Кружковая деятельность
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)

Натали Николаевна Никитина

Младший дошкольный возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx160.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому развитию детей

МБДОУ «Анцирский детский сад»

 Канского района,  Красноярского края.

Рабочая программа по   кружковой работе

  1. «Аппликация как средство развития мелкой моторики рук и творческих способностей  детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеразвивающая  программа по аппликации «Наклей-ка»

на основе парциальной программы

«Цветные ладошки» Лыковой И.А. (где учитан принцип сезонности, принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности; принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта).

для детей 3–4 года жизни по изобразительной деятельности (аппликация) 

Анцирь, 2022г.

Пояснительная записка

«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок».

Сухомлинский В. А.

Актуальность.

   В дошкольных учреждениях с целью обучения детей данного возраста традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности. В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет.    

    Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

    Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является – работа с бумагой.

    Аппликация – это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Всё это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

    Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект. Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: создают выразительные образы, приклеивают вырезанные воспитателем бумажные формы, создавая, при этом композиции. Составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем. Сформированные навыки и умения, способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому я решила организовать кружковую деятельность «НАКЛЕЙ-КА»с детьми 3-4 лет.

Цель программы - развитие художественно – творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством аппликации.

Основные задачи программы.

1.  Учить основным приемам аппликации (обрывание, сминание, скатывание в комок).

2.Учить создавать простейшую композицию.

3. Развивать умения выполнять точные движения пальцами рук и кистью, способности координированной работы нашей руки со зрительным восприятием.

4. Развивать творческую фантазию, воображение и активность.

5. Развивать внимание, мышление, память, речь, глазомер.

6. Развивать у детей интерес к художественной деятельности.

 7. Развивать навыки аккуратной работы с бумагой и клеем.

Принципы реализации программы.

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, картинки.

2. Принцип наглядности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивала знания постепенно.

3. Принцип занимательности. Изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей. Этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип личностно – ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Методы, используемые на занятиях кружка.

- Беседа, рассказ, сказка.

- Рассматривание иллюстраций.

- Показ образца выполнения последовательности работы.

Ожидаемые результаты.

    В результате обучения по данной программе удастся положительно повлиять на развитие эстетического восприятия мира, природы, художественного творчества детей, познавательных и коммуникативных способностей. Ребята разовьют мелкую моторику рук, глазомер. Дети станут более усидчивыми, станут стремиться довести начатое до конца, активизируется речевая активность.

Участники.

Дети 3 – 4 лет, педагог, родители.

Срок обучения.

Программа кружка рассчитана на один год обучения.

Режим занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю и проходят в режиме 15 минут.

Перспективный план работы кружка

Тема

Цели

Инструментарий

СЕНТЯБРЬ

2 неделя

«Палочки для воздушных шаров»

(вырезание)

Знакомство с бумагой, её свойствами, с клеем. Знакомить детей с бумагой, как художественным материалом, создать условия для экспериментального освоения её свойств и способов своего воздействия на бумагу (лёгкая, тонкая, цветная, красивая, яркая, сминается, рвётся, приклеивается). Учить приклеивать вырезанные воспитателем бумажные формы. 

Наборы цветной бумаги, картона, клей, салфетки.

СЕНТЯБРЬ.

3 неделя.

«На лесной полянке выросли грибы»

Развивать образные представления детей. Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы.  Учить составлять несложную красивую композицию. Учить разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев для изображения травы, мха около грибов.

Наборы цветной бумаги, картона, клей, салфетки.

СЕНТЯБРЬ.

4 неделя.

«Павлин из  осенних листьев»

Способствовать развитию творческих способностей детей при изготовлении аппликации из бумаги, с элементами конструирования из бумаги. Учить передавать образ птицы, передавая ее необычность и яркость, украшать отдельные части и детали изображения, закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. 

Картон, Клей ПВА, салфетки.

ОКТЯБРЬ.

1 неделя.

