Влияние семьи на уровень тревожности у детей
статья

     Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии. В отечественной психологии исследования по данной проблеме редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связанно с  социальными причинами – условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих  восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последнее десятилетие  интерес  российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Изучение тревожности у детей также носит, как правило, ярко выраженный прикладной «служебный» характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_semi_na_uroven_trevozhnosti.docx42.82 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние  семьи на уровень

тревожности у детей

                                                                        Выполнила: Веселова Надежда

                                                                                            Юрьевна

                                                                       

Санкт-Петербург

Содержание

1. Введение                                                                                                         3

2. Глава I «Причины, профилактика и преодоление тревожности»             5

   1.1. Определение тревожности                                                                     5

   1.2. Содержание тревог у детей                                                                    6

   1.3. Преодоление страха и тревожности у детей                                        10

3. Глава  II «Организация и методы исследования»                                      13

    2.1.   Методика «Моя семья»                                                                      13

   2.2. Методика выявления страхов у детей с помощью                              14                    

   специального теста школьной тревожности

   2.3. Обработка полученных данных                                                            19

4. Заключение                                                                                                   21

Литература                                                                                                        22

Приложения

Введение

     Проблема тревожности занимает особое место в современном научном знании. Ей посвящено значительное количество исследований, причем не только в психологии, но и в медицине, физиологии, философии, социологии. В отечественной психологии исследования по данной проблеме редки и носят разрозненный и фрагментарный характер. В значительной степени это связанно с  социальными причинами – условиями, не поощрявшими анализа явлений, отражающих  восприятие человеком окружающей его действительности как угрожающей и нестабильной. В последнее десятилетие  интерес  российских психологов к изучению тревожности существенно усилился в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания эмоциональной напряженности, тревогу и тревожность. Изучение тревожности у детей также носит, как правило, ярко выраженный прикладной «служебный» характер.

    Тревожность чаще всего изучается  преимущественно в рамках  одного какого-либо возраста. Работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны (В.М. Астапов, А.И. Захаров, В.Р. Кисловская,  Б.И. Кочубей, Е.С. Новикова и др.). Изучение тревожности на разных этапах детства важно как для раскрытия сути данного явления, так и для понимания возрастных закономерностей развития эмоциональной сферы человека, становления, закрепления и развития эмоционально-личностных образований. Именно тревожность лежит в основе целого ряда психологических  трудностей детства, в том числе многих нарушений развития, служащих поводом для обращений в  психологическую службу образования. Значение профилактики тревожности, ее преодоления важно при подготовке детей к трудным ситуациям, при овладении новой деятельностью. Много методов и приемов  для снятия тревожности у детей разработано у А.М. Прихожан, А.И. Захарова.

     Исходя из актуальности проблемы, можно выдвинуть гипотезу:

- уровень тревожности у детей из неполных семей выше, чем у детей из полных.

    Цель курсовой работы: изучить уровень тревожности у детей в разных семьях.

    Задачи:

1) Изучение психологической и методической литературы;

2) Диагностика уровня тревожности у детей из полных и неполных семей;

3) Сравнить в каких семьях уровень тревожности у детей будет выше.

    Для исследования уровня тревожности использовалась методика «Методика выявления страхов у детей с помощью теста школьной тревожности» (Р. Теммэл, М. Дорки, В. Амен).  Методика «Моя семья» (Романова Потешкина.).

          Исследование проводилось в г. Санкт-Петербурге, на базе ГДОУ №50. В нем принимало участие 44 ребенка подготовительной группы; 22 ребёнка из неполных семей, 22 из полных.

Глава I. «Причины, профилактика и преодоление тревожности».

1.1. Определение тревожности.                                                                                                        

    Тревожность – устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении  достаточного длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием  последних компенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическое образование,  тревожность характеризуется сложным строением, включающим когнитивный, эмоциональный и операциональный аспекты, при доминировании эмоционального. Возникновение и закрепление тревожности как устойчивого образования связаны с неудовлетворением ведущих возрастных потребностей ребенка, которые приобретают гипертрофированный характер. Закрепление и усиление тревожности происходит по механизму «замкнутого психологического круга», ведущего к накоплению и углублению отрицательного эмоционального  опыта. Он в свою очередь порождает негативные прогностические оценки и определяет во многом модальность актуальных переживаний, способствует увеличению  и сохранению тревожности. Тревожность  имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности,  которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования.

