Методическая разработка в области "Художественное творчество "по теме:"Лепка из солёного теста для детей "
методическая разработка по аппликации, лепке

Шитц Наталья Юрьевна
Данная разработка позволяет выявить и развить творческие способности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_testoplastike.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка в области «Художественное творчество»

 по теме: « Лепка из соленого теста для детей»

                                                                              Воспитатель: Шитц Наталья Юрьевна

                                                                              МАОУ СШ №148 СП «Детский сад»

                                                                                                                                    2021г.

Пояснительная записка.

   Тестопластика – это создание объемных или рельефных фигур, картин и даже целых композиций из соленого теста. Это замечательный материал, потому что не имеет определенной формы, обладает мягкостью, гибкостью и очень привлекателен для  детей. Кроме того, соленое тесто – это экологически безвредный и не аллергенный, недорогой поделочный материал. С этим простым материалом каждый может легко стать мастером.

   Тестопластика имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников.

Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.

Развивается воображение, пространственное мышление, общая ручная умелость, мелкая моторика; синхронизируются работа обеих рук.

Лепка является одним из средств релаксации, что имеет важное значение для психологического благополучия ребенка.

Лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Эта деятельность вызывает интерес к народному творчеству, национальным художественным промыслам. Дети с увлечением лепят из соленого теста фигурки, мелкие предметы-медальоны, колечки, бусины,  фигурки животных, создают коллективные картины (панно), высушивают их и раскрашивают.  

Поделки из соленого теста они охотно используют в своих играх, а также дарят родителям и друзьям.

    Цель: Выявление и развитие творческих способностей на занятиях тестопластикой, для дальнейшей самореализации младших дошкольников.

    Задачи

   Образовательные:

- формировать знания, умения и навыки работы с соленым  тестом;

- формировать умение простейшим приёмам лепки, составлять   простые композиции.  Развивающие:

- развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию;

- развивать творческие способности и задатки;

- развивать умение наблюдать, выделять главное;

- развивать чувство формы и цвета, мелкую моторику рук, обогащать   словарный запас;

   Воспитательные:

-  воспитывать художественный вкус, трудолюбие, любознательность;

-  воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах;

-  воспитывать наблюдательность и усидчивость.

Я увлеченный  человек и в свободное время занимаюсь разными видами творчества. И мне хочется,  имеющиеся у меня навыки передать своим воспитанникам.  

Конечно, существует ряд материалов, из которых можно лепить – это пластилин, пластилиновая масса, глина и т.д. но я остановила свой выбор на солёном тесте.

Это природный, экологически чистый материал:

  • он быстро и легко готовится;
  • приятный на ощупь;
  • легко отмывается;
  • просто окрашивается, поэтому можно лепить как из белого, так и из разноцветного теста;
  • можно использовать в играх и элементах декора группы;
  • готовые работы хранятся долгое время и не требуют особых условий;
  • легко сочетается с другими материалами (природным и бросовым);
  • легко украшается при помощи различных штампов;
  • тесто не липнет к рукам ребенка и легко смывается.

    Создать в группе условия, для организации работы по развитию творческих способностей детей,  не составит труда.  Необходим  небольшой уголок творчества по тестопластике, где находятся: краски (акварельные, гуашь), цветные карандаши, фломастеры, разные кисточки, ножницы, цветные ленты, цветная и бархатная бумага, остатки шерстяных ниток, сюжетные картинки, пуговицы, бусинки и бисер.

Природный материал: шишки, семена и плоды различных растений, камушки, ракушки, ореховые скорлупки, веточки, сухоцветы.

   Сначала дети учатся лепить и украшать плоские фигурки — медальоны, декоративные пластины, сердечки. Для раскатывания используются скалочки, а для вырезания — формочки для печенья, вареников, крышки от бутылок. После того, как дети усвоят лепку из простых элементов, можно перейти к другому этапу работы более сложному. Это обработка тестом разнообразных объемных форм. Детям необходимо сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы: цветы, грибы, шляпки. Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются  гуашь, акварель, фломастеры.

    В начале каждого занятия по тестопластике,  определяется тема (она может быть связана с сезонными изменениями в природе, с общественными явлениями, праздниками ). Как правило, это происходит в игровой форме (игры-путешествия, занятия-рассказы, занятия-диалоги, занятия-загадки, занятия-драматизации, занятия-сюрпризы), с целью выявить, уточнить, закрепить скорректировать знания. Так же  здесь дети знакомятся с новыми способами лепки, инструментами, для создания фактуры, рельефа на поверхности изделия.

В своей работе я стараюсь  замешивать  тесто в присутствии детей. Даю возможность детям  принять участие :  потрогать, понюхать, помять, высказать свое впечатление о тесте (Какое оно: твердое, белое, холодное, можно сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек ). 

Далее, на втором этапе идёт реализация основной темы, собственно выполнение работы. Моё участие состоит в том, чтобы помочь ребёнку раскрепоститься, попытаться найти свой вариант реализации задуманного им.

 И в конце занятия подводится его итог. Прямую оценку я стараюсь заменить похвалой, одобрением.

