дошкольникам уже понятно, что предметы могут загораживать друг друга, поэтому будут видны в аппликации частично. В этом случае образец применяется лишь для объяснения приема, само же выполнение задания дети осуществляют без образца, на основе уже имеющихся представлений.

      Организация выполнения в подготовительной группе выполнения сюжетных аппликаций может быть коллективной, причем работу дети распределяют между собой самостоятельно без помощи педагога. Например, при иллюстрировании сюжетов из «Сказки о царе Султане» А. С. Пушкина, дети могут объединиться в группы по 4-5 человек. При этом каждая группа может выполнить аппликацию по одной из сцен сказки: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет», «Глядь, поверх текучих вод, лебедь белая плывет», и др.

     Воспитатель проводит распределение сюжетов между группами, а ребята уже самостоятельно решают, кто и какие будут делать действия: вырезывать или украшать бочку, кто-то будет делать облака и звезды, кто-то волны и т.д. Когда уже все формы вырезаны и распределены на листе, ребята принимают решение, в каком порядке следует их наклеивать. Сообща дети прикрепляют формы к бумаге: кто-то намазывает их клеем, кто-то помещает на место и т.д.

     Такая коллективная работа очень эффективна, поскольку, с одной стороны, она воспитывает чувства коллективизма, а с другой - содействует формированию умения планировать и заранее продумывать весь ход работы.

    В целом мы можем заключить, что во всех возрастных группах детского сада проводить занятия аппликацией необходимо по замыслу самих детей. В старших группах ребята самостоятельно вырезывают формы с учетом замысла и наклеивают их.

      Дети подготовительной группы могут предварительно сделать эскиз будущей работы, а также подготовить соответственно эскизу детали для аппликации.

     Так же существуют интегрированные занятия.                                              

     Интегрированный подход в образовании для дошкольного образования глубоко разработан в научно-педагогической и методической литературе. В дошкольном воспитании сделаны лишь первые шаги. Поэтому мы пытаемся выделить основания интегрированного подхода как сущности образовательного процесса.

      В основу интегрированных занятий положены принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают жизненность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

      Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между интегрированными и комплексными занятиями.

      Комплексное занятие проводится на знакомом материале, решает несколько задач, проводится эпизодично.

       Интегрированное занятие построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и разных средств развития детей, проводится систематически.

     Такие занятия ориентированы на всестороннее развитие личности ребенка, отвечают «Конвенции дошкольного воспитания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение подвижной игры в социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста

Опыт работы представляет собой теоретическое обоснование, планирование и методическое обеспечение по реализации образовательной области "Социализация"...

Значение познавательно – исследовательской деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Необходимо отметить двусторонний характер этих связей. Умение четко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополн...

Значение художественной литературы в развитии детей старшего дошкольного возраста.

статья о том, чему учит детей та или иная книга, поговорка или пословица....

Значение дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что уч...

Статья «Значение двигательной активности в развитии детей старшего дошкольного возраста»

В статье рассказывается о роли двигательной активности в развитии дошкольников. Также перечисляются виды спортивного инвентаря, который необходим для развития тех или иных физических качеств у детей....