Кружок «Волшебные ручки» по аппликации с детьми 2 младшей группы
методическая разработка по аппликации, лепке (младшая группа)

Арютина Ирина Евгеньевна

    В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего и четвёртого года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

    В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

Поэтому я решила организовать кружок «Волшебные ручки» по аппликации с детьми 3-4 лет, опираясь на программу  Дарьи Николаевны Колдиной.
     В аппликации - знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на основе учить детей:

- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы;

-приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

     Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

    Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

     Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы кружка  «Волшебные ручки»

блок - 2 по аппликации с детьми 2 младшей группы

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

- Актуальность программы

- Цель и задачи

- Педагогические технологии, методы и формы работы

- Планируемые результаты

2. Материально-техническое обеспечение реализации плана работы кружка

3.Тематический план работы кружка

4.Литература

Актуальность.

    В дошкольных учреждениях с целью обучения детей третьего и четвёртого года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

    В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

Поэтому я решила организовать кружок «Волшебные ручки» по аппликации с детьми 3-4 лет, опираясь на программу  Дарьи Николаевны Колдиной.
     В аппликации - знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, разрезается, приклеивается) и на основе учить детей:

- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы;

-приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

     Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

    Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

     Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе

Цель:

      Развитие творческих способностей, воображения. Удовлетворение детской потребности в создании чего-то нового, красивого развитие мыслительных способностей и раскрытие творческого потенциала детей.

Основные задачи:

- развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества детей;

- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

- учить детей правильно подбирать предметы по форме, цвету, величине.

- чередовать предметы по цвету, форме, величине.

- учить создавать коллективные работы.

- воспитывать аккуратность, внимание, усидчивость.

№ п/п

Возраст

Количество мероприятий в неделю

Количество мероприятий в год

Количество теоретических мероприятий

Количество практических мероприятий

Длительность одного мероприятия

Общее количество часов за год

1

2-я младшая группа

1

18

1,59

2,91

15 мин

 4,5

часа

Принципы, лежащие в основе программы:

- Системность работ.

- Принцип тематических циклов.

- Принцип интеграции

- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы) применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье (родители выступают активными участниками педагогического процесса).

Условия реализации программы:

Наличие материально – технического обеспечения;

Систематичность посещения студию детского творчества «Волшебные ручки»;

Регулярные отчетные выставки, конкурсы

Формы и методы занятий.

    В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, нетрадиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.

Методы работы с дошкольниками:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

наглядный (иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

активизация и индивидуализация занятий;

игры и игровые ситуации;

творческие работы и т. д.

Формы работы с дошкольниками:

индивидуальная (каждый ребенок  должен сделать свою поделку);

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

    В результате работы по данной программе удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей.

 Ребята станут более усидчивыми, приобретут   навыки пользования, бумагой, клеем.

Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус, творческие способности и фантазию.

 Овладеют навыками культуры труда,

стремление довести начатое дело до конца.

2. Материально – техническое обеспечение:

В ДОУ имеется:

Уголок изобразительной деятельности в группе.

Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека дидактических игр, сценарии развлечений и т. д.), методический материал по развитию творческих способностей детей

Аудио и видеоаппаратура,  по ознакомлению с изобразительным искусством, компьютер.

Библиотечка юного художника.

Литература по вопросу развития художественно-творческих способностей детей, программное обеспечение.

   

 3.  Учебно - тематический план работы кружка

 «РОДНИЧОК»   по аппликации:

 № п/п

Тема

Всего часов

Теория

минут

Практика

минут

1.

Знакомство с бумагой, её свойствами, с геометрическими формами, клеем.

1

10

5

2.

Кубик на кубик

1

5

10

3.

Клён

1

5

10

4.

Солнце в тучках

1

5

10

5.

Платок для матрёшки

1

5

10

6.

Одеяльце.

1

5

10

7.

Кто чем питается

1

5

10

8.

Новогодняя ёлочка

1

5

10

9.

Падают снежинки

1

5

10

10.

Мороженое

1

5

10

11.

Резвятся рыбки в ручейке

1

5

10

12.

Летящие самолёты

1

5

10

13.

Мимоза

1

5

10

14.

Ладошка

1

5

10

15

Светофор

1

5

10

16

Ледоход

1

5

10

17

В гостях у сказки

1

5

10

18

Собери портрет

1

5

10

Всего:

18

1.59

2.91

Срок программы 1 год. Всего 18 занятий.

Продолжительность занятий 15-минут.        

Перспективный план

кружка «РОДНИЧОК» по аппликации

Тема

Программное содержание

Методические приёмы

Материал и способ передачи замысла

 Сентябрь

1. Знакомство с бумагой, её свойствами, с геометрическими формами, клеем.

Знакомить детей с бумагой как художественным материалом, создавать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, приклеивается) и на основе учить детей:

- создавать из кусочков рваной и комков мятой бумаги выразительные образы;

-приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая при этом выразительные образы.

