Нетрадиционные формы работы на занятиях по лепке
статья по аппликации, лепке

Соколова Валентина Владимировна

Мир будет счастлив только тогда,

когда у каждого человека

будет душа художника.

Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_opyta_raboty.docx40.11 КБ

Предварительный просмотр:

Мир будет счастлив только тогда,

когда у каждого человека

будет душа художника.

Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде.

Роден.

Лепка- это один из видов изобразительной деятельности дошкольников, основное назначение которой – образное отражение действительности. Значение лепки для развития ребенка огромно. Скульптор И. Я. Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «…В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложения предмета. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».

Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим и экспрессивным отношением к действительности. Искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах.

В дошкольном возрасте развиваются различные виды деятельности ребёнка, в том числе и художественное творчество, лепка. Интересны в этом отношении различные программы по лепке, которые являются мощным средством развития творчества у дошкольников, так как :
- создаются условия для самостоятельного творчества с применением различных материалов и инструментов;
- обучение организуется с применением разных форм;
- в процесс лепки включаются и другие виды деятельности.

Работу с детьми по развитию творческих способностей к лепке я начала с младшей группы.
Почему я выбрала это направление? 
Во- первых, пластилин- это именно то, что подходит для детского творчества и даёт очень большой простор для развития фантазии и воображения ребёнка.
Во- вторых, работа с пластическими материалами оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики рук, что позволяет детям овладевать многими практическими умениями и приобрести ручную умелость.
В- третьих, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляются представления об окружающем мире.
В процессе работы ребёнок начинает осмысливать качество предметов, запоминать их характерные особенности, детали.
У детей воспитываются умения трудиться, бережно и экономно использовать материал, работать аккуратно. Развиваются такие волевые качества, как внимание, выдержка, упорство. И самое главное: ребёнок учится всё делать своими руками. Если в детстве не научиться творчеству, то откуда это умение возьмётся потом, когда подрастёт? Поэтому, очень важно в дошкольном возрасте привлекать детей к творчеству.
В. А Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» 
Актуальность темы
Влажный песок, глина, хлеб, мокрая бумага, пластилин - из всего этого, чуть поработав пальцами, можно что-нибудь слепить. Малыш еще плохо держит в руках ложку, но отведите его в песочницу, и он слепит вам такой пирожок или кулич, что вы подумаете: «Какой талантливый ребенок! Он умеет лепить». Лепка, пожалуй, самый естественный для человека изобразительный творческий процесс. Ведь и Бог, задумав человека, вылепил его.
Основой познания детьми реального мира является ознакомление их с окружающей жизнью, миром предметов и явлений. Дети учатся видеть и понимать прекрасное в природе, искусстве.
Взрослые формируют отношения детей к событиям и явлениям реального мира, учат понимать форму, цвет, число, величину предметов, их пространственные соотношения, замечать характерные признаки предметов, понимать и определять сходство и различие, разнообразие форм.
Полученные в процессе обучения знания закрепляются в речи, уточняются в разнообразной деятельности, отражаются в игре, рисунке, лепке. Воспитатель показывает детям, как знакомые им предметы и явления передаются в различных видах искусства, как поэт передает впечатления о жизни в стихах, как художник отражает предметы и явления в живописи, графике, а скульптор - в монументальной и станковой скульптуре, в игрушке. Маленькие художники многое узнают об искусных мастерах, которые создали эти предметы, обращают внимание на то, какие интересные формы придал скульптор своему произведению, и конечно, хотят сами что-нибудь слепить, потрогать руками тот волшебный материал, из которого получаются такие замечательные скульптуры.
Создавая собственную маленькую скульптуру, ребенок непосредственно познает реальную действительность, поскольку скульптура, как и окружающий нас мир, трехмерна. Занимаясь лепкой, малыш изображает все стороны предмета, что невозможно в рисовании или аппликации. Однако не стоит рассматривать виды изобразительной деятельности совершенно изолированно друг от друга. Например, на занятиях по рисованию малыш может изобразить замечательный летний пейзаж с пушистыми облаками, ярко-зеленой травой. На аппликации, продолжив развивать тему, вырежет и склеит цветок, а на лепке на этот волшебный цветок приземлится пчела или стрекоза, сделанная из пластилина. Таким образом, тесная взаимосвязь всех видов изобразительной деятельности позволит ребенку использовать в творческой работе весь арсенал полученных на занятиях знаний и умений для изображения окружающей действительности.