       Тревожность как состояние оказывает в основном  отрицательное,  дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей. Тревожность как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности детей  мотивирующую функцию, заменяя и подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям.  Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность ребенка может носить как негативный, так и до некоторой степени позитивный характер, однако и в последнем случае оно имеет жесткие ограничения.

1.2. Содержание тревог у детей.

      Содержание страхов и тревог у детей неоднократно изучалось в психологии, социологии, педагогике и медицине. В разнообразных исследованиях выделен ряд страхов и тревог, типичных для детей разных возрастов. Для дошкольников – это страх темноты, сказочных персонажей,  воображаемых существ.

    Ребёнок первых лет жизни боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что его родители будут жить вечно. У маленьких детей всё реально, следовательно, их страхи носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где–то рядом. Только постепенно у детей складывается объективизированный характер представлений, когда они учатся различать свои ощущения, справляться со своими чувствами и мыслить абстрактно – логически.

    Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отображение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребёнком; избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребёнку родителем другого пола, а так же многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; психические травмы типа испуг; постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки вследствие вынужденной или преднамеренной подмены семейных ролей.

     Мальчики и девочки боятся чаще, если считают главной в семье мать, а не отца. Очень чувствительны дети младшего школьного возраста к конфликтным отношениям родителей. Если они видят, что родители часто ссорятся, ругаются, то число этих страхов выше, чем когда отношения хорошие. Как мальчики, так и девочки в возрасте 6 – 7 лет чаще всего реагируют появлением страхов на конфликт родителей. Эмоциональная чувствительность детей к конфликту родителей имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. В 7 лет у мальчиков и девочек число страхов значительно выше в неполных семьях, что подчёркивает особую чувствительность этого возраста к разрыву отношений между родителями.

    Наиболее подвержены страху единственные дети в семье, которые становятся эпицентром родительских тревог и забот. Как правило, единственный ребёнок находится в более тесном, эмоциональном контакте с родителями и перенимают их беспокойство, если оно есть. Родители, часто охваченные тревогой что-либо не успеть сделать для воспитания ребёнка, стремятся интеллектуализировать его развитие, опасаясь, что он не будет соответствовать их ожиданиям. В результате у детей возникает страх не соответствовать требованиям родителей.

    Возраст родителей также имеет немаловажное значение для возникновения беспокойства детей. У молодых жизнерадостных родителей дети менее склонны к проявлениям беспокойства и тревоги. У «пожилых» родителей  (30 – 35 лет) дети более беспокойны. Впитывая, как губка, тревогу родителей, они рано обнаруживают признаки беспокойства, приводящие их иной раз к неуверенности в себе.

    Способствуют возникновению страха некоторые типологические  свойства высшей нервной деятельности. Это эмоциональная чувствительность и связанная с ней впечатлительность. Повышенная впечатлительность таких людей выражается в их эмоциональной ранимости и уязвимости, когда они «всё близко принимают к сердцу и легко расстраиваются», будучи неспособными к агрессивным ответам. Подверженные страхам дети не склонны к внешнему, открытому выражению своих чувств и переживаний – они всё держат в себе.

    Большинство детей проходят в своём психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи носят переходящий характер, но они способны оживлять аналогичные страхи, сохраняющиеся в памяти тревожных родителей. Страхи взрослых передаются детям в семье. Это наиболее типичный психологический путь передачи страхов. Вероятность появления страхов у детей всегда выше при наличии их у родителей, особенно, если на лицо общие свойства высшей нервной деятельности, а так же, когда родители пользуются у детей авторитетом и когда между ними существует тесный эмоциональный контакт. Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые страхи, точнее опасения, могут внушаться детям навязываемой или системе целостных ориентаций. Таким образом, наследуются на сами страхи, а некоторые общие свойства реагирования.

    Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряжённостью; длительным течением или постоянством; неблагоприятным влиянием на формирование характера и личности; избеганием объекта страха, а так же всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов.

    Невротические страхи могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний. Чаще всего боятся подобным образом чувствительные, испытывающие эмоциональные затруднения в отношениях с родителями дети, чьё представление о себе искажено эмоциональными переживаниями в семье или конфликтами. Эти дети не могут полагаться на взрослых как источник безопасности, авторитета и любви. С 6 – 7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это является одной из сил, формирующих нравственные стороны личности. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение количества страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, которая уменьшает эгоцентическую направленность личности, а также и инстинктивно опосредованные формы страха.

