Конспект мероприятия «Надым – город на Ямале»
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Назарова Марина Александровна
  • Познакомить детей с достопримечательностями города  Надыма.
  • Научить понимать символический смысл изображений на флаге и гербе.
  • Учить называть и показывать на карте область, округ и город.
  • Закрепить знания детей о природных богатствах края.
  • Формировать представления об основных профессиях надымчан.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект мероприятия «Надым – город на Ямале»

Создал Господь Бог Землю. Все расположил на ней своим чередом: и горы, и равнины, и моря, и океаны, и пустыни…Хорошо получилось.

Потом призадумался. А какими бы богатствами одарить каждое место на Земле? И решил – соберу все подарки и отправлюсь путешествовать. Пришел на Украину – подарил ей сады, в Молдавию – виноградники, на Кавказ – минеральные источники, на Урал – камни самоцветные, оказался в Восточной Сибири – оставил там уголь и руду железную. Когда на тюменской земле оказался, почувствовал, что устал, притомился. Взял он и высыпал здесь сразу полмешка подарков. Тут тебе и нефть, и газ, и лес, и зверь пушной, и рыба, да много еще чего… Передохнул и подумал Бог: «Большие богатства большим трудом должны добываться». И спрятал их – нефть и газ под землю, зверей – в леса дремучие, рыбу  - в реки и озера глубокие. «Пусть, сказал Господь Бог, люди здешние живут в достатке, своим трудом славят землю сибирскую да преумножают богатство и мощь России – матушки». Так оно на самом деле есть, и так будет всегда.

Задачи:

  • Познакомить детей с достопримечательностями города  Надыма.
  • Научить понимать символический смысл изображений на флаге и гербе.
  • Учить называть и показывать на карте область, округ и город.
  • Закрепить знания детей о природных богатствах края.
  • Формировать представления об основных профессиях надымчан.

Материал и оборудование:

Мультимедийная презентация

Предварительная работа:

Беседы о городах России, о профессиях людей, живущих в городах.

Ход занятия

В: Скажите, на какой планете мы живем?

Д: Мы живем на планете Земля.

В: Как называется наша страна?

Д: Наша страна называется Россия.

В:Посмотрите на  карту какая большая у нас страна, как много на ней городов. На крайнем севере, где зима длинная, а лето короткое есть молодой город Надым.  

У каждого города, как и человека, свой возраст. Сколько лет вашему городу? А Надыму в этом году будет 40 лет. Город Надым решили построить,  потому что на месторождении «Медвежье» нашли газ.

 Поэтому профессии газовика-это работник газовой промышленности, буровика – это специалист по бурению скважин и строителя для города градообразующие.

Ребята, а кем работают ваши родители? (ответы детей).

А в суровом крае на болотах, в тайге, тундре работают мужественные люди, открывают новые месторождения газа. Газ по трубопроводам поступает во многие города нашей родины и в другие страны.

Надым, как и другие города, имеет свой герб и флаг (см. презентацию).

В: В каждом городе есть свои достопримечательности. Это места, куда любят ходить горожане, чтобы отдохнуть, полюбоваться на памятники. Их показывают гостям города. Давайте с вами представим, что мы приехали в город Надым и  отправимся на экскурсию на «автобусе» по городу Надыму (экскурсия по фотографиям).

Первая остановка – улица Комсомольская, это первая улица, которая появилась в городе (дети рассматривают фотографии).

Вторая остановка – Вечный огонь (дети рассматривают фотографии, воспитатель рассказывает, в честь кого открыт памятник).

Третья остановка – бульвар Стрижова (дети рассматривают фотографии, воспитатель рассказывает, в честь кого открыт памятник).

Четвертая остановка – памятник мемориальная доска Звереву А.М.

Таким образом, дети объезжают 4-5 остановок, рассматривая фотографии, ведя беседу.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Знатоки Надыма». Затем дети возвращаются в детский сад, рисуют то место в городе, которое им больше всего понравилось.

ИГРА «Знатоки Надыма»

Цель: Закрепить знания о памятниках Надыма, развивать воображение, память.

Материал: Разрезные картинки с видами памятников Надыма, фишки.

Ход игры: Воспитатель делит детей на две команды. Предлагает по фрагменту фотографии, открытки узнать памятник. Справившаяся с заданием команда получает фишку. В конце игры подводится итог.

Конспект занятия "Я люблю тебя, Ямал!"

Тема: “Быт народов Ямала”

Задачи:

Дать детям представление о том, где и как живут коренные жители тундры.

Знакомство со словами на ненецком языке “мя” (чум), “нюк” (покрытие), “сингокотья” (колокольчик), “Ань-торова” (здравствуйте), “лакомбой” (до свиданья).

Материал к занятию: презентация  «Я люблю тебя, Ямал!»

Ход занятия:

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а какое, вы сейчас поймёте из стихотворения.

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом,

Мы на севере живём!

