Главные вкладки

    Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа) «Домашние животные и птицы»
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Качковская Людмила Анатольевна

    Конспект НОД по развитию речи "Домашние животные и птицы" (старший дошкольный возраст)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_domashnie_zhivotnye_i_ptitsy.doc111 КБ

    Предварительный просмотр:

    Людмила Анатольевна Качковская, педагог высшей квалификационной категории МБДОУ ДСКВ № 56 «Северяночка» г. Нижневартовск, ХМАО-Югра

    Конспект  НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группа. конец года)

    «Домашние животные и птицы»

    Интеграция образовательных областей: «Коммуникация. Развитие речи», «Познание», «Социализация», «Кругозор», «Здоровье», Чтение художественной литературы», «Музыка»

    Цель: Выявить уровень развития речи, уровень знаний и представлений детей об окружающей действительности.

    Задачи:

    1. Активизировать и расширять  словарь и представления детей о домашних птицах и животных.

    2. Развивать речевое дыхание, связную речь.

    3. Совершенствовать  координации движений в сочетании их с речью.

    4. Развивать мелкую моторику и  пространственную ориентировку.

    5. Совершенствовать у детей зрительное восприятие и речевой слух.

    6. Развивать  высшие психические функции: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.

    7. Продолжать обучение приёмам массажа.

    8. Воспитывать чуткость и бережное отношение к животным.

    Оборудование: иллюстрации с изображением домашних птиц и животных, игрушки (животные, птицы), схема описательного рассказа, изображения животных и продуктов их жизнедеятельности, изображения леса и скотного двора, крупа,  аудиозапись голосов домашних птиц и животных. Дидактическая игра «Семья», «Говорящая собака», цветные карандаши.

    Словарная работа:  птичница, животновод, ферма, курятник, овчарня, стадо, конюшня, свинарник, кличка, болбочет, кудахчет, блеет, ржет, гогочет.

    Ход НОД:

    Перед занятием дети говорят фразу:

    Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре

    Громко, чётко говорим, никогда мы не спешим.

    Воспитатель: -   Игра-задание «Сядет тот, у кого на столе лежат изображения»:

    Снегиря, вороны, волка, лисы – дикие животные и птицы

    Огурца, помидора, моркови, капусты - овощи

    Яблока, груши, винограда, ананаса - фрукты

    Гуся, петуха, цыплёнка, кошки, собаки – домашние животные и птицы.

    Воспитатель: -   Это и будет темой нашего занятия «Домашние птицы и животные». Давайте уточним, почему их так называют «домашние»? (ответы детей)

    Детям предлагаются две схемы с изображением скотного двора и леса, а также изображения диких и домашних птиц и животных. Нужно расселить всех животных и птиц.

    Воспитатель: -   1. Отгадайте загадки:

    - Му-му-му, молока кому?              корова

    - Идёт, бредёт, бородой трясёт, травки просит:

    «Ме-ме-ме, дайте вкусной мне».                 козёл

    - С хозяином дружит, дом сторожит,

    Живёт под крылечком, а хвост колечком.            собака

    - Спереди – пятачок, сзади – крючок,

    Посредине - спинка, а на ней щетинка.              поросёнок

    - По горам, по долам, ходит шуба да кафтан.    баран

    - Мягкие лапки, а в лапках царапки.

    Всё время умывается, а с водой не знается.                кошка

    - Я большой и я красивый, я бегу - и вьётся грива,

    Длинный шёлковый хвосток и копытами – цок-цок.             конь

    Воспитатель: -   Предлагаю всем сделать гимнастику для язычка

    2. Артикуляционная и мимическая гимнастика:

    Упражнение «Лошадка»

    Я лошадка Серый Бок, Цок-цок-цок.

    Я копытцем постучу, Цок-цок-цок.

    Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.

    Ты с лошадкой прокатись,

    Звонко цокать научись.

    Упражнение «Чьи зубы чище?»

    Чищу зубы, чищу зубы и  снаружи, и внутри.

    Не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.

    Упражнение «Хоботок»

    Подражаю я слону: губы хоботом тяну…

    Даже если я устану, их тянуть не перестану.

    Буду долго так держать, свои губы укреплять.

    Упражнение «Улыбка»

    Тянуть губы прямо к ушкам

    Очень нравится зверушкам.

     Упражнения «Киска сердится», «Киска лакает молоко»,  «Болтушка», «Злой пёс», «Стряхни соринку с ресницы», «Толстый поросёнок».