Рассказ воспитателя о бумаге, её свойствах, свойстве клея. (Показ готовых аппликаций) .

Бумага,
клей, готовые работы

2.

Кубик на кубик

Учить детей раскладывать кубики и квадраты в определённой последовательности (по размеру). Познакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры от середины к краям ; учить прикладывать смазанной клеем стороной к листу бумаги и плотно прижимать её тряпочкой. Познакомить с синим цветом. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Прочитать детям рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик». Положить перед каждым ребёнком альбомный лист и 3 синих квадрата (большой, средний, маленький, вырезанных из бумаги. Сказать детям, что нужно приклеить кубики на лист бумаги. Рассмотреть вместе с детьми получившиеся башни и спросить : «Какого цвета кубики, из которых построены ваши башни?

Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета

Октябрь

3.

Клён

Закреплять знания детей о правилах наклеивания. Познакомить с оранжевым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием.

Прочитать детям стихотворение Д. Розалиевой «Клён» .Показать детям лист ватмана, на котором нарисован клён без листьев и предложите: «Ребята, давайте вернем клёну его листья». Каждый ребёнок должен нанести клей на свой листик и нанести его на ветку дерева».

Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных силуэтов предметов

4.

Солнце в тучках

Учить детей создавать сюжетную композицию из обрывного по контуру и смятых комочков салфеток. Учить наклеивать скатанные большие комочки на картон. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Прочитать детям армянскую песенку. Дать каждому ребёнку желтую салфетку и спросить: «Что можно сделать из этой салфетки?»(солнце) .Помочь оборвать её по кругу, чтобы получилось солнце. Показать детям белую салфетку и спросить: «Что можно сделать из этой салфетки?» (облака). Предложить детям разорвать белую салфетку по линии на четыре части, смять каждую часть – получится четыре тучки. Теперь нано расположить тучки и солнышко на небе.

Цветные салфетки .Обрывание по контуру и аппликация из скатанных больших камочков

Ноябрь

5.

Платок для матрёшки

Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги квадратной формы. Учить составлять узор на треугольном платке, чередуя круги и треугольники.. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Обыграть ситуацию : к малышам пришла матрёшка и просит помочь. Сегодня матрёшка идёт в гости и хочет быть празднично одета, а платок, который она всегда одевает на голову уже старый. Предложить детям сделать новый платок для матрёшки, украсив его кругами и треугольниками.

Цветная бумага.

Декоративная аппликация

6.

Одеяльце.

Продолжать учить наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги. Учить составлять на квадратном листе бумаги узор из кругов, чередуя их по цвету. Учить громко и чётко произносить слова песни. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Заранее познакомить малышек с русской народной песенкой. Объяснить малышам значение слова «люлька». Предложить детям сделать красивое одеяльце, украсив его чередующимися по цвету кругами.

Цветная бумага.

Декоративная аппликация

Декабрь

7.

Кто чем питается

Учить малышей располагать и наклеивать предметы в нужной последовательности.

Обыграть ситуацию, что к малышам в гости пришли домашние животные: кошка, собака, кролик. Они просят их покормить. Положить перед каждым малышом альбомный лист и вырезанные из цветного картона силуэты (косточка, рыба, морковь). Попросить накормить зверей (наклеить)

Цветная бумага.

Аппликация из заготовленных силуэтов  предметов

8.

Новогодняя ёлочка

Закреплять представления малышей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, овал). Учить детей аккуратно наклеивать детали изображения. Продолжать учить украшать изделие с помощью заготовленных геометрических форм. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Прочитать малышам отрывок из стихотворения З. Александровой «Ёлочка». Каждый малыш должен приклеить вырезанную из зелёной бумаги ёлочку на альбомный лист. Затем каждый малыш должен нарядить ёлочку разноцветными игрушками-геометрическими фигурами, вырезанными из цветной бумаги.

Цветная бумага.

Аппликация из заготовленных силуэтов  предметов

Январь

9.

Падают снежинки

Познакомить малышей с новым видом аппликации- обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить клей на них и наклеивать на картон). Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Прочитайте малышам стихотворение Е. Благининой «Захрустела льдинка». Предложить малышам изобразить снежинки. Показать малышам как наносить клей на снежинку и наклеить её в центре листа синего картона, а затем оторвать от белого листа бумаги 10-15 небольших кусочков и наклеить их на картон в разные места, имитируя падающие снежинки.

Белая бумага . Обрывание по контуру и аппликация силуэтов предметов

10.

Мороженое

Учить детей располагать предметы в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим. роженое в вазе.

Обыграть ситуацию : у куклы Даши день рождения. Она пригласила много детей. Даша хочет их угостить мороженым. Предложить детям сделать мо

Цветная бумага.Аппликация из заготовленных силуэтов  предметов

Февраль

11.

Резвят-

ся рыбки в ручейке

Учить малышей составлять коллективную работу. Развивать мелкую моторику рук, внимание.