Воспитатель: – Мы побываем в гостях у северных народов, посмотрим, где и как они живут, чем занимаются.

Национальности народов Севера - Ханты, ненцы, селькупы, коми-зыряне.

 И у каждого народа есть свой язык, традиции, свой быт. Сегодня мы побываем у  ненцев.  Живут ненцы - в тундре. Мы с вами живем в домах, а ненцам  служит  домом – чум,              по-ненецки  чум – «Мя».

 – Как вы думаете, почему чум, а не дом? (ответы детей).

Потому, что они часто переезжают с места на место, чум удобнее, и легко разбирается и собирается. Из чего состоит чум? ( ответы детей).

Давайте посмотрим, из чего собирается чум, как он обустроен.

Чум состоит из множества шестов, связанных между собой, которые ставятся по кругу, а

и сверху покрывается покрытием.

По-ненецки покрытие “нюк” (дети повторяют). В зависимости от времени года чум бывает зимний летний. Какая разница между летним и зимним чумом?(ответы детей).

У летнего чума покрытие из бересты, а у зимнего – из оленьей шкуры.

На пол в чуме – кладут доски.

Согревают чум – железной печкой, она стоит в  середине чума. Чум без окон, только на верху есть отверстие, через которое проходит свет.

А как вы думаете, а какая-нибудь мебель есть в чуме? (ответы детей).

- Кроватей , диванов ,  шкафов,стульев в чуме нет. На пол стелется циновка (подстилка из плетённой соломы), сверху настилают шкуры, так они спят, во время еды они сидят на них.

Вместо обычного стола возле очага находится невысокий узкий столик. За этим столиком жители чума кушают. За столиком находится сундучок с небольшим запасом еды и посуды. Посуда  у ненцов  крупная, потому что большая семья, раньше  делали посуду  из дерева.

 – А почему посуда именно деревянная? (ответы детей)

 –  Ненцы часто переезжают с одного места на другое: обычная посуда будет биться, поэтому они делают её сами из дерева. Такая посуда намного легче и прочнее.

– Так как чум не большой, а в чуме живет много людей, поэтому у каждой вещи есть свое место, и живущие в нем поддерживают порядок. Занимается хозяйством в чуме женщина (чум работница).

– Хозяйка варит еду, убирает в чуме, готовит дрова, носит воду, поддерживает огонь в печи.

- Ребята, мы говорили с вами, что у женщины очень много дел по хозяйству в чуме, но ведь у неё есть свободное время и она большая мастерица.

Чум работница  шьёт покрытие для чума, одежду для всех членов семьи. Выполняет узоры из меха, ткани, пуговиц; плетет из бисера.

- У хозяина тоже много работы – пасет оленей, ловит рыбу, занимается охотой.

 Вот как много дел у мужчины, а в свободное время он так же любит мастерить.

Хозяин  мастерит посуду и различные поделки из дерева, игрушки детям и, конечно же, нарты.

– Ребята, давайте посмотрим на нарты. На что похожи нарты?

Дети: – На санки, на русские сани.

Воспитатель: – Правильно, у нарт, как и у санок, есть полозья, с помощью которых они передвигаются. Есть место для сиденья или груза. Все это делается из дерева, без единого гвоздя, поэтому нарты легкие и удобные в обращении. О том, как возникли нарты, рассказывается в одном ненецком предании. Два Ненца решили построить нарты. Пошли они в лес, срубили два хвойных дерева. Один Ненец очень торопился, ничего не обтесал, и ствол оставил весь с сучками. Другой же обтесал древесину и сделал всё ровно и гладко. Вот один Ненец поехал – только пыль столбом, а у другого олени тянут-потянут и не как, сучки мешают, хода не дают. Олени оглянулись на хозяина и говорят человеческим голосом “Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, поэтому он быстро едет. А мы весь лес вместе с талой землей тащим за собой, сил уж нет никаких”. С тех пор нарты обстругивают гладко, и они быстро передвигаются.

Есть разные виды нарт, нарты бывают ездовые, грузовые.

 Ездовые бывают мужские и женские. Женские отличаются тем, что они немного длиннее и со спинкой. Так как женщина возит с собой детей, чтобы детям было удобно и они не упали, для этого у нарт спинка.

А грузовые нарты -это нарты для перевозки грузов .Есть нарты с деревянным сундуком. В сундуке хранят запас продуктов

Между санками и нартами есть большое различие. На санках летом не покатаешься, а на нартах можно ездить зимой и летом.

Управляют оленьими упряжками с помощью длинной палки, а как она называется вы узнаете, если отгадаете загадку.

Сам длинный, голова деревянная, хвост железный. (Хорей.)

Хорей – это длинный шест, с помощью которого управляют оленьей упряжкой. А что это за “деревянная голова”, о которой говорится в загадке?

На один конец хорея одета круглая деревянная втулка (шарик) для того, чтобы не поранить оленя.

А что это за железный хвост? И для чего он нужен?