«Осенние березки»

Обратить внимание детей на то, что образ берёзки – символ красоты русской природы;

Продолжать формировать знания о строении дерева на основе березы;

 развивать творческие способности, умения. Воспитывать самостоятельность при выполнении работы.

Белая  бумага, картон голубого цвета, салфетки желтого и зеленого цвета

ОКТЯБРЬ.

2 неделя.

«Репка»

Учить детей составлять целое из двух частей. Закреплять умение наносить клей на детали и наклеивать их на лист, прижимая тряпочкой. Продолжать знакомить с жёлтым и зелёным цветами. Развивать память. 

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, настольный театр. 

ОКТЯБРЬ.

3 неделя.

«Огурцы и помидоры лежат на тарелке»

Продолжать отрабатывать умение вырезать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движений обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения.

Цветная бумага красного и зеленого цвета,  картон, клей ПВА, влажные салфетки

ОКТЯБРЬ.

4 неделя.

«Лоскутное одеяло для Медведя»

Вызвать интерес к созданию образа лоскутного одеяла из разноцветных кусочков цветной бумаги, вырезанных самостоятельно. Подвести к практическому освоению понятия - часть и целое.

Набор цветной бумаги,   клей, салфетки, картон белого цвета.

НОЯБРЬ.

1 неделя.

«Флажок» 

Учит клеить флажок из 3 элементов разного цвета. Учить приёмам наклеивания. Закреплять знание цветов. Воспитывать усидчивость, аккуратность. 

Наборы цветной бумаги, клей, салфетки, флажки. 

НОЯБРЬ.

2 неделя.

«Колобок покатился по лесной дорожке» 

(аппликация из салфеток)

Продолжать учить детей создавать выразительный образ Колобка в технике бумажной пластики: сминать бумажную салфетку в комок, раскатывать в ладошках и наклеивать на дорожку, нарисованную фломастером в виде кривой линии. Развивать чувство формы, мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук. Воспитывать интерес к изображению сказочных героев доступными средствами. 

Наборы цветной бумаги, салфетки цветные, клей, салфетки,  фигурки к сказке «Колобок». 

НОЯБРЬ.

3 неделя.

«Морковка для Зайки»

(аппликация из салфеток)

Расширять представления детей об овощах (о морковке).

Учить детей аккуратно приклеивать шарики из салфеток на основу (морковь).  на бумаге. Формировать доброжелательное отношение к окружающим. Развивать мелкую моторику рук. Развитие речевой активности.

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающему миру.

Изображение моркови  на картоне, салфетки оранжевого цвета, ПВА, кисть, салфетки

НОЯБРЬ.

4 неделя.

«Машины едут по улице» (Коллективная работа)

Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Закреплять умение создавать коллективную композицию. Развивать образное мышление, воображение. Формировать умение оценивать созданные изображения.

Ватман,  ПВА, контуры машинок, салфетки

ДЕКАБРЬ.

1 неделя.

«Весёлый снеговик» 

Учить приклеивать три круга друг над другом, самые маленькие – ручки, знакомить с зимними героями. Развивать чувство цвета и формы.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, клеёнки, фигурки снеговиков

ДЕКАБРЬ.

2 неделя.

«Гирлянда из флажков» 

Учить чередовать детали аппликации по цвету. Развивать чувство ритма и чувство цвета. 

Набор цветных флажков, клей, салфетки, листы бумаги. 

ДЕКАБРЬ.

3 неделя.

«Праздничная ёлочка».(коллективная 

работа) 

Учить детей создавать образ нарядной праздничной ёлочки на основе незавершённой композиции (силуэта ёлки). Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки или креповую бумагу на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт ёлки -хаотично (огоньки) или упорядоченно (бусы, гирлянды). Разнообразить технику наклеивания: обмакивать мятые комочки в клей и прикреплять к фону, крепко прижимая. Развивать чувство формы, цвета и ритма. 

Набор цветных салфеток, бумаги, клей, салфетки, ватман. 

ДЕКАБРЬ.

4 неделя.