    Младший школьный возраст – это возраст, когда перекрещиваются инстинктивные и социально опосредованные страхи. Инстинктивные, преимущественно эмоциональные, формы страха – это собственно страх, как воспринимаемая угроза для жизни, в то время как социальные формы страха являются его интеллектуальной переработкой. Ведущий страх в данном возрасте – это страх «быть не тем», о ком хорошо говорят, кого уважают и ценят и понимают. Конкретными формами страха «быть не тем» являются страхи сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. Эти страхи говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, т. е. обо всём, что объединено в понятие «совесть», которое является центральным психологическим образованием данного возраста.

    Поступление в школу – серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования, а сколько всего нужно уметь делать – внимательно слушать учителя, концентрировать внимание, уметь отвечать на вопросы преподавателя. Зато желание побегать, поиграть, повеселиться - надо подавлять. Если со всем этим ребёнок справляется, и всё у него идёт хорошо – он радостен, увлечён, он верит в свои силы. Если же нет – интерес к учёбе быстро проходит, успехов нет и нечему радоваться как ребёнку, так и родителям.

    Первоклассники, которые по разным причинам не могут справляться с учебной нагрузкой, со временем попадают в разряд неуспевающих, что, в свою очередь, приводит как к неврозам, так и школобоязни.  Контрольные работы, отметки, давление родителей, давление ровесников, давление учителей, проблемы в обучении – школа может стать источником значительных страхов, что повлияет на его учёбу и здоровье. Очень часто дети испытывают страх, когда чувствуют, что ситуация выходит из-под контроля: учитель несправедлив, контрольная слишком сложная, второй попытки не будет и т. д. Ещё одна школьная беда – волнение детей из-за возможных ошибок («вдруг будет неправильно»), а иногда из-за боязни критики или насмешек со стороны учителей, родителей, ровесников. Волнение держит школьников в состоянии напряжения или гиперактивности,  которое мешает нормально учиться, потому что учёба требует восприимчивости и сосредоточенности. Таким образом, в школе дети могут оказаться в ловушке страха.

    Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта в общении со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учительницей. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание всё равно присутствует. Школьные страхи не только лишают ребёнка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

1.3. Преодоление страха и тревожности у детей.

    Работая с тревожными детьми, используются специальные оценки: максимально развёртываются критерии той или иной оценки, похвалы, замечания и одновременно предельно сужается и конкретизируется сфера действия оценочного суждения (оценивается не вся деятельность сразу, а её отдельные элементы, особенно успешные). При этом большое внимание уделяется поддержанию в классе атмосферы принятия, безопасности, чтобы ребёнок чувствовал, что его ценят вне зависимости от его успехов. Важным является формирование такого отношения не только к оценке, но и к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу – к любому результату, когда он воспринимается ребёнком, прежде всего, как ориентир на пути овладения знаниями, умениями. Именно это позволяет детей не ориентироваться на результат, сделать детей свободными к собственным успехам и неудачам.

    Важным направлением этой работы является развитие у детей мотива компетентности, стремления быть не хуже других, не мириться с собственной «неполноценностью». Для развития указанных мотивов следует использовать ряд специальных приёмов. Один из них: «Я не могу – я могу – я сумею». Суть его состоит в следующем. Если ребёнок отказывается выполнять задание, говоря, что он с ним не справится, учитель просит его выполнить другого ребёнка, который знает меньше и не может справиться с заданием, и изобразить такого ребёнка. Затем просит изобразить ребёнка, который сумеет справиться с заданием. При этом дети убеждаются, что они далеко продвинулись от полного неумения и могут, если попробуют, продвинуться ещё дальше. Дети произносят «волшебное заклинание»: «Я не могу…» - и каждый по очереди говорит, чем ему трудно это задание; «Я могу…» - дети по очереди говорят, что они могут сделать; «Я сумею…» - каждый старается сказать, насколько он может выполнить задание. При этом правильность или неправильность реплик детей не комментируется, подчёркивается только, что каждый чего-то не умеет, чего-то не может, и каждый сумеет, если захочет, добиться продвижения вперёд и быть не хуже других.

