Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины»
проект (подготовительная группа)

Лаврентьева Ольга Сергеевна

Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины» направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством обучения лепке из глины. Формирование теоретических знаний и практических умений. Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах из глины.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””

(МБОУ “ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР “ВЕРШИНА””)

________________________________________________________________________

143441, Московская область, г. о. Красногорск, д. Путилково, ул. 70-летия Победы, д. 5; ИНН 5024204108;

КПП 502401001; ОГРН 1205000031390; Тел.: 8 (977) 331-84-64; E-mail: oc.vershina@gmail.com

Исследовательско – творческий проект

«Гончарное ремесло: чудеса из глины»

                                                                                                                                                                                                                                                             Составила и провела:

 Лаврентьева О.С.

д. Путилково, 2022 г.

                                                                                       

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                               «Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

 

Актуальность темы.

 

     Иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось открыть…

В последнее время человечество все сильнее тянется к своему прошлому. Много профессий на земле кануло в Лету. Но одна из них дожила до наших дней почти не в измененном виде. Это профессия – гончара.

Гончарное ремесло передавалось на Руси из поколения в поколение. Сохранение гончарного ремесла – это сохранение наших русских традиций.

Промыслы народов России – это культурное наследие. Забыть их нельзя, их нужно помнить, знать и чтить.

Возрождение традиций русского ремесленного искусства – гончарного дела, возможно и в детском саду. Для детей, как показывает мой опыт, это одно из самых привлекательных и занимательных занятий. Для многих со временем, оно принимает форму увлечения и становится хобби.

Я считаю, что эта форма организации деятельности с детьми, отвечает требованиям ФГОС «в форме познавательной исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие».

 

Цель проекта:  Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины. Формирование теоретических знаний и практических умений. Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах из глины.

ЗАДАЧИ:

- Формировать представление детей о природном материале - глине, о ее свойствах, качествах и применении.

- Развивать  исследовательский интерес детей, познавательную активность, наблюдательность. Способствовать развитию логического мышления,

творческого воображения, эстетического отношения к предметам народно-

прикладного искусства. Развивать речь детей.

-Развивать у детей представление о профессии гончар в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда;

-  Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончара.

-  Изучить процесс изготовления глиняной посуды на Руси;

-  Познакомить с инструментами для лепки из глины: гончарный круг, глина, стеки, проволочка;

-  Создавать радостное настроение от встречи с глиняной посудой и народной игрушкой, усиливая впечатление детей  посредством создания в группе мини-музея, прослушивания  фольклорных произведений.

Активизация словаря: гончар, гончарный круг, горшечник, обжиг, крынка, корчага, плошка.

 -Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать желание лепить игрушку своими руками. 

МЕТОДЫ  И ПРИЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

      Практический: опыты и эксперименты, решение проблемных ситуаций, лепка из глины, просмотр мультфильмов, презентаций: «Гончарное ремесло», «Дымковские игрушки», «Филимоновская игрушка», знакомство с лепбуками «Глиняные игрушки», создание мини – музея «Чудеса из глины».

        Наглядный: показ опытов и экспериментов, презентации, иллюстрации, рассматривание различных видов глины.

        Словесные: словесное поощрение, вопросы проблемного и поискового характера, художественное слово, словесное привлечение детей через рассуждение, рассказы детей и воспитателей, беседы.

        Игровые: дидактические, сюжетно- ролевые игры.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОЕКТУ:

ДЕТИ:

 

        Называют и узнают глину и в натуральном виде и на картинках.

        Знают, как сделать глину пригодной для лепки.

        Имеют представление о том, где и как можно добыть глину.

        Имеют представление о том, как использует человек глину.

        Знают, кто такой гончар.

        Знают, какие орудия труда нужны гончару.

        Знают, для чего нужна вода во время лепки из глины.

        Знают, как сделать изделия из глины прочными.

      Имеют представление о народных промыслах- дымковская и филимоновская игрушка.

        Знают сказки о глине, об изделиях из глины.

        Умеют называть пословицы или поговорки о глине.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

 

        Консультация «Глинотерапия», «Школа лепки», «Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников»

        Привлечение родителей к созданию мини – музея в группе «Чудеса из глины».

        Оформление альбомов–презентаций «Гончарное ремесло», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».

        Оформление папок-передвижек «Русская народная игрушка. История и виды», «2022 год-год культурного наследия народов России», «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».

          Привлечение родителей пополнить уголок по экспериментированию глиной разного вида.

          Вовлечь родителей  в совместную с детьми творческую деятельность, создание видео фильмов о совместном творчестве детей с родителями.

    Пополнить  развивающую среду: творческими играми, книгами, иллюстрациями,  раскрасками по теме: Дымковская, Филимоновская игрушка и др.

План-график мероприятий.

I этап – предварительный:

1.Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

2.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

3.Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание предметно-развивающей среды, мини - музея.

4.Мониторинг знаний детей.  

6.Изучение литературы

7.Подготовка материала и т.д.

Второй этап. Практический. Проведение запланированных мероприятий.

Третий этап. Заключительный. Подведение итогов.

1.Оформление материала проекта.

2.Выставка детских работ из пластилина и глины на тему: «Глиняная посуда», «Дымковская игрушка. Лошадка», «Гжельские тарелочки» в раздевалке группы.

3.Выставка глиняных изделий, сделанных детьми совместно с родителями «Гранат», «Птичка – свистулька».

4.Мастер – класс для детей и педагогов гончара  из студии «Керамики» - «Встреча с гончаром: мастерим горшочки для каши и вазы на гончарном круге».

Проект: краткосрочный, исследовательско – творческий.

Календарно – тематическое планирование

работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет).

1 Этап «Выбор темы»

На занятиях по познавательному развитию «Народные промыслы» дети стали задавать много вопросов о профессии гончар:

«Почему эта профессия называется – гончар?», «Как из глины у гончара получается разная посуда», «Какими инструментами пользуется гончар», «Есть ли сейчас такая профессия?» и т.д. 

Видя такой интерес к этой профессии, я провела с детьми беседу, в ходе которой выяснила, что именно они хотят узнать о гончаре. 

В работе над проектом я использовала метод трех вопросов и выяснила: «Что дети знают о гончаре?», «Что хотят еще узнать?», «Как мы можем это узнать?»

Для введения детей в мир гончарного промысла мною был создан мини-музей «Чудеса из глины». 

Создание мини-музея — это отражение интересов и проявление инициативы детей, ведь в создании музея принимали участие сами ребята, их родители, что позволяет успешно взаимодействовать с семьей, вовлекать их в жизнь группы.  

