Конспект развлечения «На Ямале мы живём»
методическая разработка (подготовительная группа)

Айдакова Александра Васильевна

Программное содержание: 

Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о природе и жизни людей на севере.
  2. Обогащать словарный запас детей.
  3. Воспитывать у детей интерес к родной стране, ее природным богатствам; желание больше узнать о людях разных национальностей и народностей; воспитывать уважение к людям другой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_puteshestvie_-_na_yamale_my_zhivyom.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект развлечения

 «На Ямале мы живём»

(для детей подготовительной группы)

Программное содержание: 

Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о природе и жизни людей на севере.
  2. Обогащать словарный запас детей.
  3. Воспитывать у детей интерес к родной стране, ее природным богатствам; желание больше узнать о людях разных национальностей и народностей; воспитывать уважение к людям другой культуры.

Предварительная работа:

  1. Беседа.
  2. Рассматривание картины «Дети севера».
  3. Заучивание стихотворений, песен, элементов танца народов севера.
  4. Подготовка костюмов.

Словарная работа: малица – меховая верхняя одежда; Важенка – олениха; аркан – плетенная из кожи веревка; хорей – шест, которым погоняют оленью упряжку; хэйро – солнце.

Оформление музыкального зала: расставление декораций на северную тематику (чум, олени, люди в национальных костюмах, национальный орнамент на зеркалах).

Ход развлечения

Дети забегают четверками: оленьи упряжки, три оленя, один наездник.

Выстраиваются возле чума.

Ведущий: 

К оленеводам отчизны моей

Я приглашаю на праздник гостей.

Сладкой морошкой, заваренным чаем

Я гостей дорогих угощаю.

П. Автысый.

1. 

Вы на карту посмотрите

И Ямал на ней найдите,

Потому что здесь наш дом:

Мы на севере живем.

2. 

Вот заря, как знамя рдеет,

Солнца луч ударил ввысь.

Из столицы в это время

Звуки гимна донеслись.

3. 

Будет день такой, что любо!

Сразу тундра ожила:

И спешат навстречу людям

И заботы, и дела.

4. 

Пастухи поедут в стадо.

Ладит снасти зверолов.

А рыбацкая бригада

Привезла большой улов.

5. 

Тишину окрест нарушив

На соседней буровой.

Из земной коры наружу

Взвился факел голубой…

6. 

Родина… Родина. Тропи оленьи.

Родина… В сопках родное селенье

Дома выбегают к студеному морю

Есть лучше места, в этом мире – не спорю.

Песня «Это наша Родина".

Встанет утром рано

Выглянет в окно.

Смотрит с неба солнце

Светит к нам в окно.

Все что ясным утром

Видно из окна.

Это наша Родина

Это наша Родина

Родимая страна.

Там где был недавно

Дом один готов.

Сто подъемных кранов

Строят сто домов.

Светом звезд кремлевских

Вся озарена.

Это наша Родина

Это наша Родина

Родимая страна.

А высоко в небе

Остается след

Быстрых самолетов

И больших ракет

Космос покорила

Раньше всех она

Это наша Родина

Это наша Родина

Родимая страна.

Слова Л. Некрасова.

Игра «Сова и мыши».

Правила игры. Полярная сова находится в углу площадки, остальные играющие – мыши.

Под тихие удары небольшого бубна мыши бегают на площадке, на громкий удар бубна мыши становятся столбиком, не шевелятся. Полярная сова облетает мышей и того, кто пошевелится или стоит не столбиком, уводит с собой. В заключение игры (после 3-4 повторений отмечают тех игроков, кто отличился большей выдержкой).

Громкие удары не должны звучать длительное время. Дети должны быстро реагировать на смену ударов.

Стихотворение «Морошка»

Морошка, морошка

Тоненькая ножка

Ягодка фонарик

Сладостью подарит.

Солнца луч в окошке

Золотые рожки

Вышла я из чума

Нет нигде морошки.

Гуси на болото

Прилетали рано.

Завтра за морошкой

Раньше солнца встану.

Огда Аксенова.

Танец «Ягодка»

За густыми облаками

Солнце прячется лисицей.

Загляну за гребень тучи,

Крикну солнышку: - хэй, хэй!

Л. Лапцуй.

(Солнышко – девочка выходит из – за тучи и приглашает детей поиграть в игру).

Игра «Солнечный зайчик»

Прискакал я к вам лучом!

Все было нипочем!

Только замечаю –

Без друзей скучаю.