    Особо следует сказать о приёмах, помогающих детям снять повышенную напряжённость. С ней часто бывают связаны двигательные беспокойства, агрессивность. Здесь можно использовать щит, который держит взрослый и в который можно стучать игрушечным мячом, бить кулаком и т. п.  Это приём можно применять в зависимости от условий.

    Работа по снятию школьной тревожности и страхов может проводиться непосредственно в ходе занятий, когда используются отдельные методы и приёмы, описанные выше, а также в специальной группе. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье, детском саду, школе, где хорошие отношения будут поддерживать ребёнка.

    Вывод:

1. В дошкольном и младшем школьном возрасте ситуация в семье, отношения с близкими взрослыми провоцируют переживание ребенком постоянных психологических микротравм. Ребенок постоянно чувствует незащищенность, отсутствие опоры в близком окружении и потому беспомощность. Такие дети ранимы, обостренно реагируют на отношение к ним окружающих. Все это ведет к накоплению отрицательного эмоционального опыта, который постоянно увеличивается и находит свое выражение в относительно устойчивом переживании тревожности.

2. У дошкольников и младших школьников тревожность возникает вследствие фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны  ближайшего окружения и отражает неудовлетворенность именно этой потребности. В эти периоды тревожность еще не является собственно личностным образованием, она представляет собой функцию неблагоприятных взаимоотношений с близкими взрослыми.

Глава II. «Организация и методы исследования».

    Для исследования проблемы подлинной школьной тревожности я опиралась на методики следующих авторов: Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, А.. и методику «Моя семья» Романовой и Потешкиной. Исследование проводилось на базе ГДОУ      № 50 Г. Санкт-Петербурга. В тестировании принимали участие дети подготовительной к школе группы.

2.1. Методика «Моя семья».

1. Краткая информация о методике.

    Методика относится к числу методик проективного типа. Авторы данной методики Романова и Потешкина.

2. Описание и процедура методики.

    В тестировании принимали участие 44 ребёнка старшего дошкольного возраста 6 – 7 лет.

Цель: исследование семейной ситуации, чувства, которые испытывает сам ребёнок, как он относится к членам своей семьи.

Процедура: может выполняться как индивидуально, так и в группе, важно, чтобы ребёнок сидел один за столом. Время выполнения 35 минут. В процедурном исполнении из 2-х серий.

1 серия – рисунок;

2 серия – беседа по рисунку.

    Инструкция по рисунку: нарисуй свою семью (лист А4, резинка, простой карандаш).

2 серия – задаём вопросы по рисунку:

1) Скажи, кто здесь нарисован?

2) Где они находятся?

3) Что они делают? Кто это придумал?

4) Им весело или скучно?

5) Кто из нарисованных людей самый счастливый?

6) Кто самый несчастный?

3. Анализ рисунков.

    По результатам исследования выясняем, в какой семье живёт ребёнок (полная или неполная), какие у ребёнка отношения с родителями и другими членами семьи. Анализируя тест, можно выделить пять симптомов – комплексов для оценки:

  1. Благоприятная семейная ситуация;
  2. Тревожность в семейной ситуации;
  3. Конфликтность в семье;
  4. Чувство неполноценности в семье;
  5. Враждебность в семье.

  В рисунках имеет большое значение порядок и близость расположения фигур и особенно место ребёнка. Если ребёнок рисует себя между родителями – это говорит о привязанности к обоим родителям; если вблизи к одному из них – это говорит о выраженной привязанности к одному родителю. Если в рисунке присутствует штриховка, проявляется повышенная прорисовка деталей, много вещей и мало людей, отдельные детали подчёркиваются – это говорит о тревожности. Результаты анализа смотри в таблице приложения 2.

    Окончательный вывод об особенностях отношения ребёнка к семье, о том, в каких семьях дети более тревожны (в полных или неполных), можно делать только на основе качественного анализа рисунка. Использовать какие – либо бальные характеристики нецелесообразно. Поэтому для определения уровня тревожности у детей в полных и неполных семьях была проведена ещё одна методика.

   2.2. Методика выявления страхов у детей с помощью специального теста школьной тревожности. (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

1. Краткая информация о методике.

    Настоящая методика относится к числу методик проективного типа. Она была разработана Р. Тэммлом, М. Дорки, В. Аменом, она предназначена для детей 6-9 лет.

2. Описание методики и процедура проведения.

