конспект по аппликации
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Исламова Татьяна Николаевна

Вот ёжик – ни головы, ни ножек» с элементами ТРИЗ

в средней группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepka_ezhik.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект НОД по О.О. «художественно-эстетическое развитие» Лепка

на тему:« Вот ёжик – ни головы, ни ножек» с элементами ТРИЗ

в средней группе.

Подготовила и провела:

Воспитатель : Плево Т.Н.

Дата проведения: 26.04.2021г

Возрастная группа: средняя

Тема НОД: «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»

Ведущая образовательная область: «художественно-эстетическое развитие» лепка.

Цель: Развитие творческого воображения детей через приемы ТРИЗ и использование нетрадиционных материалов в лепке.

Задачи:

  • Учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида.
  • Закреплять навыки лепки из целого куста пластилина, навыки раскатывания и вытягивания. Формировать основы логического анализа в категориях противоречивости (умение выделять в предметах положительные и отрицательные стороны) и сравнения. Направлять детей на самостоятельный поиск средств образной выразительности.
  • Развивать интерес к изобразительной деятельности, инициативу, выдумку, через экспериментирование с художественными материалами для изображения колючей «шубки».
  • Развивать мелкую моторику рук.

 Воспитывать уверенность.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая индивидуальная

.

Демонстрационный материал: Образец воспитателя - Ёж (иголки - веточки), схема лепки тела ежа.

.Раздаточный материал: Пластилин коричневого и черного цвета, зубочистки, спички, семечки от подсолнечника, семечки от арбуза, доски для лепки, стеки, мячики – каучуки – для лепки по количеству детей. На каждого ребенка простой карандаш и карточки «Найди общее в предметах и соедини их линией» с учетом индивидуального развития (на левой стороне изображен еж, на правой стороне изображены в разброс: елка, иголка для шитья, книга, домик).

Предварительная работа:

Социально – коммуникативное развитие

1.Разучивание игры из цикла «Утро радостных встреч» «Мой дружочек»

Познавательное развитие

1.Рассматривание игрушки «Ёж»

2.Беседа: «Как ёжики живут»

3.Рассматривание изображений ежей в детских иллюстративных изданиях, беседа о внешнем виде и образе жизни ежей.

4. Просмотр мультфильма «Ёжик в тумане»

Речевое развитие

1.Беседа с детьми по картине «Ежиха с ежатами» 

2.Д.И. «Какой, какая, какие»

3.Отгадывание загадок.

4.Д.И. по ТРИЗ «Хорошо – плохо»

Художественно –эстетическое развитие

Лепка с использованием нетрадиционных материалов «Паучок»

Чтение рассказа Е.Чарушина «Ежик».

Чтение стихотворения В.Шипуновой «Ежик».;

.Разучивание пальчиковой гимнастики «Ёжик»

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводня часть

Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся через игру «Мой дружочек»!

Мой дружочек! (здороваются за руку)

Как живешь ты? (ладонь направляется на друга)

Как животик? (гладят себя по животу)

За руки с тобой возьмемся, (берутся за руки)

И друг другу улыбнемся! (улыбаются друг другу)

Воспитатель: - Слышу, кто - то к нам идет. Посмотрите, кто это?

воспитателем (образец).

Воспитатель: - Ежик, ежик, где ты был?

Воспитатель от имени ежа: В норку яблоко катил,

На сучках грибы сушил,

В сад за грушами ходил,

Корешки в земле копал

И ежиху угощал.

А потом в беду попал –

Рыжий лис меня поймал.

Я с собой иголки нес,

Уколол злодея в нос –

И клубочком под откос.

Еле ноженьки унес!

Я был не один, а с моими ежатами. Но они испугались и разбежались. Что мне делать?

Ответы детей

Основная часть

 Воспитатель: - Ребята, а мы можем помочь ежу найти своих ежат? Как?

Варианты ответов детей: … слепить можно…

Воспитатель: - Конечно, можно слепить ежат!

- Но прежде давайте с вами пройдем за столы и немножко поиграем.

Упражнение «Ёжик» (пальчиковая гимнастика)

Катиться колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит 

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда, сюда,

Мне щекотно да, да, да 

Уходи, колючий ёж

В тёмный лес, где ты живёшь 

2. Воспитатель: - Молодцы! А теперь давайте рассмотрим ежика. Что у него есть?

Воспитатель с детьми рассматривают: туловище, голова. Нос, глаза, уши. Лапы, иголки.

