Программа развития творческих способностей "Сундучок идей"
рабочая программа по аппликации, лепке (старшая группа)
Современные малыши-большие выдумщики. Как воплотить в жизнь их фантазии?В этом помогут самые простые, на первый взгляд, вещи: бумажные салфетки и пластилин.Любой рисунок можно превратить в сказочную картину
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 501.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребёнка: без полноценно прожитого, всесторонне наполненного детства вся его последующая жизнь будет ущербной. В этот период ребёнок проходит путь от беспомощного существа до человека, владеющего всеми основными началами человеческой культуры. Грамотное взаимодействие взрослых в процессе воспитания ребёнка обеспечивает максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать много трудностей и отклонений в ходе его психического развития.
Современные малыши – большие выдумщики. Кроме того они неутомимые деятели. Как воплотить в жизнь их фантазии и использовать их энергию?
В этом помогут самые простые, на первый взгляд, вещи: обычные бумажные салфетки и пластилин. Любой рисунок, даже самый детский, можно превратить в красочную картину.
А если ещё связать эту деятельность с развитием речи, окружающим миром или музыкой, получается великолепная подготовка ребёнка к успешному обучению в школе: развитию мышления, памяти, мелкой моторики рук, творческих способностей и т.п.
Любая тема по развитию речи может быть связана с практической деятельностью и музыкой. Это развивает воображение и фантазию. Поддерживает стремление детей видеть красивые предметы и явления в окружающем мире, формирует эстетическое отношение к нему. Учит составлять разные варианты композиции и подбирать красивые гармоничные цветосочетания.
Даже самые крошечные работы приводят детей в восторг. Их гордость за себя не знает границ.
Работа с салфетками (бумагокручение) и пластилином (пластилинография) относятся к нетрадиционной технике изобразительной деятельности – мозаичной аппликации. А изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет своё специфическое воздействие на ребёнка. Мозаичная аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах Запорожца А.В., Давыдова В.В., Поддъякова Н.Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и мозаичной аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и мозаичной аппликацией.
Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по мозаичной аппликации, а особенно нетрадиционные её техники, в современных условиях педагогического процесса вынесена за рамки занятий, и практикуется в виде совместной (кружковой) или самостоятельной деятельности детей, что недостаточно способствует полноценному развитию творческих способностей.
Наш детский сад использует в работе программу И. А. Лыковой « Цветные ладошки». Эта программа направлена на всестороннее развитие изобразительной деятельности дошкольников. И содержит в себе замечательные разработки занятий по всем видам работ. Но, к сожалению, количество предлагаемых И. А. Лыковой занятий не совпадает с сеткой непосредственно образовательной деятельностью в детском саду в каждой возрастной группе.
Исходя из этого, мы разработали программу по дополнительной образовательной деятельности по мозаичной аппликации. Система работы рассчитана на 4 года обучения детей-дошкольников. В данном случае представляем программу на старшую группу детского сада.
Цели и задачи
1. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в аппликации. Учить «входить в образ».
2. Организовывать наблюдения в природе для уточнения зрительных впечатлений.
3. Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств.
4. Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов.
5. Учить детей синхронизировать работу обеих рук; координировать работу в системе «глаз-рука».
6. Развивать мелкую моторику рук, для этого учить работать пальцами.
7. Развивать внимание, мышление, память.
8. Развивать речь (описание, составление рассказа), обогащать словарный запас.
9. Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли, поддерживать личностное творческое начало.
10. Учить детей грамотно отбирать содержание аппликации (лес, водоём, луг и др., «населять» соответствующими животными и растениями).
11. Создать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, изобразительными техниками.
12. Обогащать представления детей об окружающем мире живой и неживой природы.
13. Развивать чувство формы и пропорций.
14. Учить создавать индивидуальные и коллективные композиции.
Старшая группа.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, композиции. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Развитию воображения способствует предложение воспитателя выполнить картинку по произведениям фольклора: например, нарисовать иллюстрацию к сказкам, изобразить сказочный персонаж. Воображение детей развивается и при создании детьми изображения на темы потешек, загадок.
Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. В этой возрастной группе решается одна из самых сложных задач: задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении. Исходя замысла работы.
Очень часто дети, ещё не зная композиционных приёмов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданные решения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто детские приёмы – композиции в виде фриз. Когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное решение. Дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить ещё один.
Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса – небо. Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля. Используется приём расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда её верхний край является границей, горизонтом и отделяет, например поверхность земли, реки от полоски неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удалённых от нижнего края на разное расстояние. Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения.
При помощи цвета ребёнок может передать определённое настроение, состояние. Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами. Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т.д.).
