НОД "Надо долго потрудиться, чтобы хлеб пришел на стол"
проект по аппликации, лепке (старшая, подготовительная группа)

Федорова Надежда Михайловна

Д"анный материал содержит заключительный этап в краткосрочном проекте по агробизнесу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s_detmi_hleb_fevral.docx1007.88 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Алятская СОШ структурное подразделение Алятский детский сад

НОД с детьми

«Надо долго потрудиться, чтобы хлеб пришел на стол»

Выполнила: воспитатель старшей

подготовительной группы Федорова Н.М.

2021г

ЦЕЛЬ:

  • Уточнить и закрепить знания детей о хлебе, как о величайшем богатстве земли.
  • Рассказать детям какой долгий путь проходит хлеб, прежде чем появиться у нас на столах, чтобы мы его съели.
  • Закрепить названия профессий людей (и техники), которые выращивают хлеб.
  • Активизировать и обогащать словарь детей (земледелец, хлебороб, агроном, механизатор, урожай, жатва, комбайнер, молотит, элеватор, пашня, борона, сеялка, коса, снопы, селекционер и т.д.)
  • Упражнять детей в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Воспитывать уважение к людям, которые выращивают хлеб, к их труду, а также бережное отношение к самому продукту питания – хлебу.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ:

  • Каравай хлеба свежеиспеченный.
  • Хлебобулочные изделия на подносе.
  • Стихотворение С.Погореловского «Хлеб».
  • Фотографии, картинки кондитерских изделий.
  • Картины: Шишкин И.И. «Рожь», Мясоедов Г.Г. «Жатва».
  • Для игры – демонстрационный материал (картинки «Вспашка земли», «Посев», «Уборка урожая»), а также разрезные картинки.
  • Стихотворение И.Лопухина «В булочной».

ХОД НОД

Сюрпризный момент (Стол накрыт тканью. На столе хлебобулочные изделия).

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет разговор? Что у меня на столе? Хотите узнать?

Ответы детей:………………………………..

Воспитатель уточняет: - Мы сегодня поговорим о хлебе.

Дети и воспитатель рассматривают хлебобулочные изделия и называют их.

Воспитатель: - Дети, а где это все можно купить (приобрести)?

Ответы детей:……………………………….

Воспитатель: - Правильно, в булочной, в магазине.

А вы представляете какой в булочной стоит хлебный дух? Какой запах, аромат!

Давайте мы с вами насладимся этим приятным ароматом хлеба.

Воспитатель проносит перед детьми каравай свежеиспеченного хлеба, обламывает по маленькому кусочку и дает детям попробовать.

- Правда вкусно?

Воспитатель читает стихотворение С.Погореловского «Хлеб».

Слава хлебу!

Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил!
Не жалел труда и сил.
Вот он Хлебушко душистый.
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал — пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
В нем земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырем.

С. Погореловский.

Воспитатель: Дети, правда красивые стихи? Интересные? Я вам их прочла, потому что будем говорить о хлебе, о том, как он попадает на наши столы. О том, как и кто его растит. Вы мне поможете?

Ответы детей: Да

Воспитатель: Тогда давайте поиграем в игру «Разрезные картинки». Дети получают на каждый стол конверт и собирают из частей целое. Получается картинка «Вспашка земли».

Воспитатель показывает точно такую же картинку на презентации.

- Дети, вы молодцы, правильно выполнили задание.

  • Какое время года на картинке? Как вы догадались?
  • Да, правильно.. Какая техника выехала в поле? Да, это трактора.
  • Кто управляет тракторами?

Ответы детей……..

- А кто чинит трактора? Следит, чтобы они были исправны?

Ответы детей (воспитатель помогает, если не ответят – механизатор)

- Как трактора пашут землю? Чем?

Ответы детей……

Воспитатель: Да, к трактору прикрепляют плуг. Трактор его тянет, а плуг переворачивает землю. Земля ложится большими комами, плотными. Можно в такую землю бросать зерно? Нет конечно, ее сначала надо разрыхлить, взборонить (т.е разбить большие комы земли).

Борона- это сельскохозяйственное орудие труда, похожие на наши грабли. У нее острые длинные зубья, стальные, крепкие. Трактор тянет борону за собой, она рыхлит землю (пашню).

Вот теперь земля мягкая, рыхлая, теперь можно сеять зерно. Раньше зерно человек бросал руками, идя по пашне. Сейчас зерно сеют машины. И называется такая техника – сеялка.

- Теперь перейдем ко второму столу и соберем еще одну картинку.

Дети собирают картинку «По полю ходит агроном». Воспитатель поощряет детей.

Воспитатель: - Дети, кто этот человек? Почему он трогает колоски, смотрит на них?

