Конспект НОД "Жил-был мамонт на Ямале"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Скобенко Светлана Дмитриевна

Методическая разработка по конструированию в мини группах для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhil-byl_mamont_na_yamale.docx1007.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Белый медвежонок»

ул. Геологоразведчиков, д. 7, с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365 тел./факс (34940) 2 06 49, permyakovadetsad2@mail.ru

Тема методической разработки:

«Жил был мамонт на Ямале»

Форма проведения: мастерская юных краеведов

Номинация: «Конспект занятия»

 

                      Скобенко Светлана Дмитриевна,

                                                                                  учитель-дефектолог

с. Газ-Сале, 2022г.

Пояснительная записка

Возраст детей в группе: 6-7 лет.

Продолжительность: 30 минут.

Цель: формирование навыка подгрупповой творческой работы путем создания образа мамонта из предложенных материалов.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с понятием «краеведение» через погружение в историю родного края

Развивающие:

- развивать умения самостоятельной работы и выстраивания умозаключения;

- развивать память, воображение, внимание, способность работать с новой информацией, анализировать, обобщать;

- развивать способности совместной работы в малой группе, умение договариваться в процессе изготовления общей творческой работы.

Воспитательные:

- воспитывать желание изучать историю родного края, а так же взаимодействовать в игре, творческой и практической деятельности.

Формы и методы: фронтальная с использованием индивидуального подхода, подгрупповая, сюжетно – ролевая игра, здоровьесберегающие технологии, наблюдение, учебное исследование, конструирование, проблемная ситуация.

Материал и оборудование: магнитофон, презентация «Эдейкин остров», интерактивная доска, проектор, конверт с фотографией скелета мамонта размером А4, карта острова Эдейки, галстуки – косыночки 4-х цветов (красный, желтый, зеленый, желтый) на каждого ребенка, 4 детских энциклопедии с закладками на страницах о мамонтах. Для продуктивной деятельности: «Лего» конструктор, пластилин, цветная бумага, ножницы, стеки, салфетки, фломастеры, коврограф «Фиолетовый лес» с мелкими деталями (листики, кувшинки, ежик, змейка, мелкие детали (кружочки, ленточки) из набора «Коврограф Ларчик», клиенки, клей, кисточки.

Условия реализации. Условие реализации данного занятия - это  достижение поставленных целей и задач мероприятия в рамках инновационного проекта, направленного на развитие дивергентного мышления детей старшего дошкольного возраста «Острова успеха».

Краткое описание идеи. Мастерская юного краеведа эмпирическим способом погружает ребенка в увлекательный мир исследований истории и природных особенностей родного края. Помогает привить детям чувство любви и привязанности к культурным ценностям, направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или исследуемом объекте, обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни.

        Полуостров Ямал - далекий и суровый край, но эта земля хранит в себе много загадок и тайн. В ней скрыты бескрайние просторы разноцветной летней и серебристой заснеженной тундры, бегущего по глубинам бездонного звездного неба северного сияния. С прошлым нашего края мы знакомимся через изучение, исследование находок, которые дарит нам тундра, храня их секреты многие тысячилетия.

План проведения:

1. Ритуал

2. Прослушивание видеозаписи Эдейко.

3.Распределение на подгруппы.

4. Наблюдение, исследование и анализ.

5. Физкульминутка.

6. Введение нового материала. Рефлексия.

7. Пальчиковая гимнастика (авторская).

8.Продуктивная деятельность (создание модели мамонта из заданного материала).

9. Мини-выставка.

10. Итог. Рефлексия.

Словарная работа: краеведение, мамонт, скелет, древнее животное, бивень, динозавр, с.Гыда.

Основная часть

Ход НОД

Ритуал начала занятия. Тихо звучит национальная мелодия народов севера.

Педагог: Здравствуйте ребята, предлагаю вам вспомнить правила дружбы. Встанем в круг и возьмемся за руки.

1 ребенок: внимательно слушать и слышать друг друга,

2 ребенок: помогать друг другу,

3 ребенок: быть добрыми и вежливыми.

