Кружок "Цветная фантазия" для детей средней группы
календарно-тематическое планирование (средняя группа)

Биче-оол Ай-Кыс Федоровна


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дамырак»

 

 

 

Принято                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Утверждаю:

на педагогическом совете №1                                                                                                                                                                                                                                                                            Заведующий МБДОУ

от 31.08.2021 год                                                                                                                                                                                                                                                                                                   детский сад «Дамырак»

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  ___________Доптан О.В.

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Цветная фантазия»

Средняя группа

«Смешарики»

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                    Руководитель: Биче-оол А.Ф.

 

 

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

 

Пояснительная записка

    Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

     Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога - оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на НОД рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

     Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

    Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

    А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

     Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

     В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и взрослым, разработала программу для средней группы, которая направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников. Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

     Формирование творческого мышления - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Вот поэтому была разработана программа кружка «Цветная фантазия», где дети занимаются различными видами продуктивной деятельности.

       Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

     В основе программы кружковой работы «Цветная фантазия» лежит парциальная «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

 

Целью программы является: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.

Обучающие:

  • Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск пароллоном,  зубной пастой, манкой, крупами, смятой бумагой, ватными палочками  и т.д.)
  • Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов. 
  • Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  • Способствовать отображению представлений и впечатлений об окружающем мире, используя нетрадиционные техники рисования как средство выразительности.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей.

Развивающие.

  • Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Совершенствовать движение рук.
  • Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
  • Развивать речь детей.
  • Развивать художественный вкус.

 

 

Воспитательные:

  • Воспитывать уверенность в собственных изобразительных возможностях, поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе.
  • Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Формы подведения итогов реализации рабочей образовательной программы.

   ∙ Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

  • Участие в выставках и конкурсах в течение года.
  • Оформление эстетической развивающей среды в групповой комнате.

Для развития моторики рук используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, счетные палочки, прищепки);
  • рисование (пальчиками, пластилином, закрашивание), аппликация.

Дети, особенно среднего возраста, быстро развиваются, и моя задача, как воспитателя, заключается в том, чтобы применяемые им методы и приемы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Планируемые результаты освоения Программы.

   Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

   К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в практической;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам.

   По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе дошкольники:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, нетрадиционным материалам, бумагой и картоном;
  • научатся следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • овладеют  техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

К концу обучения воспитанники должны знать:

  • Название и назначение материалов: бумага, ткань, пластилин, природный материал.
  • Название и назначение ручных инструментов и приспособлений: кисточка, альбом, палитра, ножницы, кисточка для клея, стеки.
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.

К концу обучения воспитанники должны уметь:

  • Владеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - кисть, карандаш; в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека;
  • Анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
  • Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
  • Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги соединять детали с помощью клея, при помощи веточек, пластилина.

Организация образовательной деятельности.

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Цветная фантазия»  художественно-эстетической направленности для детей 4 лет рассчитана на 1 год.

Объем учебной нагрузки.

Дисциплина

Возрастная группа

Количество детей

День недели и время проведения

Кружок «Цветная фантазия»

Средняя группа  «Смешарики»

8

среда

16.00 – 16.15

 

Возраст детей

Продолжительность НОД

Периодичность в неделю

Количество НОД в год

4  лет

15 минут

1 раз

28

                                                                                                                                            Список детей, посещающих кружок:

  1. Донгак Норжай
  2. Чамзырай Анзат
  3. Кунгаалай Темуджин
  4. Шалык  Оэлун
  5. Лойгу Чечек
  6. Сумучу Чингис
  7. Шалык Намзырай
  8.     Ламбын Намзырай

 

Структура НОД.

I. Мотивация. Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.

II. Художественное восприятие изображаемого.

  • Рассказ-объяснение воспитателя;
  • совместное обследование и рассматривание образца;
  • совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;
  • уточнение поэтапного выполнения работы.

III. Практическая работа детей.

  • Выбор детьми необходимого материала для работы.
  • Выполнение детьми работы.
  • Помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.

IV. Итог занятия.

  • Совместное рассматривание детских работ.
  • Анализ детских работ воспитателем.
  • Анализ детьми своих работ и работ других детей.
  • Организация выставок детских работ.
  •  

Перспективный план

кружка «Цветная фантазия».