Ответы детей…………………

Воспитатель рассказывает: - Это, ребята, агроном. Он следит за ростом колосков. Наблюдает за колосками, чтобы на них не напали вредители

жучки. Если агроном вовремя не обнаружит вредителей, то может погибнуть весь урожай, и мы

останемся без хлеба. Агроном дает команду летчикам, просит их помочь. Пилоты заливают в специальные баки «лекарство» для хлебного поля. Летит над полем самолет и распыляет, т.е сбрасывает это «лекарство» сверх. А иногда угрожают посевам сорняки. Тогда в поле выходят люди и удаляют, пропалывают посевы.

Дети, теперь идем к третьему столу и собираем еще одну картинку.

Дети собирают картинку «Уборка урожая» Воспитатель хвалит детей.

Воспитатель: Посмотрите, как вырос хлеб.

Рассматривают картину «Рожь» Шишкина и «Жатва» Мясоедова.

  • Все лето тянулись к солнцу колоски, наливались зерном. Вот наконец хлеб созрел. Настала пора хлеб убирать. В старину хлеб убирали ручной косой или серпом. Выходили мужчины в поле и косили хлебные колосья, с утра до ночи. А женщины вязали снопы из колосьев и складывали их в высокие скирды. Сейчас урожай убирают машины. Дети, как называются эти машины? Ответы детей…….

Воспитатель: - Правильно, это комбайны. А кто управляет комбайнами?

Ответы детей:……. (комбайнеры)

  • Комбайн выполняет сразу несколько видов работ: острыми ножами срезает колосья (косит), молотит их. Внутри комбайна есть молотилка. Молотилка освобождает колосья от зерен. А зерно через длинный рукав сыплется в кузов грузовой машины. А солома, это «ножки» колосков, упаковывается в брикеты и остается в поле. Потом солому убирают и зимой ее стелют животным, чтобы было теплее, а также соломой кормят животных зимой.

А вот зерно шофер везет на машине.

  • Дети, кто знает, куда шофер везет зерно?

Ответы детей……..

Воспитатель уточняет: - Да, везут зерно в зернохранилище, оно называется – элеватор. А вот с элеватора везут зерно на мельницу.

  • Дети, кто знает, зачем его туда везут?

Ответы детей…….

Воспитатель: - Правильно. Чтобы смолоть в муку.

  • А кто мелет муку?

Ответы детей        (мельник)

Воспитатель уточняет: - Правильно, молодцы. Это мельник. Или мукомол по- другому.

  • Дети, кто знает, а куда потом везут муку?

Ответы детей……

Воспитатель уточняет: - Да, часть муки везут в магазин. А часть муки везут на хлебозавод, в пекарню.

  • Дети, что делают на хлебозаводе, пекарне из муки?

Ответы детей…….

Воспитатель: Правильно, молодцы. На хлебозаводе, в пекарне пекут хлеб, булочки, плетенки, караваи и т.д.

Воспитатель: А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе, о труде, умении и терпении.

- давайте поиграем в игру « Я буду говорить начало пословицы, а вы будете продолжать пословицу».

  1. Ржаной хлебушко–калачу дедушка

 2.Хлеб – батюшка , - а водица матушка

3.Плох обед- если хлеба нет

 4.Хочешь есть калачи        –        не сиди на печи

5.Пот на спине, зато - хлеб на столе

6 На чужой каравай-рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай

7. Хлеба ни куска-так и в тереме тоска.

8.Без соли и хлеба-худая беседа.

9 Хлеб – всемуголова

10 Земля – матушка, хлеб - батюшка

  1. Не будет хлеба, не будет- обеда

12.Много снега – много хлеба

Считалось, что если в доме есть хлеб, то голод не страшен.

Пальчиковая гимнастика «Хлебные изделия»

        Бублик

(Большой и указательный пальцы  

  образуют круг.)

 Баранку,

(Большой и средний пальцы

  образуют круг.)

Батон

(Большой и безымянный пальцы  

образуют круг)

 И буханку

(Большой и мизинец образуют круг.)

 Пекарь из теста

Испёк спозаранку.

(Имитация лепки хлеба.)

- Дети, а вы знаете, почему хлеб бывает разный – черный, белый?

Ответьте  на вопросы ……

Воспитатель: - Из ржаной муки пекут какой хлеб? (ржаной). Хлеб из пшеницы какой хлеб? (пшеничный).

Тесто из пшеничной муки какое? (пшеничное). Тесто из ржаной муки какое? (Ржаное).

Мука из пшеницы какая? (пшеничная). Мука из ржи какая? (ржаная).

Поле, на котором выросла пшеница, какое? Поле, на котором выросла рожь, какое?

Ответы детей……

И сейчас я вам предлагаю стать пекарями и приготовить свое изделие. Посмотрите на картинках изображены разные  изделия

Воспитатель: Как назвать все эти изделия одним словом?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: Для того, чтобы нам приготовить много хлебобулочных изделий
нам срочно нужно превратится в пекарей и очутиться в пекарне. Что будем делать?

Воспитатель: Произнесем волшебные слова и посмотрим что же будет.

Воспитатель с детьми закрывают глаза и произносят:

 «Буглики - муглики,

  баранки - дыранки,

  пеньчики- венчики нас преврати,

  в пекарей нас скорей очути! - 2 раза.