На любом своём занятии я ставлю важную задачу – сформировать положительную мотивацию детской деятельности. С этой точки зрения значимы как конечный результат, эмоционально и эстетически привлекательный для ребёнка, так и посильный процесс изготовления поделки. Все этапы работы серьёзно продуманы, подготовлены, и у детей практически не возникает технических проблем. Кроме того, в основу предлагаемого подхода положена идея: ребёнок должен самостоятельно создавать нечто своё, новое, используя приобретённые навыки и умения.

Идет тесное сотрудничество и с родителями воспитанников. Каждый успех ребенка в творчестве и в личном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно.   Регулярно проводим с детьми  выставки, на которых демонстрируем изделия,  созданные из теста, используем изделия  в украшении группы. Поделки, изготовленные руками наших детей,  используем  в качестве подарка для родных и близких.

Список литературы:

1.         Изольда Кискальд, Соленое тесто. «Харвест», 2008.

 2.         Левадный В. С. Лепка. «Арфа СВ», 1998.

 3.         Маслова Н. В., Лепим из соленого теста. Подарки, сувениры, украшения. «Астрель», 2008.

 4.         Надеждина В. К. Поделки и фигурки из соленого теста. Увлекательное рукоделие и моделирование. «Харвест», 2008.

5.         Гусева И. Соленое тесто: Лепка и роспись. — Издательский Дом Литера, 2005. 6.         Данкевич Е. Лепим из соленого теста. — СПб: Кристалл, 2001.

7.     Хапанова И. Н. Солёное тесто. М. 2006.

8.     Чаянова Г. Солёное тесто для начинающих. М. 2005.

Приложения

Мастер-класс для родителей по тестопластике

 «Подкова счастья»

Цель: создать условия для формирования и активизация творческого потенциала  родителей через технологию тестопластики.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить с историей возникновения солёного теста.
  • Познакомить участников мастер-класса с технологическими возможностями соленого теста и его использованием в процессе художественного творчества (лепка).
  • Познакомить с основными развивающими функциями лепки.
  1. Развивающие:
  • Развивать мелкую моторику пальцев и  кистей рук.
  • Развивать навыки работы с материалами для лепки, при освоении приёмов лепки: отщипывания, скатывания, раскатывания, сплющивания.
  • Развивать эстетический и художественный вкус.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать интерес к лепке, как виду художественного творчества.

Материал: цветное  солёное тесто, черный перец горошек, стеки  для лепки, доски для лепки, шаблоны подковы, кисти, вода.

Содержание мастер-класса

 Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний мастер-класс, посвященный лепке из солёного теста.

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

 

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. 

Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами).

 Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов - лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Некоторым родителям не хотят давать детям  пластилин: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Сегодня мы хотим предложить вам безопасный материал для творчества, который просто  приготовить в домашних условиях и не боятся , что ребенок его проглотит. Это соленое тесто. Соленое тесто наиболее безопасный материал для детского творчества. Это удивительный, пластичный материал: нежный, мягкий, не пачкает рук, не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время и стоит недорого. Его легко приготовить в домашних условиях. Специфика лепки из соленого теста заключается в создании простых фигур. Поэтому подойдет даже самым маленьким творцам. К тому же фигурки из теста порадуют прочностью. А процесс цветового оформления подарит много положительных эмоций и развитие необходимых навыков. А теперь немного истории.

Показ слайдов презентации

История тестопластики уходит вглубь веков.

Когда-то давным-давно, в седую старину, люди начали лепить хлебные лепешки из муки и воды и обжигать их на раскаленных камнях. Из теста выпекали не только хлеб, но и декоративные изделия.

 

Изготовление теста из муки, соли и воды является старинным обычаем и применялось для выполнения фигурок из народных сказаний и в религиозных целях. Еще древние египтяне, греки и римляне использовали фигурки из соленого теста для преклонения перед своими божествами.


Народности, живущие в Гималаях, до сих пор с помощью деревянных форм изготавливают фигурки из ячменной муки, которые заменяют людей и животных, приносимых когда-то  давным-давно в жертву божествам.

Один из народных художественных  промыслов Эквадора – поделки из ярко окрашенного теста. И если раньше поделки из теста имели символический или мистический смысл, то теперь умельцы лепят всё, что угодно – лишь бы было пёстро и красиво.

В Китае, начиная с 17 века, делают марионетки из теста.
В Греции из теста традиционно пекут великолепные венки, украшенные пышным орнаментом.
Узбекские женщины из поколения в поколение выпекают декоративные лепёшки, которые вывешивают на стенки домов.
В Восточной Европе изделия из теста, как и в прежние времена, не окрашивают: типичный коричневый цвет выпечки считается особенно красивым.
В Польше, Чехии и Словакии на протяжении веков остаются очень популярными картины из теста.

Когда главным символом рождества стала елка, бедные люди изготавливали из хлебного теста рождественские украшения. Для сохранения украшений от поедания мышами и насекомыми в тесто добавляли большое количество соли. Так возникло солёное тесто.

