Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду с детьми 4–5 лет «Знакомство с ножницами»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа)

Ярославцева Марина Сергеевна

Занятие знакомит детей с ножницами и правилами безопасности при работе с ними, обучает детей правильно держать ножницы, резать прямые полоски бумаги, разивает мелкую моторику. Данный материал будет полезен воспитателям средних групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_znakomstvo_s_nozhnitsami.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду с детьми 4-5 лет 

Тема:  «Знакомство с ножницами»

Цель: познакомить детей с ножницами как орудием труда

Задачи:

- познакомить со строением ножниц и правилами безопасности при работе с ними,

-обучить детей навыку правильно держать ножницы и пользоваться ими,

- упражнять детей в резании полосок бумаги,

- развивать мелкие мышцы рук,

- обогащать словарь детей за счет слов: ножницы, ножи, лезвия; режут, резать, отрезать, стригут, вырезать,

- поощрять фантазию, воображение детей при создании художественного образа

вырезанных ими частей.

Предварительная работа.

Наблюдение за тем, как воспитатель вырезает и режет бумагу, ткань.

Аппликация из готовых частей.

Выкладывание из палочек, полосок изображений предметов.

Рисование.

Материал к занятию.

У воспитателя: красивая, украшенная вырезанными узорами коробка с ножницами

(с закругленными концами) на подгруппу детей; 2 ножа; таблица с правилами

пользования ножницами; разноцветная бумага, подставка под ножницы, коробочка для мусора.

У детей: пластмассовые ножницы, цветная бумага для фона, полоски журнальной

бумаги, картинки с изображением сказочных персонажей на каждого ребенка, подставка под ножницы, коробочка для мусора.

Организация занятия.

Подгруппа детей не более 6-ти и воспитатель сидят за одним ленточным столом.

После занятия в родительский уголок выставляются рекомендации по работе с

ножницами.

Содержание.

Дети стоят свободно в группе.

- Посмотрите-ка, ребята, вам коробку принесла, не простая та коробка, а волшебная она! (показывает коробку).

- Красивая коробка? Посмотрите, какими затейливыми узорами она украшена!

Как вы думаете, что в коробке? Попробуем угадать? (Передает коробку детям по кругу)

- Коробка тяжелая или легкая? В коробке один предмет или много предметов?

- Что же лежит в коробке? Я вам подскажу: 2 конца, 2 кольца, а посередине - гвоздик!

- Что это? (поворачивает коробку донышком вверх, где нарисованы ножницы)

- Давайте проверим, садитесь за стол, там за столом коробку и откроем (дети садятся за стол, воспитатель открывает коробку, показывает ее содержимое детям).

- Правильно отгадали, в коробке лежит много ножниц (достает ножницы показывает их детям).

- Что это? Назови (дети по очереди называют).

- Видели ли вы когда-нибудь ножницы? Где вы видели ножницы? У вас дома есть ножницы?

- Я вам раздам игрушечные ножницы, они похожи на настоящие ножницы? Рассмотрите их. Как вы думаете, для чего нужны ножницы?

- А какой частью ножниц можно резать? (дети показывают на рисунке, воспитатель на ножницах)

- На что похожа эта часть?

- Правильно, на ножи. Посмотрите на ножи, какие они? Сколько ножей у ножниц?

- А это что (показывает на колечки) Сколько их?

- Как вы думаете, для чего нужны колечки? Сколько пальчиков нужно вставить в колечки?

- Посмотрите внимательно на свои ножницы, что еще есть у ножниц? А как вы думаете, для чего нужен гвоздик?

- Правильно, без гвоздика ножницы не бывают! Посмотрите: я взяла 2 ножа с колечками, попробую ими отрезать кусочек бумаги. Ничего не получается! Оказывается гвоздик очень важная деталь ножниц.

- Кто запомнил загадку про ножницы? Давайте проговорим ее вместе, а пальчиком покажем каждую часть: «2 конца, 2 кольца, а посередине гвоздик».

- А теперь вставайте в круг скорей, мы стихи про ножницы исполним для гостей

Физкультминутка

Есть у ножниц 2 колечка, (соединяем большой и указательный палец в колечко)

Два ножа и гвоздь-сердечко. (из указательного и среднего пальчиков изображаем ножницы)

Они песенку поют (изображаем ножницы руками)

Они режут и стригут.

Разрезаю я полоску

Вот так, вот так!