 

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Сентябрь

2

Диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность.

3

Аппликация из стружки карандашей. Занятие №1. Тема: «Бабочка – красавица»

Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки. Развивать цветовое восприятие.

4

Аппликация из стружки карандашей. Занятие №2. Тема: «Бабочка – красавица»

Продолжать учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки.

Октябрь

1

Рисование пальчиками. Тема: «Веселый мухомор».

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки гриба.

2

Печать листьями. Тема: «Волшебные листочки»

Познакомить детей с новым видом изобразительной техники - печать листьями. Учить наносить краску на листья деревьев и делать отпечатки на листе бумаги. Расширять знания детей о деревьях, растущих в нашем городе.

 

Пластилинография. Тема: «Ёжик в осеннем лесу».

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
Закрепить приёмы работы с различными видами пластилиновой техники в сочетании отдельных элементов аппликации.
Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, воображение, фантазию.

 

3

Конструирование из макарон. Тема: «Осеннее дерево»

Обучать разукрашивать макароны. Развивать интерес к конструированию. Воспитать аккуратность

4

Мозаика из яичной скорлупы. Тема:   «Черепашка»

Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

1

Поделка из природного материала. Тема: «Мышка – норушка».

Продолжать учить детей работать с природным материалом - скорлупой грецкого ореха. Учить придавать поделкам выразительность - используя мелкие детали. Развивать фантазию, мелкую моторику пальцев рук

2

Рисование ватными палочками. Тема: «Рыбки в аквариуме»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм (рисование ватными палочками)

3

Аппликация из цветной бумаги. Тема: «Букет цветов для мамы».

Продолжать учить детей делать поделку своими руками.

Совершенствовать 

аппликационные навыки и умения. Воспитывать любовь к своим мамам, побуждать сделать для них что-то хорошее.

Развивать эстетический вкус, композиционные умения.

4

Аппликация из ваты. Тема: «Шубка для зайчика»

Научить детей отрывать маленькие кусочки ваты от основного и приклеивать их на подготовленную основу; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать заботу о животных.

Декабрь

1

Аппликация из ватных палочек. Тема: «Заюшкина избушка».

Формировать умения изображать предметы из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации.

Развивать мелкую моторику рук, обогащение и активизация словаря.

Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание придти на помощь.

2

Аппликация из ватных дисков. Тема: «Зимний пейзаж».

Знакомить детей с признаками зимы, сезонными изменениями в природе, связанные с зимним периодомФормировать умение детей составлять композицию на тему «Зимний пейзаж».

3

Пластилинография. Тема: «Наряд для Снегурочки».

Учить передавать посредством пластилинографии изображение Снегурочки Закрепить умение расплющивать пластилиновые шарики, заполнять ими определенную форму шаблона, а также размазывать по поверхности, примазывая и разравнивая.  

Январь

3

Поделка из природного материала. Тема: «Собачки».

Учить детей составлять образ животного из частей природного материала.  Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина; дополнять изображение деталями. Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию.

4

Рисование зубной пастой. Тема: «Морозные узоры на окнах». 

Познакомить детей с новым нетрадиционным материалом для рисования. Научить  изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д.). Учить совмещать различные техники работы: рисование пальчиками, прорисовывание узоров зубочисткой. Развивать инициативность, самостоятельность, творческое воображение детей, фантазию

Февраль

1

Аппликация из нарезанных шерстяных ниток. Тема: «Умка – белый медвежонок».

Познакомить с новой техникой - наклеивание на силуэт мелко нарезанные нити.

Осуществлять совместную практическую деятельность; анализировать свою деятельность; осваивать способы работы с нитками, наклеивание ниток на картон; применять полученные знания и умения в практической деятельности. Расширять знания детей о белом медведе.

2

Рисование пароллоном, ватными палочками. Тема: «Зима в лесу»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показать изобразительные возможности рисования пароллоном, ватными палочками; способствовать развитию творческого воображения, внимания, развитию мелкой моторики рук.

