Краткосрочный проект
проект по аппликации, лепке (младшая группа)

Проект "Птички - невелички"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptichki_ne_velichki.docx81.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа  № 41»

Творческо – игровой проект

В ясельной группе.

Тема: «Птички - невелички»

Воспитатель: Мурашко А.А.

Рожкова Л.А.

21.jpg

2021г.

Проектная деятельность в ясельной группе

«Птички - невелички»

«Охранять природу –

значит, охранять Родину».

М. Пришвин.

Тип проекта: познавательный; творческо – игровой; краткосрочный.

Участники: дети, воспитатель, родители.

Актуальность:

Представьте себе мир без птиц: рощу без соловья, поле без жаворонка, деревенскую улицу без милых, вечно суетящихся воробьев. Кажется, мы так привыкли к ним, что порой их не замечаем. Но они рядом и часто нуждаются в нашем внимании и охране.

Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные существа способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицейПтицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.

Проблемой является низкий уровень знаний у детей о птицах, о том, как они зависят от человека, об ответственности людей за них, отсутствие примера взрослых.

Цель: Познакомить детей с жизнью птиц; учить проявлять заботу, бережно относится к живой природе; развитие речи и памяти.

Задачи проекта: 

1.Образовательные:

 создать условия для восприятия сведений о «птицах»;

• обогатить и активизировать словарный запас детей;

• расширить представления о птицах, условиях их содержания и ухода;

• формировать ответственное и деятельное отношение к птицам;

• сплотить взрослых и детей в желании беречь окружающую природу.

2. Развивающие:

• развивать коммуникативные навыки;

• развивать познавательный интерес;

• развивать мышление, творческое воображение.

3. Воспитательные:

• воспитывать гуманное отношение к птицам;

• воспитывать нравственные качества.

Формы и приемы: беседы и занятия, чтение художественной литературы, загадки, игры, художественное творчество.

Методы:

  • Наглядные
  • Словесные
  • Практические

Ожидаемый результат:

Дети должны знать и называть:

  • названия птиц,
  • иметь посильные трудовые обязанности в уходе за птицами, нести ответственность за их выполнение.
  • Коллективная работа (аппликация)

должны научиться любить их, заботиться о них,  бережно относиться к ним.

Распределение деятельности по этапам проекта

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.Выявление проблемы

2.Организация работы над проектом.

3.Выполнение проекта.

4.Презентация продукта деятельности.

1.Введение в игровую ситуацию: рассмотреть иллюстрации птиц  рассказывать о них детям.

Цель: помочь детям понять, что это живые объекты и они беззащитны, требуют заботы и любви.

2.Формулирование проблемы: почему одни птицы зимуют, другие улетают в тёплые края

3.Определение задачи.

1.Подводит к решению задачи.

2.Помогает спланировать деятельность.

3.Организуетдеятельность.

1.Организует работу над проектом:

разработка методических материалов, организация образовательного процесса.

2.Направляет и контролирует осуществление проекта

Педагогическое просвещение родителей:

Вовлечение родителей в проектную деятельность «Птички - невелички».

Консультация «Немного о птицах»

Консультация «Птицы наши друзья»

.

1.Помогает готовить презентацию.

2. Презентация.

1.Вживание в игровую ситуацию:

2.Осознание и принятие проблемы.

3.Принятие задачи проекта.

1.Систематизирует всю информацию.

2.Объединяются в рабочие группы.

3.Распределяют амплуа.

- Беседа «Птицы нашего города»

- Беседа – «Как мы птичек кормили»

- Рассматривание иллюстраций птиц.

- Целевые прогулки дома с родителями с целью наблюдения за птицами.

- Сравнение следов маленьких и больших птиц

- Дидактические игры «Домашние и дикие», «Голоса птиц», «Какой птички не стало»

- Подвижные игры «Птички и дождик», «Ворона и собачка», «Птички, раз! Птички, два!»

- Пальчиковые игры «Птички». «Сорока - белобока» и др.

- загадки о птицах;

- Чтение рассказов о птицах по возрасту.

- Чтение стихов о птицах

-Чтение  русских народных сказок с участием птиц, беседы по ним.

Проблемные вопросы для детей:

  • • Как мы бы жили без птиц?
    • Зачем нужны птицы?
    • Перелётные - значит улетают?
    • Как ухаживать за птицами?