Имитируя руками вместе с малышами движения рыбок в соответствии с текстом стихотворения. Положить перед малышами лист и раздать им вырезанных из цветной бумаги рыбок. Предложить каждому ребёнку нанести на рыбку клей и наклеить её на лист ватмана, плотно прижимая тряпочкой. Фломастером можно нарисовать рыбке глаз.

Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных силуэтов предметов

12.

Летящие самолёты

Учить малышей составлять коллективную сюжетную композицию. Закреплять умение сопровождать движениями слова стихотворения. Развивать точность и координацию движений.

Сделать физкультминутку. Показать малышам лист ватмана, на котором внизу нарисованы или наклеены силуэты домов, а вверху-облака и солнце. Дайте каждому малышу самолёт, вырезанный из журнальной страницы и предложите наклеить летящие самолёты на большой лист.

Журнальная бумага .Коллективная аппликация из готовых силуэтов предметов.

Март

13.

Мимоза

Учить малышей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги.

Поговорить с малышами о празднике 8 марта. Рассмотреть веточку мимозы. Положить перед каждым малышом половинку альбомного листа, на котором наклеены вырезанные из цветной бумаги веточка мимозы и покажите, как нужно отрывать небольшие кусочки от желтой салфетки и сминать их между пальцами в шарики.

Цветные салфетки .аппликация из скатанных мелких комочков

14.

Ладошка

Учить малышей наносить клей на деталь и наклеивать её на лист ; сочетать аппликацию с рисованием. Учить громко и четко произносить слова потешки, сопровождая их соответствующими тексту действиями. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Сделать гимнастику для пальцев.

Предложить малышам положить руку на лист цветной бумаги и обвести их ладонь; вырезать ладошку. Ребенок наклеивает на альбомный лист ладошку.

Цветная бумага.

Аппликация из заготовленных силуэтов  предметов

Апрель

15.

Светофор

Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его. Познакомить с сигналами светофора.

Побеседовать с детьми о городе, что есть в городе (магазины, аптеки, детские сады… .). А ещё в городе есть машины. Для машин придумали светофоры, чтобы не было аварий на дороге. Прочитать стихотворение С. Маршака.Предложить каждому малышу взять прямоугольник и расположить на нём круги, чтобы получился светофор.

Цветная бумага. Аппликация из заготовленных предметов

16.

Ледоход

Продолжать учить малышей выполнять обрывную аппликацию. Учить создавать несложную сюжетную композицию. Учить малышей описывать изображенное на картине, познакомить с природным явлением «ледоход». Рассмотреть вместе с малышами картину с изображением ледохода.

Предложить детям изобразить ледоход. Положить перед каждым малышом голубой лист картона-это река. Малыш отрывает от листа белой бумаги маленькие кусочки и наклеивает их в свободном порядке на картон-это льдины.

Белая бумага.Сюжетная аппликация из заготовленных силуэтов предметов и обрывная по контуру аппликация.

Май

17.

В гостях у сказки

Учить детей раскладывать на листе бумаги сюжетную композицию. Закреплять приёмы наклеивания. Учить дорисовывать предметы фломастерами, доводя до нужного образа. Продолжать учить слушать сказки и понимать их содержание.

Повторить названия геометрических фигур (круг, овал). Прочитать малышам русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Предложить малышам «починить» героев сказки. Положить перед каждым малышом альбомный лист с наклеенной внизу «речкой»-полоской синей бумаги и вырезанные из цветной бумаги детали: голубой круг, желтую полоску, коричневый овал. Предложить расположить героев на листе бумаги около «речки», а потом наклеить.

Цветная бумага.

18.

Собери портрет

Учить малышей составлять целое из частей. Продолжать учить ориентироваться в частях тела. Развивать внимание.

Дать каждому малышу бумажный самолётик, один самолётик взять себе. Сказать : «Полетели-полетели, на нос сели. (опустить самолётик на носик малыша и т. д.) . Положить перед малышами разрезанный на части портрет и предложить собрать его. Попросить ребят показать, где на портрете находятся глаза, нос, рот, уши, волосы. Затем малыши должны наклеить собранный портрет на альбомный лист.

Журнальная бумага.

Аппликация из заготовленных силуэтов  предметов

Используемая литература

кружка «Волшебные ручки» блок-2 по аппликации:

  1. Д.Н. Колодина. Конспекты занятий « Аппликация с детьми 3-4 лет» Библиотека воспитателя, Издательство «Мозаика –синтез»
  2.  И.А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». ТЦ «Сфера» Москва 2009г.

Конспекты занятий кружка

 «Волшебные ручки» блок №2 по аппликации:

Занятие 2. Кубик на кубик

(Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)

Программное содержание. Учить детей раскладывать кубики и квадраты в определенной последовательности (по размеру). Познакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры от середины к краям; учить прикладывать смазанной клеем стороной к листу бумаги и плотно прижимать ее тряпочкой. Познакомить с синим цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Демонстрационный материал. Кубики трех цветов.