3

Салфеточная аппликация. Тема: «Друзья для снегиря»

Расширять представления об изменениях  в живой природе родного города осенью и зимой; продолжить знакомство с зимующими птицами, их особенностями. Продолжать учить детей самостоятельно передавать в своей работе образ птиц - снегирей, с помощью предложенных материалов (цветные салфетки), ранее изученным способом аппликации (сминание).

Развивать мелкую моторику руки, внимание, память, мышление, зрительно-двигательную координацию.

4

Конструирование из бросового материала. Тема: «Танк для папы».

Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию.

Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать интерес к художественному творчеству.  Прививать любовь к Отечеству, к людям, защищавшим нашу страну. Закрепить знание военных профессий: танкист, моряк, летчик, пограничник.

 Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Март

1

Аппликация из бумаги. Тема: «Цветок для мамы».

Формировать практические навыки работы с бумагой.
Продолжать учить детей правильно располагать на листе бумаги нужные детали и приклеивать цветы, стебель и листочки. Закрепить правила работы с клеем. Воспитывать заботу о родном человеке.

2

Пластилинография. Тема: «Пингвины на льдине» 

Продолжать учить детей работать с пластилином. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе с пластилином.

3

Обрывная аппликация. Тема:  «Домашние животные»

Учить создавать образ домашних животных способом обрывной аппликации. Закреплять и уточнять знания детей о домашних  животных.

4

Конструирование из природного материала. Тема: «Мишка».

  • Продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала. Учить создавать поделки из природного материала; видеть в сосновой шишке фигурки различных животных (например, медведя), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца.

Напомнить способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина.

Апрель

1

Аппликация из крупы. Тема: «Пшеничный жирафчик»

Пополнять знания детей о  нетрадиционных способах аппликации. Дать представление о животном и его отличительных особенностях. Воспитывать желание познавать окружающий мир.

2

Салфеточная аппликация. Тема: «Овечка»

Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

3

Лепка из соленого теста. Тема:

«Румяное яблочко на блюдечке»

Познакомить детей с  технологией работы с соленым тестом. Учить лепить с натуры яблоко и блюдце.
Учить лепке из целого куска, делать большим пальцем вмятину и оттягивать стенки блюдца. Закреплять умение катать шар круговыми движениями.

 

4

Пластилинография. Тема: «Божья коровка на ромашке»

Формировать обобщенные способы работы посредством пластилина. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе, закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

                                                                                              Литература.

1. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014

2. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: «Литера», 2008.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,  конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4 - 5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.

6. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.

6. Интернет – ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Кружок "Цветная фантазия"35.79 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад «Дамырак»

Принято                                                                                                                                                                                                                       Утверждаю:

на педагогическом совете №1                                                                                                                                                            Заведующий МБДОУ

от 31.08.2021 год                                                                                                                                                                             детский сад «Дамырак»

                                                                                                                                                                                                         ___________Доптан О.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Цветная фантазия»

Средняя группа

«Смешарики»

                                                                                                                                                    Руководитель: Биче-оол А.Ф.

«Руки учат голову,

затем поумневшая голова учит руки,

а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

И. П. Павлов.

Пояснительная записка

    Дошкольный возраст - период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.

     Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации. Роль педагога - оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям. Использование нетрадиционных техник на НОД рисованием способствует повысить интерес к изобразительной деятельности, вызвать положительный эмоциональный отклик, развивать художественно – творческие способности ребенка.

     Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.

    Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и др.).

Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными, красочными, а так же развить детскую самостоятельность, мышление и зрительный генезис.

Таким образом, обучение детей нетрадиционным способам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу художественной деятельности, способствует эффективному развитию детского творчества.

    А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность увидеть мир «по-новому».

     Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

     В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности детей. Исходя из задач ФГОС - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, и взрослым, разработала программу для средней группы, которая направлена на оптимизацию художественно-эстетического развития дошкольников. Развитие мелкой моторики обеспечивает возможность успешного обучения в школе. Решение проблемы у дошкольников наиболее лучше осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает художественное творчество.

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С.Комарова выделила следующие свойства личности человека, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

     Формирование творческого мышления - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Вот поэтому была разработана программа кружка «Цветная фантазия», где дети занимаются различными видами продуктивной деятельности.

       Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно - правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от 17.10.2013 №1155, Приказом Минобрнауки России №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакциейН. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

     В основе программы кружковой работы «Цветная фантазия» лежит парциальная «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

Целью программы является: развитие познавательных, творческих и художественных способностей детей в процессе продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи.

Обучающие: 

  • Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками, ладошками, оттиск пароллоном,  зубной пастой, манкой, крупами, смятой бумагой, ватными палочками  и т.д.)
  • Обучать техническим приемам и способам изображения с использованием различных материалов. 
  • Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
  • Способствовать отображению представлений и впечатлений об окружающем мире, используя нетрадиционные техники рисования как средство выразительности.
  • Создавать условия для развития творческой активности детей.

Развивающие.

  • Развивать речевую функцию детей через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
  • Совершенствовать движение рук.
  • Развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
  • Развивать речь детей.
  • Развивать художественный вкус.

Воспитательные: 

  • Воспитывать уверенность в собственных изобразительных возможностях, поддерживать проявление фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Воспитывать у детей интерес к продуктивным видам деятельности, формируя образное представление у детей, воспитывая и развивая их творческие способности.
  • Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемых в работе.
  • Воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Формы подведения итогов реализации рабочей образовательной программы.

    Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

  • Участие в выставках и конкурсах в течение года.
  • Оформление эстетической развивающей среды в групповой комнате.

Для развития моторики рук используются следующие приемы:

  • самомассаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
  • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, счетные палочки, прищепки);
  • рисование (пальчиками, пластилином, закрашивание), аппликация.

Дети, особенно среднего возраста, быстро развиваются, и моя задача, как воспитателя, заключается в том, чтобы применяемые им методы и приемы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Планируемые результаты освоения Программы.

   Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы. Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

   К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в практической;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать.
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам.

   По итогам реализации Программы предполагается достижение определённых результатов всеми участниками образовательных отношений.

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе дошкольники:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, нетрадиционным материалам, бумагой и картоном;
  • научатся следовать устным инструкциям;
  • будут создавать композиции с изделиями;
  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию; овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
  • овладеют  техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

К концу обучения воспитанники должны знать:

  • Название и назначение материалов: бумага, ткань, пластилин, природный материал.
  • Название и назначение ручных инструментов и приспособлений: кисточка, альбом, палитра, ножницы, кисточка для клея, стеки.
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами и материалами.

К концу обучения воспитанники должны уметь:

  • Владеть навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - кисть, карандаш; в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека;
  • Анализировать под руководством воспитателя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
  • Правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы.
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.
  • Экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги соединять детали с помощью клея, при помощи веточек, пластилина.

Организация образовательной деятельности.

Дополнительная общеобразовательная программа кружка «Цветная фантазия»  художественно-эстетической направленности для детей 4 лет рассчитана на 1 год.

Объем учебной нагрузки.

Дисциплина

Возрастная группа

Количество детей

День недели и время проведения

Кружок «Цветная фантазия»

Средняя группа  «Смешарики»

8

среда

16.00 – 16.15

Возраст детей

Продолжительность НОД

Периодичность в неделю

Количество НОД в год

4  лет

15 минут

1 раз

28

                                                                             Список детей, посещающих кружок:

  1. Донгак Норжай
  2. Чамзырай Анзат
  3. Кунгаалай Темуджин
  4. Шалык  Оэлун
  5. Лойгу Чечек
  6. Сумучу Чингис
  7. Шалык Намзырай
  8. Ламбын Намзырай

Структура НОД.

I. Мотивация. Создание интереса, привлечение детей к выполнению работы.

II. Художественное восприятие изображаемого.

  • Рассказ-объяснение воспитателя;
  • совместное обследование и рассматривание образца;
  • совместное уточнение способов и приёмов выполнения работы;
  • уточнение поэтапного выполнения работы.

III. Практическая работа детей.

  • Выбор детьми необходимого материала для работы.
  • Выполнение детьми работы.
  • Помощь воспитателя детям, которые испытывают трудности при выполнении работы.

