Проект "Гончарное ремесло на Руси"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Рудакова Анастасия Андреевна

Духовно-нравственный проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям русского народа "Гончарное ремесло на Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_goncharnoe_remeslo_na_rusi.docx34.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ № 21 «ИСКОРКА», Г. БЕРДСК

ДУХОВНО НРАВСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ

«Гончарное ремесло

на Руси»

(старший дошкольный возраст)

Подготовили: Савко Т.В.

                          Рудакова А.А

                                           город Бердск

2020


«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, то, что народ пронес через столетия».

М. И. Калинин

Введение (пояснительная записка)

  1.  Постановка проблемы 

     Иногда кажется, что забыто людьми уже гораздо больше, чем осталось открыть…

В последнее время человечество все сильнее тянется к своему прошлому. Много профессий на земле кануло в Лету. Но одна из них дожила до наших дней почти не в измененном виде. Это профессия – гончара.

Гончарное мастерство передавалось на Руси из поколения в поколение. Гончарное мастерство русских мастеров отличается от предметов быта других народов, имеет свои узнаваемые черты, свои корни, историю. Функции гончарных изделий – не только предмет быта, но и украшение, тепло и уют в доме. Это не только предмет, это – целая жизнь. Сохранение гончарного ремесла – это сохранение наших русских традиций.

Данные материалы возможны для дальнейшего использования в проведении тематических занятий в детском саду по приобщению к истокам русской народной культуры.

     Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его духовно-нравственных и патриотических чувств.

    При проведении занятия по познавательному развитию по теме «Народные промыслы», детей очень заинтересовала такая профессия как гончар. Воспитатели  провели анкетирование родителей, а также опрос среди детей на занятии. В результате чего выяснилось, что ребята видят глиняную посуду у своих бабушек и дедушек дома, которая, кстати не используется по назначению в быту, а служит только для украшения интерьера, ребята не знают как изготавливают такую посуду и не знакомы с такой профессией как гончар.

     

Паспорт проекта:

 Воспитанники старшей группы, родители воспитанников МАДОУ №21 «Искорка».

Вид  проекта: духовно-нравственный

Сроки реализации проекта: долгосрочный (3 мес)

Образовательные области: 

 «Социально - коммуникативное»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Познавательное развитие».

  1.  Цель проекта

Узнать, что такое гончарное ремесло, когда оно появилось на Руси.

Ознакомление детей с профессией гончар на Руси.

 

  1.  Задачи 

-  Развивать у детей представление о профессии гончар в древние времена и в настоящее время, о необходимости их труда;

-  Воспитывать интерес и уважительное отношение к труду гончара.

-  Изучить процесс изготовления глиняной посуды на Руси;

-  Познакомить с инструментами для лепки из глины: гончарный круг, глина, стеки, горн, проволочка;

-  Учить рассматривать и описывать глиняные игрушки и другие изделия из глины, используя ТРИЗ-технологии.

-  Создавать радостное настроение от встречи с глиняной посудой и народной игрушкой, усиливая впечатление детей  посредством театрализованного представления («Гончарное ремесло на руси. В гостях у гончара Филимона»), фольклорных произведений, костюмов;

Активизация словаря: горн, гончар, гончарный круг, горшечник, обжиг, черепеники, кашницы, балакири, верстак, горшеня, глинник, глинчар или скудельник.

        

  1. Методы и формы работы, направленные  на  реализацию задач  проекта

Работа с родителями:

 Анкетирование;

 Индивидуальные консультации;

 Конкурсы поделок и рисунков;

Заучивание потешек, поговорок, частушек;

 Наглядная информация по каждому из разделов;

 

 Работа с детьми:

Словесные: пересказ; составление рассказа;

Практические: игра-драматизация;

Инновационные: игра по ТРИЗ-технологии.

Игровые: хороводная подвижная игра;

Косвенные: подсказка; совет; исправление.

Работа с педагогами:

Работа в рамках проекта «Гончарное ремесло на Руси»;

Чтение сказок, рассказов, русского фольклора (потешек, поговорок скороговорок, частушки, загадки) о профессии гончар и о труде;

Заучивание наизусть стихов, частушек, пословиц, поговорок и скороговорок по теме;

Проведение дидактических игр;

Рассматривание иллюстраций по теме «Гончарное ремесло на Руси», «Глиняная посуда в прошлом и настоящем».

  1. Ожидаемые результаты 

     У детей расширятся и систематизируются знания о гончарном ремесле на Руси, о глине. У них появится желание больше узнать о творчестве гончаров. Дети познакомятся с историей гончарного ремесла, сформируется уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Дети расшмрят свое представление о народном искусстве, которое способствует развитию эстетического воспитания, развивает творческие способности детей. Дети и родители при работе над проектом получат положительные эмоции.

  1. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта)

I этап – предварительный:

1.Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

2.Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.

3.Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание предметно-развивающей среды.

4.Мониторинг знаний детей.  

5.Анкетирование родителей.

6.Изучение литературы

7.Подготовка материала и т.д.

1 Этап «Выбор темы»

На занятии по познавательному развитию «Народные промыслы», дети стали задавать много вопросов о профессии гончар:

«Почему эта профессия называется – гончар?», «Как из глины у гончара получается разная посуда», «Какими инструментами пользуется гончар», «Есть ли сейчас такая профессия?» и т.д. 

Видя такой интерес к этой профессии, мы провела с детьми беседу, в ходе которой выяснили, что именно они хотят узнать о гончаре. 