Я решила с ребятами более подробно изучить «превращение» обычной глиняной массы в изящные, а главное полезные предметы обихода. Но на этом интерес детей не угас, и им захотелось попробовать изготовить глиняную посуду и игрушки.

Лепка из глины предполагает элемент творчества. Поделки из природного материала удовлетворяют неуемную любознательность детей. В этом труде есть новизна, творческое изыскание, возможность добиться более совершенных результатов. 

Лепка является эффективным средством развития творческих способностей дошкольников,  знакомит детей

с народно-прикладным искусством русского народа.

II этап – основной:

Сбор познавательной информации.

      

Период

Виды деятельности

Цели и задачи

1 неделя мая

Разработка проекта и подбор материала.

1.Экскурсия в мини-музей «Чудеса из глины».

Презентация: «Гончарное ремесло»

2.Поисковая деятельность «Гончарная глина - какая она и где её добывают?»

3.Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи по ранней профориентации дошкольников»

Знакомство с народными ремеслами (гончарное ремесло) и воспитание интереса к народным традициям.

Уточнение и расширение знаний детей по теме «Глиняная посуда».

Познакомить детей с видами глины и выяснить, какие виды можно использовать при изготовлении глиняных изделий и почему.

Познакомиться с историей происхождения и применением глины.

1.Что умеют делать золотые руки (о народных промыслах).

2.Презентация «Дымковская игрушка».

3.Презентация «Филимоновская игрушка».

4. Знакомство со свойствами глины.

5. Консультация для родителей «Зачем знакомить детей с народными промыслами»

Познакомить  детей с исторической справкой о возникновении глиняной игрушки.

Беседы по истории возникновения различных художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России (Филимоновской, Дымковской) с показом презентаций, иллюстративного и предметного материала.

Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Практическое знакомство с материалом.

 Рабочее состояние глины.

 Выявление особенностей материала в сравнении с песком, камнем и т.д.

1.Первые шаги к творчеству.

Лепим простые формы: шар, яйцо, полоска, колбаска, капля, жгутик, завиток, трубочка, соломка, лепешка, морковка.

Рассматривание с детьми, из каких простых форм состоят сложные предметы, окружающие нас в жизни.

Анализ форм.

Рассматривание и анализ изделий народных промыслов.

 Знакомство с инструментами и приспособлениями, используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды, тряпочка).

 Условия безопасной работы. Организация рабочего места. Лепка разных форм.

Закрепить умение дошкольников лепить шар, яйцо, полоску, колбаску, каплю, жгутик, завиток, трубочку, соломку, лепешку, морковку.

Напомнить детям основные приемы и способы работы с глиной: разминание, раскатывание, защипывание, сплющивание, скатывание, вытягивание, прищипывание, скручивание, декорирование, сглаживание пальцем, кисточкой или стекой.

 При анализе готовых работ учить выделять особенное и общее, находить простые формы в сложных предметах.

Развивать разговорную речь, обогащать словарь.

2 неделя мая

1.«Знакомство с  искусством Гжельской росписи»

2.Лепка из глины « Тарелочка»

 

 Продолжить знакомство с традиционным русским художественным промыслом «Гжельская керамика» и освоение простых элементов росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки, бордюры, капельки).

Учить лепить тарелочку из целого куска глины  способом вдавливания. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту, при этом использовать нетрадиционный материал в лепке – глину.

3. Грунтовка и роспись «Гжельской тарелочки»

Продолжать учить грунтовать высушенное изделие белой краской.

Учить оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи; закрепить знания детей о цветовой гамме (белый фон, сине-голубой рисунок) и элементах гжельской росписи: усики, капельки, стебельки-веточки, листочки, гжельская роза. 

Развивать способность создавать выразительный художественный образ с помощью гжельской  росписи.

Воспитывать аккуратность в работе.

4.Лепка из глины «Чайный сервиз» с элементами декорирования.

Продолжать освоение техники лепки, совершенствовать умение свободно варьировать разнообразные приёмы лепки (оттягивание, прищипывание, скрепление деталей) для создания выразительного образа.

Совершенствовать навык обрабатывать поверхность формы движениями пальцев и стекой. 

Совершенствовать умение лепить скульптурные группы из двух предметов с элементами декорирования (показать способ декорирования изделия способом «свивания»- жгутики скручиваем в косичку), создавать коллективные поделки, проявлять творчество. 

 Развивать воображение, наблюдательность, внимание, мышление, память мелкую моторику, речь.

Воспитывать аккуратность в работе.

 

3 неделя мая

1.Дымковская игрушка.

2.Знакомство с характерными особенностями дымковской игрушки.

3.«Дымковская Лошадка» - лепка из глины.

4. Грунтовка и роспись «Дымковской лошадки»

Продолжать формировать у детей представления о традиционной народной глиняной игрушке.

Учить лепить дымковскую лошадку из целого куска глины, используя различные приемы декорирования глиняной игрушки (налепы, насечки, разрезы, вдавливания).

Учить совершенствовать готовое изделие (сглаживать трещинки, устранять вмятины).

Воспитывать аккуратность в работе.

Продолжать учить грунтовать высушенное изделие белой краской.

Учить расписывать лошадку в дымковском стиле, подбирать традиционный орнамент и цветовую гамму.

Развивать чувство симметрии - идентичность узоров с правой и левой стороны.

Учить использовать основные элементы росписи для создания своего индивидуального рисунка.

Воспитывать аккуратность в работе.

4 неделя мая

1.Мастер – класс «Встреча с гончаром: мастерим вазы и горшочки для каши на гончарном круге».

1.Основные приемы создания гончарной формы.

2.Консультация для родителей «Глинотерапия»

 Создать условия для получения детьми знаний об устройстве и принципе работы гончарного круга.

Актуализировать знания детей о традициях и обычаях гончарного народного творчества, как важнейшей составной части русской традиционной культуры

Дать возможность детям при помощи взрослого освоить приёмы и особенности работы за гончарным кругом.

Показать основные приёмы создания формы, с применением методов сужения и расширения стенок будущего изделия, начиная с самого легкого и постепенно усложняя форму изделия.

Мотивировать детей к самостоятельному творческому процессу.

3. Грунтовка и роспись готовых глиняных изделий – горшочков  и  ваз.

Закреплять умения украшать глиняное изделие (посуду)  узором. 

Закреплять технические умения: рисовать концом кисти. Учить подбирать нужные цвета для росписи.

 Прививать любовь и вызывать интерес к русскому народному творчеству.

Развивать мелкую моторику пальцев рук, творческое воображение, внимание.

