"Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста"
рабочая программа по рисованию

Кудинова Надежда Петровна

Программа по самообразованию педагога дополнительного образования по изодеятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           

Программа по самообразованию

на 2021-2022 уч. г.

«Художественно-эстетическое развитие

детей дошкольного возраста»

Разработала:

педагог дополнительного образования

Кудинова Надежда Петровна

Содержание

1.

Паспорт Программы

3

2.

Пояснительная записка

5

3.

Актуальность выбранной темы

6

4.

Цель и задачи  Программы

8

5.

Предполагаемые результаты

8

6.

Этапы реализации Программы

9

7.

План деятельности по теме самообразования

11

7.1.

Модуль «Научно-методическое обеспечение»

11

7.2.

Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

15

7.3.

Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

17

7.4.

Модуль «Обобщение результатов»

17

8.

Литература

18

  1. Паспорт Программы

Название

программы

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Автор-разработчик

Кудинова Надежда Петровна

Нормативный срок освоения

программы

Сентябрь 2021 г. – май 2022 г.

Основания для разработки

программы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (СП 2.4.3648-20).
  5. Устав МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 186»
  6. Программа развития МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 186»
  7. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 186».

Цель

Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Задачи

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития художественно-эстетической  деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Изучить методики и технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе продуктивной художественно-эстетической деятельности.
  4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал  по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям художественно-эстетического развития дошкольников.
  6. Создать условия для  художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
  9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на уровне МБДОУ и в сети Интернет.

Предполагаемые результаты

Для педагога:

  1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
  2. Разработаны проекты по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
  3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
  4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для  воспитанников:

  1. У ребенка сформированы первоначальные  знания о различных продуктивных видах деятельности художественно-эстетической направленности: рисовании, лепке, конструировании.
  2. У ребенка сформирован интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  3. У ребенка сформированы элементарные представления о различных видах искусства.
  4. Ребенок овладел различными техническими приемами работы  с разнообразным изобразительным материалом.
  5. У ребенка развита мелкая моторика рук.
  6. У ребенка сформировано умение активно и творчески применять усвоенные способы в художественно-эстетической деятельности.
  7. У ребенка сформировано умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.

2.  Пояснительная записка

Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с профессиональными запросами педагога, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.

Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.

Данные компетенции реализуется с помощью:

  • развития представлений о своих возможностях;

- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей дошкольного возраста;

  • освоения познавательной базы решения проблемы на основе изучения межпредметных знаний и перехода к универсальным методам, применяемым в практической и теоретической деятельности;
  • расширения образовательного пространства педагога.

Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.

  1. Актуальность выбранной темы

Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволили выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.  

В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования были выбраны:

 - формирование необходимых профессиональных умений по организации различных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников;

- формирование необходимых профессиональных умений по развитию творческой активности воспитанников в процессе продуктивных видов деятельности.

В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко проявляются и развиваются в художественно-эстетической деятельности воспитанников.

Я считаю, что благодаря этой деятельности у дошкольников происходит формирование устойчивого интереса к различным видам искусства, развитие творческих способностей, речи и игровой деятельности. У детей исчезает чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. Развиваются такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

Для того чтобы развить творческую активность дошкольников, я создаю определенные условия, а именно:

- пространство развивающей предметной среды организую так, чтобы в ней были визуально представлены все виды художественно-эстетической деятельности и ребенок активно взаимодействовал с любыми пособиями и атрибутами;

- формирую практический опыт дошкольников в различных продуктивных видах деятельности;

- способствую самостоятельной художественно-эстетической деятельности воспитанников.

Для художественно-эстетического развития особое значение имеет эстетически развивающая среда, посредством которой ребенок постепенно вовлекается в творческий  процесс, получая радость и удовольствие от максимальной реализации образовательного потенциала пространства группы.