Педагог: Молодцы!

Введение в проблемную ситуацию

Педагог: Ребята посмотрите, наш друг Эдейко передает видеопривет.  Включается видеозапись 

Эдейко: Дорогие ребята хочу поделиться с вами историей, которая со мной приключилась. На днях я отправился гулять по своему острову, который находится в вечной мерзлоте на Ямале и наткнулся на удивительную находку. Это было что-то огромное, местами покрыто густой шерстью. Отправляю вам фото, помогите разгадать, что это может быть?

Педагог: Ребята, мы сможем помочь Эдейко? (ответы детей). 

Педагог: Сегодня мы с вами будем, как настоящие краеведы – это ученые, которые изучают природу и историю родного края. Краеведы в теплое время года носят панамы или банданы на голове. У нас есть косынки разного цвета, что бы быть похожими на группу ученых мы завяжем их на шее. (Ребята выбирают цвет какой, захотят и таким образом формируют 4 группы: красные, желтые, зеленые и желтые).

Педагог: Готовы быть краеведами? (ответы детей). Тогда попробуем провести исследование этой находки.

Актуализация знаний, умений

Педагог: Вначале внимательно рассмотрим фотографию (скелет мамонта), которую прислал Эдейко. Что вы видите?

Дети: Скелет с маленькой головой, огромные 2 кости похожие на зубы (бивни) торчат снизу из черепа, длинные кости похожие на ноги, ребра и длинный позвоночник, сзади предположительно маленький хвостик.

Педагог: Вы очень наблюдательны, таким качеством обладают все исследователи. На что похожа эта находка?

Дети: Кости какого-то животного.

Педагог: Вспомните, что говорил Эдейко о размере находки?

Дети: У нее был огромный размер.

Педагог: Назовите дикое животное, у которого есть, такие длинные зубы торчащие наружу.

Дети: У слона.

Педагог: Как звали предков слона вы узнаете, если отгадаете веселую подвижную загадку. Дети встают в круг.

Физкультминутка. Стихотворение про мамонта

Жил давным-давно когда-то (стоя разводим руками по сторонам)

Слон огромный волосатый (поднимается на носочки, руки вверх, взъерошили волосы на голове)

То ли папонт, то ли бабонт, (руки на пояс, наклоны в право в лево)

То ли дедонт... Вот растяпа, (поднять плечи, опустить)

Слово я забыла. Ребята, (наклоны головы в право - влево)

Кто из вас здесь умный самый, (руки вперед)

Как зовут его все? – Мамонт! (руки в граммофон к губам).

Открытие нового знания или умения.

Педагог: Молодцы ребята правильно. Еще мамонт одно из первых больших животных имеющих хобот. Мамонт относится к семейству слоновых. Хобот позволял чувствовать запахи, принимать пищу, душ и защищаться от врагов. Огромные бивни помогали мамонтам добывать еду. Мамонты были травоядными динозаврами. На северных территориях мамонты были покрыты густой, длинной коричневой шерстью. Это древние животные, которые давно вымерли. Такие же находки были найдены в нашем Тазовском районе в поселке Гыда.

Рефлексия. Ребята продолжите предложение: сегодня я узнал…; было интересно узнать…; у меня получилось…; я смог…Передавая мяч детям они продолжают предложения.

Воспроизведение нового в типовой ситуации 

Педагог: Ребята сейчас мы, как настоящие краеведы родного края заглянули в прошлое и узнали, какие животные обитали на территории Ямала. Предлагаю вам создать образ мамонта. Но перед этим нужно подготовить пальчики. Пальчиковая гимнастика (авторская)

Я нашел сегодня клад, (соединяем поочередно пальчики левой и правой руки, большой с большим,  указательный с указательным и т.д.)

Очень, очень, был я рад (хлопаем в ладоши).

Раз, два, три, четыре, пять - (соединяем пальцы в кольцо большой с указательным, большой со средним и т.д.)

