Проект «Масленица ясная, самая прекрасная»
проект по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Мария Юрьевна Лановая

Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы - «Масленица».

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Полное и глубокое представление о масленице  это непосредственное участие в празднике, по – другому называется - гуляние.

В старшем дошкольном возрасте  появляется возможность понять глубокий смысл, этого веселого и немножко грустного праздника.

Поэтому и возникла идея провести познавательно-творческий проект на тему: «Масленица ясная, самая прекрасная»,  Масленичная неделя включает себя работу с детьми подготовительной группой и родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx36.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №14 «Дружба»

Проект

Познавательно - творческий краткосрочный проект

 подготовительная группа

 «Масленица ясная, самая прекрасная»

Выполнила и провела:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Лановая Мария Юрьевна


Актуальность проекта:

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы - «Масленица». Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на программу «от рождения до школы» охватывая все 5 образовательных областей:

- Познавательное развитие

- художественно – эстетическое развитие

- физическое развитие

- речевое развитие

- социально – коммуникативное развитие.

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.

Полное и глубокое представление о масленице  это непосредственное участие в празднике, по – другому называется - гуляние.

В старшем дошкольном возрасте  появляется возможность понять глубокий смысл, этого веселого и немножко грустного праздника.

Поэтому и возникла идея провести познавательно-творческий проект на тему: «Масленица ясная, самая прекрасная»,  Масленичная неделя включает себя работу с детьми подготовительной группой и родителями.  

На базе МБДОУ «Детский сад №14 «Дружба», г. Ярцева, Смоленской обл.

Участники проекта: дети  6-7  лет,  воспитатель,  родители.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для повышения интереса познавательных, творческих способностей детей к традициям народа, гуляния Масленица.

Тип проекта: познавательно  – творческий, игровой.
По количеству детей – групповой до 12 человек.  
По доминирующему методу – игровой, творческий;
По образовательным областям – интегрированный

  • познавательное развитие
  • социально-коммуникативное развитие
  • художественно-эстетическое развитие
  • речевое развитие,
  • физическое развитие.
    По продолжительности – краткосрочный

Сроки реализации -  неделя (08.03.2021 – 12.03.2021)

Задачи:

Обучающие

  • Расширить представления детей о русском народном празднике
  • Масленица его обычаях и традициях;
  • Привлечь родителей к активному участию проектной деятельности.
  • Учить детей делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

Развивающие

  • Развивать коммуникативные способности;
  • Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.
  • Развивать творческие способности детей, путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
  • Разучить с детьми заклички, потешки, пословицы, песни к празднику, познакомить с правилами проведения русских народных игр

• Развивать духовно-нравственные качества: доброту, великодушие, всепрощение, миролюбие, внимание и чуткость друг к другу и окружающим людям.

Воспитательные

• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;

• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;

• Формировать любовь к Родине, ее традициям.

Обеспечение проекта:
Научно-методическое:

  • Подбор необходимой научно-методической литературы
  • Изучение интернет-ресурсов
  •  Составление конспектов НОД
  •  Консультаций для родителей «папки-ширма»
  •  Составление плана организации и проведения проекта
  • Подбор аудиозаписи народных песен и мелодий
  • Подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа, составление картотеки народных игр.
    Материально-техническое:  проектор, экран, ИКТ;
    Наглядно-дидактическое: 
  • произведения декоративно – прикладного искусства и предметы народного быта с различными видами росписей, фотографии, репродукции картин и иллюстрации
  •  мультимедийные презентации
  • мультфильмы;
    Предметно-пространственная развивающая среда
  • тематическое  оформление книжных уголков
  • изо-уголков
  •  уголков национальной культуры
  •  родительских уголков

Ожидаемый результат:

  • Дети узнают, что в конце зимы отмечают русский народный праздник Масленица;
  • У детей сформируются представления о данном празднике;
  • Повысится познавательный интерес детей и родителей к русской культуре, ее обычаям, обрядам;
  • Дети и взрослые получат эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности в процессе подготовки и проведения праздника Масленица;

Обогатиться развивающая среда в группе;

В традицию детского сада войдёт организация народных праздников совместно с родителями.

Формы организации
1. Беседа, общение.
2. Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.
3. Моделирование.
4. Экскурсия.
5. Слушание и разучивание фольклорных произведений.
6. Развлечение на улице

 7. Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.
8. Продуктивная деятельность: аппликация «Солнышко», рисование красками «Масленица»,  Аппликация из ниток «Кукла – Масленица»  

Продукт проектной деятельности:

-образовательная деятельность в группе;

-оформление выставки рисунков «Масленица».

Этапы реализации проекта:

Форма проведения итогового мероприятия:

Посещение и активное участие в праздничном гулянии «Широкая масленица» в детском саду.

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап:(информационно-накопительная):

• Разработка содержания проекта, составление плана работы;

• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);

• Подбор материалов для продуктивной деятельности;Хочу такой сайт

• Заучивание закличек, частушек;

2.Основной этап: (организационно-практический):

• Проведение тематического занятия;

• Художественно-творческая деятельность.

• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;

• Чтение художественных произведений по теме.

• Прослушивание музыкальных композиций.

Заключительный:

• Оформление выставки «Масленица».

Понедельник - Встреча. 8.03.2021 (выполняли 5.03.2021) Заучивание масленичных закличек частушек, хоровода « Едет масленица» Помощь в организации. Развитие памяти. Знакомство детей со значением слова «Заигрыш». Просмотр презентации на тему: Масленица»

Рисование красками «Кукла – Масленица»

Вторник - Заигрыш. 09.03.2021

Разучивание песни « Ох, блины, блины, блины…». Подвижные игры: « Гори, гори ясно», « Ручеёк», катание на карусели.

Оформление папки – ширмы для родителей «Что мы знаем о Масленице»

НОД художественно-эстетическое развитие.  Аппликация: «Солнышко»

Среда- «Лакомка» 10.03.2021

– художественно – эстетическое развитие: НОД «Аппликация из ниток «куколка – Масленица» Выставка

Четверг- Разгуляй. 11.03.2021

Просмотр мультфильма из серии «Смешарики»- Масленица. Беседа на тему: «традиции на Масленице по дням неделям»

Пятница - тёщины вечера. 12.03.2021  

Игры-эстафеты, пение песен, частушек, танцы. Помощь в организации. Создание праздничного настроения. Праздничное мероприятие «Прощай, масленица»

Алгоритм реализации проекта:

Образовательные области. Формы и методы работы.

Социально-коммуникативное развитие. Беседы о народном празднике Масленица.

Познавательное развитие. История возникновения праздника Масленица.

Речевое развитие. Беседы о каждом дне масленицы, что они означают, символика блинов.

Приобщение к художественной литературе: подборка стихов, рассказов, частушек, дразнилок, закличек.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование на тему «кукла-масленица», аппликация «Солнышко», аппликация из ниток «куколка - масленица»

Развитие игровой деятельности. Подвижные игры «Ручеёк»,

 « Гори, гори, ясно», хороводы.

Физическое развитие. Соревнования между группами: «Кто быстрее», «Перетягивание каната», «Прыжки в мешках».

Музыка. Разучивание песен. Праздник.

Литература:

1. «Весенние праздники, игры, забавы для детей» И. М. Петров.

2. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М.Б. Зацепина.

3. «Бабушкины забавушки» Л.Н. Карпова.

4. «Календарные и народные праздники в детском саду» Г. А.

Лапшина.


Как называются дни масленичной недели?

Масленица делится на два периода: Узкая (с понедельника по среду) и Широкая (с четверга по воскресенье).

Дни масленичной недели носят следующие названия:

  • понедельник – "Встреча";
  • вторник – "Заигрыш";
  • среда – "Лакомка";
  • четверг – "Разгуляй";
  • пятница – "Тещины вечерки";
  • суббота – "Золовкины посиделки";
  • воскресенье – "Прощеное воскресенье".

Что принято делать в каждый день масленичной недели?

Для каждого дня масленичной недели существуют свои традиции.

Понедельник – "Встреча". В этот день проходит встреча Масленицы. Люди делают соломенное чучело Масленицы, на месте для гуляний сооружают горки, снежные крепости. Также в этот день заготавливают продукты к праздничному столу. Хозяйки пекут блины. Первый блин отдают нищим, чтобы они помянули души умерших родственников. Невестки навещают своих родителей.

Вторник – "Заигрыш". В этот день начинаются масленичные гулянья: народ катается с горок, на санях и на каруселях. Но большинство обрядов в этот день сводится к сватовству: молодые люди ходят на смотрины и выбирают себе вторую половинку. Считалось, что если сосватаешь невесту на Масленицу, свадьба как раз на Красную горку скажется.

Среда – "Лакомка". В этот день все пекут блины и ходят в гости. Зятья идут поесть блинов к тещам, а тещи всячески показывают им свое расположение.

Четверг – "Разгуляй". В этот день начинается Широкая Масленица. Раньше с этого дня люди переставали работать и начинали веселиться: устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни.

Пятница – "Тещины вечерки". В этот день свое гостеприимство проявляет зять: теща идет к нему на блины. Причем теща идет в гости к зятю со своими подругами. Дочь готовит угощение.

Суббота – "Золовкины посиделки". В этот день родственники мужа идут в гости к молодым. Невестка печет блины и угощает родственников. В этот день золовке преподносят подарок от родни невестки.

Воскресенье – "Прощеное воскресенье". В этот день заканчивается масленичная неделя. Все просят друг у друга прощения за вольные или невольные обиды. Вечером этого дня проходят широкие гулянья со сжиганием чучела Масленицы.