    Тестирование проводилось в конце года в подготовительной к школе группе, участвовало 22 ребёнка. Всем детям по семь лет. В это время у детей возникает ситуативная тревога, связанная с поступлением в школу. Целью тестирования является выявление детей с подлинной школьной тревожностью.

    Экспериментальный материал – 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни младшего школьника ситуацию. Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображён мальчик). Каждый рисунок снабжён двумя дополнительными рисунками детской головы. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребёнка, на другом – печальное.

    Рисунки показывают детям в строго перечисленном порядке один за одним. Предъявив ребёнку рисунок, воспитатель даёт инструкцию следующего содержания:

  1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: весёлое или печальное? Он (она) играет с малышами».
  2. Ребёнок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
  3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
  4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) одевается».
  5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) играет со старшими детьми».
  6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) идёт спать».
  7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) в ванной».
  8. Выговор.  «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
  9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
  10. Агрессивное нападение. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
  11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) убирает игрушки».
  12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?»
  13. Ребёнок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое?  Он (она) со своими мамой и папой».
  14.  Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребёнка: печальное или весёлое? Он (она) ест».

Выбор ребёнком соответствующего лица и высказывания каждого ребёнка можно зафиксировать в специальном протоколе. Протокол выявления тревожности у детей см. приложение № 1.

3. Анализ данных.

    Протоколы подвергаются количественному анализу. На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14).

                       число негативных выборов

         ИТ =                       14                             * 100%.

 

 Данные протокола заносятся в таблицу, где вычисляется индекс  тревожности каждого ребёнка.

Таблица № 1. Дети из полных семей:

№ п/п

Фамилия, имя

Вычисление ИТ

ИТ (%)

1

Алиса Б.

ИТ = 3:14*100%

ИТ = 21,4 %

2

Вика Д.

ИТ = 1:14*100%

ИТ = 7,1 %

3

Кристина В.

ИТ = 6:14*100%

ИТ = 42,8 %

4

Саша Р.

ИТ = 10:14*100%

ИТ = 71,4 %

5

Маша Я.

ИТ = 2:14*100%

ИТ = 14,2 %

6

Маша К.

ИТ = 4:14*100%

ИТ = 28,5 %

7

Стасик С.

ИТ = 1:14*100%

ИТ = 7,1 %

8

Антон Ц.

ИТ = 5:14*100%

ИТ = 35,7 %

9

Соня Р.

ИТ = 6:14*100%

ИТ = 42,8 %

10

Женя Д.

ИТ = 4:14*100%

ИТ = 28,5 %

11

Арина И.

ИТ = 7:14*100%

ИТ = 50 %

12

Арина Х.

ИТ = 1:14*100%

ИТ = 7,1 %

13

Слава Н.

ИТ = 2:14*100%

ИТ = 14,2 %

14

Денис В.

ИТ = 3:14*100%

ИТ = 21,4 %

15

Настя Ал.

ИТ = 6:14*100%

ИТ = 42,8 %

16

Настя Аг.

ИТ = 5:14*100%

ИТ = 35,7 %

17

Настя С.

ИТ = 5:14*100%

ИТ = 28,5 %

18

Ксюша З.

ИТ = 3:14*100%

ИТ = 21,4 %

19

Андрей З.

ИТ = 7:14*100%

ИТ = 50 %

20

Даня Т.

ИТ = 2:14*100%

ИТ = 14,2 %

21

Таня Б.

ИТ = 10:14*100%

ИТ = 71,4 %

22

Настя К.

ИТ = 6:14*100%

ИТ = 42,8 %

    Таким образом, в зависимости от индекса тревожности все дети подразделяются на три группы:

   А – высокий уровень тревожности (индекс тревожности выше 50 %),

   Б – средний уровень тревожности (индекс тревожности от 20% до 50 %),

   В – нижний уровень тревожности (индекс тревожности от 0 % до 20 %).

    Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что в данной группе из 22 детей из полных семей, принимавших участие в тестировании, выявлено 4 человека с высоким уровнем тревожности, 12 детей со средним уровнем тревожности, 6 человек с низким уровнем тревожности.

Таблица № 2. Дети из неполных семей:

№ п/п

Фамилия, имя

Вычисление ИТ

ИТ (%)

1

Костя П.

ИТ = 2:14*100%

ИТ = 14,2 %

2

Боря К.

ИТ = 4:14*100%

ИТ = 28,5 %

3

Андрей В.

