Технологическая карта НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) «Дымковский петушок»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Цель: Продолжать приобщать детей  к  русскому промыслу, закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_lepka_2021.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) «Дымковский петушок»

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Возраст детей, группа

6  лет, подготовительная группа

Тип НОД

Открытие тренировочного знания

Тема НОД

«Дымковский петушок»

Цель

Продолжать приобщать детей  к  русскому промыслу, закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.

Предварительная работа

Рассматривание дымковских игрушек, иллюстраций, с их изображением, слайдов, дидактическая игра        «Подбери узор», «Четвертый лишний».

Задачи

1. Закрепить представление о промысле, колорите, элементах росписи.

2. Закрепить приемы рисования пластилином в технике мазка, «капельки»,спирали, травинки, завитков, волнистых линий.

.Развивающие:

развивать художественное восприятие, воображение, мыслительную и речевую активность, моторные возможности;

-  развивать зрительное внимание, эстетическое восприятие, воображение;

- развивать чувство цвета , ритма;

- развивать творческую активность и интерес к рисованию пластилином

Воспитательные:

- развивать художественное творчество, эстетическое восприятие, воображение;

- воспитывать любовь к творчеству.

Материал

Демонстрационный:

- дымковский глиняный дымковский петушок; картинки с изображением дымковских игрушек; конверт с письмом.

- Раздаточный:

-  заготовки «петушки», пластилин, доски для лепки, стеки, салфетки

Предполагаемый результат

Анализируют объект, самостоятельно выбирают способы лепки (конструктивный, пластический). Умеют видеть форму и передавать ее изображение;

С помощью воспитателя анализируют узор из знакомых элементов;

Стремятся создать узор из знакомых фигур.

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Дети заходят в группу под музыку (русские народные напевы) и встают в полукруг перед доской.

- Ребята давайте поприветствуем друг друга и скажим «Доброе утро!»

- Ребята, а у вас дома есть игрушки, какие?

-  Посмотрите на доску, здесь изображены игрушки, а как вы думаете, что это за игрушки? (Дымковские)

-  Почему они называются дымковские?  (Потому что они сделаны в деревне Дымково)

- А кто придумал эти игрушки? (Народ для своих детей)

Словесные методы: вопросы, беседа с опорой на личный опыт детей.

Создание игровой ситуации.

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская»  цель

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

Сделать выбор в соответствии с заданием.

Визуальный контроль

Этапные (дидактические) задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.

II. Актуализация знаний

Воспитатель:

- А теперь давайте пройдём к столу и встанем в полукруг.(Подходим к столу, где стоит дымковская игрушка «Петух»)

- Ребята, посмотрите какую игрушку я вам хочу показать. Что это за игрушка? (Петух – дымковская игрушка).

- Из чего сделаны эта игрушки? (Из глины)

- А какие игрушки дымковских мастеров вы ещё знаете? (Барышня, индюк, уточка с утятами, курочки, конь, петушок).

Словесный, метод , беседа, анализ

наглядный метод

Дети становятся напротив стола,

Участвуют в диалоге с воспитателем ,вспоминают названия фигур, наблюдают за действиями воспитателя

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка.

 Организуется эмоциональная  деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Участие и наблюдение за процессом деятельности

Контроль ответов детей.

Контроль за формулированием правильных ответов детей

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                  1) Актуализировать представления детей о возможности решить проблемы творчески;                                                                                                                   2) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание и творческий  нестандартный подход к решению задачи.

III. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Ребята, мы с вами посмотрели платье королевы.

Фиксация затруднения:

- Молодцы!  А теперь проверим , как хорошо запомнили дымковские игрушки (дидактическая игра «Найди узор»)

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные,

Белоснежны как берёзки,

Кружочки, клеточки, полоски-

Простой казалось бы узор

Но отвести не в силах взор

- Ребята сегодня утром нам пришло заказное письмо (показать детям). Сейчас мы его с вами откроем и прочитаем.

- Читаем: «Здравствуйте дети, пишут вам мастера из деревни Дымково. Мы очень хотели приготовить петушков для вашего сада, но наши художники заболели. Передаем вам заготовки, помогите нам, пожалуйста, украсить их. Заранее благодарим» (показать заготовки).