Раздаточный материал. Половина альбомного листа; 3 синих квадрата (большой, средний и маленький), вырезанных из бумаги; клей ПВА, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Прочитайте детям рассказ Я. Тайца «Кубик на кубик»:

«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню.

Прибежал Миша:

– Дай башню!

– Не дам!

– Дай хоть один кубик!

– Один кубичек возьми. Миша протянул руку – и хвать самый нижний кубик! И вмиг – трах-тара-рах! – вся Машина башня раз-ва-ли-лась!» Спросите у детей: «Какой кубик нужно дать Мише, чтобы

башня не развалилась? (Верхний.) Давайте поможем Маше построить новую башню».

Положите перед каждым ребенком альбомный лист и 3 синих квадрата (большой, средний и маленький), вырезанных из бумаги. Ребенок должен найти самый большой квадрат и положить его внизу листа, потом найти средний квадрат и расположить его над большим, а сверху расположить маленький квадрат.

Скажите детям, что теперь нужно приклеить кубики на лист бумаги. Покажите им, как набирать клей на кисть, наносить его тонким слоем от середины к краям не с цветной, а с обратной стороны маленького квадрата, плотно прижимать к листу бумаги смазанной стороной и промакивать лишний клей тряпочкой. Таким же образом приклеивают большой и средний квадрат.

Рассмотрите вместе с детьми получившиеся башни и спросите: «Какого цвета кубики, из которых построены ваши башни?» (Синего.)

http://iknigi.net/books_files/online_html/72036/i_011.jpg

Занятие 3. Клен

(Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных силуэтов предметов)

Программное содержание. Закреплять знания детей о правилах наклеивания. Познакомить с оранжевым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Закреплять знания о желтом, зеленом, красном цветах. Продолжать учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Демонстрационный материал. Половинка ватманского листа бумаги, на которой нарисован клен без листьев.

Раздаточный материал. Вырезанные из цветной бумаги листья клена (желтые, красные, зеленые, оранжевые), клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Д. Розалиевой «Клен»:

Клен ветвями шевелит,
Листья осыпая.
Тучка по небу бежит,
Капельки роняя.
 Раздайте ребятам по одному кленовому листочку, вырезанному из бумаги. Обратите внимание детей на форму листьев – она напоминает звезду. Скажите детям: «Подбегите ко мне все, у кого желтые листья!»

Дети, у которых в руках желтые кленовые листочки, подбегают к взрослому, а затем возвращаются на свои места. Потом подбегают ребята, у которых красные (зеленые, оранжевые) листья.

Покажите детям лист ватмана, на котором нарисован клен без листьев и предложите: «Ребята, давайте вернем клену его листья». Каждый ребенок должен нанести клей на свой листик и наклеить его на ветку дерева.

В конце занятия скажите: «Молодцы, ребята! У вас получился настоящий осенний клен!»

Занятие 4. Солнце в тучках

(Цветные салфетки. Обрывание по контуру и аппликация из больших комочков бумаги)

Программное содержание. Учить детей создавать сюжетную композицию из обрывного по контуру круга и смятых комочков салфеток. Учить наклеивать скатанные большие комочки бумаги на картон. Закреплять умение понимать и анализировать содержание стихотворения.

Раздаточный материал. Салфетки желтого и белого цветов, лист голубого картона, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Прочитайте детям армянскую песенку:

 
– Где ночует солнце?
– У бабушки в постельке.
– А кто его бабушка?
– Синее небо.
– Чем оно укроется?
– Шерстяной тучкой.
– А кто его укроет?
– Дедушка ветер.
 Спросите у детей: «Где спит солнце? 
(В небе.) Какого цвета небо? (Синее, голубое.) Чем укрывается солнце? (Тучкой.) Какого цвета тучки? (Белого, серого.) Сейчас мы с вами тоже уложим солнышко спать». Покажите ребятам голубой лист картона и спросите: «На что он похож?» (На небо.) Затем покажите им желтую салфетку и спросите: «Как вы думаете, что можно из сделать из этой салфетки?» (Солнце.)

Дайте каждому ребенку желтую салфетку и помогите оборвать ее по кругу, чтобы получилось «солнце».

Покажите детям белую салфетку и спросите: «А из этой салфетки, что можно сделать?» (Тучки, облака.)

Положите перед каждым ребенком белую салфетку и предложите разорвать белую салфетку по линии на четыре части, смять каждую часть – получится четыре тучки. Теперь надо расположить солнце и тучки на небе. Ребенок наклеивает сначала солнышко, а потом тучки.

Занятие 5. Платок для матрешки

(Цветная бумага. Декоративная аппликация)

Программное содержание. Продолжать учить детей наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги квадратной формы. Учить составлять узор на треугольном платке, чередуя круги и треугольники. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Демонстрационный материал. Деревянная матрешка.