(в это время на столе появляется коробка с одеждой пекаря, (колпак, фартук).

Воспитатель и дети переодеваются.

Воспитатель: в кого мы с вами превратились?

Дети: в пекарей!

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем делать хлебобулочные изделия. Посмотрите на столы, чего не хватает для работы?

Дети: Теста.

Воспитатель: Верно. Сейчас засучим рукава и берем с вами тесто.

Только тесто наше будет не простым, а солёным.

 Теперь приступаем к работе.  Каждый из вас подумает, что он хочет вылепить из теста. Вспомните, что продаётся в магазинах, что мы рассматривали. Может вы придумаете свое оригинальное печенье. Приступайте, пожалуйста, к работе… Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением хлебных и кондитерских изделий, отгадать загадки.

  1. Тесто заварено прямо на печке.

Белый пшеничный хлебец, как колечко.

Ешь ты и вечером, и спозаранку

Сладкую, сытную чудо-… (Баранку.)

  1. Это печенье в глазури обычно,

В виде лепешки, фигурки привычной.

Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник,

Если к столу принесет кто-то… (Пряник.)

 

  1. Белый хлебец, на баранку похожий,

Толстый, весь в маке и стоит дороже.

В чашечку кинь рафинада ты кубик,

Ешь не спеша с чаем толстенький… (Бублик.)

  1. Маленькая, тонкая, сухая…

Саша, в кулачке ее сжимая,

По шоссе идет, сережки в ушках,

В кулачке, все точно знают… (Сушка.)

  1. Белый хлеб продолговатый

И воздушный, словно вата.

Сверху в рубчиках весь он.

Это — нарезной… (Батон.)

Воспитатель предлагает детям, подумать и выбрать какие хлебобулочные изделия они будут лепить. Напомнить различные приёмы лепки.

Бублики и баранки, раскатать тесто и свернуть палочку в кольцо (соединить концы). Крендельки, раскатываем тесто прямыми движениями ладоней и свёртываем колбаску по-разному.

Печенье, пряники раскатываем тесто круговыми движениями, и сплющиваем шарик.

(Выполнение работы детьми)

Выставка работ

Воспитатель:

Посмотрите, ребята, еще раз на картинку и вспомните, о чем мы сегодня с вами говорили, какой длинный путь проходит  хлеб прежде чем попасть на наш стол. Как много и долго трудятся люди, чтобы мы каждый день ели свежий, вкусный хлеб. Вот почему  всегда говорят: «Хлеб – наше богатство», «Хлеб надо беречь» Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. В старину без хлеба не садились за стол.

Воспитатель: Дети, что вам сегодня на занятии запомнилось больше всего? Что вы нового и интересно узнали?

Ответы детей…….

Воспитатель: Да, дети, надо долго потрудиться, чтобы хлеб пришел к нам на стол Дети отвечают.

Воспитатель: Да, хлеб надо беречь, он – наше богатство, бережно к нему относиться, не выкидывать хлеб, брать столько, сколько сможешь съесть, не крошить хлеб за столомХлеб выращивать очень трудно. И долгий путь проходит маленькое зернышко, чтобы попасть к нам на стол пышным караваем. Хлеб вкусный и полезный, в нем наше здоровье и сила.  Давайте послушаем  нащих  девочек.

   1 .Хлеб наш берегите(Настя)

Хлебом не сорите!

Хлеб наш уважайте! (Наташа)

С хлебом не играйте!

 Хлеб выбрасывать нельзя! (Марина)

Берегите хлеб, друзья!

     Воспитатель:      

       Слава миру на земле!   

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил

Не жалел трудов и сил!

Слава им, привет от нас,

     В добрый день, счастливый час!

Спасибо всем за внимание!

H:\фото\на занятии.jpg

H:\фото\20210126_103244.jpg

H:\фото\20210129_162442.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД "Откуда хлеб пришел на стол"

Цель: уточнить и расширить представления детей о происхождении хлеба и его появлении на столе; объяснить, что хлеб пекут из муки, муку получают из зерна, зерно вырастает в поле и т. д.; воспитыв...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных представлений о хлебе у детей старшего дошкольного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".

Итоговое занятие по формированию целостной картины мира о хлебе у детей старшегог дошкошьного возраста "Откуда хлеб пришел на стол".....

Как хлеб пришел на стол

дать детям знания как у нас появляется на столе хлеб....

Исследовательская работа "Как хлеб пришел на стол".

Познакомить детей с тем, как хлеб пришел на стол,с сельскохозяйственными профессиями....

Проект "Как хлеб пришел на стол"

Проект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада....

Презентация для детей старшего подготовительного возраста «Откуда к нам хлеб пришел на стол».

В презентации представлен материал, который поможет познакомить детей с историей хлеба, его пути от зернышка до до стола и значении хлеба в жизни людей.  Пашут каждую весну,Поднимают целину,...

НОД "Откуда хлеб пришел на стол"

НОД в средней группе...