Это железное копьё, которое надевают иногда на другой конец хорея. Копьём пробуют прочность льда, а иногда отгоняют от стада волков.

- Ребята, как вы думаете, зимой холодно в тундре? (ответы детей)

- В тундре зимой постоянно дует ветер, стоят сильные морозы, завывают метели. И чтобы не замёрзнуть, жители тундры шьют себе специальную одежду. Послушайте загадку:

“В одну дырку влезают, а из трёх вылезают”

Это  малица – сплошная мужская верхняя одежда  из оленьего меха с капюшоном.

Мужчины не носят шапку потому, что они много времени находятся на улице, чтобы не сдували сильные ветра, они  надевают капюшон от малицы.

Ненецкие мальчики носят детскую малицу.

На ногах мужчины носят длинную обувь, сшитую  из оленьего меха.  Они называются кисы.

Сверху малицы мужчина надевает пояс. Пояс для него считается гордостью, он никогда и не где его не бросает и не снимает.

 Женская одежда называется – ягушка.

 Ягушка от малицы отличается, у неё разрез впереди и нет капюшона. Она надевается, как пальто, только без пуговиц, на завязках, расшитая разными орнаментами, украшена  разноцветными кусочками сукна.

На голове  женщины носят большие разноцветные платки. Если отправляются  в далекую дорогу одевают шапку, сшитую из оленьего меха, расшитую орнаментом из сукна, а по краям шапки прикреплены металлические бляшки и монеты, это для того, чтобы шапку ветром не сносило. Есть ещё одна деталь в женской одежде – ложные косы. Это две переплетённые косы из цветных ниток, к ним тоже прикреплены металлические бляшки, пуговицы, монеты; они очень тяжёлые. Такие косы нужны для того, чтобы спина была ровная, не горбилась.

В тундре дети гуляют одни. Чтобы мама знала где они находятся, к одежде пришивают колокольчики. На ненецком языке они называются «сингакотья».

 Мы с вами говорили, что для мужчины пояс – гордость.  Гордостью для женщины является сумочка, в которой она хранит свои принадлежности для рукоделия.

Ненцы при встрече приветствуют друг друга – Ань – торова! (Здравствуйте по-ненецки).

Очень интересные  у них имена. Девочек называют Мерне (быстрая), Едейне (новая).

Имена мальчиков  Нядма, значит – “помощник”,Едейко (новый)

Тундре нет магазинов, поэтому игрушки дети мастерят своими руками, а родители им помогают. Они намного прочнее и интереснее. Мальчики играют лодочками, нартами, фигурками оленей.

А девочки, как и вы играют  куколками. Куклы делают сами из утиных носиков и шьют одежду такую же, какую носят сами.

Дети в тундре очень трудолюбивые. Мальчики с малых лет помогают папам, старшим братьям. Пасут оленей, рыбачат, ходят на охоту. А девочки помогают маме в чуме по хозяйству.

Ну, вот и закончилось наше путешествие.

Когда ненцы прощаются они говорят  « Лакомбой!» (До свиданья по-ненецки.)

Послушайте  стихи о Севере :

На Севере Крайнем

Большою семьёй

Ребята всех наций живут,

Гордятся своею богатой землёй,

О ней свои песни поют.

Я люблю наш не густо обжитый,

 Но богатый ямальский простор,

 Гор Уральских седые гранты,

 Нити рек и тарелки озёр.

Край широкий холмы и равнины

Всех оленей твоих не сочтёшь,

Сколько рыбы и ценной пушнины

Ежегодно стране ты даёшь.

В снежном вихре мчат олени

По холмистой тундре мчат,

Не бегут мои олени,

А по воздуху летят.

От Полярного сиянья

Посветлело словно днём,

На большие расстоянья

Хорошо видать кругом.

Я люблю езду такую,

Только править успевай,

И поёт душа ликуя,

Здравствуй, тундра, милый край!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Надо, надо умываться»

Закрепление знаний по теме «Предметы личной гигиены» Способствовать формированию потребности у ребенка быть здоровым;воспитывать культурно- гигиенические навыки....

Конспект досугового мероприятия, развлечения Тема: «На Ямале мы живём» (для детей подготовительной группы)

Программное содержание: Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.Задачи:1.Расширять зна...

Надым-город на Ямале

Презентация для детей старшего дошкольного возраста. Презентация знакомит детей с городом с малой родиной, памятными местами....

Конспект мероприятия Волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 53 «Светофорик» г. Альметьевска»...

Конспект - занятния "Надо, надо умываться по утрам и вечерам..."

Когда детки совсем маленькие очень важно научить их определенным правилам, воспитывать у них культурно-гигиенические навыки, становление ценностей здорового образа жизни, овладевание элементарными нор...

Конспект мероприятия "Азбука города"

закрепление знаний детей по ПДД...

Конспект занятия «Надо, надо умываться»

Конспект занятияпо образовательной области «Познавательное развитие» для детей средней группы «Надо, надо умываться»...