Выявление причины затруднения:

Воспитатель

- Поможем мастерам?

- А чем можно украсить петуха? (Узорами из пластилина)

Постановка образовательной цели (опыт целеполагания)                                   - Давайте посмотрим на нашего петуха (игрушка), какими узорами он украшен?

Дети предлагают варианты решения. Одно из решений.

Дети: (Прямые и волнистые линии, точки, кольца, круги, овалы, ромбы)

Словесный, наглядный метод; метод наблюдения

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.  

Дети сталкиваются с затруднением: обсуждение в решении затруднений.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы за детьми

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                           1) Создать мотивационную ситуацию для решения задачи с помощью  декоративного рисования.

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;    

3)Тренировать мыслительные операции -анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление.

4) Тренировка в создании оранжевого цвета.

IV.Открытие тренировочного знания

Используем образец

- Какие цвета используются? (Синий,  красный, желтый, зеленый, малиновый цвета. Ещё черный и золотистый).

- Правильно, все цвета яркие, нарядные, праздничные.

- Прежде чем мы начнём украшать наших петушков, мы немного разомнёмся.

Физкультминутка: «Замок»        

На двери весит замок –

Кто его открыть бы смог?(быстрое соединение пальцев замок)

Потянули.(Тянем кисти в разные стороны)

Покрутили…(волнообразные движения)

Постучали …(пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли (пальцы расцепили).

Словесный, наглядный, демонстрация. Показ совмещаем с объяснением.

Метод демонстрации: образец

Участвуют в диалоге.

Дети в ходе беседы  приходят к решению оформления «петушков», анализируют образец   и при выполнении работ используют сравнение и сопоставление образца и своей работы.

Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

Наблюдение за процессом деятельности (анализируют  образец, выполняют работу с помощью изобразительных средств)

Этапные (дидактические) задачи:

1) Тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, развивать внимание, логическое мышление;                                                                  2) Развивать речевые и аналитические  способности;                                                                                                                                                                              2) Развивать коммуникативные способности.

V. Включение тренировочного знания в систему знаний ребенка

Воспитатель:

- А теперь садимся на свои места и начнём работу.

- Украсить хвост и крылья каждый может по своему, используя налепы из разного пластилина, рисование пластилиновыми  верёвочками, рисование мазками, заполнение пластилиновыми шариками, процарапывание по пластилину.

Детям предоставляется самостоятельность. Задание проверяется.

В процессе лепки воспитатель при необходимости подсказывает, советует, показывает приемы лепки тех или иных узоров.

Словесный, наглядный, наблюдение

Самостоятельная работа.

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Дети самостоятельно преодолевают затруднение

Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка.

Воспитатель оказывает небольшую помощь детям, которые затрудняются в рисовании

Этапные (дидактические) задачи:     1) Провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

VI.Осмысление (итог)

Воспитатель собирает детей около себя.          

- Ребята, посмотрите на петушков. Какие они у вас красивые, хоть сейчас на ярмарку.

- Молодцы ребята! Вы все справились с работой. Ещё раз мы с вами встретились с дымковской игрушкой. И сами были сегодня мастерами дымковской игрушки.

- И ещё, я хочу подарить вам раскраски других видов дымковской игрушки.                           

Словесный метод

Оздоровительная пауза.

Рефлексия,

умения  оценить свои работы

Создание ситуации успеха.

Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

Комментарий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста Подготовительная к школе группа.

Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Материал представлен в табличном варианте на один календарный ...

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа) «Домашние животные и птицы»

Конспект НОД по развитию речи "Домашние животные и птицы" (старший дошкольный возраст)...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

Технологическая карта по ООД организованная по робототехнике с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема ООД: «Вратарь»Культурная практика: Реализация культурных практик по видам деятельность.Культурно смысловой конспект: Развивать проектную деятельность дошкольников.Цель: Создание услов...

Технологическая карта специально организованной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

В данном материале можно познакомиться с технологической картой  специально организованной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Фарфор...

«Использование интеллект-карт в работе по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста»

Интеллектуальная карта – это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которого, развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление.Эффектив...