IV. Итог занятия.

  • Совместное рассматривание детских работ.
  • Анализ детских работ воспитателем.
  • Анализ детьми своих работ и работ других детей.
  • Организация выставок детских работ.

Перспективный план

кружка «Цветная фантазия».

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Сентябрь

2

Диагностика

Выявить уровень развития мелкой моторики рук через продуктивную деятельность.

3

Аппликация из стружки карандашей. Занятие №1. Тема: «Бабочка – красавица»

Учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки. Развивать цветовое восприятие.

4

Аппликация из стружки карандашей. Занятие №2. Тема: «Бабочка – красавица»

Продолжать учить детей наклеивать древесную стружку от карандашей; создавать образ бабочки.

Октябрь

1

Рисование пальчиками. Тема: «Веселый мухомор».

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично точки на всю поверхность шляпки гриба.

2

Печать листьями. Тема: «Волшебные листочки»

Познакомить детей с новым видом изобразительной техники - печать листьями. Учить наносить краску на листья деревьев и делать отпечатки на листе бумаги. Расширять знания детей о деревьях, растущих в нашем городе.

Пластилинография. Тема: «Ёжик в осеннем лесу».

Познакомить с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией.
Закрепить приёмы работы с различными видами пластилиновой техники в сочетании отдельных элементов аппликации.
Развивать мелкую моторику рук, художественный вкус, воображение, фантазию.

3

Конструирование из макарон. Тема: «Осеннее дерево»

Обучать разукрашивать макароны. Развивать интерес к конструированию. Воспитать аккуратность

4

Мозаика из яичной скорлупы. Тема:   «Черепашка»

Учить аккуратно намазывать клеем край скорлупы, наклеивать на заготовки, прижимая салфеткой. Развивать мелкую моторику рук.

1

Поделка из природного материала. Тема: «Мышка – норушка».

Продолжать учить детей работать с природным материалом - скорлупой грецкого ореха. Учить придавать поделкам выразительность - используя мелкие детали. Развивать фантазию, мелкую моторику пальцев рук

2

Рисование ватными палочками. Тема: «Рыбки в аквариуме»

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – пуантилизм (рисование ватными палочками)

3

Аппликация из цветной бумаги. Тема: «Букет цветов для мамы».

Продолжать учить детей делать поделку своими руками.

Совершенствовать 

аппликационные навыки и умения. Воспитывать любовь к своим мамам, побуждать сделать для них что-то хорошее.

Развивать эстетический вкус, композиционные умения.

4

Аппликация из ваты. Тема: «Шубка для зайчика»

Научить детей отрывать маленькие кусочки ваты от основного и приклеивать их на подготовленную основу; развивать внимание, мелкую моторику рук; воспитывать заботу о животных.

Декабрь

1

Аппликация из ватных палочек. Тема: «Заюшкина избушка».

Формировать умения изображать предметы из разных материалов и использовать в работе нетрадиционные способы аппликации.

Развивать мелкую моторику рук, обогащение и активизация словаря.

Воспитывать у детей чувство сопереживания, желание придти на помощь.

2

Аппликация из ватных дисков. Тема: «Зимний пейзаж».

Знакомить детей с признаками зимы, сезонными изменениями в природе, связанные с зимним периодомФормировать умение детей составлять композицию на тему «Зимний пейзаж».

3

Пластилинография. Тема: «Наряд для Снегурочки».

Учить передавать посредством пластилинографии изображение Снегурочки Закрепить умение расплющивать пластилиновые шарики, заполнять ими определенную форму шаблона, а также размазывать по поверхности, примазывая и разравнивая.  

Январь

3

Поделка из природного материала. Тема: «Собачки».

Учить детей составлять образ животного из частей природного материала.  Продолжать совершенствовать конструктивные навыки и умения: соединение частей при помощи пластилина; дополнять изображение деталями. Развивать у детей самостоятельность и интерес к конструированию.

4

Рисование зубной пастой. Тема: «Морозные узоры на окнах». 