ИТ = 5:14*100%

ИТ = 22,5 %

4

Никита А.

ИТ = 7:14*100%

ИТ = 50 %

5

Саша А.

ИТ = 9:14*100%

ИТ = 64,2 %

6

Юра В.

ИТ = 8:14*100%

ИТ = 57 %

7

Миша Г.

ИТ = 7:14*100%

ИТ = 50 %

8

Оля О.

ИТ = 10:14*100%

ИТ = 71,4 %

9

Марина И.

ИТ = 7:14*100%

ИТ = 50 %

10

Маша К.

ИТ = 6:14*100%

ИТ = 42,8 %

11

Женя Ю.

ИТ = 2:14*100%

ИТ = 14,2 %

12

Вова Б.

ИТ = 5:14*100%

ИТ = 28,5 %

13

Коля Н.

ИТ = 3:14*100%

ИТ = 21,4 %

14

Наташа И.

ИТ = 8:14*100%

ИТ = 57 %

15

Лена Б.

ИТ = 7:14*100%

ИТ = 50 %

16

Лена К.

ИТ = 4:14*100%

ИТ = 28,5 %

17

Настя Ю.

ИТ = 3:14*100%

ИТ = 21,4 %

18

Ира Ж.

ИТ = 11:14*100%

ИТ = 78 %

19

Оксана А.

ИТ = 9:14*100%

ИТ = 64,2 %

20

Олег К.

ИТ = 8:14*100%

ИТ = 57 %

21

Серёжа П.

ИТ = 2:14*100%

ИТ = 14,2 %

22

Надя В.

ИТ = 5:14*100%

ИТ = 28,5%

    По результатам исследования выявлено детей с высоким уровнем тревожности – 11 человек; средний – 8; низкий – 3.

2.3. Обработка полученных данных.

    Сравнивается уровень тревожности у детей из полных и неполных семей. С этой целью было протестировано 44 ребёнка: 22 из полных семей и 22 из неполных. Уровень тревожности исследовался по методике

Результат представлен в таблице.

Результат исследования уровня тревожности.

№ п/п

Полные семьи

Неполные семьи

1

21,4 %

14,2 %

2

7,1 %

28,5 %

3

42,8 %

28,5 %

4

71,4 %

50 %

5

14,2 %

64,2 %

6

28,5 %

57 %

7

7,1 %

50 %

8

35,7 %

71,4 %

9

42,8 %

50 %

10

28,5 %

42,8 %

11

50 %

14,2 %

12

7,1 %

28,5 %

13

14,2 %

21,4 %

14

21,4 %

57 %

15

42,8 %

50 %

16

35,7 %

28,5 %

17

28,5 %

21,4 %

18

21,4 %,

78 %

19

50 %

64,2 %

20

14,2 %

57 %

21

71,4 %

14,2 %

22

42,8 %

28,5 %

    Были выдвинуты две гипотезы:

Но – уровень тревожности у детей из неполных семей не превышает таковой у детей из полных семей;

Н1 – уровень тревожности у детей из неполных семей превышает таковой у детей из полных семей.

    Для расчёта данных использовался пакет программ Excel. Расчёты показали, что характер распределения показателя в сравниваемых выборках близко к нормальному. Выборки являются независимыми, их всего две, значит, для расчётов можно применить двухвыборочный t – критерий Стьюдента. После расчёта t – его сравнивают с табличным критическим значением. Если вычисленное значение равно или превышает критические для t = 0,05, то принимается гипотеза Н1 (р ≤ 0,05), если меньше, то гипотеза Но.  

    Вывод: уровень тревожности у детей из неполных семей превышает таковой у детей из полных семей, следовательно получила подтверждение гипотеза Н1.

Заключение

    В заключении сформулирую выводы из проведённого исследования.

    В современных цивилизациях существует всё более возрастающее число объектов, событий, условий, ситуаций, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх и тревожность являются предметом научного исследования.

    Страх и тревога могут возникнуть в любом возрастном периоде. Здоровые психически и физически дети с радостью и нетерпением ждут начала школьной жизни. Они быстро осваиваются в ней, не вызывая никаких невротических реакций на изменение в своей жизни. Вместе с тем, есть дети, которые страдают настоящей школьной фобией.