    Воспитатель: -   Давайте вспомним, кто как голос подаёт

    3. Дидактическая игра «Кто как голос подаёт?» Сюрпризный момент «говорящая собака»

    Собака – гав-гав (лает)

    Корова – му-у (мычит)

    Кошка – мяу-мяу (мяучит)

    Свинья -  хрю-хрю (хрюкает)

    Лошадь – иго-го (ржёт)

    Овца – бе-е (блеет)

    Курица – ку-дах-тах-тах (кудахчет)

    Петух – ку-ка-ре-ку (кукарекает)

    Цыплёнок – пи-пи (пищит)

    Гусь – га-га (гогочет)

    Утка – кря-кря (крякает)

    Индюк – бл-бл (болбочет)

    Воспитатель: -   А сейчас послушайте голоса животных и птиц, угадайте, кто это?

    4. Упражнения для развития просодии: высоты, тембра голоса, речевого дыхания. Предлагаю детям определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звуки различным по силе голосом (громко, тихо).

    Дети:  Собака лает: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, овечка блеет и т. п.  Упражнение направлено на изменение голоса по высоте и силе. Предлагаю детям сказать, например, МЯУ: громко (кот рядом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). По аналогии изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: И-ГО-ГО, МУ, ГАВ,  БЕ,  и т. п.

           

    Воспитатель: -   Молодцы, хорошо справились с этим заданием.

    5. Дидактическая игра «У кого – кто?» (или «Назови детеныша»)

    У кошки – котята;

    у собаки – щенки;

    у овцы – ягнята;

    у козы – козлята;

    у коровы – телята;

    у курицы  - цыплята;

    у утки – утята;

    у гусыни – гусята;

    у индюка – индюшата;

    у кролика – крольчата.

    Воспитатель: -   Подумайте и скажите, кем будут детеныши животных, когда вырастут

    6 . Дидактическая игра «Кто кем будет?»

    Щенок будет  - собакой

    Котёнок будет - кошкой

    Жеребёнок будет  - лошадью

    Ягнёнок  будет - овцой

    Козлёнок - козой

    Телёнок будет - коровой

    Поросёнок будет – свиньёй

    Воспитатель: -   Молодцы, ребятишки: девчонки и мальчишки! А чем же питаются домашние животные?

    7. Дидактическая игра «Кто чем питается?»

    Кошка – молоком, рыбой, мясом;

    корова – травой;

    собака -  мясом;

    коза – травой, ветками деревьев;

    лошадь – травой;

    гуси – травой;

    курица – зерном.

    Воспитатель: -   Проходите за столы. Спинки держим прямо, как струночки.

    8. Развитие мелкой моторики рук «Покормите птиц». Перемешать смешанные крупы и предложить детям их рассортировать, т.к. птицы любят разные зёрна. Для этого дать детям мисочки.

    Во время выполнения задания детьми беседуем:  Закрепление форы дательного падежа ед. ч. «Дадим корм кому?».  Дети называют птиц.

    Закрепление формы винительного падежа «Кого видим за забором?»

    Дети называют домашних животных.

    Воспитатель: -   А вы знаете, где живут домашние животные и птицы?

    9. Дидактическая игра «Кто где живёт?»

    Кошка – …в доме;

    курица –… в курятнике;

    лошадь –… в конюшне;

    свинья –… в свинарнике;

    овца – …в овчарне;

    собака –… в конуре, в будке.

    Педагог предлагает детям назвать слова- антонимы

    10. Словесно-дидактическая игра «Скажи  наоборот»

    Собака большая, а щенок …маленький.

    Корова высокая, а телёнок …низкий.

    Щенок весёлый, котёнок …грустный.

    Пёс чёрный, кот …белый.

    11. Составить описательный рассказ о домашнем животном по схеме.

    У кого дома есть домашние питомцы? Как вы за ними ухаживаете? Как их зовут?

    Воспитатель: - Оказывается, у животных нет имён, а есть клички.

    Придумайте клички:

    - для кошки (Мурка, Пушок, Мурзик),

    - для собаки (Мухтар, Трезор, Бим, Пальма),

    - для поросенка (Борька, Мишка, Лежебока),

    - для коровы (Бурёнка, Ночка, Марта, Пеструшка).

    Воспитатель: А теперь, ребятки, отгадайте-ка загадки!