Чтобы научиться более точно передавать форму и строение предметов, ребенок должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов. Задача взрослых - педагогов, воспитателей, родителей - облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира, выражать свое отношение к миру и его явлениям.
Лепить можно из разных пластичных, экологически чистых материалов, которые в процессе лепки приобретают задуманную форму и сохраняют её хотя бы на некоторое время. Это глина, пластилин, тесто, влажный песок, снег, бумажная масса папье- маше. Чем разнообразнее выбор материалов, тем лучше. При этом техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. 
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок видит не только, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашами или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоении. 
     По мнению психологов  Игнатьева Е.В.,  Венгера  Л.А., Мухиной В.С.,  Запорожца А.В., Якобсон С.Г.  лепка развивает у детей  сенсомоторику, наблюдательность, воображение, творческие способности, вырабатывает более полные представления, укрепляет зрительную память.
      Исследования  многих педагогов, в том числе Халезовой Н.Б., Курочкиной Н.Б., Пантюхиной  Г.В. показывают, что уже в дошкольном возрасте занятия лепкой открывают для детей большие возможности для развития. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в  игровых ситуациях, значительно обогащают жизненный опыт ребенка.
   В настоящее время можно найти такие книги по лепке, где уделяется большое внимание ТЕХНОЛОГИИ изготовления. Это же не секретные движения рук или определённый химический состав пластилина, а это подробное, последовательное и понятное описание изготовления поделки в соответствии с возрастными возможностями ребёнка. 
Огромную роль в воплощении играет художник, которого можно назвать соавтором любой книги по творчеству. Именно художник позволяет добиться красоты в простоте доступных технологий. Именно ему принадлежит забота о цветовом решении! Именно художник может сделать «выражение « лица или позы!.
Вот и дети всегда являются Авторами, даже если их работа изначально строится по образцу. Они очень восприимчивы и, как только процесс в голове прояснится, их фантазия начинает работать «на полную катушку»! Тогда уже помощь им не нужна. А свою задачу педагог выполнил: подсказал и подтолкнул!
Наблюдая за детьми, за их самостоятельной исследовательской деятельностью, я решила, что на первых порах не стоит загружать их техникой лепки, призывать их к усидчивости и ждать от них высокохудожественных поделок. Детям нравится заниматься совершенно неконструктивными вещами: отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, делать отпечатки деталями конструктора, пальцами, ладошками. Я на практике убедилась, что только свободное творчество, свободная игра включает в сознании ребенка механизмы обучения и формирования творческой личности. 
Специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Я обратила внимание, что объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможности общения со сверстниками и взрослыми. Занятие лепкой открывает безграничные возможности игры.
  Считаю, что лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. Пластилин можно использовать даже на занятиях по математике: например, знакомясь с новой цифрой, дети лепят ее из пластилина.
Для того чтобы деятельность детей стала осмысленной, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям, в своей работе я стараюсь использовать интегрированный подход. Построение процесса обучения на интегративной основе позволяет гармонизировать работу двух полушарий мозга. Происходит слияние образного и логического мышления. При этом интеграция содержания предполагается не в рамках одного занятия, а в границах нескольких занятий. Объединяющим ядром выступает общий познавательный контекст.
Систематическая тренировка пальцевой моторики является стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи. Поэтому на занятиях по лепке я использую упражнения на синхронизацию работы полушарий головного мозга, физминутки, пальчиковую гимнастику, массаж кистей рук с проговариванием стихов. 