Рисование птиц

Беседы о правилах поведения на выставках птиц

Аппликация «Птичка»

Оформление с детьми  плаката «птицы»

Презентация проекта на педагогическом совете внутри ДОУ.

Сюрпризный момент:

- Ребята, посмотрите, я принесла интересные фото. Это птицы. Сейчас я вам о них расскажу. (рассказ воспитателя с показом фотографий).

Ребята, как вы думаете, как живется птичкам?

- Почему хорошо?

Беседа  «Птицы нашего города»

Цель: Закрепить и расширить знания детей о птицах нашего города.

Задачи:

1. Развивать речь детей и обогащать словарный запас детей.

2. Развивать интерес во всех видах деятельности.

3. Воспитывать правильное и бережное отношение к птицам.

4. Развивать диалогическую речь и навыки коллективного общения у детей.

Материал: изображения птиц, аудиозапись с пеним разных птиц (синица, воробей, ворона, вырезанные маленькие картинки птиц.

Ход.

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель раскладывает по столу картинки.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, сегодня мы будем разговаривать о птицах, которых мы можем видеть в нашем городе.

Воспитатель: Ребята, с какими птицами вы уже знакомы?

Воспитатель показывает на лежащие на столе изображения птиц.

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте подробней поговорим о птицах, которые показаны на картинке.

Воспитатель: Вот, смотрите, это воробей

Воспитатель показывает на картинку с воробьем.

Воспитатель: Послушайте стихотворение про воробья

Мимо сизых полей

Пролетает воробей.

Воробей такая крошка!

На меня похож немножко.

Шустрый маленький птенец,

Непоседа и боец.

И звенить задорный крик:

- Чик-чирик и чик-чирик.

Воспитатель: А как думаете, что это за птица?

Воспитатель показывает на ворону.

Ответ детей.

Воспитатель: Правильно! Молодцы, ребята! Теперь послушайте стихотворение про ворону.

Вот ворона. Эта птица

Меньше всех людей боится.

Громко каркает в гнезде,

Длинный нос суёт везде!

Воспитатель: А чем отличаются эти птицы друг от друга?

Дети смотря на картинку, отвечают на вопрос воспитателя.

Воспитатель: Да! Воробей маленький, а ворона большая!

Воспитатель: Дети, а давайте я сейчас вам загадаю загадку, а вы отгадаете и узнаете, про какую следующую птицу мы будем говорить?

С жёлтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте, что за птица?

Называется (Синица)

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь давайте рассмотрим синицу, как она выглядит?

Дети должны найти картинку с синицей.

Воспитатель: Да, это синица, она очень маленькая и яркая. Что можно сказать об окраске перьев?

Ответ детей.

Воспитатель: Ну конечно, у синицы жёлтое брюшко и серые крылья, а головушка темно-синего цвета. Какая красивая, правда?

Воспитатель: Ребята, а как же питаются птички?

Ответ детей.

Воспитатель: Да, с помощью клювика. А что же они любят?

Ответ детей (крошки хлеба, семечки, пшено)

Воспитатель: Правильно, мы можем тоже покормить птичек, положив немного корма в кормушку, которые мы можем видеть на улице. Таким образом, мы сможем помочь птичкам.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите в окно, какое время года сейчас?

Ответы детей (Весна)

Воспитатель: Да, весна, именно в это время года птицы прилетают с юга после холодной зимы. Весной всегда птички поют громко и красиво. У каждой птички свой голосочек.

Воспитатель включает аудиозапись с пеним птичек.

После прослушивания аудиозаписи, воспитатель предлагает детям провести физкультминутку.

Физкультминутка:

Взяв крупы и хлебных крошек,

В детский сад скорей идем (ходьба на месте)

Много ласковых хороших

Прилетает к нам друзей (поднимание и опускание рук0.

На кормушках сидя, птицы

Клюют зёрнышки свои (приседание, “клюём зернышки”)

Снегири тут и синицы

И проныры воробьи! (прыжки на двух ногах и взмахи руками)

Воспитатель: Ребята, вы очень добрые и заботливые. Молодцы! Я уверена, птички скажут вам “спасибо”!

Воспитатель хвалит каждого ребенка.

Воспитатель: Что мы делали сегодня? Вам понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Не забывайте подкармливать птиц зимой, а весной и летом они будут радовать вас своим пением!

Беседа: «Как мы птичек кормили»

Цель: Учить детей следить за рассказом воспитателя: добавлять слова, заканчивать фразы; упражнять в отчётливом произношении звуков.