Благодаря созданным условиям воспитанники могут реализовать свои потребности, интересы и творческие способности в свободной самостоятельной деятельности. Они по собственной инициативе организуют импровизированные концерты, сюжетные игры, мини-спектакли, выражают собственные впечатления посредством рисунка или ручной поделки.

При формировании необходимых профессиональных умений по организации различных видов художественно-эстетической деятельности уделяю внимание:

  1. развитию эстетической восприимчивости посредством  восприятия и наблюдение за объектами и явлениями окружающей действительности; произведениями искусства;
  2. формированию эстетического сознания в процессе бесед, рассказов, экскурсий, прогулок с наблюдениями, игровых обучающих ситуаций;
  3. приобщению к различным видам художественно-эстетической деятельности посредством показа способа действия, упражнений-тренингов; совместной продуктивной деятельности;
  4. развитию художественно-творческих способностей с помощью проблемных ситуаций, творческих игровых ситуаций.

Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми дошкольного возраста, а также в соответствии с современной стратегией художественно-эстетического развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития художественно-эстетической  деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Изучить методики и технологии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
  3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе продуктивной художественно-эстетической деятельности.
  4. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал  по данной теме.
  5. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям художественно-эстетического развития дошкольников.
  6. Создать условия для  художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды. 
  7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
  8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.

           9.    Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на уровне МБДОУ и в сети Интернет.

  1. Предполагаемые результаты

Для педагога:

1.        Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

2.        Разработаны проекты по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

3.        Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.

4.        Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.

Для  воспитанников:

  1. У ребенка сформированы первоначальные знания о различных продуктивных видах деятельности художественно-эстетической направленности: рисовании, лепке, конструировании.
  2. У ребенка сформирован интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  3. У ребенка сформированы элементарные представления о различных видах искусства.
  4. Ребенок овладел различными техническими приемами работы  с разнообразным изобразительным материалом.
  5. У ребенка развита мелкая моторика рук.
  6. У ребенка сформировано умение активно и творчески применять усвоенные способы в художественно-эстетической деятельности.
  7. У ребенка сформировано умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов.

  1. Этапы реализации Программы

Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности.

I этап – проектный

Задачи этапа:

  1. Анализ собственных профессиональных проблем.
  2. Определение приоритетного направления в организации самообразования.
  3. Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.

На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.

II этап – практикоориентированный

Задачи этапа:

  1. Разработка тематического планирования.
  2. Обеспечение условий для реализации программы.
  3. Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную  деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.

На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы,  показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр и др.

Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.

III этап – обобщающий

Задачи этапа:

  1. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
  2. Обобщение опыта работы по теме самообразования.  
  3. Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.

На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.

  1. План деятельности по теме самообразования

Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.

  1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности

по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Обучение по теме самообразования

- прохождение курсов повышения квалификации;

- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;

- изучение опыта других педагогов по вопросам художественно-эстетического развития дошкольников, участие в РМО педагогов дополнительного образования;

2.

Ознакомление с  научной и методической литературой по теме

- изучить методические пособия и программы:

1) Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012;

2) Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017;

3) Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», М.: Просвещение, 2004 г.

- изучить и проанализировать современные подходы к художественно-эстетическому  развитию дошкольников из книг:

1) Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015;

2) Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014

- изучить и осуществить выбор педагогических методик и технологий по художественно-эстетическому развитию с учетом специфики ДОУ, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы:

1) Нетрадиционные художественные техники. Выпуск № 6. 2008 год.
Научно-методический журнал № 6. 2008;

2) Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015;

3) Лыкова И.А. Я леплю свою лошадку. – М.: Карапуз, 2012;

4) «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2;

5) Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008;

6) Новицкая С. А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ.- «Детство-Пресс», 2012.

- разработать дидактические  игры на основании методических  пособий:

1) Лыкова И.А. Дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010;

2) Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.

3.

