Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Мастерская чудес"
рабочая программа по аппликации, лепке (средняя, старшая группа)

Головачёва Надежда Юрьевна

Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. 

Цель программы – раскрытие творческого потенциала детей посредством нетрадиционных техник рисования и художественного конструирования.

Задачи:

I.       Образовательные:

1.      Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и моделирования.

2.      Показать детям многообразие материалов и рассказать о приёмах работы с ними.

3.      Научить соединять в одной композиции различные материалы для создания  более выразительного образа.

II.      Развивающие:

1.      Развитие способности самостоятельно реализовать творческий замысел, используя полученные знания и навыки.

2.      Развитие фантазии, воображения и творческих способностей, логического и абстрактного мышления.

3.      Развитие внимания и самоконтроля.

4.      Развитие мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи.

III.     Воспитательные:

1.      Формировать интерес к рисованию и моделированию.

2.      Воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

3.      Воспитывать уверенность в своих силах, целеустремленность  и усердие в работе.

4.      Воспитывать умение адекватно оценивать и реагировать на  результат своей работы и товарищей.

Тип программы - авторская. 

Направление программы – художественно - эстетическая 

Период обучения – 1 год. 

Состав обучающихся воспитанников – постоянный. 

Структура занятий:

  1. Организационный момент, создание мотивации.
  2. Основная часть, включает в себя знакомство с нетрадиционной техникой рисования, или приемом лепки или бумагопластики; выполнение практической деятельности с детьми, индивидуальные уточнения техники в процессе рисования. Рассматривание иллюстраций; показ приемов и этапов работы; определение этапов работы; внесение дополнений в общую композицию. Пальчиковая гимнастика.
  3. Заключительная часть. Анализ выполненных работ, уточнение методов выполненной работы.

Принципы построения работы по рисованию:

  1. Принцип системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;
  2. Принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
  3. Принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;
  4. Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  5. Принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала.
  6. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  7. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  8. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  9. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Методы и приёмы нетрадиционного рисования:

  • Кляксография.
  • Точечный рисунок.
  • Поролоновые рисунки.
  • Техника «рисование методом наката».
  • Техника «рисование ребром картона».
  • «Фигурная» фигурка».
  • Рисуем пеной.
  • Рисование свечой или восковыми мелками
  • Фотокопия.
  • Разрисовка маленьких камешков.
  • Метод пальцевой живописи.
  • Метод монотипии.
  • Рисунок под пленкой.
  • Рисование на мокрой бумаге.
  • Тычкование сухой кистью.
  • Зеркальная копия.
  • Штампование.
  • Соленые рисунки.
  • Зубная краска.
  • Рисунок с рельефом.
  • Набрызг.
  • Граттаж.
  • Раздувание краски.

Методы и приёмы художественного конструирования:

  • Оригами. 
  • Квиллинг.
  • Торцевание из бумаги.
  • Аппликация.

Методы и приемы лепки для детей:

  • раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук
  •  расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы)
  • оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.)
  • закругление и заострение (морковь, самолёт)
  • вдавливание (корзина, чашечка, блюдце)
  • загибание краёв
  • соединение частей
  • деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

  • предметную;
  • сюжетную;
  • декоративную.

 Условия реализации образовательной программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада. Групповые занятия с детьми одинакового уровня развития.  

Срок реализации дополнительной образовательной программы -   1 год (34 часа), 1 занятие в неделю

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 4-5 лет.

Наполняемость групп – до 10 человек. 

Формы и методы проведения занятий.

Форма организации деятельности детей на занятии – групповая;  

Форма обучения – 1 занятие в неделю.   

Продолжительность занятия - 30 мин. 

Формы подведения итогов реализации программы

  • Организация выставок детских работ.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в выставках и конкурсах в течение года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_2021-2022_master.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №199»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МАСТЕРСКАЯ ЧУДЕС»

НАПРАВЛЕННОСТЬ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 2021-2022гг

АВТОР: ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОЛОВАЧЁВА НАДЕЖДА ЮРЬЕВНА

МОСКВА

2021 г.