Елочная игрушка

«Дедушка Мороз»

Продолжать вызывать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Закрепить навык работы с кисточкой, не брать много клея. Расширять кругозор детей: знакомство со старинным обычаем изготовления игрушек для елки. Воспитывать желание участвовать в оформлении праздничной елки. Развивать творческие способности.

Набор цветных салфеток, бумаги, клей, салфетки, ватман, нить.

ЯНВАРЬ.

2 неделя.

«Рукавица с рябиной»

(пластилин)

Продолжать учить детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать из них шарики круговыми движениями ладоней, закреплять знания о зиме,

о необходимости надевать теплую одежду.

Контур рукавицы,  пластилин, клей ПВА

ЯНВАРЬ.

3 неделя.

«Забавные лягушата»

Обучение умению изготавливать аппликацию из готовых геометрических форм. Закрепление сведений о лягушке; обучение умению наклеивать готовые геометрические фигуры на картон в определенной последовательности. Воспитание аккуратности, самостоятельности; 

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон синего цвета.

ЯНВАРЬ.

4 неделя.

«Белочка»

Продолжать закреплять  умение работать с бумагой, развивать мелкую моторику, аккуратность при работе с клеем, воспитывать терпеливость при выполнении задания.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон белого  цвета, оранжевый восковой мелок

ЯНВАРЬ.

4 неделя.

«Красивые рыбки в аквариуме» (Коллективная композиция)

Развивать цветовое восприятие. Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. Развивать чувство композиции (учить красиво располагать рыбок по цвету друг за другом по принципу высветления или усиления цвета). Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания. Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, ватман.

ФЕВРАЛЬ.

1 неделя.

«Радуга»

Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: вырезание ровных полосок,  аккуратное  приклеивание , учитывая последовательность цветов  радуги

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон белого цвета

ФЕВРАЛЬ.

2 неделя.

«Черный и белый лебедь»

Обучение приёму изготовления «капельки» из полоски бумаги, совершенствование умений и навыков работы с бумагой, ножницами, клеем. Обогащение и закрепление знаний детей о лебедях. Развитие познавательного интереса к методам и приёмам работы с полоской бумаги. Развитие творческих способностей, мышления, воображения детей. Расширение кругозора детей и их словарного запаса.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон голубого  цвета

ФЕВРАЛЬ. 

3 неделя.

«Кораблик»

Учить детей создавать образную картину, применяя полученные ранее навыки: приклеивание разных частей корабля и деталей разнообразной формы (круглой, прямоугольной и др.).  Закреплять умение красиво располагать изображения на листе. Развивать воображение.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон белого цвета

ФЕВРАЛЬ. 

4 неделя.

«Пингвин»

Воспитывать аккуратность в работе при пользовании клеем, закрепить и расширить знания детей о пингвинах, обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную речь, добиваясь полных ответов на вопросы, развивать память, внимание, мышление, воображение, воспитывать интерес и бережное отношение к природе и к животным, воспитывать усидчивость, терпение, желание доводить начатое дело до конца.

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон белого цвета, ватные диски.

МАРТ.

1 неделя.

«Подснежник»

Создать образ первого цветка - подснежника, методом аппликация с использованием ватных дисков, учить детей делать подснежник из ватных дисков и цветной бумаги, развивать воображение, глазомер, память. Воспитательные: воспитывать любовь к природе. 

ПВА, Цветная бумага, картон белого цвета, ватные диски, влажные салфетки

МАРТ.

2 неделя.

«Цветок для мамы»

Закрепление умения создавать не сложную объемную композицию, развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного, воображение, фантазию, творчество, развивать мелкую моторику рук, способность действовать согласно алгоритму. 

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации .

МАРТ.

3 неделя.

«Божьи коровки» 

Продолжать учить детей наклеивать готовые круги на предмет. Закреплять умение пользоваться клеем, кисточкой. Воспитывать аккуратность. 

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации с насекомыми. 

МАРТ.

4 неделя.

«Скворечник»

Учить изображать предметы, состоящие из нескольких частей, определять форму частей предмета (квадратная, круглая, треугольная). Формировать умения предварительно выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали, разной формы, составляя изображение и наклеивать их. Развитие ручной умелости, мелкой моторики.  

