Обогащение художественных впечатлений детей раннего возраста через использование в образовательном процессе технологии «Хеппенинг»
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Наталья Васильевна Падауц

Обогащение художественных впечатлений детей раннего возраста через использование в образовательном процессе технологии «Хеппенинг» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл heppeng3.docx22.49 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение художественных впечатлений детей раннего возраста через использование в образовательном процессе технологии «Хеппенинг»

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Это период особенно интенсивного психического развития, когда происходит становление основ личности, на которую серьезное влияние может оказывать художественное впечатление.

Особенно яркие художественные впечатления ребенок может получить в процессе изобразительной деятельности. Изобразительное творчество приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность (творческое начало личности), фантазию, образное мышления мелкую моторику, формирует эстетический вкус, чувство цвета, позволяет ощутить гармонию окружающего мира.

В своей практической деятельности приходилось отмечать такой факт, что не всегда дети в процессе изобразительной деятельности получают положительные эмоции и впечатления. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное. Дети не умеют правильно держать  карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. И здесь на помощь приходит современная личностно-ориентированная образовательная технология, направленная на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка – хепенинг.

Хэппенинг – это форма современного искусства, представляющая собой действие, событий  или ситуации, происходящие при участии взрослых, но не контролируемые ими и является замечательным способом создания маленьких шедевров. Чаще всего – это импровизация, не имеющая конкретного сценария. Использование данной технологии позволяет малышам  чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее; развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

В работе со своими малышами мы  используем различные виды хеппенинга:

- рисование пальчиками,

- рисование ладошкой,

- рисование на песке (манка)

- рисование по мокрому листу акварелью,

- рисование на прозрачном экране

При использовании нетрадиционных форм  рисования  стараемся создать для детей благоприятные условия. Новые материалы, красивые и разные, которые мы предлагаем детям помогают не допустить в изобразительной деятельности однообразия и скуки.

При обучению детей  рисованию  активно используем игры-минутки,  игровые ситуации, обыгрываем сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек  (герой дня) предметов, сопровождая  эмоциональным комментарием, используя стихи, загадки, потекши и т.д. Такая организация детей стимулирует их речевую активность, развивая коммуникативные функции речи. Занимаясь рисованием с маленькими детьми, мы учитываем  особенности раннего возраста и  характерную особенность психической организации маленьких детей. Они могут и хотят сосредоточиться только на том, что им интересно.

Используя технику рисования пальчиками, детьми были созданы работы: «Снегири», «Рябинка, «Елочка», «Цветы в вазе». В процессе создания маленьких шедевров дети пальчиками «примакивали», наносили штрихи, мазки, различные линии. Для детей это стало положительным результат, так как  в процессе  творчества, малыш учится чувствовать  его границы, развивается представлений о цвете, активизируется развитие психических процессов, хорошо развивается мелкая моторика рук, что способствует развитию речи, развивается   тактильная чувствительность,  воображение и образного мышление. По окончанию занятий создается первый альбом «Мои первые шедевры».

Любимый способ рисования ребят – рисование ладошкой, ведь тутможно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По - разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно выполнить любые задумки . Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину. На этом этапе были проведены следующие игровые действия: «Петя - петушок», «Веселый - осьминожик», «Красивые цветы» и т.д. У ребенка такой процесс рисования развивает свободу мысли, воображения. Использования инновационной техники позволяет нам создать для каждого ребенка успешную ситуацию в этой деятельности, несмотря на небольшой практический опыт.

Очень интересен детям такой вид хэппенинга, как рисование на песке. На протяжении нескольких занятий проводим беседу,  напоминает детям о  правилах техники безопасности при работе с песком (манкой). Затем мы с детьми разогреваем песок, дети  паруминут просто играют  с песком: растирать между ладоней, пересыпать из кулачка в ладошку, просыпать сквозь пальцы и т. д. Все эти упражнения мы сопровождаем  игровыми сюжетами, художественным словом - «Доджик, дождик кап, кап, кап..»,

«Едим, едим к бабке, к деду» и т.д. Затем  знакомим детей с приемами рисования: кулачком, указательным пальцем, ладонью.   Во время творчества детей рассказываем сказку,   иллюстрируя её,  и просим детей также проиллюстрировать героев или события. Завершается занятие анализом процесса и релаксационным упражнением для снятия нервно-мышечного напряжения.

Не менее интересно для детей  – рисование по мокрому листу акварелью. При знакомстве ребенка раннего возраста с такой техникой рисования   на начальном этапе даем  ему возможность повозиться с краской, почувствовать нажим кисти и увидеть результат. Расплылась краска в форме цветной кляксы? Кляксу всегда можно превратить во что-то интересное, смешное или какого-нибудь персонажа.  У игр по превращению пятен есть важный психологический смысл: любые ошибки можно исправить — это профилактика страха потерпеть неудачу, сделать что-то не так.

 Эмоциональное, увлекательное рисование на прозрачном экране. Сам экран представляет из себя стеклянный мольберт из небьющегося оргстекла в деревянной раме, предельно прост в использовании, легкий, мобильный и безопасный. На первом этапе работы познакомила детей с экраном через игру «Давайте познакомимся». Затем детям даю  краски для того, чтобы они на экране через рисунок выразили свое эмоциональное состояние. На протяжение всего занятие использую художественное слово (сказки, потешки, загадки)  Малышей  захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. С помощью «Прозрачного мольберта» дети учатся раскрывать свои творческие возможности, фантазировать, весело играть.

Наблюдения за детьми можно сказать, что инновационная техника хэппенинг,  подходит больше всего для детей раннего возраста, ведь именно эта техника

  • хорошо развивает мелкую моторику, ловкость пальцев и кистей рук
  • способствует развитию речи
  • развивает тактильную чувствительность
  • происходит раннее развитие творческих способностей
  • развивает представление о цвете, форме, пространственные представления
  • развивает воображение, образное мышление
  • максимально развивает познавательные способности ребенка на основе имеющегося жизненного опыта.
  • нетрадиционное рисование в техники хеппенинг успокаивает и увлекает.
  •  способствует развитию усидчивости.
  • побуждает к поиску нестандартных решений.

 Рисунки в нетрадиционной технике хеппенинг получаются на порядок быстрей обычных. Это играет огромную роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, чтобы завершить свою работу. Такие занятия добавляют уверенности в себе и в своих силах, да и просто доставляют огромное удовольствие малышам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста через использование художественного слова

Статья-отчет о проведенной работе по приобщению детей раннего возраста к художественному слову....

Обобщение опыта работы «Обогащение эмоциональной сферы детей раннего возраста через приобщение к художественно- эстетической деятельности».

Эмоции - это неизведанный объект, который нельзя отнести к чувствам, так как это сиюминутное явление. Раньше эмоциональные состояния приравнивались к чувствам, но, как говорят последние исследования в...

ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»

ППО на тему «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»...

Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством использования в образовательном процессе дошкольной организации многофункциональных пособий и дидактических материалов

Освоение ребенком разнообразных свойств предметов начинается с раннего возраста в процессе осуществления деятельности с ними. В психолого-педагогической науке доказана ведущая роль взрослого в организ...

Программа саморазвития педагога по теме: «Развитие двигательной активности детей раннего возраста через использование здоровьесберегающих технологий»

Пояснительная записка. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, а также эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, пр...