Раздаточный материал. Вырезанный из цветного картона светлого тона платок треугольной формы; маленькие треугольники и круги разных цветов, вырезанные из цветной бумаги; клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Обыграйте ситуацию: к ребятам пришла матрешка и просит помочь. Сегодня матрешка идет в гости и хочет быть празднично одетой, а платок, который она всегда одевает на голову, уже старый.

Предложите детям сделать новый платок для матрешки, украсив его кругами и треугольниками.

Положите перед каждым ребенком вырезанный из цветного картона светлого тона платок треугольной формы и маленькие треугольники и круги разных цветов, вырезанные из цветной бумаги.

Сначала ребенок должен разложить детали на платке, чередуя по форме; после нанести клей и наклеить каждую деталь на платок в нужном месте.

В конце занятия спросите у ребят: «Какие платки у вас получились?» (Праздничные, нарядные, красивые и т. д.)

Занятие 6. Одеяльце

(Цветная бумага. Декоративная аппликация)

Программное содержание. Продолжать учить наносить клей на детали и наклеивать их на лист бумаги. Учить составлять на квадратном листе бумаги узор из кругов, чередуя их по цвету. Учить громко и четко произносить слова песни. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Раздаточный материал. Вырезанные из цветного картона светлого тона квадраты; 9 маленьких кругов двух цветов, вырезанных из цветной бумаги; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Заранее познакомьте ребят с русской народной песенкой:

Вот и люди спят,
Вот и звери спят,
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайки спят на травушке,
Утки на муравушке,
Детки все по люлечкам…
Спят – поспят,
Всему миру спать велят.
 Объясните малышам значение слова 
люлька. На занятии пропойте эту песенку вместе с детьми и спросите: «Где спят птицы? (На веточках.) Где спят зайки? (На травушке.) Где спят детки? (В люлечках, в кроватках.) Чем укрываются детки в кроватках?» (Одеялами.)

Положите перед каждым ребенком вырезанный из цветного картона светлого тона квадрат и 9 маленьких кругов двух цветов, вырезанных из цветной бумаги. Предложите детям сделать красивое одеяльце, украсив его чередующимися по цвету кругами. Сначала дети должны расположить круги на квадрате, добиваясь наиболее красивого украшения; затем нанести на круги клей и наклеить их на квадрат-одеяльце.

http://iknigi.net/books_files/online_html/72036/i_012.jpg

Занятие 7. Кто чем питается

 (Цветной картон. Аппликация из заготовленных силуэтов предметов)

Программное содержание. Учить детей располагать и наклеивать предметы в нужной последовательности.

Демонстрационный материал. Игрушечные собака, кошка, кролик.

Раздаточный материал. Альбомный лист, на котором нарисованы кошка, собака и кролик; вырезанные из цветного картона силуэты – косточки, рыбы, моркови; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Обыграйте ситуацию, что к ребятам в гости пришли домашние животные: кошка, собака и кролик. Они просят их покормить. Дайте каждому ребенку вырезанные из цветного картона силуэты (косточку, рыбу и морковь). Попросите детей накормить зверей. Если ребенок ошибается, животное (игрушка) отворачивается.

Положите перед каждым ребенком альбомный лист на котором нарисованы кошка, собака, кролик, и предложите накормить (наклеить) каждое домашнее животное его любимой едой.

В конце занятия прочитайте детям рассказ Б. Корсунской «Ошибся»:

У маленького Толи есть собака Тяпа и кролик Труська. Надо их кормить. Мама дала Толе морковку и мясо и сказала: «Покорми Тяпу и Труську». Толя дал морковку собаке, а мясо кролику. Тяпа и Труська не едят. Почему?

Занятие 8. Новогодняя елочка

(Цветная бумага. Аппликация из заготовленных силуэтов предметов)

Программное содержание. Закреплять представления детей о геометрических фигурах (круг, треугольник, квадрат, овал). Учить детей аккуратно наклеивать детали изображения. Продолжать учить украшать изделие с помощью заготовленных геометрических форм. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Раздаточный материал. Половина альбомного листа, вырезанная из цветной бумаги зеленая елка и разноцветные геометрические фигуры для украшения елки; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Прочитайте ребятам отрывок из стихотворения З. Александровой «Елочка».

Маленькой елочке

Холодно зимой.
Из лесу елочку
Взяли мы домой.
 
 Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых.
 
 Встанем под елочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!
 

Спросите у детей: «Какой праздник приближается? (Новый год.) Куда Дед Мороз будет класть новогодние подарки? (Под елку.) Дед Мороз придет только туда, где есть нарядная елка. Чем люди украшают новогодние елки? (Яркими игрушками: шариками, шишками и т. д.) Давайте и мы с вами украсим елочку».

Сначала каждый ребенок должен наклеить вырезанную из зеленой бумаги елочку на альбомный лист.

Затем нужно «нарядить» елочку разноцветными игрушками – геометрическими фигурами, вырезанными из цветной бумаги.

В конце занятия спросите у малышей: «Какие у вас получились елки?» (Нарядные, новогодние, красивые, украшенные и т. д.)

