Интегрированное занятие по познавательному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты бабочки»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Литовченко Алёна Николаевна

Конспект интегрированного занятия по познавательному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты бабочки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие по познавательному и художественному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты бабочки»

Цель:
Расширение представлений детей о насекомых и умения отражать их в изобразительной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с разнообразием и стадиями развития бабочек.
Активизировать словарь по теме.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей, чувство формы, цвета;

Совершенствовать умение работать с клеем.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к познанию природы, желание беречь природу, желание любоваться красивыми бабочками и отражать впечатления в изобразительной деятельности.

 Ход занятия:

В: Ребята, давайте встанем в круг, закроем глаза и представим, что мы находимся на яркой солнечной полянке. Что вы чувствуете? (ответы детей)

Слышен звук насекомых.

В: Что вы слышите? (ответы детей)

Как можно назвать одним словом тех, кого мы услышали?

Д: насекомые.

В: Когда просыпаются насекомые?

Д: Весной.

В: Что еще происходит весной в природе с растениями, с животными?

Д: Появляются листья на деревьях, расцветают цветы, зеленеет травка, прилетают птицы, просыпаются животные...

В: — Правильно, весной просыпается всё живое, весной распускается много красивых и ярких цветов. Вот и у нас в группе появилась яркая весенняя поляна.

— Ребята, посмотрите, кто прилетел к вам на цветок. (Бабочка)

— Сегодня бабочка расскажет нам некоторые свои секреты. А вы хотите стать настоящими исследователями и изучить все её секреты? (Да)

 В: Обратите внимание на наш волшебный экран. Давайте послушаем и посмотрим.

(Презентация)

На нашей планете очень много бабочек все они красивые, у каждой - свой наряд, они очень разные.

— Ребята, а чем бабочки между собой похожи? Что есть у всех бабочек?

Д: -Крылья, голова, грудь, брюшко

В: А чем бабочки отличаются?

Д: - Узором на крыльях, формой, размером…

В: - А еще, бабочки имеют очень интересные и причудливые названия.

 Слайд 2

Обратите внимание, это, например, – бабочка Махаон. У неё на нижних крылышках есть коричневые пятна похожие на глаза животного.

Слайд 3

А это Адмирал. Её красные полоски похожи на адмиральские ленты настоящего морского офицера, поэтому её еще называют морской.

Слайд 4

А вот еще одна бабочка с интересным названием – Монарх. Она очень крупного размера, поэтому у неё такое королевское название.

Слайд 5

А эта бабочка Аполлон, у неё изящные белые крылышки с темными и красными пятнами, она очень редко встречается, поэтому она занесена в Красную книгу.

-Ребята, какие же красивые все бабочки. Представьте, что мы с вами сейчас находимся не в группе, а на яркой солнечной лужайке, и все эти бабочки настоящие. Как же хочется с ними поиграть. Представьте, что я сейчас возьму сачок, поймаю бабочку, посажу в банку, принесу домой и буду ею любоваться. Ребята, правильно ли я поступлю?

(Дети предлагают варианты, стоит ли их ловить?)

— Ребята, вы совершенно правы! Бабочек ловить нельзя. А вот почему — этот секрет мы с вами сейчас раскроем. Приглашаю вас в нашу лабораторию.

Опыт 1. (секрет 1)

— Ребята, как вы думаете, чем покрыты крылья бабочек? (ответы детей)

— Крылья покрыты чешуйками. Я специально для вас приготовила картинки, на которых чешуйки увеличены во много-много раз. Посмотрите, на что они похожи?

— А как вы думаете, зачем они нужны? (ответы детей)

В: - Чешуйки помогают бабочке поднимать крылья, чешуйки защищают крыло от повреждений. Чешуйки очень маленьких размеров, они больше похожи на мелкую пыльцу. На одном крыле их может быть больше 1000000. Вот именно поэтому их и назвали чешуекрылыми.

— Как вы думаете, что будет, если мы поймаем бабочку и потрогаем ее?

Д: - Чешуйки сотрутся, и бабочка больше не сможет летать

В: - Предлагаю это проверить на опыте. Перед вами, на тарелочках, лежат бумажные бабочки. Представим, что они самые настоящие. А раз они настоящие, то и чешуйки на крыльях должны быть настоящие.

— В этих коробочках пыльца, которая очень похожа на чешуйки. Давайте встряхнём коробочки и покроем бабочку пыльцой.

( Дети покрывают бабочку мукой.)

— А теперь предлагаю аккуратно взять бабочку за крыло, поднять над тарелочкой и посмотреть, что же произойдет. Что мы видим? (Чешуйки легко стираются и остаются на пальцах)

— Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать?

Д: - бабочек ловить нельзя, так как от любого прикосновения чешуйки стираются, крыло травмируется, и бабочка больше не сможет летать.

В: - Это и есть первый секрет нашей бабочки.

Физкультминутка

Ох, ребята, что-то бабочка немного устала. Предлагает вам немного отдохнуть.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

Секрет 2.

В: — Ребята, давайте вернемся к нашей полянке.

Пришло время второго секрета: чем похожи бабочка и слон?

