Проект «Радуга» «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники аппликации»
проект по аппликации, лепке

Торопкина Дарья Геннадьевна

Торопкина Дарья Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga.docx81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Радуга» «Развитие творческих способностей детей  через нетрадиционные техники аппликации»

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое»

(Л. С. Выготский)

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок…»

(В. А. Сухомлинский)

Актуальность.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник дети получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме, размере предметов и их частей, у них развивается воображение, мышление, речь. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).

Проблема:

- не все дети проявляют интерес к различным видам изобразительной деятельности;

- не умеют выполнять задание по образцу;

- многие дети не проявляют терпения и упорства при выполнении заданий, не доводят начатое дело до конца;

Цель:

Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник аппликации.

Задачи:

1. Познакомить детей с новым видом художественной деятельности;

2. Обогащать знания и представления детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;

3. Развивать фантазию, творчество, конструктивное мышление, сообразительность;

4. Развивать мелкую моторику рук, формировать навыки самоконтроля;

5. Формировать эстетический вкус.

Гипотеза:

Если использовать нетрадиционные техники аппликации на занятиях с детьми, то у детей появится интерес к данному виду деятельности и повысится динамика высокого уровня развития творческих способностей в изобразительной деятельности. Так же в дошкольном возрасте важно развивать мелкую моторику. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга.

Ожидаемый результат.

1. Овладение детьми различными нетрадиционными техниками аппликации;

2. Обогащение знаний и представлений детей о предметах, материалах, их свойствах, способах их применения;

3. Повышение уровня развития детей в художественном творчестве;

4. Развитие мелкой моторики рук в соответствии с возрастом детей;

5. Воспитание уверенности в собственных силах и устойчивый интерес к нетрадиционным техникам аппликации.

Тип проекта: творческий, групповой

Вид проекта: долгосрочный (9 месяцев)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель

План реализации проекта

1 Подготовительный этап:

Выбор темы проекта, изучение методической литературы, составление плана работы, разработка тематического плана занятий по теме проекта, изучение и подбор разнообразных нетрадиционных техник аппликаций.

2 Основной этап:

Тематический план занятий в средней группе

Сентябрь

1. Белочка.

Цель: Учить детей выполнять мозаику из рваной бумаги, способствовать развитию у детей внимания, мелкой моторики рук, любви к окружающему миру, умению доводить начатое дело до конца.

2. Цыплята на лугу.

Цель: Учить выполнять поделку из ватных дисков, способствовать развитию любви к окружающему миру, развивать аккуратность и усидчивость.

3.Украсим платок для бабушки.

Цель: Выявить имеющиеся умения и навыки детей.

4. Тема: Аппликация «Гость из леса» (поделки из природного материала)

Цели: Создание образа сказочного персонажа из природного материала

Задачи: Обучающая: учить объединять в композицию природные материалы

Развивающая: развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику, образное мышление.

Воспитательная: воспитывать наблюдательность, воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Пополнение РППС -Подготовить наглядно дидактический материал « Белки», Трафареты белочек больших и маленьких.

Работа с родителями – папка- передвижка « Нетрадиционные виды аппликации»

Октябрь

1. Аппликация «Разноцветные цветы».

 Цель: Учить детей выполнять аппликацию в технике скручивания одноразовых салфеток, развивать логическое мышление, ловкость рук, учить выполнять работу последовательно.

2.  Аппликациия «Божья коровка» (материал: : цветной картон, зеленые прямоугольники, черные овалы, красные круги, черные и голубые конфетти для точек и глазок, клей, ножницы, черные фломастеры, игрушка, изображающая божью коровку, крупная иллюстрация.

 Цель: Учить детей создавать объёмные аппликации, развивать мышление, внимание, усидчивость и аккуратность в работе.

3. Аппликация «Кто в лесу живет»  (Коллективная работа)

 Задачи: Учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных, вырезанных по самостоятельно нарисованным контурам или из бумаги сложенной пополам. Познакомить с искусством силуэта. Формировать композиционные умения – размещать силуэты животных на панораме осеннего леса.

Воспитательная: воспитывать наблюдательность, воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.

Пополнение РППС-  Подготовить наглядно -дидактический материал

« Цыплята», трафареты .