Ответы детей

(Круговые движения шариком между ладонями).

(Движения по пальцам).

(Пускаем по столу и ловим подушечками пальце).

Игра ТРИЗ «Хорошо – плохо».

Воспитатель: - Как вы думаете, что хорошо, что у ежа есть иголки?

Варианты ответов: Хорошо то, что он может носить на иголках яблоки, грибы; с

помощью иголок может защищаться от врагов …..

Воспитатель: - Как вы думаете, что плохо, что у ежа есть иголки?

Варианты ответов: Плохо то, что его нельзя погладить; с иголками еж колется…

Самостоятельная деятельность

III. Заключительная часть.

Воспитатель: - Наш ежик очень ждет своих ежат! (Дети заканчивают работу)

- Давайте поставим всех ежат рядом с папой - ежом. Посмотрите, как обрадовался еж!

И ежата тоже рады, что они нашлись! Всем весело, и нам тоже! Ведь мы сделали доброе

дело.

- Найдите самого веселого ежики? Найдите самого хитрого ежика? Найдите самого грозного

ежика? Дети высказывают свои мнения.

- Давайте споём песню про ежика.

Воспитатель: - Вот, какие вы сегодня молодцы! А что мы с вами делали?

- Ежик хочет отблагодарить вас! Он передал угощение. А теперь помоем руки и будем

кушать яблоки.

Ответы и работа детей

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект НОД по О.О. «Художественно-эстетическое развитие»  Лепка объёмная и рельефная

 Тема :« Наш аквариум»

Подготовила и провела:

Воспитатель : Плево Т.Н.

Дата проведения: 26.04.2021г

Конспект НОД по лепке «Наш аквариум»

Ведущая образовательная область: «художественно-эстетическое развитие» аппликация с элементами рисования

Задачи :Выявить у детей умения применять разные приемы лепки для создания красивых водных растений и декоративных рыбок.

Продолжать освоение рельефной лепки: создавать уплощенные фигуры рыбок, прикреплять к основе, украшать налепами, контррельефными рисунками; ориентироваться на поиск гармоничных сочетаний разных форм (овальное туловище и несколько вариантов хвоста и плавников).

Развивать комбинаторские способности; совершенствовать умение оформлять поделки точками, пятнами, природным материалом.

Воспитывать интерес к сотрудничеству при создании коллективной композиции.

Интеграция образовательных областей«Художественно-эстетическое»«Познавательное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие».

Материал к занятию: стеклянный аквариум, диск с песней «А рыбы в море плавают вот так» автор Н. Н. Покровкова, пластилин разных цветов, дощечки, стеки, колпачки фломастеров, салфетки.

Методические приемы: Вопросы к детям, использование художественного слова, рассматривание, частичный показ, игровой прием, подведение итогов.

Предварительная работа: Рассматривание живых рыб в аквариуме, изображений рыб на открытках, иллюстрациях. Уход за аквариумом. Рассматривание водных растений и сравнение их с наземными. Зарисовки рыб, раскрашивание раскраски по теме. Беседа о значении растений, в том числе водных. Чтение художественной литературы. Составление фигур рыб из геометрических фигур, счетных палочек.

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая индивидуальная

Ход занятия:

  1. Вводная  часть

Ребята сегодня утром я получила видео письмо, а что в нем мы узнаем, если отгадаем загадку:

Дом стоит, до краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный, с четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы все умелые пловцы. (Аквариум)

Показ  аквариум с рыбками.

Воспитатель: Правильно, аквариум – это целый подводный мир.

- Кого мы видим в аквариуме(рыб)

- Мы не можем жить без воздуха, так и рыбы не могут жить….? (без воды)

- Что еще находиться в аквариуме(много разноцветных камушков, ракушек, растения).

- А кто знает, как называются подводные растения? (водоросли)

- Да, это водоросли. Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который так необходим рыбкам.

Есть прозрачный чудо - дом

Днем и ночью рыбы в нем

Вместо воздуха – вода,

Рыбам без нее нельзя.

Там ракушки и улитки,

А растения, как нитки,

Из песка они растут,

Водорослями их зовут.

Рыбки плавают по кругу,

Улыбаются друг другу.

Смотрят рыбы сквозь стекло,

Им уютно и тепло.

Ведь аквариум морской

Для рыбешек – дом родной!