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

 

Разработать учебно-методический комплект, включающий:

- дидактические игры и игровые  упражнения «Волшебные картинки», «Подбери цвет и оттенок», «Теплые и холодные краски», «Наряди елочку», «Радуга», «Что лишнее?», «Волшебные картинки», «Составь натюрморт» и др.;

- игровые обучающие ситуации и упражнения-тренинги «Угадай, что получится?», «Что это может быть?», «Чего на свете не бывает», «Поможем художнику», «Придумай сам», «Составь из частей», «Волшебные картинки», и др.;

- конспекты НОД: «Встреча с Красной Шапочкой», «Краски Земли», «Веселая палитра» и др.;

- рекомендации и консультации для родителей и педагогов «В музей с ребёнком», «Как развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста», «Цвета в интерьере» и др.

4.

Проектирование деятельности

- разработка проектов по художественно-эстетическому развитию: «Волшебная кисточка», «Сказочный лес», «Ниточка, клубочек, весёлый лоскуточек»;

- разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования.

5.

Мониторинг деятельности

- проведение диагностических наблюдений;

- обработка полученных данных;

- отслеживание промежуточных результатов;

- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами.

  1. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды

- проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты;

- оказание помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;

- поддерживание

доброжелательных отношений воспитанников  друг к другу;

-  поддерживание взаимодействия воспитанников  друг с другом в разных видах деятельности;

- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
- поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;

- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

В течение года

2.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования

- проведение консультаций:  «Понимает ли дошкольник живопись?», «Пальчиковые игры с детьми младшего возраста», «Как рассматривать произведения живописи».

7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Создание развивающей предметно-пространственной среды

- оформление выставки детских работ «Творческая мастерская»;

- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме:

подбор специальных книг, альбомов, журналов, энциклопедий; подбор демонстрационного материала по теме;

- пополнение аудиотеки и видеотеки по художественно-эстетическому развитию дошкольников.

7.4. Модуль «Обобщение результатов»

№/№

Направления деятельности по теме

Содержание деятельности

Сроки

1.

Описание и обобщение деятельности по теме самообразования

 представление опыта в форме:

- разработка проектов по художественно-эстетическому развитию: «Волшебная кисточка», «Сказочный лес», «Ниточка, клубочек, весёлый лоскуточек»;

- презентаций «Жанры живописи», «Виды пейзажей», «Рисуем без кисточки»;

- выступлений «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»,  «Организация развивающей предметно-пространственной среды в  группе по художественно-эстетическому развитию»;

- проведения открытых просмотров непосредственно образовательной деятельности;

- публикаций «Обучение детей декоративной лепке в разных возрастных группах», «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ».

  1. Литература:

Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы  дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).

Научная и методическая литература:

  1. «Необыкновенное рисование». Учебное издание из серии “Искусство - детям”, М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  3. Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». -  М.: Просвещение, 2004.
  4. Комарова Т.С. «Детское художественное творчество», М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  5. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду». - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  6. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. СПб.: «Детство-Пресс», 2012.
  7.  Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.
  9. Шайдурова Н.В. «Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста», М.: ТЦ «Сфера», 2008.
  10.  Нетрадиционные художественные техники // Научно-методический журнал, № 6, 2008.
  11.  Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М.: Цветной мир, 2012.
  12.  Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Новые подходы. – М.: Цветной мир, 2015.
  13.  Лыкова И.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. – М.: Цветной мир, 2014.
  14.  Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. УМК «Цветные ладошки». – М: Цветной мир, 2017.
  15.  Лыкова И.А. дидактические игры и занятия (1-7). – М.: Карапуз, 2010.
  16.  Лыкова И.А. Тень-потетень. Детское творчество. ФГОС ДО. – М.: Цветной мир, 2015.
  17.  Лыкова И.А. Я леплю свою лошадку. – М.: Карапуз, 2012.
  18.  Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.
  19.  Губанова  Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
  20.  Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
  21.  Ельцова О.М., Терехова А.Н. «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками» // Начальная школа №1, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...