Методика преподавания.

На дворе зима,- начинает рассказывать воспитатель. – На земле на деревьях, в беседке лежит белый и холодный …(снег, снежок).

Когда выпадает много снега, мы берём лопатки и …(копаем, расчищаем дорожки, делаем горку). Из снега можно лепить. Мы слепили снеговика (снеговика, зайчика, снежинки…). Однажды на наш участок прилетели… (птички: снегири, вороны, воробьи) они хотели есть. Мы вынесли им…(зёрнышек и крошек). Зёрнышки и крошки мы высыпали… (в кормушку). Птички начали… (клевать). С тех пор они каждый день прилетают… (к кормушке, к нам, на наш участок…). А мы каждый день выносим им … (корм). Иногда птички благодарят нас за вкусную еду. Они поют (чив-чив-чив-чивы)

Ой! – говорит воспитатель. – На мою ладонь снежинка села, большая, красивая (воображаемая ситуация). И на ваши ладошки опустились снежинки. Видите их! Давайте сдуем снежинки с ладошек. Дуйте легко, вытянув и округлив губы, дуйте легко вот так (показывает). Опять снежинки прилетели. Сдуем и их (2 – 3 повторения) у меня руки замёрзли! А у вас? Сейчас я их погрею»

Воспитатель складывает ладони чашечкой, подносит ко рту и делает выдох. Он предлагает детям тоже погреть руки. Обращает внимание на то, как хорошо это делает Вероника и Илья.

«у-у-ух, у-у-ух, - произносит педагог, - так кричит сова Большая голова. Это она из леса прилетела (показывает картинку). Сова прилетела, что бы научить вас кричать по- совиному. Попробуйте поухать, как совы (хоровой и индивидуальные ответы)

А вот петушок! Ой, к нему лиса крадётся. Хочет съесть петушка! («Скорее, скорее улетай, петушок!» - торопят его дети (хоровые и индивидуальные повторения.)

Взлетел петушок на забор. Лисе его не достать. Петушок рад. Кричит лисе: ха-ха-ха – не поймала петуха!»

Воспитатель проговаривает  чистоговорку, затем произносит её вместе с детьми (2 – 3 повторения).

Оставив на мольберте картинки с изображением совы, петуха и лисы, педагог выясняет у малышей, у кого «шубка из перьев», а у кого меховая: предлагает вспомнить (без опоры на наглядность), кто из животных, как и лиса, ходит в шубе из густого и пушистого меха.

Воспитатель обобщает и уточняет ответы детей.

Подборка загадок о птицах

На шесте -дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его…

                         (Скворец)

 

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

                               (Жаворонок)

Верный страж и друг полей,

Первый вестник теплых дней.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

                                     (Грач)

 На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

                                       (Цапля)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

                                     (Соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

                                      (Ласточка)

Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.             (Аист)

Кто на ёлке, на суку

Счёт ведёт: «ку-ку, ку-ку?»

                                     (Кукушка)

 Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек.

                                      (Журавль)

Брюшко в крапинках как будто,

 Он поет, бывает, утром.

 У птицы невысокий рост,

 Называют ее …

                                         (Дрозд)


Может плавать и нырять,

В небе высоко летать.

 Мне скажи через минутку.

 Что за птица? Знаешь? – ….

                                             (Утка)

Воздух режут без усилья,

 Как серпы, кривые крылья.

Промелькнет – не разглядишь,

 Так летает только …

                                            (Стриж)
Ест, висит на тонких ветках,

 Часто дети держат в клетках,

 Глянь-ка, коли разглядишь:

 Изжелта-зеленый …

                                              (Чиж)

Консультация для родителей: «Немного о птицах»

Гуляя вместе с ребёнком в лесу или в парке, понаблюдайте за птицами, обратите внимание на то, что птиц стало меньше. Они улетели в теплые края.

Расскажите, что птицы улетают в тёплые края не потому, что очень боятся холода. Перья и тёплый пух между ними защищают пташку так же хорошо, как детишек оберегают от мороза курточка и штанишки.

Но есть то, без чего не могут прожить не только наши маленькие летающие друзья, но и все животные, и люди. Правильно, без еды. А чем питаются птицы? Насекомыми, зерном, некоторые даже лягушками и грызунами. Ты зимой видел мух и бабочек? Потому что насекомые в холодное время года прячутся и засыпают до весны. Пернатые остаются жить с нами до тех пор, пока легко могут найти себе пропитание, а затем начинают собираться к отлёту.