Тематическое планирование
№ | Дата проведения | Тема | Цели и задачи |
1. | 21.09.2021 | Заюшкин огород | Уточнить представление детей об овощах, учить детей, закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе; поговорить об осенних работах людей в огородах и садах; развивать внимание, память, мелкую моторику; обогащать словарный запас детей; развивать творческие способности детей средствами мозаичной аппликации; воспитывать уважение к природе, бережное отношение к ней. |
2. | 12.10.2021 26.10.2021 | Хлеб всему голова! | Рассказать детям о важном и нелегком труде людей, которые растят хлеб, воспитывать уважение к людям данной профессии, учить с помощью аппликативных техник изображать различные мучные изделия, учить красиво оформлять свою работу, развивать моторику и воображение. |
3. | 09.11.2021 23.11.2021 | Кто под листиком живет? | Уточнить представления детей о насекомых, их строении, повадках, внешнем виде, воспитывать бережное отношение к природе, совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики «бумагокручение», способами: «подковка», «улиточка», «комочек», «колечко»; развивать познавательный интерес; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом); |
4. | 07.12.2021 | На дне морском | совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики «бумагокручение», способами: «подковка», «улиточка», «комочек», «колечко»; развивать познавательный интерес; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом); закреплять знания детей об обитателях моря; развивать творческие способности через нетрадиционную технику мозаичной аппликации «бумагокручение»: создание образов морских животных; воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве. |
5. |
21.12.2021 | Елочка красавица, всем нам очень нравится! | развивать у детей эмоциональное отношение к образу игрушки; синхронизировать работу обеих рук; воспитывать доброжелательное отношение к окружающим развивать умение сотрудничать с другими детьми; воспитывать уважение к своему и чужому труду |
6. | 11.01.2022 | Волшебный лес (коллективная работа) | учить создавать в аппликации композицию из нескольких предметов; развивать воображение и фантазию; развивать творческие способности через нетрадиционную технику мозаичной аппликации; |
7. | 08.02.2022 | Чудо-дерево | продолжать учить изображать в аппликации дерево; закреплять знания детей о деревьях; развивать творческое воображение и фантазию детей; воспитывать бережное отношение к родной природе, аккуратность, самостоятельность, усидчивость. |
8. | 22.02.2022 15.03.2022 | Необычные цветы небывалой красоты | совершенствовать владение детьми техникой аппликативной мозаики: складывание салфеточного жгутика способом «подковка» и наклеивать его на шаблон цветка волшебной полянки; развивать цветовое восприятие (подбирать цвет жгутика в соответствии с замыслом; развивать познавательный интерес, мелкую моторику, творческое воображение детей; воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе. |
9. | 05.04.2022 19.04.2022 | Быстрые ракеты, хвостатые кометы | учить изображать в аппликации небесное тело: комету на основе образного представления о внешнем виде («голова» в виде шара или звезды и огненный хвост); воспитывать интерес к познанию окружающего мира познакомить детей с понятиями: космос, звёзды, вселенная; небесными телами |
10. | 17.05.2022 24.05.2022 | Цыплята и одуванчики | учить передавать в аппликации образ одуванчика в соответствии с его описанием в стихотворениях поэтов, по представлению и с натуры; учить передавать в аппликации разные позы цыплят (стоит, клюёт, смотрит вверх); развивать наблюдательность, речь детей (придумывание сказок про цыплят); |
Диагностика развития творческих способностей детей на начало учебного года.
Показатели творческого развития детей | Высокий уровень | Средний уровень | Уровень ниже среднего |
1.Творческая активность | 4 человек 26,7% | 7 человека 46,6 % | 4 человек 26,7 % |
2. Освоение различных техник и материалов | 3 человека 20 % | 7 человек 46,6 % | 5 человек 33,4 % |
3. Развитие фантазии и воображения | 3 человека 20 % | 8 человека 53,3 % | 4 человек 26,7 % |
Дополнительную образовательную деятельность по развитию творческих способностей посещает 15 детей старшей группы.
Анализ дополнительной образовательной деятельности за 2020 – 2021 учебный год по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Сундучок идеей».
Дополнительная образовательная деятельность по развитию творческих способностей проводилась в течение всего года по графику: второй и четвёртый понедельник каждого месяца в 15.30 ч. Место проведения: групповая комната.