- Ребята, вы знаете чем питаются бабочки? (ответы детей)

- правильно, сладким нектаром. Рот бабочки - длинный тонкий хоботок. Слайд 6

Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за жидким нектаром. 

Слайд 7

- Предлагаю ненадолго превратиться в бабочек: крибле, крабле, бумс! Возьмите по одному хоботку, который очень похож на бабочкин (трубочки-дуделки). Давайте попробуем развернуть хоботки и посмотрим, как бабочка пьет нектар. Вдыхаем носиком, выдыхаем через трубочку.

Дыхательная гимнастика

В: крибле, крабле, бумс! Превращаемся обратно в исследователей! Сложите все трубочки в коробочку.

- Ребята, вы догадались чем похожи бабочка и слон? (что есть у слона и бабочки)

- Это и есть второй секрет бабочки.

Секрет 3.

— Ребята, бабочка хочет открыть вам свой третий секрет. А для этого я приглашаю вас в наше исследовательское бюро.

Дети переходят к доске-фланелеграфу.

— Ребята, бабочки самые необычные существа на свете, потому что во время их развития, происходят удивительные превращения. И об этом я сейчас вам расскажу. Но сначала я предлагаю вам сделать зарядку для глаз, проследить за бабочкой.

— Посмотрим налево,

— Посмотрим направо,

— Вверх, вниз,

— Часто-часто поморгали и зажмурились.

А сейчас открыли глазки и послушайте историю. (на фланелеграфе)

—Жила была на свете одна очень красивая бабочка. Однажды бабочка прилетела на поляну и отложила яйца. Прошло время, и из яиц вылупились личинки-гусеницы. Они росли и в большом количестве поедали листву растений. Наевшись, гусеницы подрастали и из отверстия на брюшке начинали выделять тонкую нить. Этой нитью они обматывали себя, превращаясь в кокон или куколку. А куколка прикреплялась к коре дерева, пряталась под листьями и замирала.

— Как думаете, что дальше? что происходит внутри куколки?(ответы детей)

— Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое.

— И вот, наконец, из куколки вылупляется прекрасная бабочка. Сначала ее крылья мягки и сморщены. Впрочем, они быстро отвердевают на солнце. Вот так и появляется бабочка. Какое удивительное превращение, не правда ли?

— Ребята, как же гусеница связана с бабочкой? (гусеница превращается в бабочку)

— Это и есть третий секрет нашей бабочки.

Ребята, а вы хотите вырастить свою бабочку?

Приглашаю вас в творческую лабораторию. Дети рассаживаются за столы.

Вспомните из чего появляются бабочки? (из яиц)

Возьмите по одному яйцу. Что развивается внутри яйца? (гусеница) когда она подрастает, что происходит? (яйцо лопается) Давайте разорвем скорлупу. (дети разрывают бумагу, внутри- гусенички) Что делают гусеницы? (грызут листья, растут) Выросли наши гусеницы, и что происходит? (обматываются липкой ниткой, превращаются в куколку). Давайте и мы обмотаем наших гусеничек. (дети обматывают гусениц шнурком) Что происходит внутри куколок? (растут крылья)

Давайте и мы подготовим крылья для наших бабочек. Возьмите крылышки, которые вам больше нравятся и украсьте их как вам нравится, можете использовать любые материалы на столе (наклеить бумажные заготовки разных форм и размеров, дорисовать узоры карандашами, фломастерами)

Помните, что у бабочек узоры на крыльях – симметричные, т. е. одна половина бабочки очень похожа на вторую половину.

Если крылья готовы, можно размотать куколку и наклеить крылья на гусеничку.

Посмотрите какие красивые бабочки у нас получились.

А вы знаете, что по древней легенде индийцев – бабочки передают наши желания небесам, и если нашептать бабочке свое желание, то когда она улетит - оно непременно сбудется.

Давайте загадаем желание и посадим наших бабочек на цветы.

Ребята, вам понравились наши исследовательские приключения?

Какие секреты бабочки вы узнали?

— Ребята, мы сегодня с вами были настоящими исследователями!

— Наше приключение закончено.

Большое вам спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Программное содержание:Цель: Создать условия для систематизации знаний детей о понятии этикет.Воспитательная:Учить детей анализировать поступки персонажей на иллюстрации, устанавливать причинно-следст...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста «Секреты цветика–семицветика»

Систематизация знания у детей 6-7 лет о правилах поведения и общения в обществе (этикет), о понятиях морали и нравственности. Выполняются воспитательные задачи: научить детей анализировать ...

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Дома в нашем городе»

Цель: Уточнить, насколько дети различают здания по их функциональной принадлежности....

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Герб родного города»

Цель:дать детям знания о том, что такое герб, познакомить с историей его возникновения, объяснить символику герба....

Конспект занятия по познавательному и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Город, в котором мы живем»

Познакомить детей с историей возникновения родного города, его достопримечательностями....

Познавательное интегрированное занятие "Спешим на помощь Айболиту" для детей старшего дошкольного возраста

Познавательное интегрированное занятие ля детей старшего дошкольного возраста с использованием робототехники....

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Секреты магнита".

 В данной  методической разработке представлены материалы по познавательномуу развитию детей старшего дошкольного возраста....