Остаются зимовать только те птицы, которые могут без особых трудностей добывать для себя корм. Например, клесты, живущие в лесу, питаются семенами из шишек хвойных деревьев: елей, сосен. Воробьи, вороны, голуби, синицы давно приспособились к жизни в городах, где нетрудно найти что-нибудь съестное.

Рассмотрите окраску птиц. Уточните строение тела птицы (спинка, грудка, голова, крылья, хвост, лапки). Расскажите, где живут и чем питаются птицы.

Обратите внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор (голубь, ворона, галка, воробей, синица). Расскажите, как мы можем помочь птицам зимой.

Рассмотрите энциклопедии с иллюстрациями зимующих птиц, почитайте информацию о них, посетите библиотеку.

Знакомство с птицей.

Дети называют знакомые им части тела птицы. Голова у птички круглая, хвост длинный, ноги тонкие, рот и нос у птички вместе – это клюв. Он острый. Крылья сложены, прижаты к туловищу. Они плохо заметны, когда птичка не летает. (Дети вспоминают и говорят, что делает птица клювом, зачем ей глаза, наблюдают, как она поедает корм.)

В конце наблюдения рассказывать детям, что все птички очень пугливы, если подойти близко – улетят.

Птицы любят быть чистыми, поэтому они с удовольствием купаются в воде. Птичка сначала пьёт воду, затем купается. Во время купания она приседает в воде, хлопает крыльями, встряхивается, после купания чистит пёрышки, сушит и приглаживает их. Во время наблюдения просить детей тихонько называть все действия птицы, помогая им в случае затруднений («Птица подлетела к лужице, набрала воды в клюв» и т. д.).

Предложить детям прислушаться к птичке и, когда она запоёт, внимательно послушать её пение. Рассказать, что птицы издают разные звуки.

Что есть у птицы.

У птицы есть голова, один клюв и хвост. У неё два крыла, две ноги, два глаза. Всё тело птички (кроме ног и клюва) покрыто перьями разного цвета. Перья мягкие и лёгкие. В процессе наблюдения детям следует задавать конкретные вопросы,например«Сколько у птички крыльев?»«Чем покрыто тело птички?»«Где у птички нет перьев?» и т. д. С детьми надо отметить не все, а два-три основных цвета в окраске птицы и назвать, какого цвета перья покрывают ту или иную часть тела. В конце наблюдения рассмотреть вместе с детьми выпавшие у птицы пёрышки.

Зачем птице ноги и крылья.

Ноги птице нужны для того, чтобы ходить и прыгать, сидеть на веточке, почёсывать головку. При помощи крыльев птица летает, перепархивает с места на место, купается в воде.

В дальнейшем мы будем рады, если дети смогут - распознавать трёх-четырёх птиц по внешним признакам (величине и особенности окраски) и по поведению (способ передвижения по земле, издаваемые звуки, вместе или по одному кормятся на кормушке);

- знать об особенностях строения птиц (голова круглая, клюв острый, тело покрыто перьями и т. д.);

Консультация для родителей: «Птицы – наши друзья»

В воспитании подрастающего поколения немаловажную роль играет общение ребенка с живой природой. Одним из самых доступных в общении, мы считаем, являются птицы.

С точки зрения экологии очень важно на примере птиц показать связи живых организмов с окружающей средой; выяснить, как тот или иной организм приспосабливается к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение, другие особенности; сформировать у ребенка понимание зависимости жизни птицы от их собственных действий.

При правильно организованной работе общение с птицами может способствовать формированию грамотного поведения детей в природе. С самого раннего возраста мы знакомим детей с обитателями уголка. Чаще всего малыши трудно отрываются от дома и от самых близких людей. Отвлечь ребенка от переживаний можно не только с помощью красивой игрушки, но и другим способом: например, общением с птицами.


Плачущего ребенка часто приводят в живой уголок. Пообщавшись ласково с птицей, ребенок, как правило, забывает, пусть порой и на короткое время, свои переживания. У него появляется интерес к объекту природы.

Очень важно, чтобы ребенок понял, что перед ним живое существо, и нужно сопереживать ему. Скажешь ребенку: «Посмотри, какая маленькая птичка, а ты у нас совсем большой!»; предложишь покормить птицу, и ребенок забывает обо всем, с интересом смотрит, как птица ест, прыгает с ветки на ветку.


