Конспект по изобразительной деятельности (пластилинография) «Пластилиновый пейзаж»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Аширова Фяридя Зарифовна

Создание пластилинового рисунка, природного пейзажа (пластилинография)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 16.12.2021_plastilinovyy_peyzazh.docx661.37 КБ

Предварительный просмотр:

СП Детский сад №22 «Берёзка» ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный

 Красноярского района Самарской области

Конспект по изобразительной деятельности (пластилинография)

 «Пластилиновый пейзаж»

                                                                                    Выполнила:

                                                                                Воспитатель

                                                                                Аширова Фяридя Зарифовна

2021г.

Тема: «Пластилиновый пейзаж»

Возрастная группа: подготовительная.

Интеграция областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель: объемный пластилиновый рисунок леса.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление знаний об особенностях погоды разных времен года: теплое солнышко, тает снег – весна; жарко, деревья вокруг зеленые – лето; листья желтеют и опадают, птицы улетают на юг – осень; вокруг снег, очень холодно, на деревьях нет листьев – зима.

- познакомить с пейзажной живописью на примере работ: лето – Д. Левин «Вдали от суеты», осень – И. Левитан «Золотая осень», зима – Ю. Мартюшев «Зимний лес», весна – Ю.Г. Мельков «Весна в лесу».

- закрепление знаний о важности леса в жизни человека: лес – прибежище для животных и птиц, лес очищает воздух, лес защищает от холодного ветра, удерживает почву от размыва, лес – источник ресурсов (грибы, ягоды, древесина).

Обучающие:

- закрепить приемы лепки: раскатывание колбаски между ладонью и плоской поверхностью и между двумя ладонями, скручивание двух колбасок в жгут, прищипывание и отщипывание маленьких комочков пластилина, закрепление пластилина на плоском листе бумаги;

- учить приему нетрадиционной техники рисования «заполнение листа с помощью влажных салфеток».

Развивающие:

- развивать умение слушать и слушать собеседника;

- развивать умение воспринимать на слух художественное произведение: стихотворение.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение и любовь к природе.

Оборудование: флипчарт-мольберт двусторонний для закрепления образца пластилинового рисунка, набор пластилина – по числу детей на занятии, плотные листы бумаги (картон) – по числу детей на занятии, репродукции картин с пейзажами.

Предварительная работа: знакомство детей с техникой

«пластилинография»: создание пластилинового рисунка на тему «По щучьему велению», беседы на тему «Лес в жизни человека».

Логика образовательной деятельности.

I этап. Организационный (2-3 минуты)

Воспитатель: Доброе утро, ребята!

Дети: Доброе утро!

Воспитатель: Как давно вы были в лесу? Гуляете ли вы по лесу с родителями?

Дети: Да, гуляем. Летом гуляем.

Воспитатель: Как вы думаете, лес важен для человека? Или его можно просто взять и уничтожить – и ничего плохого не случится?

Дети: Лес важен. Там живут звери и птицы.

Воспитатель: Только поэтому лес важен? Есть ли другие причины?

Дети: В лесу красиво, там можно отдохнуть. Еще там растут грибы и ягоды.

Воспитатель: Хорошо, что вы это понимаете. Лес действительно играет важную роль в жизни человека, это целая экологическая система. Многие художники считали лес прекрасным, и выбирали лесные пейзажи темой своей очередной работы. Предлагаю вам внимательно посмотреть на эти произведения, прежде чем мы с вами будем рисовать свои картины.

        II этап. Актуализация знаний (3-5 минут)

Воспитатель: Красив и таинственен лес. Он является домом для животных и птиц, дает своим жителям питательные вещества – ягоды, орехи, грибы. Человек, приходя в лес, отдыхает. Вспомните, когда вы сами гуляли по лесу, что вы чувствовали? О чем вы думали, глядя на деревья?

Дети: Лес красивый, особенно летом. Там холодно, и много зелени. Когда мы гуляли, мы хотели увидеть белку.

Воспитатель: Было ли вам спокойно или радостно, когда вы гуляли по лесу?

Дети: Да.

Воспитатель: Знаете, я тоже очень люблю гулять по лесу. Лес – это как будто другой мир. Посмотрите на картины, которые я вам принесла Д. Левина «Вдали от суеты». Что вы чувствуете, глядя на эту картину? Закройте глаза, пожалуйста, и послушайте мой голос. Представьте, что вы заходите в лес. Вокруг зеленые кусты, зеленые деревья, и где-то далеко-далеко стучит по дереву дятел. Со всех сторон слышится пение птиц, и кажется, что вы в море из этих звуков и зелени, в лесу свежо, прохладно, и сквозь листву просвечивает теплое солнышко. Вам хорошо?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы проходите дальше, и погода меняется. Становится холоднее, вы надеваете теплую куртку, и идете дальше. Зеленые листья меняются на желтые, красные, коричневые, они медленно падают к вашим ногам, и солнышко, которое просвечивает сквозь листья, кажется уже не таким теплым из-за холодного сырого ветра. Пахнет сырой листвой. Вокруг слышится перекличка птиц, но она не такая радостная, как было раньше. Что вы чувствуете?