В работе над проектом мы использовали метод трех вопросов, выяснилось: «Что дети знают о гончаре?», «Что хотят еще узнать?», «Как мы можем это узнать?»

«Что дети знают о гончаре?»

     1.Гончар – делал давно посуду. (Гореликова К.) 

     2.Гончар делал посуду из глины. (Носов К.)

     3.У гончара есть гончарный круг. (Антонова К.)

     4.Посуду гончар продавал на ярмарке. (Шитиков А.)

«Что хотят еще узнать?»

  1. «Почему эта профессия называется – гончар?»
  2.  «Как из глины у гончара получается разная посуда»,
  3. «Какими инструментами пользуется гончар?».
  4. «Есть ли сейчас такая профессия?»
  5. «Как узнали что из глины можно делать посуду?»
  6. «Что ещё гончар может вылепить из глины?»
  7. «Как называются разные глиняные изделия?»

«Как мы можем это узнать?»

1.Спросить у взрослых.

2.Чтение книг, энциклопедий.

3.Просмотр телепередач, мультфильмов, диафильмов.

4.Узнать в интернете.


II этап – основной:

Сбор познавательной информации

  1. Проведение занятий, бесед (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных).
  2. Экскурсия в виртуальный музей народных промыслов в сети интернет.

     3. Выставка художественного творчества по мотивам народных росписей, игрушек.

4. Чтение сказок и литературных произведений.

5. Заучивание стихов, поговорок, пословиц, загадок.

6. Разучивание русских народных игр.

7. Подборка аудио и видео материала.

Образовательная деятельность в режимных моментах:

Познавательное развитие:

 

Беседы-рассуждения: «Как жили наши предки на Руси?», «Труд и ремесла на Руси», «Гончарное ремесло», «Знакомство с дедушкой Филимоном из деревни Филимоново».

Просмотр презентации «Гончарное ремесло на Руси.»

Просмотр  м/ф «Гончар», «Глинька»

Социально-коммуникативное развитие: 

Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Где расположен предмет из глины», «Подбери словечко», «Разрезные картинки», лото «Инструменты гончара».

Сюжетно-ролевые игры: «Гончарная мастерская», «В гостях у гончара», «Как на ярмарке…».

Речевое развитие: 

1.Составление рассказов по картинкам где изображены гончары. 

2.Составление  рассказов на тему «Гончарное ремесло».

3.Разгадывание загадок о гончаре, глиняной посуде.

4.Знакомство с малыми фольклорными формами (пословицами, поговорками, частушками о гончарном деле), составление по пословицам рассказов.

5.Заучивание отрывка из стихотворения С. Маршака «Весёлое путешествие от А до Я», «...Гончар сидит за верстаком…».

6.Чтение художественной литературы: С. Гаврилов «Сказка о гончаре и его сыне», О. Венге «Сказка о воде и кувшине», М. Усачёва «Верный себе гончар», Витано «Гончар-волшебник», русская народная сказка «Лиса и кувшин»

 

Художественно-эстетическое развитие: 

Рисование: «Филимоновская тарелочка», «Глиняный кувшин». 

Лепка: «Кувшин», «Чинушки». 

Аппликация: «Филимоновский горшок», «Симметричное вырезание «ваза».

 

Рассматривание картин неизвестных художников где изображены гончары.

Слушание музыки: дуэт «Берегиня» «На гончарном круге», Русская народная песня «В гончар - гончарнице», частушки.

Физическое развитие: «Золотые ворота», «Горячий горшок», «Попади в горшок».

3этап «Реализация проекта»

  1. Мультимедийная презентация «Гончарное ремесло на Руси».
  2. Выставка изделий из глины.
  3. Изготовление совместно с родителями филимоновских тарелочек.
  4. Выставка поделок «Филимоновские тарелочки».
  5. Развлечение: «Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона».

4 этап Заключительный:

подведение итогов работы по проекту.

Участие родителей в реализации проекта:

     Изготовление и пополнение уголока по приобщению к русской народной   культуре (были изготовлены балалайки, топор, лоток калашника, гончарный   круг, глиняные игрушки, расписные деревянные ложки).

На заключительном этапе было проведено итоговое мероприятие:

Развлечение «Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона» и «Презентация проекта «Гончарное ремесло на Руси».

                                      Анализ проделанной работы

     Проектная деятельность была организована во всех видах детской деятельности, режимных моментах: проводились беседы, игры, творческие мастерские.

     В результате проведения комплексной работы у детей сформировалось представление об одной из самых древних профессий – гончар. Дети научились создавать глиняные игрушки своими руками.

После проведения итогового развлечения дети самостоятельно проявляют интерес к играм, в которые играли в течении проекта, поют песни, частушки, водят хороводы, используют поговорки и новые слова в своей повседневной жизни.

Изучив интересы детей, мы наполнили группу книгами исторического содержания, обогатили предметно – пространственную среду для поддержания детского интереса, репродукции картин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исторические промыслы и ремесла на Руси"

Цель занятия: познакомить детей с древними промыслами и ремеслами на Руси....

Ремесла на Руси

Представляю Вашему вниманию конспект разноплановой деятельности детей, в котором мы попытались максимально активизировать познавательную деятельность детей: через игровые приемы и экспериментиро...

Календарно - тематическое планирование в подготовительной к школе группе "Ремесла на Руси"

Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными ремеслами....

Методическая разработка Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона"

Данное развлечение предназначено для педагогов дошкольного и дополнительного образования....

Методическая разработка. Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси"

Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на руси"....