Познакомить детей с новым нетрадиционным материалом для рисования. Научить  изображать зимнее явление природы «морозные узоры» при помощи графических элементов (линий, точек, кружочков, завитков и т. д.). Учить совмещать различные техники работы: рисование пальчиками, прорисовывание узоров зубочисткой. Развивать инициативность, самостоятельность, творческое воображение детей, фантазию

Февраль

1

Аппликация из нарезанных шерстяных ниток. Тема: «Умка – белый медвежонок».

Познакомить с новой техникой - наклеивание на силуэт мелко нарезанные нити.

Осуществлять совместную практическую деятельность; анализировать свою деятельность; осваивать способы работы с нитками, наклеивание ниток на картон; применять полученные знания и умения в практической деятельности. Расширять знания детей о белом медведе.

2

Рисование пароллоном, ватными палочками. Тема: «Зима в лесу»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными способами рисования, показать изобразительные возможности рисования пароллоном, ватными палочками; способствовать развитию творческого воображения, внимания, развитию мелкой моторики рук.

3

Салфеточная аппликация. Тема: «Друзья для снегиря»

Расширять представления об изменениях  в живой природе родного города осенью и зимой; продолжить знакомство с зимующими птицами, их особенностями. Продолжать учить детей самостоятельно передавать в своей работе образ птиц - снегирей, с помощью предложенных материалов (цветные салфетки), ранее изученным способом аппликации (сминание).

Развивать мелкую моторику руки, внимание, память, мышление, зрительно-двигательную координацию.

4

Конструирование из бросового материала. Тема: «Танк для папы».

Развивать у детей творческое воображение, художественный вкус, фантазию.

Совершенствовать мелкую моторику. Воспитывать интерес к художественному творчеству.  Прививать любовь к Отечеству, к людям, защищавшим нашу страну. Закрепить знание военных профессий: танкист, моряк, летчик, пограничник.

 Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев.

Март

1

Аппликация из бумаги. Тема: «Цветок для мамы».

Формировать практические навыки работы с бумагой.
Продолжать учить детей правильно располагать на листе бумаги нужные детали и приклеивать цветы, стебель и листочки. Закрепить правила работы с клеем. Воспитывать заботу о родном человеке.

2

Пластилинография. Тема: «Пингвины на льдине» 

Продолжать учить детей работать с пластилином. Развивать мелкую моторику, эстетическое восприятие. Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность в работе с пластилином.

3

Обрывная аппликация. Тема:  «Домашние животные»

Учить создавать образ домашних животных способом обрывной аппликации. Закреплять и уточнять знания детей о домашних  животных.

4

Конструирование из природного материала. Тема: «Мишка».

  • Продолжать знакомить детей с художественным видом конструирования – из природного материала. Учить создавать поделки из природного материала; видеть в сосновой шишке фигурки различных животных (например, медведя), дополнять природный материал необходимыми деталями для получения задуманного образца.

Напомнить способ соединения деталей с помощью кусочков пластилина.

Апрель

1

Аппликация из крупы. Тема: «Пшеничный жирафчик»

Пополнять знания детей о  нетрадиционных способах аппликации. Дать представление о животном и его отличительных особенностях. Воспитывать желание познавать окружающий мир.

2

Салфеточная аппликация. Тема: «Овечка»

Учить обрывать кусочки салфетки и скатывать в комочки, выполнять наклеивание кусочков друг к другу.

3

Лепка из соленого теста. Тема:

«Румяное яблочко на блюдечке»

Познакомить детей с  технологией работы с соленым тестом. Учить лепить с натуры яблоко и блюдце.
Учить лепке из целого куска, делать большим пальцем вмятину и оттягивать стенки блюдца. Закреплять умение катать шар круговыми движениями.

4

Пластилинография. Тема: «Божья коровка на ромашке»

Формировать обобщенные способы работы посредством пластилина. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе, закрепить использование в творческой деятельности детей технического приема - пластилинографии. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе.

                                                                                              Литература.

1. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - Издательство МОЗАИКА…СИНТЕЗ Москва, 2014

2. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: «Литера», 2008.

3. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,  конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
4. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 4 - 5 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

5. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Москва, «Просвещение», 1991.

6. А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, «Академия развития», 2006.

6. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Конспект ООД  для детей средней группыТема:  «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...