3этап «Реализация проекта»

  1. Мультимедийная презентация «Гончарное ремесло».
  2. Выставка изделий из глины «Дымковская лошадка»
  3. Выставка поделок «Гжельские тарелочки».
  4. Выставка глиняных изделий, сделанных детьми совместно с родителями «Гранат», «Птичка – свистулька».
  5. Мастер – класс для детей и педагогов  гончара  из студии «Керамики» - «Встреча с гончаром: мастерим горшочки для каши и вазы на гончарном круге».

4 этап Заключительный:

подведение итогов работы по проекту.

 Проектная деятельность была организована во всех видах детской деятельности, режимных моментах: проводились беседы, игры, творческие мастерские.

В результате проведения комплексной работы у детей сформировалось представление об одной из самых древних профессий – гончар. 

Мои  наблюдения говорят о том, что кусочек мягкой глины в ладошках детей и равномерно вращающийся круг гончарного станка производят магическое действие. Каждый из них чувствует себя в этот момент волшебником, которому подвластно всё!

«Спокойная»  глина активно развивает  детскую фантазию  и творчество, мелкую моторику и речь.  

Занятие гончарным делом интересно, увлекательно. Оно растит трудолюбивых мастеров.  Через ремесло возвращается дух того народа, которыми мы были раньше.

Гончарное дело  роднит  с традициями русской народной мастеровой культуры и сохраняет лучшее наследие наших предков.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Декоративная лепка в детском саду/ под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008.

  1. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998. (Серия: «Вместе учимся мастерить).

  1. Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову. ( сост. С.Ю. Ращупкина)2010 г.

  1. Основы художественного ремесла. Послушная глина./ Г. Федотов .1997г.

  1. Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество»

  1.  Ю.С.Аракчеев «Чудеса из глины»

 

Приложение

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

 

«ЗАЧЕМ ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С НАРОДНЫМИ ПРОМЫСЛАМИ?»

 

В современном мире дети увлечены различными модными гаджетами, захватывающими компьютерными играми, различными видами и разных по сложности конструкторов, что, несомненно, развивает их способности.

 

  Зачем развивать интерес у ребенка к народным промыслам? Многие родители задумываются над тем, для чего их детям в дошкольном возрасте необходимо знакомиться с различными видами народно - прикладного искусства. Действительно, в наше прогрессивное время, ребятам с самого раннего возраста приходится овладевать большим количеством знаний в разнообразных областях, где, казалось бы, такому предмету, как народные промыслы, отведено отнюдь не лидирующее место. Однако культура родной страны не должна теряться в указанном массиве окружающей информации. Воспитание гражданина и патриота своей страны, знающего и любящего свою Родину (задача особенно актуальная сегодня), не может быть успешно решено без познания народной культуры. Этот процесс должен начинаться как можно раньше. Только в этом случае народное искусство, как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след и вызовет устойчивый интерес.

 

  Народные промыслы — не просто застывшие во времени образцы искусства далекого прошлого. Это наша живая история, традиции, наследие предков, красота любимой природы. В изделиях, созданных руками мастеров, нашла свое отражение тысячелетняя история Руси. Вряд ли можно представить нечто более древнее и более важное для нашей культуры, чем традиционные ремесла и народное творчество.

  Работа в детском коллективе, индивидуальные занятия дома, рассказы воспитателя в детском саду помогают понять всю красоту, уникальность, бесценность произведений народных мастеров. В детях воспитывается уважение к труду других людей и к своему собственному, к неповторимости каждого человека и его взглядов на мир, к старшему поколению, к жителями сел и деревень, к художникам и рабочим. Дети развивают вкус, понимают, как сочетать цвета, как выразить одним цветом целую картину и множеством цветов — одно настроение. Народное искусство многофункционально, и одна из функций воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере.

 

 Трудясь над какой-либо игрушкой или рисунком вместе со своим ребенком, Вы сможете понять его настроение, черты характера, причину конфликта, если он вдруг произойдет. Психологами доказано, что народные промыслы являются прекрасной терапией, участие в них успокаивает, способствует приобретению гармонии, налаживает общение, излечивает от стремления к спорам, разногласиям, капризам.

 Знакомство с народным искусством способствует формированию эстетического отношения к окружающему. Все это необходимо для развития ребенка как личности.

 

  Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

 

  Дети во всей полноте ощущают богатство родного края, родной культуры, родного языка. Сказочные животные знакомят их с традиционным фольклором, самовары и другая посуда — с народным бытом, свистульки и ложки — с музыкальными истоками, сценки из крестьянской жизни — с историей родного края, страны.

Народное искусство, как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (прстота и завершенность формы, обобщенность образа) , именно поэтому оно близко восприятию ребенка, понятно ему.

 

  Приложите к этому руку и Вы, уважаемые родители, обогатите представления о народных промыслах Вашего малыша. Может быть, из младшего поколения в скором времени вырастут новые народные умельцы, которые продолжат бережно хранить вековые традиции, внесут вклад в развитие культурного наследия, еще более прославят наши драгоценные, неповторимые ремесла во всем мире. И воспитают любовь и уважение к ним у своих детей и внуков. 

 

О народных промыслах написано много книг, в которых присутствуют живописные иллюстрации с пояснениями и элементами орнаментов. В дополнение к ним выпускаются детские раскраски, рабочие тетради и комплекты для творчества, которые помогут ребенку на практике закрепить услышанное в детском саду или увиденное при просмотре  фильма.

 

  Дидактические игры, созданные руками мамы или папы, не оставят равнодушным ни одного ребенка. Красочные, захватывающие, требующие внимания и смекалки, они создадут прекрасную атмосферу творческого вечера в кругу семьи.

 

  Совместный досуг можно провести, посетив музеи, выставочные залы, ярмарки народных промыслов. Такие мероприятия надолго останутся в памяти детей, помогут пережить яркие эмоции и запастись множеством впечатлений.

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

 

«Взаимодействие детского сада и семьи по ранней

профориентации дошкольников»

        Ребенок дошкольного возраста – любознательная, думающая, наблюдающая, экспериментирующая личность. Познавая мир, исследуя его, ребенок делает массу открытий, изобретений, открывает для себя разные виды деятельности, мир человеческих отношений и общественной функции людей. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь и активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, дошкольник стремится к самостоятельности и потребности поступать как взрослый, подражая ему во всем.

         Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление  дошкольной педагогики. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

         Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

         Социальный опыт ребенка обогащается при освоении трудовой деятельности. Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека. Его привлекает то, как мама моет посуду, как папа ремонтирует стул, как бабушка печет пирожки и т.д. Ребенок начинает подражать взрослым в этих действиях не только в игре, но и в реальной жизни, делая попытки мыть, подметать, стирать и т.п., таким образом, приобщается к труду взрослых.

         При построении нашей работы по ознакомлению детей с трудом взрослых мы опираемся на наглядность, доступность с учетом возрастных особенностей.

        Детские интересы направляем в соответствии с задачами воспитания, расширяем и углубляем их, стараемся придать им устойчивость, нравственную направленность:

- внимательно выслушиваем и отвечаем на детские вопросы;

- формируем интерес к профессиям взрослых;

- развиваем  интерес к окружающей действительности;

- осуществляем индивидуальный подход к воспитанникам для более успешного формирования интереса к труду взрослых.

         При ознакомлении детей с трудом взрослых, со значимостью их труда, нами используются различные методы и приемы.

         При построении образовательного процесса с детьми используются такие формы работы, как:

·        организованная непосредственно образовательная деятельность;

·        совместная трудовая деятельность взрослого и ребенка, организация практических трудовых действий;

·        самостоятельная деятельность ребенка;

·        познавательно-исследовательская, проектная деятельность ребенка;

·        наблюдения за трудом взрослых;

·        коммуникативная деятельность;

·        чтение художественной литературы;

·        художественно-творческая деятельность;

·        игровая деятельность;

·        моделирование;

·        целевые прогулки и экскурсии;

·        культурно - досуговая деятельность;

·        встречи с людьми разных профессий;

·        встречи с интересными людьми;

·        живой пример окружающих взрослых.

                    Что необходимо знать дошкольнику о профессии?

           Ознакомление детей с трудом взрослых ставит целью дать детям конкретные знания и представления о профессии по схеме: название профессии – место работы - условия труда - инструменты для работы - выполняемые трудовые операции - результат труда.

           Наиболее действенные способы ознакомления с трудом взрослых – наблюдения за трудовым процессом, экскурсии, беседы и встречи с представителями профессий, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. Однако, наглядное восприятие требует интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

              Знакомство с профессиями в ходе специально организованных образовательных ситуаций, когда перед детьми ставится проблема, которую необходимо решить, непосредственно образовательной деятельности также способствуют расширению, закреплению и систематизации знаний детей, полученных в ходе непосредственного общения с представителями профессий. Во время таких ситуаций интегрируются различные образовательные области, используются разнообразные методы и приемы (наглядные, словесные, практические, проблемно-поисковые, игровые).

           Уточнению представлений о труде взрослых и воспитанию положительного отношения к трудящемуся человеку способствуют продуктивные виды деятельности дошкольников,  такие, как конструирование, аппликация, рисование, лепка. Связывая эти виды деятельности с наблюдениями, беседами, чтением художественной литературы стараемся так представить воспитанникам тему непосредственно образовательной деятельности, чтобы она эмоционально продолжала и подкрепляла то, что они узнали ранее, помогла бы им выразить свое отношение к труженикам.

           Центральное  место в работе отводится игре. Одним из основных видов игры является сюжетно-ролевая игра. Она позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда и пр.

            В ходе сюжетно-ролевой игры усваиваются определенные правила и нормы, формируется активная социальная позиция.  Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально, в выборе роли, главное место занимает ее  внешняя привлекательность: бескозырька, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит. Правильно организованная игра является прекрасным средством воспитания эмоционально - положительного отношения к труду. Темы для игр  берутся из известных детям сказок и литературных произведений (К.И. Чуковского «Доктор Айболит», С. Маршака — пожарника Кузьмы «Пожар», почтальона  «Почта»), из реальных фактов и событий («Врач и больные дети», «Продавец и покупатели», «Проводник и пассажиры»).

             Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится семье.

Семья – это пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление  о работе, которое мы, порой сами того не ведая, передаем ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребенок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот.

            Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы. Информационное воздействие родителей может проявляться во всех разновидностях их воспитательной деятельности, т.к. на каждом шагу мы сталкиваемся с необходимостью дать ребенку сведения о той или иной профессии. Это, прежде всего, доступные беседы о себе, своей работе, пояснение сказок, произведений художественной литературы, иллюстраций к ним, мультфильмов, т.е. всего увиденного и услышанного.

              Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Следует представить эту информацию в нейтральной форме, чтобы ребенок сделал выводы самостоятельно, например: «А мне нравится быть врачом, потому что врач помогает излечиться от болезни». Особенно ценно для детей, если взрослые рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление.

            Не стоит родителям ограничиваться рассказами и разговорами – предложите родителям совершить экскурсию в магазин, на станцию по ремонту машин и т.д. с целью общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на выбор его профессии.

            Одной из форм работы может быть проведение дня или недели родительских профессий, когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Беседы с родителями. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников. Если есть возможность, можно сходить на экскурсию на место работы гостя. Совместно с родителями организуются фотовыставки, оформляются альбомы, которые можно подарить в младшие группы. Родители привлекаются к проектной деятельности.

            Для детей важно, что они не одни, что рядом находится взрослый, который поможет, подскажет. Это ощущение придает уверенность в своих силах и побуждает к достижениям уже в будущем.

              И самое главное, как показывает практика, главный совет для родителей – не откладывать эту работу на будущее. Чем раньше человек начинает действовать, тем выше в последствие его цена и конкурентоспособность на рынке труда.

              Полученные знания детьми дошкольного возраста о труде взрослых позволяют расширять представления ребенка о содержании деятельности человека, общественной значимости труда, ценностном  отношении к собственному труду,  труду других людей и его результатам.

             Система профориентационной работы с дошкольниками может оказать существенное влияние на определение дальнейшего выбора жизненного пути ребенка, проведение адаптации к миру профессий через игру.

             Адекватность выбора уже с дошкольного возраста повлияет не только на восприятие окружающей жизни, но и на жизнь каждого ребенка в целом.

          Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности актуализируют проблему профессиональной ориентации подрастающего поколения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

 

      «Глинотерапия – как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста»

           

                                                                                                                   

Здоровье – это, прежде всего гармония с собой и природой.

Если человек отдаляется от нее,

перестает прислушиваться к своему организму,

то он оказывается незащищенным от заболеваний.

Народная мудрость

  

Глина - удивительный природный материал. Теплый, нежный и податливый. Который может превратиться во что угодно. От примитивной, на первый взгляд, детской игрушки до удивительной вазы или изящного подсвечника.

Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Так что лепка из глины — это не только интереснейшее творческое занятие, которое может превратиться в любимое хобби. Это еще и способ сбросить накопившуюся отрицательную энергию, снять напряжение, расслабиться, получить массу положительных эмоций.