Дети: Грусть. Хочется обратно солнышко.

Воспитатель: В это время года в лесу чудесный запах прелой древесины. Художники часто изображают раннюю пору этого времени года, когда листья еще яркие и красивые, они поднимают настроение своей пестротой. А теперь представьте, что вокруг все стало белым. По обеим сторонам тропинки лежат белые сугробы, а ветки украшены липким снегом – деревья похожи на сказочных стражников в кружевных одеждах. Птички перекликаются редко, но деревьям нечем шуршать, на них нет листьев, и поэтому звуки птиц разносятся далеко-далеко. Солнце совсем не греет, его вообще не видно за серой пеленой туч. И начинает кружить снег – пушистый, красивый и тихий. Он падает вам на нос, покрывает шапку белым слоем, остается на перчатках и варежках. Что вы чувствуете, и что хотите сделать?

Дети: Чувствуем радость, и хочется слепить снеговика.

Воспитатель: Становится теплее, и можно стянуть шапку. Тучи рассеиваются, и под сугробами начинают журчать ручьи, образовываться лужи. тропинку размыло, и под ногами грязь, но вы не обращайте на это внимание – солнышко сквозь голые ветви привлекает внимание. Оно снова излучает тепло, и птички радуются ему. На деревьях вы замечаете первые зеленые почки, которые скоро раскроются. На прогалинах начинают выскакивать подснежники, рядом пробивается зеленая трава, жизнь в лесу просыпается. Что вы чувствуете?

Дети: Радость. Хочется петь.

Воспитатель: Чувствуете ли вы, как становится тепло внутри от этого путешествия? Хочется ли вам обнять весь мир?

Дети: Да.

Воспитатель: Это чувство называют «счастье». Счастье можно испытывать от всего на свете – от общения, от музыки, от рассматривания картин, но чаще всего оно возникает от общения с природой. Есть ли у вас желание перенести это теплое чувство на бумагу в виде рисунка?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда вперед – на творческие подвиги!

III этап. Основной (20 минут)

Перед началом работы перед детьми находится: лист белого картона, пластилин 6 цветов, тряпочка для протирания ковриков и стола после работы. Работа выполняется на ковриках для лепки, чтобы не испачкать столы.

Воспитатель: Вы уже знаете, что такое пейзаж?

Дети: Это изображение какого-то места.

Воспитатель: Верно. Пейзаж бывает городским, сельским, морским и природным. Какой из видов мы будем изображать сегодня, как вы думаете?

Дети: Природный.

Воспитатель: Все верно. Мы с вами уже знакомились с техникой «пластилинография», когда пластилин размазывается по листу бумаги. Сегодня мы будем лепить объемный пейзаж. Вы можете выбрать любое время года, которое вам больше нравится, главное, чтобы по вашей картине было видно, что вам действительно нравится этот лес. Подумайте, какая погода будет в вашем лесу, какие цвета вы используете.

 i_-wh2LJb24.jpg

Воспитатель: Как вы думаете, что мы с вами сделаем первым?

Дети: Нужно нарисовать фон.

Воспитатель: Вы правы (воспитатель раздает каждому по влажной салфетке). Раньше мы заполняли фон с помощью губок, а теперь пробуем сделать это же с помощью салфеток. Для начала мы немного мочим нужную нам краску, которой будем рисовать небо. Затем окунаем в краску влажную салфетку, и аккуратно растираем краску с салфетки по листу, начиная с верхнего края. Начинаем сверху, потому что свежая краска всегда темнее, чем та, что остается на материале после первых мазков. У нас получилось небо.

i_-wh2LJb24.jpg

Воспитатель: Пока наш фон подсыхает, мы с вами немного поиграем. Встаньте со своих мест и приготовьтесь.

Физкультминутка (2-3 минуты)

Здравствуй, лес, прекрасный лес!

Широко развести руки в стороны  

Полный сказок и чудес!  

Повороты вправо-влево с вытянутыми руками  

Ты о чем шумишь листвою  

Руки подняты вверх

Ночью темной, грозовою.

Выполнять покачивания направо-налево

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?  

Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево

Все открой, не утаи.  

Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем

Ты же видишь – Мы свои  

Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди

Физкультминутка повторяется 3 раза, после чего дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: Отдохнули? Пора возвращаться к нашим пейзажам. Для того, чтобы сделать дерево, нужно скатать 2 длинных тонких жгутика из коричневого пластилина. Если у кого-то нет этого цвета, вы берете красный, немного черного и совсем немного желтого, и все это смешиваете. Когда жгутики готовы, возьмите их за концы в одной руке, и перекручивайте, чтобы получился витой стебель.

i_-wh2LJb24.jpg

i_-wh2LJb24.jpg

Воспитатель: Жгутики нужно закручивать не до самого конца, оставьте немного свободного места на концах – это будут веточки. После того, как у вас готово деревце, нужно аккуратно взять его и перенести на лист с фоном. На нижнюю половину мы закрепляем дерево, нажимая пальчиками по длине ствола, но нажимайте не очень сильно, чтобы совсем не расплющить рисунок. Веточки тоже нужно приплюснуть к листу.

 i_-wh2LJb24.jpg

Воспитатель: Чтобы дерево не было слишком пустым, мы с вами скатаем еще несколько веточек, но они должны быть короче, чем мы катали жгутики до этого. Веточки не нужно скручивать, мы прикрепляем колбаски к скрученному стволу с помощью стека. Чтобы дерево было еще более ветвистым, можете прикрепить еще маленькие, коротенькие веточки, к веткам потолще от ствола. Не забывайте аккуратно придавливать веточки пальцами к листу, чтобы весь рисунок не отпал от листа.

https://sun9-8.userapi.com/c824602/v824602505/f7597/1yL9FYETYM0.jpg

Воспитатель: Таким образом, мы делаем столько деревьев, сколько вам хочется изобразить. Но помните, что у вас должен получиться лес. Повторим последовательность: сначала мы скатываем тоненькие колбаски, скручиваем их вместе, оставляя место под веточки, и прикрепляем к листу с помощью прижимания пластилинового дерева пальцами к листу.

i_-wh2LJb24.jpg

Воспитатель: Теперь, в зависимости от того, какой сезон вы выбрали, мы добавляем деталей. Если у вас лето, вы размазываете зеленый пластилин по веткам – так, как мы раскрашивали Емелю. Если у вас осень – берете

оранжевый, желтый или светло-коричневый. Иногда, ранней осенью, когда солнце еще теплое, и из-за дождей нет грязи, на деревьях можно увидеть немного зеленых листьев. Весной на ветках появляются зеленые почки, но землю все еще укрывает снег. Не старайтесь повторить образец, у вас получится лучше, если вы будете рисовать то, что увидели, когда слушали рассказ о прогулке по лесу. Не забудьте о таких деталях, как птицы, если вы их видели.

i_-wh2LJb24.jpg 

IVэтап. Заключительный (2-3 минуты)

Воспитатель: Пожалуйста, ребята, закрепите свои готовые работы на мольберте. Внимательно на них посмотрите. Одинаковые ли они?

Дети: Нет. Они разные.

Воспитатель: Нравится ли вам ваша работа? А работа соседа? Вызывает ли ваша работа то чувство, которое возникло у вас при прослушивании рассказа?

Дети: Да. Они красивые и яркие. Хочется в лес, когда на них смотришь.

Воспитатель: А чем же важен для нас лес?

Дети: Он дает дом птицам и животным, там растут грибы, орехи и ягоды, и лес дает планете кислород. Еще там можно отдохнуть.

Воспитатель: Напомните, чем мы рисовали наши картины?

Дети: Пластилином.

Воспитатель: Молодцы! Спасибо вам за ваши замечательные картины!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изобразительной деятельности. Барельеф«Подводный пейзаж»

Занятие напрвлено на обучение  детей при помощи пластилина выполнять барельеф способом придавливания, примазывания, разглаживания. Закрепить умение делать эскиз, использовать в работе природный м...

Нетрадиционная изобразительная деятельность по теме "Пейзаж"

Этот материал из области художественно-эстетическое развитие, пригодится воспитателям в работе с детьми по теме "Пейзаж" с использованием нетрадиционных техник рисования....

Конспект по изобразительной деятельности (оригами) «Пингвин» план-конспект занятия по аппликации, лепке

Научить детей способам складывания квадрата, который позволяет путем деления квадратной заготовки, воспитывать аккуратность...

Конспект по изобразительной деятельности в средней группе Тема: " Пришла Весна" (нетрадиционной изобразительная техника)

расширять представления о сезонных изменениях в природе;- упражнять в умении дорисовывать листья, используя метод «примакивания»  с помощью ватных палочек к листу бумаги;- у...

Конспект НОД по изобразительной деятельности Тема: «Зимний пейзаж»

Задачи: Учить детей рисовать пейзаж, познакомить детей с новым для них словом – снегопад, пейзаж, учить детей работать белой гуашью, развивать умение красиво располагать изображения на листе, уч...