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации  скворечника

АПРЕЛЬ.

1 неделя.

«Цветущее дерево»

Изготовление объемной аппликации«Цветущее дерево». Учить дополнять образ деталями, делающими поделку более выразительной; совершенствовать умения работы с необходимыми инструментами и материалами при работе с бумагой. 

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации. Картон с контуром дерева

АПРЕЛЬ.

2 неделя.

«Самолет»

Продолжать учить детей правильно составлять изображения из деталей, находить место той или иной детали в общей работе, аккуратно наклеивать; закреплять знание формы (прямоугольник) , вызывать радость от созданной всеми вместе картины

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации.

АПРЕЛЬ.

3 неделя.

«Одуванчик»

Делать аппликацию одуванчика из цветной бумаги и салфетки.  Развивать познавательные и творческие способности детей, учить наклеивать детали аппликации в соответствии с замыслом, развивать мелкую моторику рук, воспитывать любовь к природе, самостоятельность, аккуратность при выполнении работы. 

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации.

АПРЕЛЬ.

4 неделя.

«Цветик-семицветик»

Продолжать учить элементам бумажной пластики: разрывать бумажные салфетки  на кусочки, сминать в комочки и приклеивать на силуэт цветка.

Картон, ПВА, салфетки.

МАЙ.

1 неделя.

«Салют»

Развитие творческих способностей у детей.  Способствовать созданию коллективной композиции, передавая в аппликации впечатления от праздника (салют). Развивать эмоционально - чувственную сферу детей, обогащать сенсорный опыт. 

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, иллюстрации.

МАЙ.

2 неделя.

«Весенний ковер»

Закрепить умение создавать свою композицию; упражнять в симметричном расположении изображений на квадрате и полосе, в различных приемах вырезывания; развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. 

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон .

МАЙ.

3 неделя.

«Черно-белый котенок»

Формировать умение собирать из разных геометрических фигур кошку, смазывать детали клеем и приклеивать их на лист бумаги, развивать координацию рук при резании бумаги, воображение и творческие способности при склеивании,  воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие, умение довести начатое дело до конца

Набор цветной бумаги, клей, салфетки, картон, ватные диски.

МАЙ.

4 неделя.

«Бабочка на моей ладошке»

Создание образа бабочки из трафаретов ладошек. Закрепить умение  аккуратно наклеивать на фон, технические навыки работы с клеем; развивать внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику рук, чувство цвета; воспитывать бережное отношение к природе. 

ПВА, трафарет ладошек, и бабочек, салфетки, картон

Список литературы

         

1. Бим-Бад,Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528с.

2.. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией в детском саду / З.А. Богатеева. - М.: Просвещение, 2008. - 224с.

3. Верещагина, Н.В. Диагностика педагогического процесса в младшей группе дошкольной образовательной организации / Н.В.Верещагина. - М.: Детство, 2014. - 16с.

4. Вовикова, А.Н.Аппликации и поделки из бумаги для детей 3-4 лет / А.Н.Вовикова. - М.: Стрекоза, 2010. - 20с.

5. Вохринцева, С.К.Аппликация в детском саду и дома. Младшая группа / С.К.Вохринцева. - М.: Страна Фантазий, 2011. - 33с.

6. Грибовская, А.А. Аппликация в детском саду /А.А.Грибовская. - М.: Скрипторий, 2010. - 16с.

7. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации /А.А.Грибовская. - М.: Скрипторий, 2011. - 152с.

8. Григорьева, Г.Г.Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2000. - 344с.

9. Доронова, Т.Н.Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника / Т.Н.Доронова. - М.: Просвещение, 2008. - 192с.

10. Зайцев, В.Б. Аппликация / В.Б.Зайцев. - М.: Рипол Классик, 2011. - 16с.

11. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г.Казакова. - М.: Владос, 2008. - 255с.

12. Коджаспирова,Г.М.Словарь по педагогике / Г.М.Коджаспирова - М.: МарТ, 2013. - 448с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...