Овладение изобразительными и техническими средствами лепки составляет для ребёнка большую сложность, и это заставляет воспитателя с особой ответственностью подходить к отбору материала для лепки, содержанию и приёмам обучения. 
В зависимости от выбранного материала, последовательность работы изменяется, изменяются приёмы работы, на основе изученного опыта работы  Ирины Александровны Лыковой, автора многих книг по методике изобразительной деятельности в детском саду; мастер- классам фирмы «Оранжевый слон».
Теоретический анализ значимости работы с детьми по лепке
          Развитие мелкой моторики - одна из проблем детей дошкольного возраста
В настоящее время актуальной проблемой становится полноценное развитие детей уже с дошкольного возраста. Поэтому, одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. 
Когда ребёнок лепит, совершенствуются мелкие движения пальчиков, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления, к тому же, лепка благотворно влияет на нервную систему в целом. Именно поэтому возбудимым, шумным и активным детям часто рекомендуют заниматься лепкой. 
В начале 2015- 2016 уч. г. я проводила обследование детей младшей группы. Из 24 человек в возрасте 3- 4 лет говорящих детей было 18, трудности в речи испытывали 20 человек. У большинства детей были выявлены проблемы с мелкой моторикой: трудно сгибать пальцы, нет усилия при сжимании, сложность в воспроизведении движений; неправильно держали карандаш, ложку. 
Диагностирование по разделу «Художественно- эстетическое развитие. Лепка» выявило, что низкий уровень у 18 человек (81.8%), средний уровень у 4 человек (18.2%). Показатели высокого уровня отсутствовали. 
Большинство детей с трудом могли отделять от большого куска пластилина небольшие комочки, раскатывает их прямыми и круговыми движениями ладоней.
Эти результаты заставили меня задуматься: «Как исправить ситуацию, чем помочь детям». Я стала изучать литературу по данному вопросу, задействовала интернет ресурсы
Учитывая важность этой проблемы, считаю необходимым продолжать работу в этом направлении. А именно, систематически заниматься лепкой, используя разнообразные материалы и инструменты, различные технологии и методики, с привлечением пальчиковой гимнастики, массажа кистей рук с проговариванием стихов, физкультминуток.
      Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). 
Именно в этот период начинается процесс социализации, представляющей собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия общества и личности. Социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а предполагает самореализацию и творческое самовыражение в процессе деятельности и взаимодействия человека с окружающими людьми. 
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению не угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребёнка и отвечает его природе, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие. 
В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика совместной деятельности педагога с детьми изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость изобразительной деятельности в детском саду для умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста. 
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды совместной деятельности педагога с детьми как рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. В создании поделок в интегрировании с нетрадиционными техниками бумаги и другими материалами доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. 
Принципы обучения и построения работы
1. Принцип систематичности. 
Заключается в непрерывности, регулярности, планомерности воспитательно- образовательного процесса.
2. Принцип сознательности. 
Когда ребенок узнает что – либо новое, он всегда задает вопросы: для чего? почему? Чтобы на них ответить, ребенок должен понимать цель учебной задачи, которую перед ним поставили, и осознавать, каким образом он будет решать эту задачу.
3. Принцип поэтапности. 
От простого к сложному – важное условие при обучении лепке.
4. Принцип наглядности. 
Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия конкретного изделия и желания его сотворить.
5. Принцип доступности и индивидуальности.
Детям присущи возрастные и половые различия, более того дети одного возраста имеют различные способности, которые необходимо учитывать в процессе обучения. Обучаю ребенка не только тому, что он сможет без труда усвоить, но и тому, что ему сегодня не под силу: сегодня он выполняет работу с помощью взрослого, а завтра это может сделать сам.
           Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры
Украшение предметов для личного пользования
Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства Игры, в процессе которых дети осуществляют выбор наиболее привлекательных предметов.)