С мамонтом иду играть (сжимаем ладошки как будто здороваемся).

Педагог: Распределитесь на группы по цвету косынок. Придумайте название своей группе связанное с нашим краем (тундровечки, оленята, северное сияние, бруснички и т.д.). Представители команд подойдите к столу и выберете карточки: «пластилин», «конструктор», «бумага + ножницы», «фиолетовый лес».  

Ребята подойдите в творческую зону с приготовленными материалами: лепка из пластилина, аппликация, конструирование из «Лего» конструктора; работа на «Коврографе «Фиолетовый лес».

Педагог: Обратите внимание, на столах лежат энциклопедии с закладками, посмотрите иллюстрации с изображением мамонта.

Педагог: Какая голова у мамонта? Какая шкура, ноги, хвост? Какого он цвета?

Педагог: Ребята, работая в мини группе, сделайте одного мамонта из материала, который лежит на столе. Для этого вам нужно договориться о том, как вы будете его делать: с чего вы начнете работу; кто, какие детали будет делать; как будете собирать детали. Педагог помогает по необходимости каждой группе, в конце оформляют мини выставку.

Итог НОД

Педагог: Ребята давайте вспомним, кем мы сегодня были? Кому помогали? Что сделали? Кто такой мамонт?

Рефлексия. Продолжите предложение: было трудно выполнять…; теперь я могу …; я научился…, я попробую сам…

Использованная литература:

  1. Курочкин Е.Н. Атлас динозавров и других ископаемых животных. / РОСМЭН
  2. Книга эрудита. Изд. Махаон. 2003.
  3. Тихонов А.В. Мамонты и другие доисторические животные/ изд. АТС, 2016г. Серия. Сто умных книжек для малышей и малышек.

Интернет ресурсы:

  1. http://stihi-pro.pp.ua/sid_0_cid_1_tid_0/stihi_pro_mamontov.html
  2.  Fish Family. Динозавры для детей. Мамонт. Развивающее видео для детей.

Приложение

C:\Users\bm-user\Downloads\IMG-20220113-WA0023.jpg

Конструирование на коврографе развивающей среды «Фиолетовый лес» с мелкими деталями (листики, кувшинки, ежик, змейка, мелкие детали (кружочки, ленточки) из набора «Коврограф Ларчик».

C:\Users\bm-user\Downloads\IMG-20220113-WA0009.jpg

Готовые работы: конструирование из бумаги, пластилина, Лего.

C:\Users\bm-user\Downloads\IMG-20220113-WA0010.jpg

Мамон из пластилина

C:\Users\bm-user\Downloads\IMG-20220511-WA0003.jpg

Наш друг Эдейко

20220115_171449.jpg

Остров Эдойки

C:\Users\bm-user\Downloads\1616754668_1-p-mamont-krasivo-1 (1).jpg

Мамонт

C:\Users\bm-user\Downloads\Imperial_Mammoth.jpg

Скелет мамонта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досугового мероприятия, развлечения Тема: «На Ямале мы живём» (для детей подготовительной группы)

Программное содержание: Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.Задачи:1.Расширять зна...

Конспект НОД "Жил-был мамонт"

Конспект занятия по окружающему миру "Жил- был мамонт"...

Конспект мероприятия «Надым – город на Ямале»

Познакомить детей с достопримечательностями города  Надыма.Научить понимать символический смысл изображений на флаге и гербе.Учить называть и показывать на карте область, округ и город.Закрепить ...

Конспект комплексной организованной образовательной деятельности по ФЭМП для подготовительной группы по теме: «Путешествие по Ямалу»

Конспект комплексной организованной образовательной деятельностипо ФЭМП для подготовительной группы по теме:«Путешествие по Ямалу»...

Конспект развлечения «На Ямале мы живём»

Программное содержание: Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.Задачи: Расширять...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Какие животные обитают на Ямале?

ЦЕЛИ:• Сформировать представление об обитателях Ямала: белом медведе, тюлене, северном олене, песце, лемминге; рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни, как ...