проект "Гончарное ремесло"
проект (старшая группа)

для творческой работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gonchar.docx219.86 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Шкляр Н.И.

Карасук 2020 г.

Актуальность темы.

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа личности: развивается целостное восприятие окружающего мира, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Здесь начинают развиваться такие черты характера, которые закладывают в основу нравственного и патриотического воспитания: трудолюбие, милосердие, гуманность и т. д. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Мы считаем, что эта тема актуальна, потому что забываются древние обычаи и традиции нашего края. Гончарное ремесло – это искусство изготовления посуды и разных предметов из глины. Глина является самым доступным и долговечным материалом. В наше время особенно важно то, что глина - экологически чистый материал. Предметы, изготовленные из глины и обожженные на огне, могут долго хранится, являются нужными в хозяйстве. Не многие знают, что еда, приготовленная в глиняной посуде, вкусная, ароматная и полезная.

В требованиях ФГОС ДО целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, направлены на овладение ребёнком познавательно – исследовательской деятельности, владение установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; проявление любознательности, интереса причинно-следственными связями, обладание начальными знаниями о природном и социальном мире, в котором он живет.

Цель проекта: Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины. Формирование теоретических знаний и практических умений. Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах из глины.

Гипотеза проекта: гончарное ремесло – это доступное всем, интересное и лёгкое занятие.

Достижение вышеперечисленных педагогических целей осуществляется путем решения соответствующих задач обучения:

Задачи:

− помочь понять особенности работы с материалом(глина);

вызвать интерес к керамике;

− сформировать умение свободно пользоваться различными способами и приёмами лепки из глины;

 − развить умение создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;

− вызвать живой интерес к  работе с глиной, красками, кистями т.д.;

− воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности.

Методы проекта: наглядные, практические, исследовательские.

  • Проект краткосрочный, исследовательский.
  • Срок реализации-3 месяца.

Календарно – тематическое планирование

работы с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Период

Виды деятельности

Цели и задачи

февраль

Разработка проекта и подбор материала.

1.История гончарного дела.

Презентация: «Знакомство с гончарным промыслом»

2.Поисковая деятельность «Гончарная глина-какая она и где её добывают?»

Знакомство с народными ремеслами (гончарное ремесло) и воспитание интереса к народным традициям.

Познакомить детей с видами глин и выяснить, какие виды можно использовать при изготовлении глиняных изделий и почему.Познакомиться с историей происхождения и применением глины. Узнать места нахождения глины нашего региона.

1. Что умеют делать золотые руки (о народных умельцах).

2. Знакомство со свойствами глины.

Познакомить  детей с исторической справкой о возникновении глиняной игрушки. Беседы по истории возникновения различных художественных промыслов изготовления глиняной игрушки в России (Филимоновской, Дымковской) с показом иллюстративного и предметного материала.

Практическое знакомство с материалом. Рабочее состояние глины. Выявление особенностей материала в сравнении с песком, камнем и т.д.

1. Первые шаги к творчеству

2. Способы лепки.

 Знакомство с инструментами и приспособлениями, используемыми при лепке (стека, доска, блюдце для воды, тряпочка); условия безопасной работы. Организация рабочего места. Лепка разных форм.

Познакомить сприемами лепки: скатывание, раскатывание, сплющивание, оттягивание, вдавливание, прощипывание, сгибание, заглаживание. Испособами  лепки:пластический (из целого куска), конструктивный (лепка по частям), комбинированный.

март

1. Объём и форма

2.Лепка колокольчика

Дать детям понятие объёма и формы на примере композиции.

Практическая часть:

Изготовление основных видов деталей («колбаска», шар, «лепёшка», купол, букли). Изготовление игрушки на основе изученных форм. Рельефные (плоские) игрушки и объёмные игрушки.

Формировать умение детей лепить объемные полые поделки - колокольчик из шара путем вдавливания и моделирования формы.

1.Роспись колокольчика

2.Работа с оттисками на глине

Совершенствовать умения детей в различных техниках рисования;

познакомить с техникой рисования поролоном, ватной палочкой.

