Ремесла на Руси
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Мастрюкова  Татьяна Евгеньевна

 

Представляю Вашему вниманию конспект разноплановой деятельности детей, в котором мы попытались максимально активизировать познавательную деятельность детей: через игровые приемы и экспериментирование. Мотивировать детей на поиски новых решений и проявление творчества. Весь материал сопровождает мультимедийная презентация, которая является не только красочным  фоном, но и несет в себе  обучающую нагрузку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon remesla.doc263.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДСКВ №37»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности с детьми

подготовительной к школе группы

по мотивам сказки Е. Р. Железновой «Кто мосток починил?»

Мастрюкова Т. Е.

музыкальный руководитель

город  Братск

Программное содержание:

Воспитывать интерес к истории своей Родине – России  («Социализация»).

Уточнить знания детей о ремеслах и занятиях людей в русской крестьянской общине, не связанных с земледелием: печника, гончара, мельника, кузнеца, плотника, об особенностях их труда, инструментов («Познание»).

Показать возможности существовавшего товарообмена: показать взаимозависимость людей разного рода занятий в крестьянском сообществе.

Предоставить детям возможность посредством экспериментов и проведения опытов с мукой и глиной проверить их свойства. Развивать умение делать самостоятельные выводы и умозаключения («Познание»).

Опираясь на опыт детей, и учитывая их предпочтения, использовать мультмедийную презентацию с элементами анимации с последующим обсуждением и выполнением с воспитателем и сверстниками необходимой деятельности («Социализация»).

Продолжать работу над развитием певческого диапазона, умением петь с инструментальным сопровождением и без него.

Способствовать развитию чувства ритма, навыков ориентировки в пространстве, умение импровизировать («Музыка»).

Продолжать работу по обогащению обществоведческих слов: ремесла, ремесленники, профессии («Коммуникация»).

Развивать творческое, активное воображение («Познание»).

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций и отгадывание загадок про русские ремесла. Рисование и раскрашивание печника, гончара, кузнеца. Поиск информации о древних профессиях и оформление альбома «Ремесла на Руси». Беседа с детьми о правилах поведения при выполнении экспериментов с огнем. Разучивание  пальчиковой игры «Дом», подвижной музыкальной игры «Гончары» и музыкально – речевой  игры «Кузнец».

Предварительная работа воспитателя и музыкального руководителя: 

  • Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
  • Приготовить музыкальную  фонограмму, мультимедийную презентацию.

Оборудование: мультимедийная установка, столы для оформления выставки, конверты с геометрическими фигурами, мешочек с глиной, мешочек с мукой  для эксперимента, стаканы с водой, ложечки металлические, свечи, спички, подносы металлические, лупы, соломинки для коктейля,  одноразовые стаканчики по количеству детей, влажные салфетки, заготовки: картон с пластилином, зубочистки, клавесы, бейджики с именами детей – двух цветов.

Дети под пение музыкального руководителя входят в зал и выполняют приветствие с перестроением,  врассыпную.                                    Слайд 1-6

По дорожке мы шагали, мы шагали, мы шагали.

Девочек мы повстречали, девочки – привет

Девочки: Привет!

По дорожке мы бежали, мы бежали, мы бежали

Мальчиков  мы повстречали, мальчики – привет

Мальчики: Привет!

По дорожке мы скакали, мы скакали, мы скакали

В круг ребята встали.

(дети образуют круг)

Муз. рук                                                                                              Слайд 7

На широкой Руси нашей матушке

Колокольный звон разливается,

А у нас в этом зале, ребятушки.

Путешествие славное начинается.

-Ребята, сегодня у нас с вами необычное путешествие, а как вы думаете, чему мы его посвятим? С кем встретимся? (дети рассматривают выставку рисунков и книг, расположенную в зале). Выслушиваются ответы детей.

-Правильно, наше путешествие мы посвятим ремеслам на Руси. На Руси издавна жили и трудились люди, которые занимались земледелием, т. е. пахали землю, сеяли хлеб, но были и люди, которые обладали особыми умениями, к ним относились мастера: посмотрите какие. Ответы детей

- Мне так понравились ваши рисунки, что задумала я вам рассказать сказку, да сказку не простую, а про ремесла и их важности  в жизни людей, хотите ее услышать….

Сказка,  сказка прибаутка – рассказать ее не шутка.

Но вы знаете,  в дороге всякое бывает,  и мне может понадобиться ваша помощь, поможете?

Ну, а чтобы сказка получилась  яркой и увлекательной, нам будет помогать экран. (детям предлагается присесть на стулья возле экрана)

Слайд 8

- Давным-давно под красным солнышком, под ходячими облаками стояла деревенька (повествование сопровождается песней музыка Е. Левдокимова, слова А. Карасева «Что же вышло»).