Ноябрь

1. Зайчик- попрыгайчик.

Цель: Учить детей выполнять работу при помощи крупы (рис, способствовать развитию мелкой моторики рук, вниманию.

2. Белая овечка Цель: Учить детей работать с одноразовыми салфетками, способствовать развитию мелкой моторики рук, аккуратности при выполнении работы.

3. Аппликация ватой « Первый снег»

Цель: Развитие мелкой моторики , составление красивой и аккуратной композиции.

 4. Аппликация «Чайная пара»

Цель : продолжать знакомить детей с новым видом аппликации («мозаичная аппликация»).

Продолжать расширять представления детей посуде.

Учить располагать кусочки бумаги в мозаичном порядке.

Учить наносить клей точечно и приклеивать кусочек цветной бумаги на шаблон.

 Воспитывать аккуратность, усидчивость в работе.

Пополнение РППС- пополнить уголок творчества – сподручным материалом – ватные диски, вата, ватные палочки, разетки для клея ПВА, в уголок игры приобрести посудку чайную.

Декабрь

1. Мороженое. Цель: Учить детей использовать в своей работе плоские бусины, конфетти, развивать воображение, мелкую моторику рук.

2. Новогодняя игрушка

Цель: Учить детей украшать готовый шаблон ,  использовать конфети,  бисер, вату.

3. Тема: Аппликация «Мишка в гостях у ребят»

Цели: Создание образа животного при помощи техники обрывание

Задачи: Обучающая: учить создавать образ при помощи отрывной аппликации, обогащать интеллектуальную сферу.

Развивающая: развивать мелкую моторику, образное и логическое мышление, креативность, эстетическое восприятие.

Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Материалы и оборудование: Цветная бумага, трафареты животных

4.  «Новогодняя открытка» (Объёмная аппликация) 

Задачи: Продолжать учить детей делать объёмную аппликацию; развивать чувство композиции; воспитывать желание делать приятное близким.

Материал: Листы картона, цветная бумага, ножницы, клей, щетина.

Пополнение РППС- пополнить уголок творчества трафаретами животных. А также приобрести поедки крупные, дождик елочный.

Консультация для родителей

Январь

  1. Аппликация «Снеговик, снеговик ты немал и не велик.

Цель: Продолжать учить детей использовать в своей работе блёстки, ватные диски, конфетти, развивать воображение, мелкую моторику рук.  Картон голубого, синего, сиреневого, чёрного цвета, салфетки бумажные белого цвета, клей, кисточки, клеёнки, тряпочки, ватные диски, ножницы, детали для оформления снеговика в конце занятия (нос, глаза).

  1. Аппликация «Зимняя картина" (работа с ватой).

Целевые ориентиры: Обучение детей создавать на картоне зимнюю композицию Дополнять изображение, используя нетрадиционный материал – вату. Развитие меткой моторики, согласованность в движении обеих рук.

3.Аппликация «Снежинка»

Цель : Учить детей вырезать снежинку и украшать ее поедками, дождиком.

Февраль

  1. Аппликация «Чудесный кораблик»

 Цель: Учить выкладывать и составлять на листе бумаги изображения кораблика из нескольких готовых форм, развивать воображение, мелкую моторику рук, воспитывать самостоятельность и инициативу.

 2. Аппликация « Открытка для папы»

Цель : Учить вырезать детали из бумаги и аккуратно наклеивать, создавать сюжет.

3.Аппликация «Пожар в доме» (аппликация из бросового материала) 
Задачи: Учить детей создавать на картоне композицию из природного материала -макарон, гороха. Развивать чувство ритма и композиции. Продолжать формировать аппликативные умения в приложении к творческой задаче. Воспитывать художественный вкус.
Материалы: макаронные изделия, горох, клей ПВА, цветная бумага, фигурные ножницы, картинка пожарного.

4. "У жирафа пятнышки везде" 

Целевые ориентиры: Закреплять умение последовательно работать с поролоном, учить выкладывать кусочки поролона на контур; развивать цветовое восприятие, воспитывать гуманное отношение к животным.

Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Материалы и оборудование: Цветная бумага

Март

1.Аппликация « Корзинка с цветами для мамы»

 Цель: Продолжать учить детей работать с одноразовыми салфетками, способствовать развитию воображения, мелкой моторики рук, усидчивости.