Содержание:

1.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

1.2 Актуальность

1.3 Цели и задачи программы.

1.4 Принципы, методы и приемы.

2. Планируемые результаты.

3. Формы подведения итогов реализации программы

4.Материально-техническое обеспечение.

5. Учебный план.

6. Список литературы.

1.Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

Основным способом формирования творческой личности является включение ребенка в разнообразные виды творческой деятельности. Важным условием для развития творческого потенциала является свобода личности. Обладая свободой выбора цели, средств и способов деятельности, ребёнок получает возможность многообразно взаимодействовать с объектами внешнего мира. За этим следует создание множества образов и их комбинаций. Детям необходимо предоставлять возможность выбора, учить осознанному выбору, помогать, не навязывая, учить прислушиваться к самому себе. И очень важно дать возможность ребенку свободно выразить свое воображение.

Воображе́ние — способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств; способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память.

Через творчество у ребёнка развивается мышление. Этому способствуют настойчивость и выраженные интересы. Отправной точкой для развития воображения должна быть направленная активность, то есть включение фантазий детей в конкретные практические проблемы.

Достижение цели подразумевает ее предвосхищение, а нахождение способа достижения цели предполагает умение мыслить. Поэтому для действия механизма сдвига мотива на цель, нужно вообразить цель, осмыслить способы ее достижения, иметь определенное эмоциональное напряжение. То есть, для воспитания мотивов творчества надо использовать средства обучения, направленные на воспитание воображения, мышления, эмоций.

Главным фактором воспитания творческой личности является воспитание мотивации. У детей лучше получается то, что ни делают с удовольствием, что делать интересно.         

Для детей одним из главных мотивирующих средств является игра. В игре развивается воображение, мышление, так как участник находится в воображаемых ситуациях перед выбором вариантов действия, вынужден просчитывать свои и чужие ходы. Существенными являются и переживания, которые сопровождают процессы мышления и воображения в игровых ситуациях, т.е. чувства. Поэтому игра является незаменимым средством воспитания мышления, воображения, чувств.

Художественно-эстетическая деятельность удовлетворяет острую потребность детей дошкольного возраста в самовыражении и является одним из самых любимых занятий.

Работа строится в соответствии с требованиями Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, использую различные методические пособия. В Федеральных Государственных образовательных стандартах художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира, природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».

Творческие способности формируются у детей поэтапно. Сначала происходит накопление знаний и художественных впечатлений, приобретение умений и навыков, которые необходимы для самостоятельной художественной деятельности. И только после этого возникает творческий замысел, и становится возможным выбор художественных средств.

Стремление дошкольников к художественной деятельности формируется двумя путями: во-первых, когда родители сознательно влияют на возникновение интереса к прекрасному, на формирование у ребенка соответствующих умений и навыков, и, во-вторых, когда взрослые своим примером вдохновляют малыша, побуждают участвовать в совместной деятельности.

Свободно действуют с различными материалами и инструментами. Дети стали наблюдательнее, развился художественный вкус. У воспитанников сформированы чувство цвета, координация глаза, владение кистью руки. Дети добиваются результатов в продуктивной деятельности, используют их в игре. С большим удовольствием экспериментируют.

Рабочая программа разработана воспитателем ГБОУ школа №199 (д/о) Головачёвой Надеждой Юрьевной. Программа имеет художественно-эстетическую направленность. Продолжительность реализации программы 1 год. Программа составлена с учетом возрастных особенностей детей, предназначена для детей 4-5 лет, реализуется через кружковую работу. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

1.2 Актуальность программы.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Многие дети очень неусидчивы, беспокойны и им сложно сосредоточиться на занятиях. Простые инструкции к выполнению заданий и классическая структура занятий не позволяют привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его. Поэтому программа дополнительного образования предусматривает сочетание различных приемов и методов работы с детьми и обучение их разным техникам рисования и художественного конструирования.