Если друга рядом нет,

То во мне тускнеет свет.

А от дружбы, точно знаю,

Снова ярко засияю,

Словно зайчик озорной!..

Кто подружится со мной?

Игра «Хэйро – Солнце»

Правила игры. Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят ХЭЙРО. Ведущий – солнце сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда солнце встает и выпрямляется (вытягивает руки в стороны).

Все игроки должны увертываться от солнца при его поворотах. На сигнал «раз, два, три – в круг скорей беги!» те, кого ведущий не задел, возвращается в круг.

Стихотворение «Снегири»

Прилетели снегири

Перед чумом сели

Будто капельки зари

Грудки заалели.

Стайки птичек на снегу

Как костер пылает…

Но понять я не могу

Что же снег не тает?

Танец «Снегири».

1 – Полетели

2 – Сели, клюют

3 – Попрыгали парами

4 – Клюют, перебегая с места на место

5 – Полетели по всему залу

6 – Сели на свои места.

Ведущий: «Легенда о морошке».

Девушка – Заря, склоняя взор

Вышивала бисером узор –

После долгой, ледяной зимы

Украшала девичьи пимы…

Как-то ветер прилетел во мгле

И рассыпал бисер по земле!..

С той поры далекой, поутру,

Косы распуская на ветру,

Девушка – Заря по тундре ходит

Бисер свой по бусинке находит.

На болотных кочках у дорожки

Ягодки душистые морошки

Как живые капли янтаря

Собирает девушка – Заря.

П. Явтысый.

Девушка – Заря: 

- Здравствуйте дети!

Что здесь было

Клюква да морошка

А теперь на берегу реки

Новые дома растут без счета

Ветру и морозу вопреки.

Нарты крепко спят у чума

И наверно, видят сны.

Как они опять кочуют

Тропкой тундровой зимы…

П. Явтысый.

Игра – соревнование «Перепрыгни через нарты»

Игра «Кто больше соберет брусники»

Девушка – Заря: - А сейчас отдохнем и загадки о Севере отгадаем.

1. 

Она как оленья шкура,

От моря до моря лежит -

То рыжей, то белой,

То зеленой становится. (Тундра).

2. 

Гусиный пух, тундру заметает, а гусей нигде нет.

(Снег).

3. 

Вечер на костре заката

Чайник кипятит

Белым паром землю покрывает. (Туман).

4. 

На тундру загляделось

Сразу три месяца

Спать не ложатся. (Летнее солнце).

5. 

Олень от них убегает –

А они не отстают. (Нарты).

6. 

Лес не лес, туча не туча –

То по тундре кочует,

То на одном месте крутится. (Оленьи стада).

Эй, беги, беги олень,

Через тундру веселей.

Пусть горит весенний день

Ярким солнцем, эйя – эй!

Танец «Маленькие олени» на музыку «Увезу тебя я в тундру».

И снова загадка:

Цветная занавеска,

Ночное небо закрывает.

А в тундре от нее

Светлее становится. (Северное сияние).

Вновь полярное сиянье

Над Ямалом занялось.

Ты откуда, ты откуда

Диво дивное взялось?

На центральной стене опускается панно, где

нарисовано северное сияние, лес, олени, нарты, чум.

Рассказ девушки – Зари о жизни людей в тундре.

Пол в чуме покрыт досками – латами, а на них, справа и слева, лежат меховые постели… Вход в чум закрывается тяжелым меховым пологом, чтобы даже сильный порыв ветра не откинул его. С другой стороны чума, напротив входа, стоят специальные лари, в которых люди хранят свои съестные припасы, посуду, инструменты и другие домашние вещи. На шестах по краям чума висят: часы, календарь, зеркало, охотничье ружье. Тут же развешаны красивые картинки, вырезанные из разных журналов.

… Но вот над стойбищем опустилась ночь, и наступила тишина. Люди легли спать, ведь завтра – новый трудовой день. Возле каждого чума стоят нарты. Это легкие, но прочные сани для оленьих упряжек. Нарты бывают разные. На одних пастухи караулят стадо и перегоняют оленей с пастбища на пастбище. На других – перевозят различные грузы. А на третьих – отправляются в дальние поездки по тундре. Но все нарты – настоящие труженики. И значит, они тоже устают. Вот почему нам иногда кажется, что они, как живые, уснули возле чума и видят сны. Тише!... Тише!...