 Конечно, в наших условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире...

Развитие психических процессов у ребенка

В лепке сочетаются два вида деятельности: умственная и физическая. Для создания поделки надо приложить усилия, выполнить определенные действия, овладеть умениями и практическими навыками, которые пригодятся ребенку в будущем для выполнения разнообразных работ.

Лепка чрезвычайно полезна - этот вид творчества, который:

• прекрасно координирует движение рук;

• способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев;

• формирует образное мышление и воображение;

• учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии выразительные возможности формы, линии и цвета.

В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу и т. п. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.

Занятия с глиной предоставляют возможности для психологической разгрузки, снятия внутреннего напряжения, «расковывают» ребенка и взрослого.

Обычно считается, что глина — это материал для декоративно-прикладного творчества и из нее нужно делать поделки, сувениры и украшения.

 Но глина — это еще и прекрасный материал для детских игр. Пока она влажная и пластичная, с ней можно обращаться, как с песком в песочнице, строя из нее все необходимое для игры, не боясь сломать или испортить. Когда поделка из глины высохнет, она становится достаточно прочной и может еще некоторое время поработать игрушкой.

Любые занятия лепкой помогают ребенку осваивать пространство, развивают его конструктивные способности, учат находить правильные соотношения частей и целого, развивают мелкую мускулатуру пальцев. 

 Лепка из глины особенно полезна, потому что внимание ребенка не отвлекается на разные цвета и он сосредоточивается именно на пространственных особенностях работы. Кроме того, глина имеет характерную и очень разнообразную фактуру, влажность, вязкость, что развивает осязание и чувствительность к материалу. Обожженная глиняная работа становится настоящей игрушкой, скульптурой или украшением, которым ребенок может пользоваться в настоящей жизни или играть и очень этим гордиться.

В ребенке постоянно вертится рой фантазий, которые он не может ни высказать, ни воплотить из-за своих ограниченных технических возможностей. Взрослым кажется, что сам он не может ничего путного выдумать и сделать. Конечно, он не может сделать, потому что у него маленькие, слабенькие ручки, небольшой опыт, мало слов для самовыражения. Но идей у него предостаточно, и часто они вовсе не так фантастичны, как кажется взрослым.

 Глина — это как раз тот материал, с которым он может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть. Если, конечно, не внушать ребенку, что из глины можно лепить только чашки, свистульки и тарелки, а лепить машину, самолет и Бабу Ягу — дурной тон. С глиной каждый легко может стать мастером.

В дополнение к этому работа с глиной имеет глубокое психологическое воздействие. Она сближает людей с их чувствами. Она позволяет облегчить понимание и выход  эмоций (особенно негативных, таких, как раздражение, агрессия, гнев), например, дети, которые рассержены, при работе с глиной могут различными способами дать выход своему раздражению. Те, кто испытывает чувство неуверенности и страха, могут обрести ощущение контроля и владения собой благодаря работе с глиной. Дети, испытывающие необходимость в улучшении самооценки, получают необходимое ощущение своего Я. Дети, находящиеся под сильным контролем со стороны взрослых, могут расслабиться и вдоволь навозиться в глиняной «грязи», снимая тем самым накопленное напряжение.  Работа с глиной – хороший способ стимулировать словесное выражение чувств у детей, которым не достает таких способностей.  Точно такое же воздействие оказывает глина и на взрослых людей – замученных и уставших родителей, находящихся в постоянном стрессе менеджеров и руководителей, испытывающих постоянное напряжение кормильцев семьи…

Для деток лепка из глины — не просто удовольствие, а еще и полезное развивающее занятие.

Работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. С помощью лепки из глины дети и взрослые снимают напряжение и страхи, развивают мелкую моторику рук . В процессе занятий у ребенка развивается творческое воображение и фантазия, улучшается мелкая моторика рук и самое главное, ребенок приобретает навыки взаимодействия с другими детьми. Кроме того, развивая мелкую моторику рук, у ребенка лучше проходит развитие речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

  В процессе занятий вы можете не только стать ближе со своим ребенком, но  и снять собственное напряжение и зарядиться положительной энергией.

 

Лепите для здоровья и удовольствия!

 Конспект

организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

Тема: «Мини – музей “Чудеса из глины”. Гончарное ремесло»


 
Цель: познакомить детей с народным ремеслом – гончарством, с его историческими истоками и современным использованием, приобщать к культуре прошлого своего народа.

Задачи:

закрепление знаний детей о народных промыслах;

формировать "образ музея", углублять интерес к художественным музеям, прикладному искусству, закрепление правил поведения в музее;

уточнение и расширение знаний детей по теме: «Посуда»; формировать бережное отношение к посуде;

Уточнение и расширение знаний детей по теме “Глиняная игрушка” - дымковская, филимоновская.

расширение и активизация словаря по лексической теме «Посуда», “глиняная игрушка”, активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, коллекция, выставка; обогатить словарь детей словами: гончар, гончарство; совершенствовать умение отвечать на вопросы;

формировать культуру эстетического восприятия художественного образа при просмотре произведения;

продолжать развивать координацию речи и движений; зрительное восприятие

совершенствовать развитие общей и мелкой моторики.

Материалы и оборудование: предметы быта: глиняные горшки, кувшин для кваса, крынка для молока, глиняные плошки, глиняные игрушки (дымковские, филимоновские, авторские); глина, стеки, дощечки для лепки, стаканчики с водой, губки, салфетки.

Предварительная работа:

Беседа «Путешествие в прошлое посуды».

Беседа и просмотр презентации “В гости к Дымковской игрушке”

Просмотр презентации “Филимоновская игрушка - свистулька”

Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Федорино горе».

Ход ООД.

1. Организационный момент.

-Ребята, я приглашаю вас сегодня в свой мини музей “Чудеса из глины”.

-Посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти изделия (что у них может быть общего? (Ответы детей)

-Верно, все эти изделия сделаны из одного материала.

-А кто же их создал? (Ответы.)

-Чтобы узнать (проверить) верно ли ваше предположение давайте расшифруем это слово. Но чтобы мы смогли все вместе выполнить это задание, необходимо разделиться на две команды. А помогут нам в этом четные и нечетные числа. (Дети делятся на две команды и собирают слово с двух сторон на магнитной доске из своего комплекта карточек)

ГОНЧАР

1 2 3 4 5 6 (Читают)

-Правильно, есть такая древняя профессия – гончар, а что означает это слово, вы узнаете, посетив мой мини - музей “Чудеса из глины”

2. Основная часть.