1.3 Цель и задачи программы.

        Цель программы – раскрытие творческого потенциала детей посредством нетрадиционных техник рисования и художественного конструирования.

Задачи:

I.        Образовательные:

1.        Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования и моделирования.

2.        Показать детям многообразие материалов и рассказать о приёмах работы с ними.

3.        Научить соединять в одной композиции различные материалы для создания  более выразительного образа.

II.        Развивающие:

1.        Развитие способности самостоятельно реализовать творческий замысел, используя полученные знания и навыки.

2.        Развитие фантазии, воображения и творческих способностей, логического и абстрактного мышления.

3.        Развитие внимания и самоконтроля.

4.        Развитие мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи.

III.        Воспитательные:

1.        Формировать интерес к рисованию и моделированию.

2.        Воспитывать умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

3.        Воспитывать уверенность в своих силах, целеустремленность  и усердие в работе.

4.        Воспитывать умение адекватно оценивать и реагировать на  результат своей работы и товарищей.

1.4 Принципы, методы и приемы.

Структура занятий:

  1. Организационный момент, создание мотивации. Загадка, стихотворение или песенка, сообщение темы занятия.
  2. Основная часть, включает в себя знакомство с нетрадиционной техникой рисования, или приемом лепки или бумагопластики; выполнение практической деятельности с детьми, индивидуальные уточнения техники в процессе рисования. Рассматривание иллюстраций; показ приемов и этапов работы; определение этапов работы; внесение дополнений в общую композицию. Пальчиковая гимнастика.
  3. Заключительная часть. Анализ выполненных работ, уточнение методов выполненной работы.

Принципы построения работы по рисованию:

  1. Принцип системности - занятия проводят в системе в течение всего учебного процесса;
  2. Принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей;
  3. Принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;
  4. Принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  5. Принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала.
  6. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  7. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  8. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  9. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Методы и приёмы нетрадиционного рисования:

  • Кляксография. Заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Ребенок научится смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. Понадобится гуашь, толстая кисть и бумага (лучше 1/2 или 1/4 листа). Согните лист бумаги пополам и разверните снова. На одной половине попросите ребёнка поставить несколько жирных клякс, мазков или завитков. Теперь согните лист снова пополам и плотно прижмите ладонью. Осторожно разверните лист. Вы увидите причудливый узор. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет. Вместо кисти можно использовать нити.
  • Точечный рисунок. Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш или обыкновенную ватную палочку. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
  • Поролоновые рисунки. Сделать из поролона самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. След, оставляемый такой «кисточкой» может имитировать шерсть животных, крону деревьев, снег.
  • Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.
  • Техника «рисование методом наката». Оборудование: валик, гуашь, бумага для рисования, емкость для краски, подставка для валика. Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.
  • Техника «рисование ребром картона». Оборудование: полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
  • «Фигурная» фигурка». Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов — одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш.
  • Рисуем пеной. Возьмите краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И взболтайте в стакане много цветных пузырей. А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене, и там отпечатывались цветы, салюты, мороженое и многое другое.
  • Рисование свечой или восковыми мелками. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету.
  • Фотокопия. Рисуем свечой рисунок на белом листе. Закрашиваем тушью черного цвета.
  • Разрисовка маленьких камешков. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком.
  • Метод пальцевой живописи. Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, кулачком.
  • Метод монотипии. Это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.
  • Рисунок под пленкой. На картон или бумагу выдавливаем краску, сверху кладем пленку и разглаживаем ватой, потом резко отдергиваем пленку. Таким образом хорошо получается закат, море, огонь…
  • Рисование на мокрой бумаге. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
  • Тычкование сухой кистью.
  • Зеркальная копия. Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками.
  • Штампование. Основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Штампиком может служить не только картофелина, а так же и крышки от бутылок, колпачки от фломастеров, пуговицы, небольшие коробочки и т.п.
  • Соленые рисунки. А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге.
  • Зубная краска. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт — он быстрее засыхает.
  • Рисунок с рельефом. В краску добавляется мука, наносится на лист. Картонная полоска нарезается зубцами и прочерчиваем узоры вдоль и поперек. Из высохшего листа вырезаем форму, например вазу. Нарисуем на белом листе цветы, а потом приклеиваем. Прочерчивать можно и палочкой, зубочисткой, вилкой, спичкой.
  • Набрызг. В этой технике рисунок следует выполнять жесткой кисточкой или щеткой для чистки зубов. Чтобы получить какое-то изображение, сначала нужно кисточку обмакнуть в гуашь, а затем разбрызгать по всему листу. Получаются мелкие капельки, которые местами сливаются в большие пятна. Достаточно взять карандаш и дорисовать любимый персонаж или предмет. Если кисточку обмакнуть в зубную пасту и разбрызгать, получится снег.
  • Граттаж. Для выполнения рисунка в этой технике нужно картон залить парафином, нанести тушь, подождать до полного высыхания и выцарапать желаемый рисунок.
  • Раздувание краски. Если нужно изобразить кустарники, деревья, необычные сказочные растения или кораллы, используют эту технику. На лист бумаги нужно капнуть краску и с помощью трубочки для коктейля раздуть ее в соответствии с предполагаемым изображением. Рисунок получается ярким, выразительным. Эта техника особенно подходит для тех детей, которым с трудом дается выражение своего творчества через линию.