Создание рельефа на поверхности деталей. Познакомить с техникой работы «оттиск».

Демонстрация. Отработка.

1.Изготовление магнитика.

2.Лепка игрушек способом «катушка».

Вызвать желание у  детей делать  подарки для друзей, с применением знакомой техники

«оттиск»

Учить детей, лепить посуду из жгутиков.

1. Лепка игрушек способом «косынка».

2. Самостоятельная лепка игрушки любым из способов.

Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, мелкой моторики рук, координации и тактильных ощущений рук, речи детей.

Лепка глиняных простых и сложных работ по замыслу детей. Роспись изделий.

апрель

1.Основные приемы создания гончарной формы.

2.Элементы декорирования. Лепка. Глиняное кружево.

Показать основные приёмы и методы создания формы, с применением методов сужения и расширения стенок будущего изделия, начиная с самого легкого и постепенно усложняя форму изделия.

Формирование практических навыков художественной обработки глины , на примере технологических приемов народных мастеров.

1.Лепка малых форм. Роспись изделий.

2. Лепка декоративных изделий.

Изготовление сувениров к народным и календарным праздникам. Изготовление изделий на основе полученных теоретических и практических навыков.

Формировать умения передавать выразительные особенности декоративных изделий. Просмотр (узоров, формы). Показ с объяснением лепки.

1. Лепка «Подсвечник»

2. Роспись подсвечника.

Лепка по образцам, закрепление умений правильно определять пропорции отдельных элементов, соотношение их друг с другом, а также правильно переносить эти соотношения в свою работу.

Продолжать развивать навыки в работе с основными материалами по росписи. Роспись подсвечника  узорами и мотивами. Развивать пространственно-образное мышление.

Создание игрового макета

Планируемые результаты:

За время работы над проектом нами были изучены: история гончарного промысла, свойства глины, рекламные стихи — заклички. Мы приобрели навыки ручного и гончарного  изготовления глиняных изделий. В результате получились горшки, расписанные в традициях народного творчества, подготовлена театрализованная композиция по их презентации для желающих изготовить гончарные изделия, что полностью отражает достигнутую цель нашего проекта.

Освоение технологии изготовления горшков позволяет нам продолжить работу по изучению и изготовлению различных изделий из глины:игрушек, свистулек, сложных форм.

Используемая литература:

  1. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия - Ростов — на - Дону. — Феникс, 1996.-608
  2.  Кружок «Умелые руки».- СПб: Кристалл; Валерии СПб 19973.
  3.  Федотов Г. Послушная глина. М. «Аст-пресс», 1997г.
  4. Елена Рубцова. Фантазии из глины. – М.: Эксмо, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Досуг "Возникновение ремесла в родном городе"

Представленный материал рекомендован воспитателям подготовительной к школе группе.Он поможет  педагогам успешно организовать  досуговое мероприятие, на котором дети дошкольного возраста не т...

конспект занятия с презентацией " Гончарное ремесло Египта"

конспект с презентацией для занятия по окружающему миру в подготовительной группе в рамках пилотного проекта между г. Москвой и Юнеско...

Конспект занятия в старшей группе "Кубанские народные ремесла" Тема: Плетение из талаша.

Цель:Продолжать закрепление представлений у детей о декоративно- прикладном искусстве и народных ремеслах Кубани. Воспитывать любовь к родному краю, народным традициям и быту.  Програм...

Итоговое занятие по приобщению детей к русской народной культуре "Все ремесла хороши"

Данное занятие  является обобщение опыта работы по теме "Приобщение детей к русской народной культуре". Занятие для детей подготовительной группы. Использована групповая форма работы. Загадки о р...

Семинар - практикум для педагогов Курганинского района "Кубанские народные ремесла"

Тема: «Знакомство с народными промыслами и ремеслами Кубани" (в региональном компоненте).Цель: дать представление об истории развития края, его заселении казаками.расширить представление педагог...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, на тему: "Ремесла Кубани. Кузнечное ремесло - ковка".

Познакомить дошкольников с кузнечным ремеслом. Развивать творчество,  работая в технике - квиллинг....