Домик сделаю, березку, (руки над головой – крыша домика)

Сарафанчик для Маринки (руки опустили, покружились – сарафанчик)

И дорогу для машинки. (руки перед собой- руль, едем на машине)

- Хотите, я научу вас правильно резать ножницами? Тогда садитесь за стол.

- Начинаем учиться правильно пользоваться ножницами: очень важно, чтобы руки с ножницами лежали на столе, а не в воздухе! Вот так. (показ). Теперь возьмите ножницы, как я (большой пальчик - в верхнее колечко, средний - в нижнее; указательный поддерживает колечко снизу, вот так). Все правильно поставили пальчики? Теперь попробуйте открыть ножи, вот так! Открыли - закрыли (несколько раз). Закрыли ножницы, положили их в стаканчик.

- Посмотрите, как надо правильно резать бумагу: бумагу берем в левую руку, а ножницы в правую руку, пальчиками не широко разводим колечки, вставляем полоску бумаги в раскрытые ножи, сводите колечки вместе, получился рез.

- Теперь попробуйте порезать своими ножницами полоску бумаги. Развели колечки, вставили полоску бумаги, свели колечки.

- Интересно, а почему у меня ножницы отрезали кусок бумаги, а у вас нет?

Хотите порезать настоящими, острыми ножницами?

- Напомните мне, как надо обращаться с острыми предметами?

- Правильно, осторожно! Чтобы не было беды надо правила узнать и всегда их соблюдать. (Работа с таблицей)

Правило 1. Брать и резать ножницами можно только в присутствии взрослых.

Кто запомнил первое правило?

Правило 2. Не размахивай ножницами, держи ножницы прямо, не открывай их широко.

Вот так. (показ)

-Кто запомнил второе правило? Покажите, как вы будете открывать, и закрывать ножницы.

Правило 3. Закончив работу ножницами, поставь их в стаканчик вверх

колечками (показ)

- Кто запомнил третье правило, поставьте свои ножницы в стаканчики

правильно. Молодцы.

Правило 4. Передавать ножницы друг другу можно только при закрытых ножах и колечками вперед, вот так (показ).

- Кто запомнил четвертое правило? Покажи, как ты будешь передавать ножницы, передай мне свои ножницы. Правильно. А теперь я передам тебе настоящие ножницы. Что ты должен сделать? Поставить ножницы в стаканчик. (Воспитатель, таким образом, обменивает игрушечные ножницы на настоящие)

- Попробуйте порезать полоски бумаги ножницами сами.

Самостоятельная работа детей. Воспитатель следит, как дети держат ножницы, режут, подсказывает им, что из вырезанных деталей можно составить картинку.

- Кто закончил работу, передает мне ножницы.

Посмотрите, какие интересные работы получились!

- Понравилось вам наше занятие? Что тебе понравилось? А тебе?

- А вы все правила запомнили? Сейчас проверим. Итак,

- Можно брать ножницы без разрешения взрослых?

- Можно размахивать ножницами?

- Можно ножницы широко раскрывать?

- Я правильно поставила ножницы в стаканчик? А как надо?

Как надо держать ножницы, когда передаёшь их другому человеку?

- Давайте ещё раз повторим эти правила:

Вставишь пальчики в колечки-

Заработают они.

Ножницами не махай

От себя их направляй.

Ровно ножницы держи,

Прями линию стригри.

- Молодцы, всё запомнили!

Вы хотите научиться вырезать разные предметы?

А я-то как хочу научить вас вырезать! Но это уже в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе по теме: "Совушка - сова, большая голова"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе по теме: "Совушка - сова, болшая голова"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду, тема «Тряпичная русская кукла» (подготовительная к школе группа)

Работа предназначена для обогащения профессиональных знаний педагогов по образовательной области "Труд"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду «Царство лесных зверей»

1.             Учить использовать разный материал для создания выразительности образа.2....

Конспект непосредственной образовательной деятельности (конструирование ручной труд) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Маркер игрового пространства руками детей».

Окружающая действительность диктует свои правила. В век нано технологий актуальна мобильность, умение дошкольника, школьника и студента выбирать и определять для себя пути наиболее подходящие по...

Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по ручному труду

Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе с применением различного материала...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов обучения ручному труду детей с общим нарушением речи . «Тема НОД- Новогоднее украшение для елочки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ручному труду бумажной пластики. Изготовление новогодних украшений .Специфика приемов  обучения ручному труду детей с общим нарушением реч...