Методы и приёмы художественного конструирования:

  • Оригами (с японского буквально: "сложенная бумага") — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага. Теперь оригами все чаще и чаще напоминает конструирование изделий из бумаги, где находят применение и клей, и краски, и возможно создание фигур из нескольких частей и деталей (сборных). Есть элементы и вырезания и надрезания бумаги.  
  • Квиллинг — от слова «quill» или «птичье перо».  Искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
  • Торцевание из бумаги – несложная техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Технология торцевания заключается в следующем: из цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например: не заточенный карандаш) и закручивают бумагу  вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый  на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом, с предыдущей, плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
  • Аппликация  (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности.  Аппликация - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк), высушенных листьев.

Методы и приемы лепки для детей:

  • раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук
  •  расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы)
  • оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.)
  • закругление и заострение (морковь, самолёт)
  • вдавливание (корзина, чашечка, блюдце)
  • загибание краёв
  • соединение частей
  • деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием.

Для занятий с детьми применяются три вида лепки:

  • предметную;
  • сюжетную;
  • декоративную.

2. Планируемые результаты.

К концу года первого года обучения ребенок может:

  • традиционные материалы, которыми можно рисовать
  • Нетрадиционные способы и материалы: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка;
  • цвета и оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).
  • свойства акварели и её отличия от гуашевых красок;
  • характерные и отличительные признаки предметов быта и животных.
  • правильно работать карандашом, фломастером, кистью; изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;
  • владеть нетрадиционными изобразительными техниками;
  • ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;
  • использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;
  • комбинировать разные способы изображения и изоматериалы;
  • изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;
  • владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);
  • создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;
  • творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.
  • самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
  • самостоятельно передавать сюжетную композицию;
  • давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
  • различать и называть способы нетрадиционного рисования;
  • знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
  • передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту
  • уметь применять полученные знания на практике;
  • знать основы цветоведения ;
  • развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.

3. Формы подведения итогов реализации программы

  • Организация выставок детских работ.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в выставках и конкурсах в течение года.

4. Материально-техническое обеспечение.

Помещение для занятий: групповая комната.

Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал.

Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча; ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктельные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.

Наглядный материал: презентации и иллюстрации; дидактические игры, педагогические эскизы.