    Работая с тревожными детьми, следует учитывать их особое, специфическое отношение к успеху, неуспеху, оценке и результату. Тревожные дети очень чувствительны к результатам собственной деятельности, боятся и избегают неуспеха. Им очень трудно оценить результаты своей деятельности, они не могут сами решить, правильно ли сделали что-либо, а ждут этой оценки от взрослого. Достаточно высокий уровень тревожности характерен для периода поступления в школу, особенно первых месяцев учёбы.

    Психологи выделяют способы преодоления тревожности у детей. Для этого существуют целые комплексы приёмов, упражнений. Эта работа будет иметь эффект только при создании благоприятных условий в семье, детском саду, школе, где поддерживаются хорошие условия для ребёнка со стороны окружающих.

       

Литература

  1. Айзенк Х. Психологические теории тревожности // Тревоги и тревожность. Хрестоматия.- СПб., 2001.
  2. Астапов В. М. Тревожность у детей. – СПб., 2004.
  3. Благинин А. А. Математические методы в психологии и педагогике: учебное пособие / А. А. Благинин, В. В. Торчило. -  СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2006. – 84 стр.
  4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М., 1968.
  5. Венгер А. Л. Методики «Уничтожение страха» и «Обогащение рисунка» // Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция. – М., 1992.
  6. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб., 2000.
  7. Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. – Л., 1988.
  8. Захаров А. И.  Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.
  9. Захаров А. И. Игры, как способ преодоления неврозов у детей. – СПб., 2006.
  10. Захарова Е. И. Опросник для исследования эмоциональной стороны детскородительского взаимодействия // Семейная психология и семейная психотерапия. 1997. № 1.
  11.  Захарова Л. Н., Сергиюк А. И., Кузьминова М. А. Тревога, эмоциональная напряжённость и стресс в профессиональной деятельности учителя // Психология человека в условиях социальной нестабильности. – М., 1994.
  12.  Имедадзе Н. В. Тревожность, как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. – Тбилиси., 2004.
  13.  Карандашев В. Н., Лебедева М. С., Спилберг Ч. Изучение оценочной тревожности. – СПб., 2004.
  14.  Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности её снижения у детей, начинающих посещать детский сад // Психологическая наука и образование. 1998. № 2.
  15.  Прихожан А. М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы её преодоления // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., 1987.
  16.  Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. – М., 1990.
  17.  Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1992.
  18.  Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возрвст. – СПб. Питер., 2009.
  19.  Рикрофт Ч. Тревога, страх и ожидание // Тревога и тревожность. Хрестоматия. – СПб., 2001.
  20.  Славина Л. С. Трудные дети. – М.; Воронеж, 1988.
  21.  Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы // З. Фрейд. Психоаналитические этюды. – Минск, 1991.
  22.  Фрейд З. Страх. – М., 1927.
  23.  Фролова Н. В. Влияние когнетивного стиля и технологии.
  24.  Шкала явной тревожности для детей 8 – 12 лет (CMAS) / Перевод и адаптация А. М. Прихожан. – М., 1994.
  25.  Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1961.
  26.  Эриксон Э. Дети и общество. – СПб., 1996.

Приложение 1.

Протокол выявления тревожности у детей.

Имя: Вика.             Возраст: 7 лет.                   Дата: 15.05.2009.

Рисунок

Высказывание

Выбор

Весёлое    лицо

Печальное лицо

1. Игра с младшими детьми

Мальчику надоело играть

+

2. Ребёнок и мать с младенцем

Я люблю гулять с мамой

+

3. Объект агрессии

Хочется ударить его стулом

+

4. Одевание

Я люблю одеваться на прогулку

+

5. Игра со старшими детьми

Мама играет с ребёнком

+

6. Укладывание спать в одиночестве

Когда иду спать, беру игрушку

+

7. Умывание

Потому что он умывается

+

8. Выговор

Мама его ругает

+

9. Игнорирование

Потому что тут малыш

+

10. Агрессивность

Кто-то отбирает игрушку

+

11. Собирание    игрушек

Мама заставляет его собирать игрушки

+

12. Изоляция

Дети не хотят играть с ним

+

13. Ребёнок с родителями

Родители играют с ним

+

14. Еда в              одиночестве

Пьёт чай, я тоже люблю пить чай

+

Приложение 2.

Полные семьи

Тревожные

Эмоционально благополучные

30 %

70 %

Неполные семьи

Тревожные

Эмоционально благополучные

48 %

52 %


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...