Во время Первой Второй мировых войн искусство изготовления солёного теста было утеряно, поскольку не хватало материала. В наше время эта традиция стала возрождаться. В последние двадцать лет оно вызывает всё больший интерес, с каждым годом расширяя круг своих поклонников.

Хотя поделки из теста – древняя традиции, им находится место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.

На Руси фигурки из этого материала дарили на Новый год в знак благополучия, плодородия, сытости. Еще в те времена, когда на Руси Новый год праздновали 1 сентября, а заодно и свадьбы играли, было принято дарить фигурки из соленого теста. А украшали их росписью, характерной для той местности, где жили наши предки. Считалось, что любая поделка из соленого теста, находящаяся в доме, - символ богатства и благополучия в семье. И хлеб с солью будут всегда на столе. Вот почему эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Возрождение этой старой народной традиции расширило применение соленого теста. Оно оказалось прекрасным материалом для детского творчества.

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Работа с ним доставляет удовольствие и радость.

Подкова - символ счастья.

-Я хотела бы задать вам вопрос. Что вы подразумеваете,  когда произносите слово «СЧАСТЬЕ»?

-В чем заключается «СЧАСТЬЕ» для каждого из вас? (ответы родителей)

-Да , действительно, такое маленькое слово имеет такое огромное значение.

-Для того , чтобы привлечь к себе «СЧАСТЬЕ» , люди создали различные амулеты и обереги и талисманы.

-Что такое амулет? 

Талисман или амулет – это предмет или ювелирное украшение, которому человек приписывает свойства магического инструмента, который должен принести удачу, счастье, быть оберегом от негативной энергии.

Талисманы создавались, создаются и будут создаваться с одной-единственной целью – помогать человеку, исполнять его желания, претворять в жизнь мечты.

Сразу стоит оговориться, что универсальные талисманы счастья не существуют.

А так как счастье для каждого человека понятие сугубо индивидуальное, то и талисманы чаще используются персональные.

-Какие же бывают амулеты и талисманы, кто-нибудь из вас знает?

- Мы сегодня поговорим с вами о подкове счастья.

Найти подкову раньше считалось большой удачей по той простой причине, что лошадь была дорогим животным, которое могли содержать лишь состоятельные люди. Нашедший подкову простой смертный воспринимал это как добрый знак скорых перемен, удачи и грядущего достатка. Подкову крепят над входной дверью раскрытой частью кверху. В таком положении она ловит и удерживает счастье.

О том, что подобранная на дороге подкова обладает свойством приносить счастье, знают все, даже те, кто в это не верит. Поскольку в наши дни на дороге можно найти все что угодно, кроме подковы, так как это большой дефицит, любители амулетов легко соглашаются на ее уменьшенную копию, прикрепленную к браслету, цепочке или связке ключей от автомобиля.
Еще в начале века подкова, прибитая у входа в дом, была не просто данью уважения к старинным обычаям и тем более не элементом моды, а вполне обиходной вещью: она должна была охранять от всяких напастей, приваживать желанных гостей.
Царь Николай 11 считал себя человеком исключительно счастливым, потому что часто находил подковы. Во дворце была устроена специальная комната, куда он помещал всякую вновь найденную подкову, снабжая ее примечанием: где, когда и при каких обстоятельствах найдена. «Счастливый» император так и не узнал, что асе подковы подбрасывала ему свита, стремившаяся обеспечить хорошее расположение духа своему государю.

-Мы предлагаем вам сделать свой талисман счастья в виде подковы , создавая его вы вложите все свои желания и свою любовь  в свой труд ( тем она  будет еще более  ценна )и потом сможете повесить этот оберег у себя дома. Делать мы его будет, вы наверно догадались, из соленого теста.

Лепка подковы из соленого теста поэтапно с просмотром слайдов презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы КРУЖКА «КОЛОБОК» (лепка из солёного теста) для детей среднего дошкольного возраста на 2013-2014 учебный год

Мною представлен план работы кружка "Колобок" (лепка из соленого теста) для детей средней группы...

Методическая разработка в области «Художественное творчество» по теме: «Лепка из солёного теста для детей»

Тестопластика имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников.Занятия лепкой повышают сенсорную чувствительность, способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики.Р...

Методическая разработка.Тема: " Лепка из соленого теста для детей 5-7 лет."

Методическая рекомендация воспитателям " Лепка из соленого теста в детском саду для детей 5-7 лет."...

Конспект мастер-класса для родителей Тема: Лепка из солёного теста «Подсолнухи».

Вызвать интерес родителей к лепке из солёного теста, как виду художественного творчества....

Конспект занятия по лепке из солёного теста для детей первой младшей группы «Угощение для Мишки»

Цель: Формирование интереса к работе с соленым тестом.Задачи:Образовательная:Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки соленого теста от куска и скатывать из них шар...

Конспект НОД образовательной области - художественно-эстетическое развитие детей (лепка из солёного теста) для детей раннего возраста

Тема: «Пирожки для кукол»Цель: формирование умения лепить пирожки из солёного теста.Образовательные задачи:-закреплять умение приемам лепки: разминание, ощипывание, сплющивание и &laq...