Исполняется колыбельная песня народов коми

«Тэттель – Вэттель» («Маленький мальчик»).

Сценка «Мышонок и олененок» Иван Истомин.

Игра «Кто больше забросит снежков». Проводится 2 раза.

Забыты санки и лопатки…

Из рук смеющихся ребят

Снежки как будто куропатки

Пугливой стайкою летят.

Стихотворение

Три веселых олененка

Поутру спешат,

Цокают копытца

Хвостики дрожат.

И на стойбище ребята

Бегают, смеются.

Только эти оленята

В руки не даются.

Игра «Важенка и оленята».

Бродит в тундре важенка

С нею оленята.

Объясняет каждому

Все, что не понятно.

Топают по лужицам

Оленята малые

Терпеливо слушают

Наставленья мамины.

По сигналу появляется волк, и все олени бегут в свои домики («обручи»), волк догоняет детей.

Игра проводится 2 раза.

Приложение

Инсценировка сказки

«Мышонок и олененок».

Иван Истомин

Бежит однажды Мышонок. Бежит, а навстречу ему Олененок. Мышонок и спрашивает его: - Дружок Олененок, откуда ты и куда идешь?

Услышал Олененок мышиный писк, пригнул голову пониже и отвечает:

- Разве не видишь? За четырьмя ножками своими гоняюсь.

Тогда Мышонок засмеялся и сказал:

- Ты, оказывается, тоже сам не знаешь, куда идешь. Коли так, пойдем вместе!

Олененок согласился:

- Давай пойдем!

Пошли вдвоем. Мышонок еле успевает гнаться за Олененком. Много раз Олененок терял Мышонка из виду. А когда шли между кустами, чуть не наступил на Мышонка копытцами.

Шли-шли, Мышонок и говорит:

- Давай в прятки играть!

- Давай, - согласился Олененок, - ты маленький, ты и закрой глазки, а я спрячусь.

Мышонок сел на задние лапки, а передними закрыл глаза, Олененок побежал и спрятался за лежащим на земле деревом.

Долго искал Мышонок Олененка, но найти не смог. Наконец обессилел совсем. Сел и начал думать, как же все-таки найти Олененка. Долго думал. И додумался: «Ага, я этого великана хитростью возьму!».

Мышонок вдруг закричал:

- Дружок Олененок! Ты сам спрятался неплохо, а молодые рога видать!

Олененок подумал: «Эх, плохо я сделал! Правду Мышонок говорит!»

Вскочил он, чтобы получше рога спрятать, тут его мышонок и увидел.

- А теперь я спрячусь! – сказал Мышонок.

Долго Олененок искал Мышонка, но найти не смог. Обессилил совсем и лег отдыхать.

Мышонок выбежал из-за кочки и смеется:

- Эх ты, дружок Олененок! Сам большой, а недогадливый! Я маленький, а хитрее тебя! – И юркнул в мох.

Фыркнул Олененок от обиды и побежал в другую сторону.

С тех пор никогда не увидишь, чтобы Олененок с Мышонком вместе играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досугового мероприятия, развлечения Тема: «На Ямале мы живём» (для детей подготовительной группы)

Программное содержание: Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей тундры; развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.Задачи:1.Расширять зна...

Конспект развлечения в первой младшей группе Развлечение «Поездка в лес» (Первая младшая группа)

Конспект развлечения в первой младшей группеРазвлечение «Поездка в лес»(Первая младшая группа)...

Конспект организованной образовательной деятельности "Мы живём в Хакасии"

Данная деятельность направлена на создание социальной ситуации для развития у детей познавательной активности посредством ознакомления с хакасской культурой....

Конспект развлечения на лето «Лето – пора развлечений»

создание атмосферы радостного настроения в ходе развлечения....

Сценарий развлечения в младших группах по ПДД «В гостях у Светофорика» Конспект развлечения в младших группах по правилам дорожного движения на тему «В гостях у светофорика»

Цели: расширять знания детей о проезжей части дороги, тротуаре, о правилах перехода улицы, пешеходном переходе, светофоре; понимать значение зелёного, жёлтого и красного сигналов свето...

Летнее развлечение в детском саду для средней и старшей групп.Конспект развлечения «Прощай лето!»

Данное развлечение предназначено для детей среднего и старшего возраста. Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей дошкольного возраста....

Интегрированное занятие «На Ямале мы живём» для детей старшей группы

Цель: расширение и закрепление знаний о родном крае, о коренных жителях Ямала и их традициях...