Занятие 9. Падают снежинки

 (Белая бумага. Обрывание по контуру и аппликация из заготовленных силуэтов предметов)

Программное содержание. Познакомить детей с новым видом аппликации – обрыванием (отрывать от листа бумаги небольшие кусочки, наносить на них клей и наклеивать на картон). Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

Раздаточный материал. Лист синего картона, вырезанная из белой бумаги снежинка; лист белой бумаги, клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение Е. Благининой «Захрустела льдинка»:

Захрустела льдинка,
А под ней вода.
Падает снежинка —
Легкая звезда,
А за ней вторая,
Третья – без конца…
Не видать сарая,
Не видать крыльца.
 Спросите у ребят: «Какое время года описывается в стихотворении? 
(Зима.) Что падает с неба? (Снежинки.) На что похожи снежинки?» (На звездочки.)

Предложите малышам изобразить падающие снежинки. Покажите, как нужно нанести клей на снежинку и наклеить ее в центре листа синего картона, а затем оторвать от белого листа бумаги 10–15 небольших кусочков и наклеить их на картон в разных местах, имитируя падающие снежинки. Для этого на маленький кусочек бумаги, держа его в руках, наносят клей и прижимают «снежинку» к картону тряпочкой.

Скажите детям: «Получилось много падающих снежинок!»

Занятие 10. Мороженое

(Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)

Программное содержание. Учить детей располагать предметы на листе в нужном месте. Развивать доброжелательное отношение к окружающим.

Демонстрационный материал. Кукла.

Раздаточный материал. Половина альбомного листа, вырезанные из цветной бумаги 3 небольших шарика мороженого и вазочка; клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Обыграйте ситуацию: у куклы Даши день рождения. Она пригласила много гостей. Даша хочет угостить гостей мороженым. Предложите ребятам помочь кукле накрыть на стол – сделать мороженое в вазочке.

Сначала дети должны положить вазу на вертикально развернутом листе, сверху на вазе расположить два круга, а над ними еще один круг. Получится ваза с тремя шариками мороженого.

Затем нужно нанести клей на вазу и наклеить ее, затем нанести клей и наклеить шарики мороженого.

Скажите детям: «Молодцы! Теперь кукла угостит гостей вкусным мороженым».

http://iknigi.net/books_files/online_html/72036/i_014.jpg

Занятие 11. Резвятся рыбки в ручейке

 (Цветная бумага. Коллективная аппликация из заготовленных силуэтов предметов)

Программное содержание. Учить детей составлять коллективную композицию. Развивать мелкую моторику пальцев, внимание.

Раздаточный материал. Лист ватмана, тонированный в голубой цвет; вырезанные из бумаги разных цветов рыбки, водоросли и камни; фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Платок для матрешки»

Ход занятия

Имитируйте руками вместе с малышами движения рыбок в соответствии с текстом стихотворения:

Покажи своей ладошкой,
Как резвятся рыбки-крошки
В быстром чистом ручейке,
Зарываются в песке.
     Положите перед детьми лист ватмана и раздайте им вырезанных из цветной бумаги рыбок. Предложите каждому ребенку нанести на рыбку клей и наклеить ее на лист ватмана, плотно прижимая тряпочкой. Фломастером можно нарисовать рыбке глаз.

Затем вместе с ребятами наклейте водоросли и камни.

Спросите у детей: «Что умеет делать рыбка?» (Плавать, есть корм, спать, играть.)

Занятие 12. Летящие самолеты

 (Журнальные страницы. Коллективная сюжетная аппликация из заготовленных силуэтов предметов)

Программное содержание. Учить детей составлять коллективную сюжетную композицию. Закреплять умение сопровождать движениями слова стихотворения. Развивать точность и координацию движений.

Раздаточный материал. Половина листа ватмана, на котором внизу нарисованы или наклеены силуэты домов, а вверху – облака и солнце; вырезанный из журнальной страницы самолет, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Начните занятие с физкультминутки:

Самолеты загудели (Вращать перед грудью согнутыми в локтях руками.)
Самолеты полетели 
(Руки в стороны, поочередно наклоняться влево и вправо.)
На полянку тихо сели 
(Присесть, руки к коленям.)
Да и снова полетели. 
(Пробежаться.)
 Покажите детям лист ватмана, на котором внизу нарисованы или наклеены силуэты домов, а вверху – облака и солнце. Дайте каждому ребенку самолет, вырезанный из журнальной страницы и предложите наклеить летящие самолеты на большой лист.

Занятие 13. Мимоза

(Цветные салфетки. Аппликация из скатанных маленьких комочков)

Программное содержание. Учить детей обрывать салфетку, сминать в комочек и наклеивать в нужном месте на листе бумаги.

Демонстрационный материал. Живая ветка мимозы.

Раздаточный материал. Половинка альбомного листа, на котором наклеены вырезанные из цветной бумаги веточка и листья мимозы; желтые салфетки; клей, кисточка для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Поговорите с ребятами о приближающемся празднике Восьмого марта. Расскажите, что в этот день принято поздравлять всех женщин. Спросите детей, кого бы они хотели поздравить с праздником.