Динамическая пауза.

В. – Сегодня наши ушки слушают и все слышат. Глазки наши смотрят и все видят.

Игра «Собери осколки»

В. - Пока я к вам сюда спешила, со мной приключилась беда. Часть моей посуды, которую я несла вам показать – разбилась. Поможете мне ее собрать?

Д. - Поможем.

В. - Тогда дружно, все вместе возьмем осколки посуды и соберем. (Дети собирают разрезанные карточки)

В. - Молодцы, быстро справились. А как вы думаете, почему моя посуда разбилась?

Д. - Она хрупкая.

В. – Как вы думаете, из какого материала изготовлена эта посуда?

Д. - Из глины.

В. - Совершенно верно. Эта посуда из глины, значит она какая….

Д. - Глиняная.

В. - А что такое музей?

Ответы детей.

В. - Музей – это место, где хранятся старинные, редкие вещи или предметы. Но прежде, чем мы пойдем в музей я хотела бы вспомнить правила поведения в музее. (Показываю знаки, запрещающие использовать напитки и еду, громко разговаривать, использовать ролики, бегать, трогать музейные экспонаты руками). В музее работает человек, который все знает о музее и предметах, которые в нем хранятся. Как называется эта профессия?

Д. - Экскурсовод.

В. - Совершенно верно. Сегодня экскурсоводом в нашем мини музее буду я.

В. - Вы сегодня пришли в музей глиняной посуды и игрушек. Предметы, которые выставлены в музее называются экспонаты.

С давних времен наша земля славилась народными мастерами. В древней Руси умели и ткать, резать по дереву, вышивать, изготавливали глиняную посуду. Это мастерство передавалось из поколения в поколение.

- Эта посуда изготовлена из глины, поэтому имеет коричневый цвет. Иногда глину раскрашивали. Во многих русских деревнях до сих пор пользуемся этой посудой. Это кувшин для кваса, это крынка для молока, это глиняные горшки и плошки, глиняная кондюшка, глиняная ваза. ( Рассматривание  и рассказ об экспонатах посуды мини-музея).

В. - А на этой полке нашего музея расположились необычные экспонаты.

Послушайте про них рассказ:

В некотором царстве в Российском государстве среди полей, лесов и рек жили смелые и умные, весёлые и красивые мастера. Нашли они глину чудесную и стали лепить из неё красивые игрушки, расписывать их ярким узором.

И славятся эти игрушки на весь мир. Как называются эти игрушки (дымковские, филимоновские).

В.-Из чего они сделаны?

Д.- Из глины.

В.- Как вы думаете, кто мастерил эти игрушки? Ответы детей.

В. - Глиняную посуду и игрушки изготавливает гончар. И теперь я вас приглашаю в гончарную мастерскую.

В.- Гончар – это мастер по выделке глиняной посуды. (Показ иллюстрации с изображением гончара, работающим за гончарным кругом)

-Что же необходимо ему для работы? Без чего он не сможет обойтись? (Ответы детей)

-Верно, основной материал для его работы - это глина.

-А вы знаете, откуда берут глину? (Ответы)

-Глина — добывается из земли обычно в местах, где когда-то проходили реки. Она является продуктом земной коры, это остатки гор и образуется в результате их разрушения, и в процессе выветривания.

-Бывает она разного цвета: красная глина, белая глина, глина для производства фарфора, огнеупорная глина и глина из песчаника (песка)

-Как вы думаете, почему именно глину используют мастера?

Экспериментальная деятельность.

-Посмотрите, вот у меня кусочки глины возьмите их, потрогайте, обследуйте её, какая она? (твердая, шершавая, крошится, трескается, не пачкает руки) Давайте попробуем залить её водой (заливают) и через некоторое время посмотрим, что с ей стало.

-А в этой мисочке глина, которая уже постояла в воде. Какая она? (липкая, пластичная, пачкает руки, легко меняет форму, скользкая)

-Основным свойством глины, определяющим ее пригодность для гончарных изделий, является пластичность. Глина — единственный в своем роде такой природный материал, имеющийся в большом количестве.

Изготовление настоящего глиняного изделия процесс достаточно долгий: сначала происходит приготовление тестообразной массы, формовка изделия, нанесение декора (рисунка, сушка на воздухе или обжиг в печи.

-А сами изделия мастера изготавливают различными способами: формовка изделий вручную и формовка изделий на гончарном круге. (Показ иллюстрации)

-Гончарный круг позволяет создавать симметричные, равномерно расширяющиеся или сужающиеся сосуды разнообразной формы.

-Работа на гончарном круге требует мастерства. Сырую глину, брошенную на гончарный круг, мокрыми руками вытягивают в конус. Нажимая на него сверху рукой, гончар опускает массу вниз. Это повторяется несколько раз (для выравнивания глиняной массы). Вытянутый ком в результате нажима большим пальцем превращают в полый цилиндр. Пропуская стенки цилиндра между двумя пальцами, вытачивают корпус и шейку изделия. С помощью деревянного резака массе придают необходимую форму. Во время формования руки следует периодически смачивать водой, чтобы усилить скольжение пальцев. Придав изделию законченную форму, его срезают с гончарного круга тонкой проволокой и ставят для сушки — чаще всего на воздухе. Если изделие состоит из нескольких деталей, их склеивают. Далее идет раскрашивание и декорирование.

-Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа.

- А вы как думаете, достойны эти мастера почета? (ответы)

-Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С. Я. Маршака о работе гончара.

(Чтение стихотворения «Гончар сидит за верстаком.)

В конце дороги у горы
 
Копают грунт машины.
 
А вот готовят гончары
 
Горшки из красной глины.
 
Гончар сидит за верстаком
 
И мнет руками мягкий ком,
 
Вертящийся на диске,
 
И ком становится горшком,
 
Кувшином или миской.

Чтоб глина сделалась тверда,
 
Чтоб из нее ушла вода,
 
Стоят горшки и кружки
 
На полках для просушки.

А для того, чтоб стал красив
 
Горшок из глины красной,
 
Его должны мы, просушив,
 
Покрыть глазурью ясной.

Теперь горшок пора обжечь,
 
И в первый раз идет он в печь.
 
Горшок выходит из огня
 
Румянее и краше,
 
Готовый с завтрашнего дня
 
Варить борщи и каши.

Один в другом стоят горшки,
 
И ждут они отправки.
 
Их повезут грузовики
 
К дверям посудной лавки.

Итак, гончарство – изготовление посуды и других изделий из глины.

Практическая деятельность под музыкальное сопровождение.

