"Муравьи - санитары леса".
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Редина Елена Владимировна

Конспект образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности детей 6 - 7 лет на тему: "Муравьи - санитары леса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od_muravi.doc294.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности

Тема: «Муравьи - санитары леса».

                                                                                             

г. Оренбург

                                                                                                     

  Тема: «Муравьи – санитары леса»

 Цель:

Формирование целостной картины мира:

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма, желание помочь другу в трудной ситуации.  

Развивающие: Развивать мелкую моторику рук, графические навыки, мышление, память. Формировать умение понимать и выполнять учебную задачу. Развивать связную речь детей.

Образовательные:

Познакомить детей со строением муравья, о месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейнике; познакомить  о пользе приносимой муравьями; формировать понятия о бережном отношении к насекомым.

Закрепить умения проводить звукобуквенный анализ слова, повторить гласные и согласные звуки (твердые и мягкие).

Лепка: Закреплять умения лепить фигуры круглой и овальной формы, соблюдать пропорции, сглаживать детали при соединении между собой, развивать творческие способности детей, мелкую моторику рук.

Работа над словарем: тля, санитары, муравьи-фуражиры.

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей:  
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, создание  развивающей среды, загадывание загадок, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и  выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ иллюстраций, работа на листах, использование и закрашивание схемы слова, игры «Кто скорее соберет гусениц», «Муравейник»
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация вывода, физкультурная пауза, продуктивная деятельность, чередование видов детской деятельности.  
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения ОД:  альбом иллюстраций «Добро пожаловать в экологию!», листы бумаги, цветные карандаши, пластилин, доска для лепки, гусеницы из бумаги.

Виды детской деятельности в ОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Планируемые е результаты:

-развитие у воспитанников интереса к насекомым;

-умения детей действовать самостоятельно;

-проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

-умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи;

-умения детей лепить из пластилина муравья;

-формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;

Критерии оценки деятельности детей в ОД

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Проявляет  самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Сопереживает.
  5. Эмоционально реагирует.
  6. Проявляет  волевые  усилия.
  7. Аргументирует самооценку.

План ОД

Ход

 образовательной деятельности

1. Вводная часть.                                                          

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

«Стоит под елкой городок.

К нему сто тропок, сто дорог.

По тем дорожкам взад-вперед

Народец Крохотный снует».

(муравьи и муравейник)

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с муравьями.

Послушайте стихотворение о муравьях.

 По травинкам, по листочкам,
По канавкам и по кочкам
Рыжий муравей бежит,
По делам своим спешит.
Он как солнышка кусочек,
Тоже золотистый очень.
Не смотри, что кроха он,
Он могучий словно слон.
Не боится он труда,
Не ленится никогда
.

2.Основная часть.

Как выглядит муравей? (ответы детей)

А вы знаете, говорят, что 100 миллионов лет назад муравьи выглядели так же как сейчас. У него есть голова, на голове имеются глаза, но зрение плохое, есть на голове два усика: шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встречные предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», находят дорогу к муравейнику. У муравьев нет ушей, подобных человеческим, грудь расположена позади головы (в груди находятся сердце и пищевод), тонкая талия соединяет грудь с брюшком. У некоторых муравьев на конце брюшка имеется ядовитое жало. Также у муравья сильные челюсть и три пары ног.

Задание: произвести  звукобуквенный  разбор  слова  «муравей»

Как устроен муравейник?

Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие терема муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовочки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух вглубь муравейника.

    А крепок ли такой дом?

Представляете, да! Муравьи склеивают своей  слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.

Как вы  думаете, почему в одном направлении.

Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.

   Из чего муравейник  строят муравьи?

Из хвойных  иголок, кусочков коры, веточек, стебельков.

  Как вы думаете, какой высоты бывают муравейник?

Более метра.

Физминутка

 Липы.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

(Широким жестом развести руки в стороны.)

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.)

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону).

Чок – чок, каблучок!

(Потопать ногами.)

В танце кружится сверчок.

(Покружиться.)

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

(Движения руками, как при игре на скрипке.)

Крылья бабочки мелькают –

(Движения руками, как крыльями.)

С муравьем она порхает.

(Покружиться парами.)

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

(Танцевальные движения, как в гопаке.)

Звонко хлопают ладошки!

(Похлопать в ладоши.)

Всё! Устали ножки!

 

      Как происходит в муравейнике разделение труда?

А вы знаете, что муравьи живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого семейства муравьиха отгрызла себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их, прячут вглубь муравейника, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона.

Муравьи- воины смело защищают муравейник от не прошеных гостей: сверчков, кузнечиков, больших жуков.

  Знаете ли вы, что у муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы?

Если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля.

Это крошечное насекомое, которое вырабатывает молочко. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную жидкость.

Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или клиновый сок.

Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых.

Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи-фуражиры. А фуражом, то есть едой становятся семена трав, грибы, зерна, насекомые, жучки, бабочки, гусеницы.

         Ребята, предлагаю вам стать муравьями и отправиться наводить порядок в лесу. Посмотрите, на листьях нашего дерева появились гусеницы. Если вы их не соберёте, от листвы ничего не останется.

Проводится игра: «Кто скорее соберет гусениц».

Дети образуют две команды, по 2 муравья, подбегают к дереву, снимают с него по гусенице и кладут в свои корзины. Побеждает  та команда, кто больше соберет гусениц.

Спасибо вам, защитники леса!

     Знаете ли вы, ребята, что в доме муравьев действует своя система наказаний. Например: если здоровый муравей-фуражир ленится и несколько раз подряд возвращается в муравейник ни с чем. Его убивают или съедают.

Совершенно по-другому поступают муравьи с тем, кто не может трудиться: стал старым или, например, повредил лапку, его кормят до тех пор, пока он не поправится и сможет сам приносить еду другим.

      Какие враги есть у муравьев?

В лесу у муравьев много врагов. Их истребляют птицы, или лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом.

    Муравьями питаются птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а так же        барсуки и лисы. Гнезда рыжих лесных муравьев используют как места ночевок кабаны.

Некоторые птицы прилетают лечиться к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.

     Почему муравьев называют санитарами леса?

Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.

Каждый день с весны до осени неутомимые муравьи приносят в свой дом столько насекомых, сколько могло бы уместиться в ранце школьника. Да, недаром муравьи называют санитарами леса.

Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в  глубокие подземные камеры и , сбившись в большой ком, засыпают.

Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживет.

Проводится игра: «Муравейник»

Дети делятся на муравьев и муравейник. Муравейник: дети берутся за руки и образуют круг. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «утро» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «вечереет» дети-муравейник медленно опускают руки, дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «ночь», когда дети-муравейник опустят руки вниз.

      Где встречаются муравьи?

Известно более 10000 видов муравьев. Один из самых распространённых муравьев – это черный садовый муравей, живут на лугах, в лесах, садах. Эти муравьи  устраивают гнезда под камнями и поваленными деревьями.

          Почему муравьи называются самыми сильными животными?

Кто самый сильный на земле? Думаете слон или бегемот? Нет, не угадали!

   Самый сильный на свете -  муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон при весе 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны.

   Вот какой силач малютка – муравей!

Мы сегодня много интересного  узнали о муравьях, а сейчас мы слепим этого маленького силача.

Дети садятся за парты для проведения занятия по лепке.

Этапы лепки муравья.

1.Из коричневого пластилина изготавливаем большой шар и придаем ему яйцевидную форму. Это будет голова муравья.

2. Из пластилина того же коричневого цвета изготовляем шар среднего, большого размера. Шару большого размера придаем каплевидную форму – это детали туловища муравья.

3. Соединяем детали туловища муравья между собой, прилепляя голову к туловищу.

4. Из пластилина коричневого цвета лепим жгут, немного сгибаем его и прикрепляем к верхней части головы – это будут усы.

5. Из того же пластилина изготовляем 6 длинных жгутов. Получились лапки.

6. Прикрепляем лапы с двух сторон к туловищу муравья.

7. Из пластилина белого цвета лепим 2 маленьких шара – это будут глаза, потом из пластилина черного цвета делаем маленькие шарики – это буду зрачки.

Самостоятельная лепка муравья.

3.Заключительная часть. 

Вот какие вы ребята молодцы! Посмотрите на свои работы и скажите, у кого получилось лучше всех? Давайте наши поделки поставим возле муравейника, который мы слепили вчера. Теперь давайте наведем порядок на столах и вымоем руки.

Длительность ОД:  минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказ воспитателя на тему"Муравьи-санитары леса".

Углубить знания детей о муравьях,их образе жизни....

Конспект занятия в старшей группе "Муравьи - санитары леса"

Формировать представление о роли муравьев в жизни леса. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к муравьям....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с целостной картиной мира (экология) и лепкой на тему:«Муравьи – санитары леса»

Цель: Формирование целостной картины мира: Закрепить знания детей о строении муравья, месте его обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейник; познакомить  о пользе приносимой му...

Муравьи-санитары леса

Коспект образовательной деятельности для детей старшего возраста о жизни и разнообразии муравёв в природе, необходимости бережного к ним отношения....

Конспект НОД "Муравьи- санитары леса"

Материал способствует углублению знаний детей о муравьях, их образе жизни; воспитывает бережное отношение к природе....

Презентация "Муравьи-санитары леса"

Презентация к занятию по природному миру (средняя группа)...

конспект НОД "Муравьи - санитары леса"

Цель: углубить знания детей о муравьях, их образе жизни, как санитаров леса....