    12. Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

    Сторожит, грызёт, лает  - собака

    Хрюкает, роет - поросёнок

    Ржёт, бегает, скачет - лошадь

    Мяукает, лакает, царапается - кошка

    Мычит, жуёт, ходит – корова

    Жёлтый, пушистый, маленький – цыплёнок

    Важный, со шпорами и гребешком, хвост с узорами - петух

    13. Словесно-дидактическая игра «Чей хвост?»

    У кошки хвост (чей?) – кошачий;

    у собаки – собачий;

    у лошади – лошадиный;

    у петуха – петушиный;

    у овцы – овечий;

    у коровы – коровий;

    у козы – козий.

    14. Обучение приёмам массажа.

    Мы построим прочный дом, хорошо жить курам в нём

    И утятам, и котятам, и весёлым поросятам.

    Вышли куры погулять, зёрна по двору искать.

    Вот поймали червячка, ухватили за бочка.

    Потом дворник к нам пришёл, всё так чисто он подмёл.

    Месяц по небу гуляет, спать ложиться приглашает.

    15. Обведи цветным карандашом только домашних животных

    16. Игра-задание. Соедини стрелочкой животное и то, что от него получают.

    Воспитатель: - Молодцы! Вы показали очень хорошие знания о домашних животных и птицах. Теперь я за вас спокойна - в школе вам будет легко учиться с таким багажом знаний!

    Приложение

    В помощь воспитателю

    Словарь и словообразование

    1. Предметный словарь: животные, корова, телёнок, коза, козёл, баран, овца, ягнёнок, конь, лошадь, жеребёнок, кошка, кот, собака, пёс, щенок, осёл, свинья, поросёнок, хлев, хозяйка, хозяин, свинарка, доярка, конюх, грива, вымя, копыта, рога, хвост, морда, птицы, курица, петух, цыплёнок, утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшонок, курятник, птичник, птичница, крыло, клюв, лапы, шея, хвост, гребень, перепонки, птенцы, корм, наседка, несушка, двор.
    2. Глагольный словарь: мычать, блеять, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, прыгать, бегать, скакать, есть, пить, клевать, кормить, кричать, нестись, плавать, шипеть, щипать, шагать, переваливаться, крякать, гоготать, кудахтать, высиживать.
    3. Словарь признаков: крупный, мелкий, большой, маленький, полезный, короткий, умный, пушистый, верный, быстрый, густой, пёстрый, лёгкий, важный.
    4. Словарь наречий: быстро, медленно, жалобно, полезно, тепло, легко.
    5. Антонимы: большой – маленький,  крупный – мелкий, быстро – медленно.
    6. Синонимы: будка – конура.
    7. Словообразование: 

    - прилагательных от существительных (коза – козий, утка - утиный);

    - приставочных глаголов (ускакать, прискакать);

    - существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (собака – собачка, курица - курочка);

    существительных от прилагательных (пёстрый - пеструшка);

    - существительных от существительных (конь – конюшня, птица – птичник, птичница, кот- котёнок);

    - глаголов от звукоподражаний (мычать, пищать, кукарекать);

    - сложных слов (птицефабрика, белоголовый).

    8. Подбор родственных слов: корова, кот, птица, курица.

    9. Многозначность: крыло, гребень, хвост, конь.

    Грамматический строй

    1. Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: кошка – пушистая, цыплёнок – жёлтый.
    2. Образование множественного числа имён существительных. Конь – кони, утка – утки.
    3. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Один кот, моя курица, много коров.
    4. Предложно-падежное управление: 

    - Угощение (предлог «для»: кость для собаки, зёрна для цыплят).

    - У кого кто? (предлог «у»: у коровы телёнок, у утки утёнок).

    - Чем кормим? (корову сеном, птиц зерном).

    - Где живут? (предлог «в»: собака в конуре, куры в курятнике).

    - Детёныши играют в прятки (предлоги «за», «в», «на», «под», «у»).

    Конспект  НОД по развитию речи  (подготовительной группа. конец года) «Домашние животные и птицы»         Страница


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией. Тема: «Зима. Зимующие птицы»

    Данное занятие по развитию речи продолжает изучение материала по теме: «Зима. Зимующие птицы».               Это занят...

    КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

    Открытое занятие на ГМО по речевому развитию на тему: "Перелетные птицы" Задачи: Уточнять и активизировать представления о перелетных птицах; учить отвечать на вопросы полными предложениями...

    Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

    Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

    Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи (3 уровень речевого развития)

    Конспект  подгруппового логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи...

    Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

    Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...

    Конспект индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением общие недоразвитие речи

    Конспект  индивидуального логопедического занятия речи с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) с логопедическим заключением  общие недоразвитие речи...