 2.  Аппликация «Весенний буке»т (коллективная работа).

Цель: Продолжать учить детей выполнять работу одноразовых из салфеток, способствовать развитию воображения, чувства композиции.

  3.Аппликации «Мышка»

Цель: Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. 

  4. Аппликация «Лоскутное одеяло» (работа с фантиками)

Задачи: вызывать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из красивых фантиков: наклеивать фантики на основу и составлять коллективную композицию из индивидуальных работ; подвести к практическому освоению понятия «часть и целое»

Пополнение РППС -  пополнить уголок творчества, разными видами тычков.

Материалы: картон, фантики от конфет, клей ПВА, кисть, тряпочка.

Апрель

1.Аппликация  « Грачи прилители» ( Обрывная техника)

Цель: Изготовить аппликацию в технике обрывания бумаги.

Задачи:

Образовательная: научить выполнять аппликацию в технике обрывания бумаги;

Развивающая: развивать мышление, память, мелкую моторику рук, речь, внимание, воображение и творческие способности;

Воспитательная: воспитывать чувство красоты.

2. Аппликация  "Космос" (работа с мятыми салфетками).

Целевые ориентиры: Продолжать учить сминать бумажную салфетку, наклеивать ее на основу, правильно держать кисточку, использовать тряпочку для приклеивания; развивать чувство формы, цвета; продолжать учить составлять изображение из частей.

Материалы и оборудование: черный картон, бумажные салфетки белого и желтого цветов, клей ПВА, кисть, тряпочка.

3.Аппликация  "Ветка вербы" (нетрадиционная техника).

Целевые ориентиры: Познакомить детей со способом скатывания шариков из цветных салфеток. Воспитывать умение доводить свой замысел до конца. Развивать творческие способности, воображение.

Материалы и оборудование: Цветной картон, цветные салфетки, клей, кисти, влажные салфетки.

4.Аппликация  «Город дружбы» (аппликация из фигур глянцевых журналов) 
Задачи:
 Воспитывать у детей интерес к окружающему, развивать наблюдательность (передавать в аппликации различные по высоте дома, разрезать полоску, сложенную в несколько раз, для окон дома, располагать окна на одном уровне. Учить детей вырезать деревья симметрично. Отражать цветом время суток (утро, день, вечер, ночь) 

Май.

1Аппликация. «Лесная полянка.»

Цель: Учить детей создавать аппликацию из готовых форм, развивать мелкую моторику рук, фантазию, чувство композиции.

2.Аппликация: «Салют»

 Цель: Учить детей создавать аппликацию из готовых форм, развивать мелкую моторику рук, фантазию, чувство композиции.

Организация выставки детских работ

Список использованной литературы:

Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – М. : Скрипторий 2003, 2007

Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество» – М. : Просвещение, 2002

Казакова Р. Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование» – М. : Творческий Центр, 2005

Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду» – Ярославль: «Академия развития, Академия холдинг», 2002

Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки» – Ярославль: Академия развития,2004

Виды нетрадиционных техник аппликации

1. Модульная аппликация (мозайка).

При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

2. Аппликация из салфеток.

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов - возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики рук; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.

3. Аппликация из крупы.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

4. Накладная аппликация.

Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

5. Ленточная аппликация.

Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

6. Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling — от слова quill (птичье перо, также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

7. Торцевание.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

8. Силуэтная аппликация.

Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

9. Оригами.

Оригами (яп. «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

10. Гофрированная бумага.

Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

11. Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

12. Аппликация из засушенных растений.

В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

13. Симметричная аппликация.

Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

14. Аппликация из соломы.

Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей посредством нетрадиционной техники рисования

В данном мастер - классе представлены нетрадиционные техники рисования как с детьми так и со взрослым поколением.материал будет полезен педагогам, родителям и учителям изо деятельности....

Формирование у детей творческих способностей, посредством нетрадиционной техники аппликации (фетр).

laquo;Нет неталантливых детей. Все дети рождаются совершенными. Дети – это продукт тренировки и окружающей среды и они не наследуют таланты родителей. Ребенка формирует окружающий мир и воспита...

Методическая разработка Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей 3-4 лет»

Методическая разработка  Тема: «Развитие творческих способностей через нетрадиционные техники рисования у детей 3-4 лет»...