Рассмотрите с малышами веточку мимозы. Опишите ее – у мимозы есть веточка, листья, похожие на иголки от сосны и маленькие желтые цветы. Скажите ребятам: «Такой цветок скоро завянет, и его придется выбросить. Чтобы у мамы перед глазами всегда была веточка мимозы, мы сделаем мимозу из салфеток».

Положите перед каждым ребенком половинку альбомного листа, на котором наклеены вырезанные из цветной бумаги веточка и листья мимозы и покажите, как нужно отрывать небольшие кусочки от желтой салфетки и сминать их между пальцами в шарики.

Потом дети набирают на кисть клей, наносят его на скатанный «цветок» и прижимают к листу бумаги рядом с веточкой.

Сравните вместе с детьми настоящую мимозу и веточки мимозы, которые они сделали.

Занятие 14. Ладошка

(Цветная бумага. Аппликация из заготовленных силуэтов предметов)

Программное содержание. Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист; сочетать аппликацию с рисованием. Учить громко и четко произносить слова потешки, сопровождая их соответствующими тексту действиями. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Раздаточный материал. Половинка альбомного листа, цветная бумага, вырезанный из белой бумаги круг размером чуть меньше детской ладошки (без пальцев), простой карандаш, фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Начните занятие с гимнастики для пальцев:

Этот пальчик дедушка,
Этот пальчик бабушка,
Этот пальчик папочка,
Этот пальчик мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
 На первые пять строчек каждый ребенок по очереди берет каждый пальчик на одной руке, начиная с большого и заканчивая мизинцем. На последнюю строчку стихотворения дети сжимают и разжимают пальчики на двух руках.

Предложите каждому ребенку положить руку на лист цветной бумаги и обведите его ладонь; сами вырежьте ладошку.

Если вы занимаетесь с большой группой детей, обвести и вырезать ладошки лучше заранее.

Раздайте детям вырезанные из белой бумаги круги и предложите нарисовать на них портрет (лицо) любимого члена семьи малыша или даже собственный портрет. Ребенок наклеивает на альбомный лист ладошку, а в центр ладошки – круг с портретом, который он нарисовал. Обязательно поинтересуйтесь у каждого ребенка, кого он изобразил и почему.

. http://iknigi.net/books_files/online_html/72036/i_017.jpg

Занятие 15. Светофор

 (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)

Программное содержание. Учить детей составлять из заранее заготовленных кругов и прямоугольника изображение предмета и наклеивать его. Познакомить с сигналами светофора.

Демонстрационный материал. Модель светофора.

Раздаточный материал. Половинка альбомного листа, вырезанный из цветной бумаги большой прямоугольник и 3 круга (красный, желтый и зеленый); фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

В начале занятия побеседуйте с детьми: «Ребята, мы с вами живем в городе. В городе есть поликлиники, аптеки… А что еще? (Магазины, детские сады, детские площадки и т. д.) Но еще в городе есть машины. Кто управляет машинами? (Водители.) Иногда водители бывают невнимательными, и тогда машина может врезаться в другую машину, в столб, в забор и даже в человека. Для того, чтобы машины пропускали друг друга, люди придумали…» (Светофор.)

Покажите детям модель светофора и прочитайте стихотворение С. Маршака:

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет – проезда нет,
Желтый – будь готов к пути,
А зеленый свет – кати!
 Дайте каждому ребенку 3 круга: красный, желтый и зеленый.

Попросите детей поднять красные круги и скажите: «На красный цвет нужно стоять». Дети поднимают желтые круги – нужно приготовиться. Поднимают зеленые круги – можно идти. Помаршируйте вместе с малышами. Затем дети поднимают желтые круги – нужно остановиться. И т. д.

Предложите каждому ребенку взять прямоугольник и расположить на нем круги, чтобы получился светофор, а затем наклеить детали. Внизу можно дорисовать фломастерами столб, к которому прикреплен светофор.

В конце занятия еще раз спросите у ребят, что нужно делать на каждый цвет светофора

Занятие 16. Ледоход

(Белая бумага и открытки. Сюжетная аппликация из заготовленных силуэтов предметов и обрывная по контуру аппликация)

Программное содержание. Продолжать учить детей выполнять обрывную аппликацию. Учить создавать несложную сюжетную композицию. Учить детей описывать изображенное на картине, познакомить с природным явлением «ледоход».

Демонстрационный материал. Картина с изображением ледохода.

Раздаточный материал. Картон голубого (синего) цвета, вырезанные из открыток маленькие силуэты животных, белая бумага, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Рассмотрите вместе с ребятами картину с изображением ледохода. Спросите: «Какое время года изображено на картине? (Весна.) Почему вы так думаете? (Тает снег, растаял на реке лед, светит яркое солнце и т. д.) Что плывет по реке?