Задачи ДОД «Сундучок идей»:
● Формирование сенсорных способностей детей;
● Формирование целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета, явления;
● Обучение техническим приёмам и способам аппликатирования в нетрадиционных техниках: пластилинография и бумагокручение;
● Формирование способностей оперировать представлениями и преобразовывать их на основе накопленных знаний, опыта и воображения для создания самостоятельных аппликативных работ творческого характера, вносить инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого;
● Развитие у дошкольников воображения, умения видеть необычное в обычных предметах;
● Развитие художественно-творческих способностей и творчества ребёнка;
● Создание детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения;
● Воспитание стремления к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;
● Поддержку взаимосвязи между занятиями мозаичной аппликацией и другими видами деятельности;
● Приобщение к искусству: работа с репродукциями картин, иллюстрациями, прослушивание музыки;
● Создание благоприятного эмоционального климата в группе;
● Создание условий для совместной деятельности детей, вовлечение детей в активное обсуждение предстоящей деятельности на занятиях и возможности использования их готовых работ в повседневной жизни.
В старшей группе расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры, композиции. Более сложными становятся предметные аппликации с большим количеством деталей. Развитию воображения способствует предложение воспитателя выполнить картинку по произведениям фольклора: например, нарисовать иллюстрацию к сказкам, изобразить сказочный персонаж. Воображение детей развивается и при создании детьми изображения на темы потешек, загадок.
Дети могут вносить различные дополнения, связанные с темой. В этой возрастной группе решается одна из самых сложных задач: задача правильного пространственного расположения предметов на плоскости. Здесь они должны уметь определять связи между предметами, понимать черты условности, используемые как в передаче самих образов, так и в их расположении. Исходя замысла работы.
Очень часто дети, ещё не зная композиционных приёмов, начинают самостоятельно создавать смелые своеобразные, подчас неожиданные решения. Как правило, лучше всего им удаются простые, чисто детские приёмы – композиции в виде фриз. Когда предметы располагаются на одной горизонтальной линии. Это наиболее простое композиционное решение. Дети способны усвоить, что в жизни предметы располагаются один возле другого, поэтому невозможно на месте одного предмета поместить ещё один.
Усложняется содержание, меняется и фризовое расположение. Вверху фоновой поверхности появляется полоса – небо. Совершается постепенный переход от фризового расположения предметов к более естественному: расположению на всей поверхности рабочего поля. Используется приём расположения изображения на так называемой широкой полосе, когда её верхний край является границей, горизонтом и отделяет, например поверхность земли, реки от полоски неба, то расширяя, то сужая их. При этом устанавливается связь, между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, дальше, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур, удалённых от нижнего края на разное расстояние. Так возникает у детей представление о глубине пространства, они начинают осознавать зависимость пространственных свойств предметов от их расположения.
При помощи цвета ребёнок может передать определённое настроение, состояние. Для изображения подбираются художественные произведения с яркими и доступными для понимания дошкольника образами. Сказка позволяет детям в процессе конструирования сюжетных композиций постигать смысл человеческих отношений, переживаний и выражать эмоциональное отношение к изображаемым объектам с помощью элементарных символических средств (цвета, формы, композиционного решения и т.д.).
Диагностика развития творческих способностей детей на конец учебного года.
Показатели творческого развития детей | Высокий уровень | Средний уровень | Уровень ниже среднего |
1. Творческая активность | 8 человек 53,3 % | 7 человек 46,7 % | 0 человек 0 % |
2. Освоение различных техник и материалов | 7 человек 46,7 % | 8 человек 53,3 % | 0 человек % |
3. Развитие фантазии и воображения | 10 человек 66,7 % | 5 человек 33,3 % | 0 человек % |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-270092-1389704821.jpg)
ПРОГРАММА. Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД.
ПРОГРАММА.Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности в НОД....
Авторская программа «Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Представленная программа помогает детям с ограничеными возможностями здоровья развить в себе творческие способности....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/06/picture-436788-1575645732.jpg)
Программа "Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования"
Программа расчитана на детей 1,5-3 лет, срок реализации программы - 2 года. Программа направлена на формирование у детей навыков изодеятельности, совершенствование наблюдательности, воспита...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/10/picture-174602-1641817524.jpg)
Рабочая программа "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения технологии квиллинг"
Предлагаю вашему вниманию рабочую программу, с учетом регионального компонента растения Алтайского края. Данная программа соответствует основным требованиям ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-845991-1479653279.jpg)
Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»
Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/18/picture-609915-1426682677.jpg)
Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста "Школа фантазеров"
Программа развития творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста «Школа фантазеров» направлена на выявление и развитие творчески одаренных детей, реализации их потенциальных в...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/21/picture-1497089-1700588547.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА «Творческая мастерская» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА "СОЛНЫШКО"...