В. - А сейчас я предлагаю вам побыть мастерами гончарного дела. Гончарным кругом мы сегодня пользоваться не будем. А вот свои ручки к работе подготовим. Вначале смажем руки кремом. Теперь подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки, руки потираем.

Руки, руки согреваем и к работе приступаем»

В. - Давайте познакомимся какими способами мастера лепят посуду?

- Из целого куска способом вдавливания, ленточным способом, способом кругового налепа (из валиков), способом выбирания глины стекой.

В. - Давайте подробно познакомимся с последовательностью выполнения лепки тарелки способом вдавливания (рассматривание технологической карты и практический показ лепки).

Дети: (ответы детей сопровождаю показом образца)    

1 катаем шар из глины

2 прилепляем его к доске

3делаем углубление в шаре

4 расплющиваем стенки тарелки, придавая им определённую форму.

5 наша тарелка, вылепленная способом вдавливания готова.

Проходите за столы мастера. Приступайте к работе. (Включаю музыкальное сопровождение. Во время работы напоминаю детям смачивать изделие водой)

При выполнении работ не забывайте русские пословицы: «Поспешишь, людей насмешишь», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «Дело мастера боится». (Готовые работы детей выставляю на поднос)

Вот какая красивые тарелки у вас получились. Поставим их на стол, для того чтобы они подсохли. Затем тарелки раскрасим.

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

Ребята, давайте с вами вспомним, что я организовала в нашей группе?

А какие экспонаты я разместила в музее?

Скажите, кто такой гончар и что он делает?

Что мы с вами делали из глины? 

Для чего мы лепили посуду из глины? (Для нашего музея)

Ребята, я предлагаю спросить у своих родителей, бабушек и дедушек есть ли у них глиняные изделия и принести их в наш музей, узнать их историю и рассказать детям.

 

Используемая литература:

 Н.А.Ветлугина «Художественное творчество в детском саду»;

А.Н.Усова «Русское народное творчество в детском саду»;

Н.К.Шевчук «Дети и народное творчество»;

Ю.С.Аракчеев «Чудеса из глины»;

Использование ИКТ.

Конспект занятия в подготовительной группе по лепке «Дымковская лошадка»

Цель:

Знакомство с дымковской игрушкой.

Задачи:

- учить детей лепить дымковскую игрушку – Лошадку;

- обучать приёмам лепки (оттягивание, прищипывание, скрепление деталей);

- развивать моторику пальцев рук;

- воспитывать интерес и любовь к народному промыслу.

Предварительная работа:

беседы, рассматривание картин, альбомов и игрушек по теме.

Материал:

мольберт, картина с изображением дымковской игрушки - олешки, дощечка для лепки, пластилин, стеки.

1. Вступительная часть

Воспитатель на мольберте демонстрирует картины с дымковской росписью. Читает стихотворение

Мы игрушки расписные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся!

Воспитатель: Ребята, вам нравятся эти игрушки? Почему? (ответы детей)

Кто знает, как их называют? (ответы детей: дымовские)

Это дымковские игрушки. И мы сейчас, о древней дымковской игрушке поведём рассказ:

2. Беседа

Давным - давно недалеко от города Вятки на берегу реки, жили в одном селе люди. Когда становилось холодно и зимний мороз сковывал землю, в домах затапливали печи.

Дым окутывал все крыши домов, да так, что ничего не было видно, только один дым. И поэтому это село назвали Дымково. Люди в этом селе трудились в поле, пасли скотину, а маленькие детки играли на лугу, шутили. У этих детей не было таких игрушек как у вас.

И задумались все взрослые, чем порадовать детишек. Они набрали на берегу реки красную глину и вылепили разные игрушки, просушили, обожгли их в печи, покрыли мелом разведённом на молоке и расписали красками. Вот так и появились эти яркие, весёлые и задорные игрушки.

В начале лепили свистульки в виде коней, медведей, баранов, козлов, уточек, а игрушки стали лепить чуть позже. Все свистульки и игрушки лепили и расписывали только женщины и девочки. Потом эти игрушки и свистульки стали продавать на ярмарке. Всем очень полюбились игрушки умельцев из Дымково и стали их называть ласково "дымка".

Узор на игрушках очень простой. Посмотрите и скажите, какие узоры видите (ответы детей: разные кружочки, полоски)

Правильно, узор состоит из клетки, кругов, точек полосок, зигзагов и ромбиков. Расписывают их самыми яркими, весёлыми красками. Каких только игрушек не лепят, посмотрите, всадники, дамы, кавалеры, птицы, звери, сказочные персонажи.

А мы сегодня будем лепить лошадку.

3 .Практическая часть

Воспитатель лепит вместе с детьми и оказывает при необходимости помощь.

4. Заключительная часть

Анализ готовых работ. Организация выставки.

+❤ В Мои закладки

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему

«Сказочная Гжель».

Программное содержание:

Обучающие задачи:

Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели, обучать видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий, обучать составлять узор на разных формах.

Учить самостоятельно составлять узор по мотивам гжельской росписи на новых по форме изделиях, используя знания, умения и опыт, полученные на предыдущих занятиях; заполнить узором большую часть поверхности силуэта.

Развивающие задачи:

Развивать наблюдательность, умение видеть характерные отличительные особенности изделий. Приобщить детей к истокам русской народной культуры. Развивать умение сравнивать и делать выбор, развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Воспитательные задачи:

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к народным традициям и промыслам. Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувства уважения к мастерам народного творчества.

Материал и оборудование:

Изделия народных мастеров посуда: самовар, чашка, блюдце (расписанные гжельскими узорами). У детей глиняные тарелочки для росписи. Краска синего, белого цвета, 2 кисти.

Словарная работа:

Роспись, силуэт, бордюрчик.

Предварительная работа:

Беседа о народном творчестве. Знакомство с промыслом Гжели. Рассматривание народных изделий. Рисование в свободное от занятий время.


Ход занятия.

В: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте пройдем и поздороваемся с ними.

Дети здороваются.

В: А теперь проходите и присаживайтесь на стульчики, которые стоят на ковре.

Дети проходят на стульчики.

В: Ребята, отгадайте загадку:

Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми.

Д: Гжельская роспись.

В: А почему вы так решили?

Д: Потому что мы знаем, что синие и голубые узоры и цветы на белой посуде – это гжельские узоры.

В: Кто расписывает такими узорами?

Д: Гжельские мастера.

В: А где живут и работают такие мастера вы знаете?

Д: В подмосковном местечке Гжель.