 Методы и приёмы обучения лепке
Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного Программой.

Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют методы:
наглядный
рассматривание наглядных пособий: (картины, рисунки, фотографии, скульптурные изделия);
показ выполнения работы (частичный, полностью);
работа по технологическим картам.
словесный
беседа;
рассказ, искусствоведческий рассказ;
использование образцов педагога;
художественное слово;
объяснение, пояснение;
вопросы.
практический


В лепке также используются и следующие методы:
последовательное знакомство с различными видами лепки:
конструктивный – является наиболее простым и заключается в том, что изображаемый предмет лепят из отдельных частей. Его чаще использую на начальных этапах обучения, когда у детей еще нет навыка лепки;
пластический (скульптурный) – изделие выполняют из целого куска. Здесь нужны хорошие навыки работы, знания передаваемого предмета, его формы и пропорции, пространственное представление;
комбинированный – этот вид включает в себя как конструктивный, так и пластический. Так выполняют изделия, которые трудно вылепить из одного куска.
интеграция лепки с другими видами непосредственной образовательной деятельности детей:
математикой;
развитием речи;
художественной литературой.
В своей деятельности по обучению детей лепке я использую различные методы и приемы в зависимости от поставленных задач.
Первые ступеньки в лепке
Знакомство
Пусть ребёнок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему глину или пластилин. Ничего не показывайте и не навязывайте, пусть всё делает сам, движимый естественным любопытством.
Оказывается, это очень интересный материал, который легко, без больших усилий изменяется, он очень «послушный» и отзывается на любое движение рук, на нём остаются следы прикосновений. Можно обогатить опыт детей, если расширить границы этого открытия. Даю им возможность действовать с различными материалами. Они убеждаются, что некоторые из них - тесто, липкий снег, влажный песок, жевательная резинка - обладают похожими свойствами, как глина и пластилин. Их можно легко изменить по своему желанию, придав любую форму. В то же время многие другие материалы - сухой песок или снег, манка, мука - не имеют форму вне какой-либо емкости. Им невозможно придать форму с помощью рук.
Экспериментирование
Дети осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Теперь они исследуют не только свойства, но и сферу возможностей своего воздействия на материал. Оказывается, они могут оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек глины или пластилина, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь ещё. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадёт, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нём можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет. В экспериментировании дети выступает как своеобразные исследователи, самостоятельно воздействующие различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их познания и освоения.
Отпечатки ног на снегу и песке дают ребёнку первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы могут сохранить образ как определённую информацию. Вспомните блуждания Винни-Пуха и Пятачка в поисках ответа на вопрос: «Кто же это здесь бродил? Страшный он или не очень?» Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил этот след?»). «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если её вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой брусок пластилина или комок глины? Отпечатки разных предметов - пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек - вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?» «На что это похоже?» «Чем ещё можно оставить такой «след»?»
Дальнейшие шаги в освоении лепки могут быть маленькими или большими, даже «вприпрыжку». Ребёнок делает их самостоятельно с деликатной помощью и поддержкой взрослого. У каждого ребёнка свой темп и своя «дорожка», даже если она протаптывается в детском саду рядом с другими детьми.
Общее для всех детей, принципиально важное достижение - появление в лепке образа. Образное начало - специфика любого вида художественной деятельности, в том числе и лепки.
Представление о том, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук.
Это представление формируется постепенно как своего рода теоретическая основа освоения техники. Желательно время от времени создавать проблемные ситуации, чтобы активизировать поисковую деятельность ребёнка. Например, можно показать помидор и длинный огурец (или другую пару различных по форме предметов) и предложить вылепить. Или попросить задумать и вылепить два разных изображения, чтобы можно было угадать, кто есть кто и что есть что (жук и гусеница, яблоко и банан). Такие задания закрепляют стихийно формирующееся у детей представление о том, что разные образы создаются разными способами. В дальнейшем на основе этого ребёнок приходит к своеобразной системе эмпирических, часто интуитивно выявленных представлений о том, что и как можно вылепить.
В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы:
оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение;
загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность;
используют стеку и другие приспособления(инструменты для создания рельефа) - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.
Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.
При конструктивном способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить.

Скульптурный способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.
Комбинированный способ
Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Модульная лепка
Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.
Лепка на форме
Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.
Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.
Формы шара, цилиндра и производные от них формы - это своеобразная «азбука» лепки, на основе которой ребёнок начинает «читать» и самостоятельно создавать любые «произведения», постепенно осваивая технику лепки.
     Нетрадиционное - это всегда качество, удивление, озарение, прогресс.
При использовании нетрадиционных техник и интегрированного подхода в обучении, диагностика, проводимая в конце года, всегда показывает высокий уровень овладения детьми изобразительной деятельностью, а результат - необычные, оригинальные выставки и творчество детей.
Творческая деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; навыков контроля и самоконтроля; наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
Для свободного общения детей с художественным материалом в нашей группе был создан уголок ИЗО со всем необходимым оборудованием для самостоятельной деятельности, образцами различных техник, схемами последовательности выполнения, предметами искусства, картинами и фотографиями. Родители прониклись интересами детей и сами стали участвовать во всех садовских выставках и конкурсах, пользуясь новейшими информационными технологиями. Полочка любования в группе круглый год красуется совместными работами детей и родителей по сезону. Дух родительского сотрудничества присутствует в каждом уголке группы.!