  1. Основная часть

Воспитатель: Ребята, а где еще могут жить рыбки? (в реке, и в морях, и в океанах).

- А давайте, превратимся в рыбок и поплаваем

Физминутка ввиде динамической паузы «А рыбы в море плавают вот так»

Воспитатель: У нас с вами в уголке природы, тоже есть аквариум, но он пустой.Давайте мы вместе заселим его жителями, слепим рыбок и обустроим его так, чтобы рыбкам жилось в нем комфортно и весело!

Воспитатель предлагает рассмотреть рыбок, которые плавают в аквариуме

- Вспоминаем, какие части тела есть у рыб и для чего они им служат. (У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем)(Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать)(Глаза, чтобы видеть)

- Какие разные бывают рыбки? (большими и маленькими, разного цвета, они могут плавать в разных направлениях).

-Ну, вот ребята, о рыбках много мы узнали. А теперь пора приступить к работе, для этого мы пройдем на свои рабочие места.

Но прежде чем приступить разомнем пальчики.

Пальчик. гимнастика «Рыбки»

Как в аквариуме нашем рыбки золотые пляшут (волны)

Они весело резвятся в чистой, тепленькой воде (ладошки)

То сожмутся, разожмутся, то зароются в песке (пальцы сжать в кулак, разомкнуть)

То помашут плавником, то закружатся кругом (вращающиеся движении)

Воспитатель: Выберите цвет пластилина - цвет будущей рыбки и начинаем лепить.

Во время выполнения работы звучит шум воды, в процессе лепки детьми рыб воспитатель оказывает индивидуальную помощь, задает наводящие вопросы.

- На какую форму похоже тело рыб? (овал, круг)

- А чем покрыто тело рыб? (чешуйками).

- А вы знаете, зачем чешуя рыбе? (чешуйки защищают мягкое тело рыбы от повреждений: от острых камушков, ракушек, от зубов хищников).

- Как можно изобразить чешую? (дети предлагают разные способы)

- Ребята, а что мы забыли слепить для питания наших подводных обитателей?

(водоросли). Дети самостоятельно лепят, используя разные способы.

  1. Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Какие у нас замечательные рыбки получились. Теперь мы с вами можем порадоваться тому, что у нас в группе есть аквариум, сделанный своими руками. Спасибо Вам, ребята, вы все молодцы!

НОД ХОД

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Ребята я вам сейчас прочитаю загадки, а вы мне поможете их отгадать. Слушайте внимательно.

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка - крохотулька,

Зимний леденец - ... (сосулька)

(похвалить детей за правильные ответы)

А теперь еще одна загадка. Слушайте внимательно меня, а то загадка очень трудная:

Солнце выглянет - заплачет.

Солнца нет - слезинки прячет.

(сосулька)

(Похвалить)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет —

Заплачет она и умрет. (сосулька)

Какие вы молодцы! Как быстро вы отгадали все загадки.

А вот сейчас ,я Вам покажу картинки ,какие бывают сосульки на крыше.(Просмотр слайдов)

В какое время года мы можем увидеть сосульки?

А какое время года у нас сейчас? (Весна) Правильно, весна. Сейчас ранняя весна.

а)Как вы узнали, что сейчас весна?

б)Какие признаки весны вы знаете? (солнце греет) а) и б) эти вопросы заменяют друг друга, нужен один из них - подойдет любой. Я бы использовала первый.

Похвалить детей за правильные ответы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Солнышко пригревает, дарит тепло. А что становится со снегом? Если дети затрудняются использовать наводящие вопросы (снег остается лежать в сугробах или он начинает таять?)

Текут ручьи, а с крыш звенит капель как колокольчик. Кап-кап-кап. Какие вы молодцы. Все знаете о приходе весны. Давайте повторим: Весной день становится длиннее, пригревает солнце, текут ручьи, ночью еще холодно, а это значит , мы говорим: ночные заморозки, звенит капель.

Составление картины на ковре из прямоугольников (крыша),и из прямоугольников разной длины и толщины (сосульки).

Дни стали длиннее. Какой стал день? (День стал длинный)

Солнышко светит, текут ручьи, звенит капель, когда солнышко уходит; ручейки, текущие с крыш, превращаются в сосульки. Посмотрите, какая красивая картина получилась? Вот у меня и рисунок такой есть, посмотрите.