5.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Календарный учебный график

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Дата начала и окончания занятий

34

34

14.09.21 – 31.05.22

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Программное содержание

Месяц

1

«Веточка смородины»

1

Рисование пальчиками и штампирование листочками.

сентябрь

2

«Подсолнух»

1

Аппликация различными материалами

3

«Кустик клубнички»

1

Конструирование из различных материалов.

4

«Березовая роща»

1

Рисование методом штампирования пузырчатой пленкой.

октябрь

5

«Зеленый горошек»

1

Аппликация из бумаги. Скручивание жгутиков, катание шариков, конструирование из деревянных палочек.

6

«Осенний лес»

1

Рисование методом кляксографии, штампирование мятой бумагой.

7

«Птица»

1

Конструирование из бумаги птицы, склеивание деталей.

8

«Золотой листопад»

1

Кляксография + рисование ватными палочками

ноябрь

9

«Гроздья рябины»

1

Рисование пальчиками

10

«Животные готовятся к зиме»

1

Пластилинография

11

«Непогода»

1

Рисование ребром картона и смятой в комок бумагой

12

«Мамин день»

1

Моделирование из бумаги

13

«Снег кружится…»

1

Кляксография

декабрь

14

«Ёлочка»

1

Рисование ладошками

15

«Ёлочные игрушки»

1

Тестопластика

16

«Ёлочные игрушки»

1

Раскрашивание заготовок из теста

17

«Птицы у лесной кормушки»

1

Рисование ладошками, дорисовка кистью

январь

18

«Свеча»

1

Моделирование из воскового пластилина

19

Морозный узор «Мозаика»

1

Рисование изолентой, ватными палочками и кистью

20

«Зимний лес»

1

Восковые мелки и акварель

февраль

21

«Зайчишка – пушишка»

Ватная аппликация, рисование валиком

22

«Базовые формы»

1

Оригами

23

«Подарок для папы»

1

Налеп из пластилина

24

«Масленица»

1

Изготовление кукол из ткани

март

25

«Украшение для мамы»

1

Нанизывание бусин

26

«Проталины и первоцветы»

1

Рисование ребром картона

27

«Корабли»

1

Моделирование из скорлупы и картона

28

«День смеха»

1

Рисование красками

апрель

29

«Космос»

1

Набрызг, рисование валиком

30

«Весенние цветы»

1

Аппликация из салфеток

31

«На зелёном лугу…»

1

Рисование нитками на бархатной бумаги

32

Бабочки

1

Рисование ладошками, тампонирование, дорисовка кисточками

май

33

Праздничный салют

1

Аппликация бисером или цветным песком

34

«Майский жук»

1

Моделирование из природного материала

6.Список литературы.

  1. Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г.
  2. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
  3. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  4. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  5. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
  6. Г.С.Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа».- М.: изд. Центр Владос, 2008г.
  7. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
  8. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
  9. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
  10. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
  11. Т.А. Цквитария нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
  12. С.  Погодина Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.
  13. Н. Г.  Анцифирова  Необыкновенное рисование // Дошкольная        педагогика.                    2011. №7.
  14. Н. Я. Андрианова, Н. П.  Моисеева «Игры – занятия по кулинарии как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников» // Дошкольная педагогика. 2009. №6 .
  15. Дубровская Н. В. Организация занятий по изобразительной деятельности дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2005. №5.
  16. Сказки, обучающие рисованию. // Дошкольная педагогика. 2008. №2
  17. Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5.
  18. Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009. №1.
  19. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения.- Яр., 1997.
  20. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
  21. Рисование с детьми дошкольного возраста /под ред. Р. Г. Казаковой.-Москва,2006.
  22. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2007.
  23. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей  дошкольного возраста...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста 5-7 лет - Кружок "Игрушка своими руками"

Программа предусматривает знакомство и изготовление русской народной тряпичной куклы, она расчитана на два года....

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста "Веснушки"

программа предназначена для работы с детьми в хореографическом кружке...

Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от  рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...