                                      Список использованной литературы
Детство: Программа развития и воспитания в д/с. Под ред. Бабаевой Т. И., Михайловой З. А., Гогоберидзе А. Г.- СПб.: Детство- Пресс, 2000.
Ткаченко Т. А. речь и моторика.- М. : Эксмо, 2007.
Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев.- М. : АСТ; СПб.: Сова, 2006.
Авторская программа «Цветные ладошки» Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: «Карапуз», 2009.
Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 144 с. : ил.
Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 144 с. : ил.
Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 208 с. : ил.
Лыкова И.А. "Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Учебно-методическое пособие" ИД Цветной мир, 2011.- 208 с. : ил.
Орен Р. Секреты пластилина. Новый год.- М. : Махаон, Азбука- Аттикус, 2012. – 96с. : ил. (Академия дошколят).
Орен Р. Секреты пластилина.- М. : Махаон, Азбука- Аттикус, 2013. – 40с. : ил. (Академия дошколят).
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки. – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2005. – 80 с. : ил.
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2006. – 112 с. : ил.
Проснякова Т.Н. Уроки мастерства – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2003. – 110 с. : ил.
Волшебные буквы: Пособие для занятий с детьми/ Авт.- сост. А. В. белошистая, О. Г. Жукова.- М.: АРКТИ , 2008. – 32с. : ил. (Мастерилка).
Лыкова И. А. Пластилиновый петушок. Учебно- методическое пособие- ИД «Карапуз», 2012.- 16 с.: ил.
Тематические плакаты «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Домашние и дикие животные», «Наш луг», «В лесу», «Транспорт»и т. д. Азбучка, 2008.
Дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета, композиции «Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные натюрморты» и т.д.; Азбучка, 2008.
Технологические карты по лепке, конструированию из природного материала для создания детьми технологически сложных образов (по методу «шаг за шагом») и обучения планированию работы («Цветы», «Насекомые», «Зоопарк», «Космос», «Динозавры» и т.д.); Автор: Ирина Лыкова. Издательство: Карапуз. Серия: Цветные ладошки. Шаг за шагом. Папка.
Дымковская игрушка. Наглядно- методическое пособие для педагогов и родителей. Лыкова И. А. ИД «Карапуз»- 2009 г.
Филимоновская игрушка. Наглядно- методическое пособие для педагогов и родителей. Лыкова И. А. ИД «Карапуз»- 2009 г.
Лепим с мамой. Азбука творчества. Книга для занятий с детьми. Лыкова И. А. ИД «Карапуз»- 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Обобщенный опыт работы по теме: «Сохранение и укрепление здоровья детей через нетрадиционные формы организации физкультурных занятий».

Внедрение инновационных технологий, оздоровительных мер стала первоочередной и своевременной задачей.Использование альтернативных (нетрадиционных) физкультурных занятий обеспечит повышение интереса к ...

Презентация "Использование нетрадиционных форм работы на занятиях по физической культуре"

Презентация "Использование нетрадиционных форм работы на занятиях по физической культуре"...

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных форм работы.

КОНСПЕКТ   МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИС...

Презентация "Нетрадиционные формы работы на музыкальных занятиях в ДОУ.

Данная презентация познакомит вас с нетрадиционными методами работы на музыкальных занятиях в ДОУ, которые просты по сложности, но разнообразны, интересны для детей и , кроме того,  способствуют ...

Нетрадиционная форма работы на занятиях по физической культуре. Конструирование на занятии по физической культуре

Конструирование – это продуктивный вид деятельности ребенка, который носит познавательный и творческий характер и направлен на создание определенного предмета. Сегодняшний день требует от челове...