(Растаявший лед, льдины.) Когда по реке плывут льдины – это ледоход (лед идет)».

Прочитайте стихотворение В. Берестова «Весенняя сказка»:

Дружно ударились рыбы об лед, И на реке начался ледоход!

Предложите ребятам изобразить ледоход. Положите перед каждым ребенком голубой лист картона – это река. Ребенок отрывает от листа белой бумаги маленькие кусочки и наклеивает их в свободном порядке на картон – это льдины. В нескольких местах «льдины» можно скомпоновать вместе и расположить на них какое-нибудь животное, оказавшееся на реке не вовремя. Животное можно наклеить на льдину или расположить на подставке перпендикулярно льдине.

После занятия придумайте вместе с ребятами историю о том, каким образом животное оказалось на льдине и как оно спасется.

Занятие 17. В гостях у сказки « Пузырь, соломинка и лапоть»

 (Цветная бумага. Сюжетная аппликация из заготовленных силуэтов предметов)

Программное содержание. Учить детей раскладывать на листе бумаги сюжетную композицию. Закреплять приемы наклеивания. Учить дорисовывать предметы фломастерами, доводя до нужного образа. Продолжать учить слушать сказки и понимать их содержание. Повторить названия геометрических фигур (круг, овал).

Раздаточный материал. Альбомный лист с наклеенной внизу «речкой» – полоской синей бумаги; вырезанные из цветной бумаги детали: голубой круг, желтая полоска, коричневый овал; фломастеры, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Прочитайте ребятам русскую народную сказку «Пузырь, соломинка и лапоть». Спросите: «Почему лапоть упал в воду? (Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась, потому что лапоть был тяжелый.) Почему лопнул пузырь?» (Он смеялся над друзьями и разорвался.)

Предложите детям «починить» героев этой сказки. Положите перед каждым ребенком альбомный лист с наклеенной внизу «речкой» – полоской синей бумаги и вырезанные из цветной бумаги детали: голубой круг, желтую полоску, коричневый овал.

Спросите у ребят: «На кого из героев сказки похожа каждая из этих геометрических фигур?» (Круг похож на пузырь, полоска – на соломинку, а овал – на лапоть.)

Предложите детям расположить героев на листе бумаги около «речки», а потом наклеить. Когда клей подсохнет, дети должны будут «оживить» героев с помощью фломастеров: нарисовать им глаза, рот, нос, руки, ноги.

http://iknigi.net/books_files/online_html/72036/i_013.jpg

Занятие 18. Собери портрет

(Журнальная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)

Программное содержание. Учить детей составлять целое из частей. Продолжать учить ориентироваться в частях тела. Развивать внимание.

Демонстрационный материал. Маленькие самолетики, сделанные из бумаги способом «оригами» (по количеству детей).

Раздаточный материал. Альбомный лист, вырезанный из журнала портрет человека (или изображение животного), разрезанный на несколько частей, клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

Ход занятия

Дайте каждому ребенку бумажный самолетик, один самолетик возьмите себе. Скажите: «Полетели-полетели, на нос сели. (Опустите свой самолетик на нос.) Полетели-полетели, на ухо (голову, руку, живот и т. д.) сели». (Опустите самолетик на названную часть тела.) Дети должны повторять ваши движения.

Положите перед каждым ребенком разрезанный на части портрет и предложите собрать его. Попросите ребят показать, где на портрете находятся глаза, нос, рот, уши, волосы. Затем дети должны наклеить собранный портрет на альбомный лист.

Задание можно усложнить, смешав части разных портретов.

Список детей кружка «Волшебные ручки» группы №9  

1

Адушкин Роман

2

Волков Лев

3

Вяльшина Регина

4

Видяйкина Вероника

5

Горбунова Валерия

6

Кулахметова Дарина

7

Ларихин Даниил

8

Наумкин Дима

9

Онохова Полина

10

Руденко Роман

11

Слугина Юлия

12

Столбов Михаил

13

Третьяков Кирилл

14

Тряпкина Кристина

15

Цулина Арина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации с детьми младшей группы. Образовательная область: художественное творчество

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура.  Методики и технологии: икт, здоровье сберегающие технологии; технологии проектной деяте...

Аппликации с детьми младшей группы на неделе космоса

В данном салвйд-шоу паредставлены коллективная работа и отдельные работы детей младшей группы, созданные на неделе космоса....

Конспект по аппликации с детьми младшей группы «Машина»

Задачи:Продолжать знакомить детей с понятиями «круг», «большой-маленький».Совершенствовать умения ориентироваться в пространстве: верх, низ.Формировать умение выполнять словесную инстру...

Конспект НОД по аппликации с детьми младшей группы. Тема: "Домик"

Конспект НОД по аппликации в младшей группе...

План работы кружка «Волшебные ручки» Блок - Рисование с детьми средней группы

Дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности «Волшебные ручки» БЛОК-Рисование для детей 4-5 лет имеет художественно-эстетическую направленность....