Приметы на Масленицу

  • Если накануне Масленицы идет дождь, то осень обещает быть полна грибов, а если мороз – лето будет нежарким и урожай будет хорошим.
  • Чем больше блинов в доме испекут на Масленицу, тем богаче в доме станет, а если мало блинов хозяйка испечет, то и урожая не будет.
  • Если на Масленицу идет снег – будет урожай гречки.
  • Если блины получаются красивые и пышные, то и год будет благополучный и богат на урожай, а если прилипают – к неприятностям.
  • Кто на Масленицу на угощения скупится, тот за год разорится.
  • Если на Масленицу выкинуть старые вещи, то появятся обновки.
  • На Масленицу старое простить – в жизнь новое впустить.

**ЗАГАДКИ**

А кто таков – Иван Громоков?

Сел на конь и поехал в огонь?

(Блин на сковородке)

 

***

По плешивому хлопну,

На плешивого капну,

Плешь обдеру

Да опять наведу.

Что я делаю?

(Пеку блины)

 

***

Берега крыты, рыба без костей, вода дорога. (Блины.)

 

***

Что на сковородку наливают, да в четверо сгибают? (Блин.)

 

***

Прилетела пава, села на лаву, распустила перья для всякого зелья. (Весна.)


***

Была белая да седая, пришла зелёная, молодая. (Зима и Весна.)

 

***

Старый дед, ему сто лет… Намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (Мороз и Весна.)

 

***

Без рук рисует, без зубов кусает. (Мороз.)

 

***

Что вверх корнем растёт? (Сосулька.)

 

***

Белая морковка зимой растёт ловко. (Сосулька.)

 

***

Выросло – сповыросло, Из бороды повылезло, Солнышко стало, Ничего не стало. (Сосулька.)

 

***

Сели детки на карниз и растут всё время вниз. (Сосулька.)

 

***

Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт. (Сосулька.)

 

***

Тётушка крутая, Белая да седая, В мешке стужу везёт, На землю холод трясёт. Сугробы наметает, Ковром землю устилает. (Зима.)

 

***

Заря-заряница, Красная девица, Травку выпускает, Росу расстилает. Едет стороной, С сохой, бороной, С ключевою водой. (Весна.)

 

***

Расколи лёд – возьмёшь серебро. Разрешь серебро – возьмёшь золото. (Яйцо.)

 

***

Катится бочка, Нет на ней ни сучочка. (Яйцо.)

 

***

Доброе, хорошее На людей глядит, А людям на себя Глядеть не велит. (Солнце.)

 

***

Маленькое, сдобное Колесо съедобное. Я одна его не съем, Разделю ребятам всем. (Бублик.)

 

***

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

 

***

Сверху дыра, Снизу дыра, А посередине – Огонь да вода. (Самовар.)

 

***

Как начнёт говорить-разговаривать, Надо чай поскорее заваривать. (Чайник.)

 

***

Наряд мой пёстрый, Колпак мой острый, Мои шутки и смех Веселят всех. (Петрушка.)

 

***

В этой молодице прячутся сестрицы. Каждая сестрица – Для меньшей – темница. (Матрёшка.)

 

***

На плешь капнешь.

Вставишь, попаришь,

Вынешь, поправишь.

(Пекутся блины)

 

***

Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде.)

 

***

На плешь капнешь, вставишь, попаришь, вынешь, поправишь. (Пекутся блины.)

 

***

Берега железны, рыба без костей, вода дорога. (Сковорода, блин и масло.)

 

***

Сидит царь-птица на золотых яичках. (Сковорода на углях.)

 

***

Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные ...
(Блины )

 

***

Ой, ты Лакомка-Среда!
Масляна сковорода!
Как повелось со старины -
Едем к… (теще на блины)!

 

***

Масленица- объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И, конечно же, … (икра)!

 

***

И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)

 

***

В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: … («Бог простит!»)

 Не на горах покататься, в блинах поваляться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное занятие с элементами детского творчества "Самая прекрасная планета"

В игровой форме дети через разные виды музыкальной деятельности осмысливают свою причастность к человечеству, землянам. Решаются задачи по воспитанию любви и гордости к окружающему. Занятие может быть...

Самое прекрасное слово на земле - Мама!

«Самое прекрасное слово на земле – Мама!»Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости и коллеги! Вашему вниманию хотим показать развлечение во второй младшей группе, под названием «Самое прекрасное слово на ...

Сценарий музыкально-игрового развлечения в группе ранней социализации (для детей 2-го года жизни), посвященного празднику 20 ноября-Всемирный день ребенка "Самое прекрасное-это наши дети"

Всемирный День ребенка празднуется во всем мире.Я составила сценарий музыкально-игрового развлечения для детей из группы ранней социализации "Карапузы" (открытой в нашем ДОУ в 2012г) и их родителей, п...

Наши мамы разные, самые прекрасные…

Праздник, посвященный Дню Матери (старшая группа)....

Тематический вечер (встреча): «Мамочка у каждого самая прекрасная!»

Сценарий праздника посвещённый дню матери "Мамочка у каждого самоя прекрасная"  был разработан с целью развивать интерес к традициям, способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье. Содей...

Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"

Физическая культура – это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....

Развлечение "Масленица ясная, самая прекрасная"

Создать детям радостное, праздничное настроение....