В: Все правильно. В подмосковном местечке Раменского района есть городок Гжель где и изготавливают гжельские изделия. Это искусство уходит своими корнями в глубокую древность.

В народе даже существуют легенды о зарождении Гжельского промысла. Одну из них я вам сейчас прочитаю.

--------------------------------------------------------------------------

Легенда.

Толи сказка это, то ли быль, но есть легенда в которой говорится о том, что несколько сотен лет тому назад не далеко от старинного города Москвы тянулись дремучие леса, и среди лесов, на берегу реки стояла деревня.

Жил в той деревне бедный крестьянин. Он был настолько беден, что даже еду купить ему было не на что.

Пошел крестьянин к реке, сел на берегу и стал горевать. Вдруг случайно в земле, он увидел что-то белое, разглядев получше, он понял, что это белая глина. Набрав необходимое количество глины, старик отправился домой, Вылепил он из глины посуду, обжог ее в печи и продал на базаре. Так и жил крестьянин, лепил посуду и продавал ее. Его даже в округе стали называть Гжельским мастером, гжельским от слова «жечь».

Через некоторое время белая посуда наскучила людям и ее перестали покупать. Опять старик остался без денег. Пошел он снова к реке, сел на берег и стал горевать. И тут он увидел как в синей реке отражаются белые облака, и в отражении они приобретают голубой цвет, а если присмотреться можно увидеть в каждом облаке свой сине – голубой узор.

Вот и задумал он перенести эту синеву на белый фарфор.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». Даже деревню стали Гжелью называть, в честь Гжельского мастера. На весь мир прославил гжельский мастер свой любимый край.

Деревня со временем переросла в городок, а название сохранилось.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитого мастера, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

-------------------------------------------------------------------------------------

В: - Понравилась вам, ребята, легенда о Гжели?

Д: - Да.

В: - А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие в мир красоты, добра, в мир удивительных творений гжельских народных умельцев. Я приглашаю вас на выставку гжельских изделий.

В: Посмотрите, какое разнообразие гжельской посуды! Мастера изготавливают изделия и для торжественных случаев и на каждый день. Вещи получаются на радость людям – красивые и веселые.

Ребята, а кто же из вас, глядя на нашу выставку сможет назвать основные элементы гжельской росписи?

Д: Точки, штрихи, линии прямые и волнистые, цветы, капельки. бордюры.

В: А какие цвета применяют гжельские мастера для росписи своих изделий?

Д: Гжельские мастера для росписи своих изделий применяют синие и голубые цвета.

В: Правильно, ведь не зря гжельские изделия называют «Сине-голубое чудо».

Есть авторы которые глядя на гжельские узоры, пишут стихи. Послушайте пожалуйста одно из них:

В старом халате художник

Кисточку с краской берет,

По белоснежному фону

Нежно он ею ведет.

Вдруг появляется птица,

Синяя птица мечты,

Синяя сетка узоров -

Синие листья, цветы.

Смотришь на гжельское чудо-

Даже не веришь глазам!

Смело бери в руки кисти-

Станешь художником сам!

Мне бы очень хотелось, чтобы и вы сейчас на некоторое время тоже превратились в художников.

Присаживайтесь пожалуйста за столы на свои места. Перед вами лежат ваши глиняные тарелочки, которые надо расписать гжельскими узорами. Вы посмотрите на них, определитесь с узором и приступайте к работе.

А я вам включу музыку, которая вам поможет в работе. Эта музыкальная композиция так и называется «Гжель».

Самостоятельная работа детей.

Подведение итогов:

В: Ребята наше занятие подходит к концу.

Законченные работы оставляйте пока на столе, мы подождем пока они подсохнут, а после этого посмотрим и полюбуемся тем, какая гжельская красота у нас получилась.

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Диагностика по исследовательско-творческому проекту «Гончарное ремесло: чудеса из глины»

Подготовительная группа

  1. Беседа и просмотр мини-музея «Путешествие в прошлое посуды».

Цель: расширение и закрепление знаний детей о народных промыслах; уточнение и расширение знаний детей по теме: «Посуда»; формировать бережное отношение к посуде;

Материалы: предметы быта: глиняные горшки, кувшин для кваса, крынка для молока, глиняные плошки.

Содержание: воспитатель проводит беседу с детьми по теме «Посуда», задает вопросы о видах посуды, предназначении и тд. Далее приглашает детей познакомиться с мини-музеем «Чудеса из глины». Задаёт вопросы про материал изготовления посуды, их историю и тд.

Критерии оценки: 

1 балл - ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать об посуде. Не способен по образцу описать предмет.

2 балла - ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков.

3 балла - ребенок подробно рассказывает о выбранном объекте (предмете), последовательно составляет рассказ.

  1. Поисковая деятельность «Гончарная глина - какая она и где её добывают?»

Цель: Познакомить детей с видами глины и выяснить, какие виды можно использовать при изготовлении глиняных изделий и почему.

Материалы: глина, стеки, дощечки для лепки, стаканчики с водой, губки, салфетки.

Содержание: воспитатель знакомит детей с инструментами для лепки, дает ими поработать. Далее воспитатель знакомит детей с глиной, ее свойствами, обсуждает с детьми отличие глины от пластилина. Дети учатся мять и собирать кусочки глины в небольшие композиции, лепят несложные фигуры.

Критерии оценки: 

1 балл - ребенок не может даже при помощи взрослого использовать инструменты для лепки, не может работать с глиной.

2 балла - ребенок использует инструменты и работает с глиной при помощи воспитателя. Совместно с воспитателем способен вылепить несложные элементы.

3 балла - ребенок хорошо владеет техникой лепки из глины и инструментами. Лепит как отдельные элементы, так и способен слепить из них композицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта “Гончарное ремесло на Кубани”.

Формирование интереса к культуре и традициям казачества у детей дошкольного возраста через знакомство с гончарным ремеслом на Кубани....

Проект "Гончарное ремесло на Руси"

Духовно-нравственный проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям русского народа "Гончарное ремесло на Руси"...

презентация проекта "Гончарное ремесло на Кубани"

Проект  направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

проект "Гончарное ремесло"

для творческой работы с детьми...

ПРОЕКТ «МИР КАМНЕЙ» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Паспорт проектаНаименование проекта«Мир камней».Заказчик Администрация МБДОУ «Детский сад «Островок»Ответственный за исполнение Собгайда П. Е - воспитатель перв...

Презентация к исследовательско–творческому проекту «Гончарное ремесло: чудеса из глины»

Исследовательско–творческий проект «Гончарное ремесло: чудеса из глины» направлен на нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством обучени...