Подними ладошки выше

И сложи над головой

Что же вышло? Вышла крыша

А под крышей мы с тобой.

дети выполняют гимнастику

А жили в той деревеньке, те самые мастера. Жили, не тужили, все подряд мастерили.

Слайд 9

 И была в этой деревне речка, не глубокая, но очень быстрая.

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.

Что же вышло? Вышел мостик

Мостик крепкий и прямой.

дети выполняют гимнастику

- А мосток - то непростой, деревянный вот какой! Стоит,  поскрипывает, да не жалуется, дело свое честно выполняет.

Много лет прошло, много лет утекло, стал мосток уже не тот: настил прогнил, перила надломились. И стали люди обходить мосток стороной.

Слайд 10

- И пошел мост искать, кто же ему поможет? Вот, как и мы с вами.

По дорожке мы шагали, мы шагали, мы шагали.

Кирпичи мы увидали.

В другом углу зала из  мягких модулей выложена часть  стены, на которой прикреплены кирпичи трех цветов.

Печнику привет!

Слайд 11

Воспитатель предлагает детям разобрать кирпичи, тем самым делит  детей на три команды.

-Ребята, а чем занимается печник? (ответы детей).

 Муз. рук:  

-Здравствуй, печник - обратился мосток, - починил бы ты меня, подладил.

-Как думаете, может печник помочь?

- Не серчай, мосток, ремесло у меня иное, кирпичи брать да печи ровно класть.

-Ребята, может, мы с вами  тоже попробуем заняться этим ремеслом.

Воспитатель достает три разных конверта, в которых находятся геометрические фигуры: в одинаковом количестве, но  разные по форме. Например: а) 10 треугольников, 2 прямоугольника и 3 квадрата; б) 10 прямоугольников, 2 квадрата, 3 треугольника и т.д. Детям предлагается выбрать капитана команды. Капитаны подходят к воспитателю и получают задание: выложить из геометрических фигур -  печь. На задание дается 5 минут. По окончании задания дети просматривают варианты друг друга, высказывают свое мнение.

Муз. рук: Печник не смог помочь мостику, но предложил взять с собой глины. Взял мостик глину и побежал дальше (дети получают глину в мешочке).

По дорожке мы бежали, мы бежали, мы бежали

И кого мы повстречали?

на экране слайд с изображением гончара

Слайд 12

Муз. рук: Правильно, гончара. Чем занимается гончар?

Подвижная игра «Гончары»

Дети делятся на пары и распределяются по кругу. В каждой паре один ребенок «горшок» - сидит на полу, другой стоит за ним – «хозяин». В центре круга «купец», он ходит по «базару» (внутри круга), рассматривает «горшки», выбирает для покупки. Подходит к одной паре.

Купец: Хозяин, твой горшок?

Хозяин: Мой

Купец: Почем продаешь?

Хозяин: По 5 рублей (ответы могут быть разными).

Купец: Ой, что-то дорого пойду к другому.

Хозяин: Не уходи, постой, возьми мой.

Купец: Ладно,  беру

Купец выходит из круга, берет хозяина за руки. Раскачивают руками и поют вместе со всеми детьми.

Чичары, чичары собирайтесь гончары

Покупайте горшки, а теперь скорей беги.

Хозяин и купец разбегаются в разные стороны, обегают круг и возвращаются к сидящему  «горшку». Кто добежит первым, становится «купцом», кто проиграл «горшком»,  а сидящий «горшок» становится «хозяином».

Муз. рук: Обратился мосток к гончару:  починил бы ты меня, подладил.

(Как вариант: задать наводящий вопрос детям: «С чем обратился мосток к гончару?» И выслушать их варианты ответов.)

- Не серчай, мосток, - ответил гончар – мое ремесло другое – горшки мастерить, а не мосты править. Вот возьми горшок, да ступай дальше.

Слайд 13

Взял мосток горшок и побежал, но только повернул за угол, как споткнулся и упал. Видит мешок стоит, что же в мешке лежит?

Воспитатель предоставляет детям возможность не глядя в мешок, т.е на ощупь, по запаху, на вкус определить содержимое мешка.

- Ребята, а как вы думаете, можно ли с помощью муки починить мосток?

Дети затрудняются ответить на вопрос, и тогда воспитатель предлагает детям провести ряд опытов. С помощью бейджиков с именами детей  разного цвета, делим детей на две команды: первая команда проводит эксперименты с мукой, другая с глиной.