Вы видели сосульки? Какие они формы? На что похожи сосульки? (морковка) А на какую геометрическую фигуру они похожи. (треугольник) А какой длинны бывают сосульки: длинные или короткие? А может они бывают и длинные и короткие? Правильно, молодцы. Они бывают и длинные и короткие. (длинные и короткие)

Дети, сосульки вырастают, потому что с крыш текут ручейки днем, а ночью, когда солнышко прячется, ручеек замерзает и превращается в сосульку. А сейчас я вам расскажу стихотворение про капель, про то как бегут весенние ручейки, а вы повторяйте со мной и делайте такие же движения, как я.

Физкультминутка.

Раз, два, раз, два

Очень медленно сперва

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Какие вы молодцы!

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

(ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ)

А теперь детки идёмте и сделаем наши сосульки из бумаги. Делайте, так как я вам говорить буду.

Еще есть в работе такой секрет: помните, что ножницы мы берем только тогда, когда я скажу. Вверх острием ножницы не поднимаем.

Сейчас возьмите лист бумаги белого цвета, делаем загиб на толщину 2-х пальчиков, разглаживают линию сгиба (поясняя, что эта линия нужна для контроля длины разрезов -резать нужно до этой линии, не переходя через неё, иначе не получится хоровод), снова отгибают, складывают бумагу гармошкой и произвольно вырезают сосульки приёмом « зигзага».Затем наклеивают «хоровод» сосулек на цветную бумагу – стену дома, подобрав красивое цветосочетание(белое на оранжевом с синей крышей и т.д.) Готовят для своих домов цветные крыши – прямоугольные и тем самым завершают оформление своих аппликаций.

А сейчас ребята давайте посмотрим, как у вас получилось. Ой, какие красивые сосульки получились у вас. Молодцы, дети!

Ребята чем мы с вами сегодня занимались? Правильно, мы вырезали сосульки на крыше дома, который склеили из бумаги.

Чтение стихотворения В. Шипуновой «Сосулька»:

Плачет хрупкая сосулька

От весеннего тепла.

Капли барабанят гулко.

У крылечка натекла

Лужа из холодных слёз.

Грянул к вечеру мороз.

Он поколдовал чуток-

Лужу превратил в каток.

РЕФЛЕКСИЯ

Предлагаю детям рассмотреть все работы, разложенные на одном столе, выбрать понравившийся им и объяснить почему он понравился больше остальных работ. Напоминаю, что воспитанные дети выбирают не свою работу, а работу товарища, потому что они скромные и себя сами не хвалят, а ждут, когда их похвалят другие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по аппликации в технике бумажная пластика "Елочка"

Самый любимый праздник для всех - это Новый год, а главный атрибут этого праздника - елочка. Мы с малышами сделали свою новогоднюю елочку....

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Аппликация Тема: «Птички клюют ягодки на рябиновой веточке» Нетрадиционная техника: скатывание бумаги.

Конспект занятия по аппликации в средней группе по нетрадиционной техникеТема:"Птички клюют ягодки на рябиновой веточке"Программное содержание:Воспитывать эстетически-нравственное отношение к пт...

План-конспект занятия (аппликация, лепка, средняя группа) по теме: Интегрированное занятие в средней группе Образовательная область «Художественное творчество» Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)

Интегрированное занятие в средней группеОбразовательная область «Художественное творчество»Аппликация «Летящие самолёты» (коллективная композиция)Воспитатель:Колыхалова Елена СергеевнаПрограммно...

Конспекты занятий (НОД) Конспект занятия аппликацией

Конспекты занятий (НОД)Конспект занятия аппликациейво второй младшей группе: «Светофор».        Цель: закрепление знаний детей о светофоре через практическую де...

Конспект по аппликации во 2-ой младшей группе в соответствии с ФГОС ДО Аппликация « Корзина цветов для мамы»

Конспект по аппликации во 2-ой  младшей группе в соответствии с ФГОС ДОАппликация « Корзина цветов для мамы»Задачи:1.    Продолжать обучение детей работе с бумагой.2....

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»

Конспект по аппликации в подготовительной группе «Осень золотая»Конспект по аппликации в подготовительной группе на тему: «Осень золотая».Цель: Создание условий для развит...

Конспект НОД Аппликация «Витрина магазина бытовой техники»Конспект занятия по аппликации «Зимний лес» Конспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей что захочешь»

Конспект НОД Аппликация «Витрина магазина бытовой техники»Конспект занятия по аппликации «Зимний лес»Конспект НОД по аппликации «Вырежи и наклей что захочешь»...