Малышей знакомим вначале с изображение птиц на картинке, рассказываем об их внешнем облике, а затем вносим живой объект. И мы знакомимся с птицей поближе. В конце наблюдений применяем игровой прием, предложив детям показать, как летают птички. При повторном наблюдении обращаем внимание детей на то, как птичка прыгает, как поет. Используем потешки, песенки о птицах. Наблюдаем и в природе, на прогулке. После нескольких наблюдений дети научатся узнавать птицу.

В среднем возрасте проводим беседы о птицах. Читаем рассказы, демонстрируем иллюстрации.  Для воспитания у детей бережного отношения и любви к птицам необходимо следить за тем, чтобы они систематически подкармливали птиц на участке. На прогулке проводим беседы о сравнительной величине птиц – например, вороны и воробья. Воробей чирикает, а ворона каркает. Знакомим с внешними признаками (глаза, клюв, ноги, крылья, перья).

Во время прогулок не всегда удается хорошо рассмотреть внешний вид птиц. Для уточнения представлений о внешнем виде рассматриваем живую птицу на занятиях в кабинете. Широко используем аудиозаписи с голосами птиц. Проводятся игры типа «Отгадай, чей голос прозвучал». Например, для сравнения детям дается голос домашней птицы (петуха) и воробья. Широко используются потешки, загадки, стихи.

В старших группах учим детей умению выделять и описывать словами характерные особенности птиц. Широко обращаем внимание на их внешний вид: какого цвета перья (на голове, груди, спине, хвосте); какие ноги, лапки; где их историческая родина; как птица сидит (обхватывает лапками жердочку); какой клюв; что птица делает клювом?

Сажаем овес для птиц на зелень. Каждую зиму делаем кормушки для птиц из бросового материала (пакетов от молока, пластиковых бутылок), привлекаем родителей к изготовлению кормушек.

Проводим беседы о декоративных птицах. Они приносят радость людям своей красотой, воркованием. Они живут в клетке, сами добыть корм не могут, и вся забота о них лежит на людях. Создаем с детьми все условия для того, чтобы они хорошо себя чувствовали. Так поступают все, кто любит природу.

Широко используем в своей работе решение кроссвордов, ребусов о птицах. Совместно с музыкальным руководителем проводим праздники «День Земли», «День птиц».


Знакомим детей с птицами, занесенными в «Красную книгу». Рассказываем им о том, что перья бывают пуховые и маховые. Широко используем тему птиц на занятиях по аппликации, лепке, рисованию, ручному труду. Рассказываем о том, что человек издавна мечтал летать как птица, поэтому и изобрел много летательных аппаратов: парашют, дельтаплан, самолет, вертолет.

Широко используем в работе литературные произведения о птицах, игры – подвижные и дидактические. Используем в работе пословицы, высказывания, различные сравнения о птицах.

Итак, формирование у детей любви ко всему живому способствует и формированию нравственных и эстетических качеств юных граждан нашей страны.

Коллективная работа – аппликация «Птички – невелички»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный проект на тему: «С чего начинается Родина?» Познавательный краткосрочный проект

Актуальность темы проекта: проект направлен на развитие интегративных качеств дошкольников. Воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма.Цель проекта: Помочь детям осознать свою гражданскую и...

Проект по ПДД «Дорожная азбука» в старшей группе (краткосрочный проект)

Совместный проект подготовили:Качинская И.А. воспитательСеряпина А.Г. воспитательЦель проекта: Формирование навыков безопасного поведения на дорогах.Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмо...

Познавательно – исследовательский проект на тему: «Огород на подоконнике» (краткосрочный проект)

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот исследовательский проект ориентиро...

Групповой краткосрочный проект . «Надо правильно питаться, чтоб здоровым оставаться». Информационная карта проекта.

Цель: Расширять представления о рациональном питании, как одном из важных компонентов ЗОЖ. Задачи: 1.Формировать представления о зависимости здоровья человека от правильного питания;.2....

Познавательный педагогический краткосрочный проект Тема проекта: «День космонавтики»

Познавательный педагогический краткосрочный проект Тема проекта: «День космонавтики» (для воспитанников 4-5 лет)...

Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры о профессиях в детском саду» Автор проекта: Козлова Э.А.

Краткосрочный проект «Сюжетно-ролевые игры о профессиях в детском саду»Автор проекта: Козлова Э.А.Продолжительность проекта: краткосрочный, февраль – апрель 2017 годТип проекта:...