Возьмем стаканчик  и аккуратно насыплем немного муки  на лист бумаги. Легко ли сыплется мука? Легко. А теперь попробуем высыпать из стаканчика глину. Как вы считаете, что легче высыпать – муку или глину? Из чего состоят мука и глина? С помощью какого прибора мы можем узнать,  из чего состоят мука и глина? (лупа). Мука и глина состоят из мелких частиц. Как мы еще можем узнать о свойствах муки и глины? Попробовать нарисовать на муке и глине что – нибудь  руками. Мука и глина разлетается, если на нее подуть. Если смешать муку и глину с водой что получится? – образуется жидкая масса, которая меняет свои свойства в зависимости от количества воды. А что произойдет, если эти составы нагреть?

Слайд 14

После того, как дети справились с заданием, выясняем, кого же встретил мосток? – Мельника.

Муз. рук: - Здравствуй, мельник, починил бы ты меня, подладил?

-Не серчай, мое ремесло иное – зерно в муку молоть, возьми муки да ступай дальше.

Взял мосток муку, да и поскакал дальше:

Слайд 15

По дорожке мы скакали, мы скакали, мы скакали

И кого мы повстречали?

Слайд 16

Обращает внимание на экран, где появляется картинка с изображением инструментов, которыми работает кузнец, дети называют сами  профессию

Слайд 17

Кузнеца мы повстречали.

Музыкально – речевая игра «Кузнец» (модель Т. Тютюнниковой).

Эй, кузнец, молодец! Расковался жеребец!

Ты подкуй его опять! Отчего не подковать?

Вот гвоздь, вот подкова! Раз, два и готово!

Тук, тук, тук, тук!

Игра разучивается и проигрывается по показу музыкального руководителя с использованием выразительных движений,  звучащих жестов и ритмической импровизации на клавесах.

-Здравствуй, кузнец, починил бы ты меня, подладил?

- Не серчай,  мое ремесло иное у наковальни стоять, молот крепко держать. Возьми топор, да ступай дальше.

Воспитатель: Ребята, дайте подумаем, из чего же сделан наш мосток?

 А кто из мастеров работает с деревом? (плотник)

Слайд 18

-Здравствуй, плотник с деревом работник, починил бы ты меня, подладил?

Обрадовался плотник, принялся за работу, а мы ему в этом и поможем.

Пока воспитатель готовит место для работы детей, музыкальный руководитель разбивает детей на пары с помощью речевой игры

«Сбил – сколотил» русская прибаутка

Под руководством воспитателя с помощью заранее приготовленных зубочисток и картона с пластилином, дети выполняют задание: изготавливают части моста. Сначала в парах, а затем объединяют  все в единую работу – мосток.

Пока дети выполняют задание, воспитатель проводит рефлексию, с помощью наводящих вопросов:

Ребята, а как вы думаете, сейчас такие чудо мастера есть в нашей жизни?

А какой мастер вам понравился больше всего. С кем  вы бы хотели встретиться еще? т.д

Слайд 19

Муз. рук: Принимайте, люди добрые, работу плотницкую. Служи мосток – переправа. Бежит под мостом речка, светит солнце красное, несет службу исправно мосток – переправа.

-Понравилась вам моя сказка? А хотелось бы вам ее увидеть целиком?

Тогда ушки на макушки смотрите, и слушайте внимательно.

Просмотр готового фильма целиком

А теперь мы улыбнемся

Крепко за руки возьмемся

И какие же слова

Говорим мы, уходя?

Дети прощаются и выходят из музыкального зала.

Для мультимедийной презентации использовались рисунки детей, которые они искали, рисовали с родителями. В конце детям показывается фильм, который монтируется заранее с использованием музыкального сопровождения.

Литература:

  1. Железнова Е. Р. Использование сказки на занятиях по социальному развитию и ознакомлению с окружающим // Научно – практический журнал «Дошкольная педагогика».- 2009.-№8, стр.15.
  2. Одинцова Л. И. Экспериментальная деятельность в ДОУ: методическое пособие.-М «Сфера», 2012.
  3. Тютюнникова Т. Е. Ушки на макушке: пособие по пению.- М., 2012.
  4. Кокина Н. А. Осенняя ярмарка // Музыкальный руководитель.- 2008.-№ 6, стр.20.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исторические промыслы и ремесла на Руси"

Цель занятия: познакомить детей с древними промыслами и ремеслами на Руси....

Календарно - тематическое планирование в подготовительной к школе группе "Ремесла на Руси"

Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными ремеслами....

Методическая разработка Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона"

Данное развлечение предназначено для педагогов дошкольного и дополнительного образования....

Методическая разработка. Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси"

Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на руси"....

Проект "Гончарное ремесло на Руси"

Духовно-нравственный проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям русского народа "Гончарное ремесло на Руси"...